Использование инструментов медиации в психологическом консультировании семей в ситуации развода | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 августа, печатный экземпляр отправим 28 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №31 (530) август 2024 г.

Дата публикации: 29.07.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Березовская, Е. Н. Использование инструментов медиации в психологическом консультировании семей в ситуации развода / Е. Н. Березовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 31 (530). — С. 85-90. — URL: https://moluch.ru/archive/530/116902/ (дата обращения: 16.08.2024).



Актуальность выбранной темы заключается в возможности расширить инструменты психологического консультирования при помощи медиативных техник, что особенно важно при консультировании семей в ситуации развода. Количество разводов не становится меньше, и поэтому важно научить родителей, бывших супругов конструктивно общаться и после развода. Кроме того, применение медиативных техник может повлиять на само решение супругов о разводе.

Ключевые слова: психологическое консультирование, медиация, семейная медиация, развод, семейный кризис.

Цель настоящей работы заключается в том, чтобы обосновать применение медиативных техник в психологическом консультировании и показать преимущество данной технологии в работе с семейными парами, находящимися в ситуации развода.

Выборка. В исследовании приняли участие 10 семей с детьми, супруги в возрасте 30–45 лет, прожившие в браке более пяти лет.

Методы. Исследование выполнено с использованием трех методик:

Тест-опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Г. П. Бутенко, Т. Л. Романова, факультет психологии МГУ) предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности, а также согласования-рассогласования удовлетворенности браком в конкретной супружеской паре. Опросник применяют индивидуально в консультативной практике и в процессе исследования той или иной социальной группы.

Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман) дает возможность охарактеризовать обследуемую семью по ряду параметров: наиболее конфликтные сферы семейных отношений, степень согласия (несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре.

Опросник для анализа «Особенности общения между супругами» (Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М.) Опросник дает возможность изучить: сходство во взглядах, доверительность общения, взаимопонимание, психотерапевтичность общения.

Результаты. Разработана новая программа по внедрению инструментов и принципов медиации в процесс психологического консультирования семей в ситуации развода.

Выводы. Важнейшей характеристикой успешных супружеских отношений является наличие между супругами глубокого взаимопонимания. Это означает, что каждый партнер принимает и не осуждает взгляды и поведение другого, даже если оно не во всем соответствует его собственному, ему не требуется что-то объяснять или оправдываться.

Межличностное общение супругов тем успешнее, чем больше взаимной эмпатии они проявляют в нем. Несомненно, что без сопереживания, сочувствия, соучастия успешное межличностное общение между супругами невозможно.

К сожалению, у нас в школе не учат общению, эмпатии и проявлению внимания друг к другу. Мы увидели, что людям необходимо понять, как можно улучшить их отношения, что они делают не так, в чем секрет счастливой семейной жизни. У каждой семьи рецепт счастья конечно свой, но одно важно знать — всегда можно договориться, обо всем можно поговорить, все проблемы обсуждаемы.

Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования директора НКО Центр Медиации «Территория согласия» Дрянных Ольгу Валерьевну.

В нашем современном научном мире столько совершено открытий и изобретено нового, что создать что-то еще как будто уже невозможно. И в то же время наука движется вперед со скоростью света!

Наша работа о применении принципов и инструментов медиации в психологическом консультировании семейных пар в период развода. Актуальность выбранной темы заключается в возможности расширить инструменты психологического консультирования при помощи медиативных техник. Практика медиации предъявляет высокие требования к специалисту. Он должен соблюдать принципы медиации, не оценивать ни каким образом стороны и их поступки, быть хорошим переговорщиком. В то же время это дает возможность в кратчайшие сроки сформулировать повестку для дальнейших переговоров между сторонами, что позволяет им общаться и решать вопросы по воспитанию своих детей. Количество разводов не становится меньше и поэтому важно научить родителей, бывших супругов, конструктивно общаться и после развода. Кроме того, применение медиативных техник может повлиять на само решение супругов о разводе.

Количество браков в России в последние годы снижается, а число разводов остается примерно одинаковым. По данным Росстата (https://rosstаt.gov.ru/) в 2021 году в нашей стране было заключено 923 207 браков. В 2021 году распалось 644 207 семей, что составило примерно 70 % от количества заключенных браков в 2021 году. Почему семейные пары расходятся? По данным опроса ВЦИОМ (https://wciom.ru/аnаlyticаl-reviews/аnаliticheskii-obzor/ot-brаkа-do-rаzvodа-1990–2021) наиболее распространенными причинами для развода россияне назвали:

— Бедность — 33 %

— Взаимное непонимание — 15 %

— Измена — 14 %

— Бытовые проблемы — 10 %

— Несовместимость характеров — 8 %

— Пьянство — 8 %

— Другое

Более половины наших соотечественников (57 %) считают, что принятие решения о разводе зависит от конкретного случая.

Итак, если бедность проблема, не относящаяся к теме нашей работы, то все остальные причины так или иначе имеют отношение к вопросу умения супругов общаться и договариваться друг с другом.

Брак и семья — общественные формы регулирования отношений между людьми, состоящими в родственных связях, но, несмотря на близость этих понятий, они не являются тождественными. Брак— особый социальный институт, исторически обусловленная, социально регулируемая форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям (В. И. Зацепин, 1991). Брак является основой формирования семьи. Семья — малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство (Н. Я. Соловьев, 1977). Особый характер семьи как малой социальной группы связан с высокой аффективной интенсивностью и эмоциональной «перенасыщенностью» отношений между членами семьи, где на одном полюсе — отношения любви, принятия и привязанности, а на другом — отношения ненависти, отвержения, зависимости, негативизма. (О. А. Карабанова — Психология семьи и семейных отношений).

В нашем исследовании мы работали с семьями, которые попадают в категорию «Средний брак». Понятие «Средний брак» (Г. В. Старшенбаум гл. 3.2 Динамика брака) включает до 25 лет супружества и возраст супругов до 50 лет. Характеризуется устойчивым экономическим положением, повышением социальной активности жены, перераспределением ролей и их стабилизацией. Сексуальная жизнь может стать рутинной и монотонной. Прародители в это время становятся больными и немощными, традиции требуют лечить их и обслуживать дома. Старики претендуют на прежнее лидерское положение в семье, в то же время объединяются с внуками — подростками, покрывают их поступки.

Хорошо функционирующая семья характеризуется следующими признаками: толерантность, уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и ценностных ориентиров. Любая семья как динамическая система проходит ряд этапов развития. Отметим, что при прохождении этапов своего развития семья проходит ряд трудностей, — так называемых, нормативных кризисов. Однако кроме нормативных кризисов семья может переживать и ненормативные кризисы.

Ненормативный семейный кризис — это кризис, возникновение которого возможно на любом этапе жизненного цикла семьи и связано с переживанием негативных жизненных событий, определяемых как кризисные. Одним из таких событий является развод.

Осуществленному разводу, как правило, предшествуют неоднократные попытки супругов разойтись. Развод и его психологические следствия представляют актуальную проблему современного российского общества. В настоящее время развод как явление оценивается неоднозначно. Если раньше его интерпретировали однозначно отрицательно — как угрозу семье, то сегодня возможность расторжения брака рассматривается как неотъемлемый компонент семейной системы, необходимый для реорганизации ее в тех случаях, когда сохранить семью в прежнем составе и структуре оказывается невозможным (С. И. Голод, 1995). Возрастание разводов, по мнению Голода, в определенном смысле предопределено переходом к новому способу заключения брака, когда основное значение приобретает свободный выбор супруга на основе чувства любви и личностной избирательности. Свобода выбора партнера с необходимостью предполагает свободное расторжение брака в условиях, когда супружеские отношения складываются неудачно. Развитие экономической самостоятельности и социального равноправия женщин создает условия для расторжения брака в тех случаях, когда семья становится помехой на пути свободного саморазвития и самореализации женщины. В семье, имеющей детей, развод не означает ее ликвидацию и прекращения ее функционирования. Семья сохраняет по крайней мере одну, но важнейшую функцию — воспитание детей. Разведенные супруги перестают быть мужем и женой, но всегда остаются родителями своих детей. Именно поэтому очень важно, чтобы бывшие супруги могли сохранить между собой отношения, которые могут им позволить общаться со своими детьми и принимать полноценное участие в воспитании матери и отцу.

Однако люди в период развода или расставания не готовы или не могут вести переговоры, сохраняя спокойствие и способность мыслить рационально. Зачастую их захлестывают такие сильные эмоции, что они не в состоянии четко думать. Семейно-ориентированная медиация нацелена на то, чтобы помочь родителям и, возможно, другим членам семьи разработать модели их дальнейших взаимоотношений с детьми и прийти к согласию по ряду важных вопросов. Основная задача — помочь семье адаптироваться к изменениям. Одним из парадоксов семейной медиации и семейного психологического консультирования является то, что специалист (медиатор, психолог) ожидает от расстающихся или уже расставшихся людей больше, чем от тех, которые живут вместе. В ходе медиации людей на грани нервного срыва просят проанализировать финансовые данные и составить бюджет, несмотря на то, что они переполнены горем и ощущением утраты. Предполагается, что родители пойдут навстречу друг другу при решении вопросов, связанных с будущим их детей, хотя, возможно, один из них покинул семью несколько месяцев или даже лет назад и не общался с тех пор со своим бывшим партнером. Медиаторы и психологи ожидают от людей осознанного поведения тогда, когда разум этих людей затемнен гневом и страданиями.

Пары, расставание или развод которых сопряжены с особенно большим стрессом, не могут удержаться от того, чтобы не повысить голос и не накричать на партнера, который стал инициатором разрыва их отношений и покинул дом. На шкале наиболее стрессовых событий нашей жизни развод занимает второе место, уступая только смерти супруга или супруги. Считается, что даже увольнение или заключение в тюрьму сопряжено с меньшим стрессом, чем развод. До сих пор специалисты спорят о том, насколько реалистично ожидать от людей принятия важных решений в период сильных душевных страданий и эмоциональной уязвимости.

Профессиональный медиатор помогает сделать все, чтобы стороны сами смогли понять суть существующей проблемы и самостоятельно ее решить при его содействии. Медиатор работает с людьми и человеческими отношениями, уделяя внимание эмоциональной стороне конфликта. Его задача — помочь им взглянуть на ситуацию со стороны, прояснив различные ее аспекты, вернуть способность к рациональной оценке обстоятельств, к разумным действиям, отвечающим их истинным интересам. Медиатор не советует, не навязывает свои решения, он помогает посмотреть на конфликт с разных точек зрения.

В отличие от консультации психолога, медиация более предметно ориентирована, то есть медиаторами рассматриваются конкретные проблемы и варианты их решения. Медиатор не может выносить или предлагать какое-то решение: оно вырабатывается участниками конфликта. Медиатор создает возможности для каждой стороны услышать и понять, чего хочет другая сторона, выразить свои потребности и интересы, восстановить и укрепить связь между конфликтующими сторонами. В процессе медиации обеспечивается необходимое безопасное пространство, в котором стороны могут доверять друг другу, совместно работать над решением проблем, а в дальнейшем безболезненно общаться друг с другом. Таким образом, если суд рассматривает только предмет спора, не учитывая эмоциональную составляющую, а психотерапия, наоборот, концентрируется на эмоциональном аспекте, медиация в достаточной степени уделяет внимание обоим аспектам. Выражение эмоций особенно важно при семейной медиации, так как в данном случае кроме личных интересов имеют место родственные отношения. Однако медиатор не позволяет сделать так, чтобы эмоции взяли верх; параллельно ведется качественная работа над разрешением проблемной ситуации.

Рекомендации Паркинсон гласят, что семейные разногласия имеют некоторые особенности, которые необходимо учитывать при проведении медиации:

  1. Как правило, между членами семьи устанавливаются тесные отношения, которые развиваются в течение продолжительного времени. Процесс урегулирования разногласий должен способствовать не только разрешению нынешних проблем, но и формированию эффективных отношений между членами семьи в будущем.
  2. Из-за сложившихся близких личных отношений в семье споры между ее членами эмоционально насыщены, т. е. эмоции усложняют проблемы и искажают суть конфликтов и разногласий. Считается нормой, когда эти чувства и эмоции признаются и понимаются участниками конфликта и медиатором.
  3. Споры, возникающие в ходе развода или расставания, затрагивают и других членов семьи, в основном детей, которые могут не принимать непосредственного участия в медиации, но при этом их интересы настоль ко важны, что часто определяют исход медиации. (Лиза Паркинсон — Семейная медиация, 2012г.)

Зачастую в рамках психологической консультации бывшие супруги более склонны обсуждать свои старые обиды, накопившиеся за совместно прожитые годы, не видят перспектив дальнейшего общения. Каждая сторона пытается обвинить другую: «Да я вам сейчас такое расскажу! Вы очень удивитесь! Это же невозможно! Вы даже не представляете, какой он (она) на самом деле!»

На основании анализа степени изученности темы и существующих методик нами был спланирован наиболее оптимальный для реализации цели и задач диссертации констатирующий эксперимент. Его основной целью стало определение эмоционального, когнитивного и мотивационно-поведенческого уровня отношений между супругами в ситуации развода. Для этого мы используем следующие методики:

— Тест-опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Г. П. Бутенко, Т. Л. Романова, факультет психологии МГУ) предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности, а также согласования-рассогласования удовлетворенности браком в конкретной супружеской паре. Опросник применяют индивидуально в консультативной практике и в процессе исследования той или иной социальной группы.

— Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман) дает возможность охарактеризовать обследуемую семью по ряду параметров: наиболее конфликтные сферы семейных отношений, степень согласия (несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре.

— Опросник для анализа «Особенности общения между супругами» (Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М.) Опросник дает возможность изучить: сходство во взглядах, доверительность общения, взаимопонимание, психотерапевтичность общения.

Так в ходе констатирующего эксперимента нами было выявлено, что все семьи находились в различных конфликтных ситуациях по разным причинам. Но у всех семей была одна задача — сохранить возможность общения между супругами (бывшими супругами) и обоих родителей с детьми. В 80 % случаев инициаторами обращения к специалисту были женщины.

Проанализируем результаты более подробно. При количественном анализе результатов эксперимента, полученных по методике Теста-опросника удовлетворенности браком (В. В. Столин, Г. П. Бутенко, Т. Л. Романова) мы выявили, что:

Низкий уровень удовлетворенности браком, — 5 мужчин (50 %) и 8 женщин (80 %).

Средний уровень удовлетворенности браком, — 2 мужчины (20 %) и 2 женщины (20 %).

Высокий уровень удовлетворенности браком, следовательно, — 3 мужчины (30 %) и ни одной женщины (0 %). (См. рис. 1)

Анализ результатов по методике «Уровень удовлетворенности браком»

Рис. 1. Анализ результатов по методике «Уровень удовлетворенности браком»

При качественном анализе мы видим, что что 80 % женщин и 50 % мужчин показали низкий уровень удовлетворенности браком. Мы предполагаем, что это связано с тем, что женщины более эмоциональны и в 80 % случаев они являются инициаторами обращения к специалистам.

Практически 30 % супругов, которые считают свою семью благополучной, были удивлены тем, что оказывается у их вторых половин на этот счет совершенно противоположное мнение.

Мы предполагаем, что это связано с высокой эмоциональностью женщин, с их более требовательным отношением к браку. В таком сложном психологическом настроении семейные пары пытаются договориться и прийти к решению вопросов их семейной жизни и воспитания детей. Как правило, все это проходит на высокой эмоциональной ноте. И как раз тут важно внести такой инструмент, который поможет супругам посмотреть на свою историю более рационально, не через призму эмоций. В качестве такого инструмента мы предлагаем использовать основные принципы и подходы медиации.

При количественном анализе результатов эксперимента по методике «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман) мы выявили, что: Низкий уровень конфликтности в парах, следовательно, высокий когнитивный критерий — 2 мужчин (20 %) и 2 женщин (20 %).

Средний уровень конфликтности в парах, следовательно, средний когнитивный критерий — 5 мужчин (50 %) и 4 женщины (40 %) (см рис 2).

Высокий уровень конфликтности в паре, следовательно, низкий когнитивный критерий — 3 мужчины (30 %) и 4 женщины (40 %).

На рисунке 2 приведен усредненный результат теста до проведения консультации по восьми сферам супружеского взаимодействия.

Анализ результатов по методике «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»

Рис. 2. Анализ результатов по методике «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»

Примечательно, что у пар, которые показывали на консультации высокую конфликтность, усредненный результат на диаграмме стремится к -2, что показывает категорическое несогласие одного супруга с другим.

При количественном анализе результатов эксперимента, полученных по методике «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях», мы выявили, что

Низкий уровень конфликтности в парах, следовательно, высокий когнитивный критерий — 2 мужчин (20 %) и 2 женщин (20 %).

Средний уровень конфликтности в парах, следовательно, средний когнитивный критерий — 5 мужчин (50 %) и 4 женщины (40 %).

Высокий уровень конфликтности в паре, следовательно, низкий когнитивный критерий — 3 мужчины (30 %) и 4 женщины (40 %).

При качественном анализе мы выявили, что уровень конфликтности в паре более высок у женщин. Они являются инициаторами обращения к специалисту и именно женщины желают разрешить конфликтную ситуацию, понять и разобраться, что происходит в семье. Мужчины менее конфликтны, но готовы к поиску общего решения проблемы. Это можно объяснить тем, что муж в большинстве случаев отвечает на претензию жены, что непосредственно его ситуация в семье более-менее устраивала.

Всего 20 % пар обозначили низкий уровень конфликтности, это связано с тем, что есть сферы, в которых они спокойно могут общаться, такие как: проблемы отношений с родственниками и друзьями, проявление стремления к автономии, рассогласование норм поведения, проявление ревности, расхождения в отношении к деньгам.

Более конфликтными сферами являются: вопросы, связанные с воспитанием детей, нарушение ролевых ожиданий, проявление доминирования одним из супругов.

Так, например, супруги одной из семей, участвующих в эксперименте, не высказывали желания развестись, но уровень их конфликтности достиг высокой напряженности, и одной из задач было понять, какие конкретные сферы взаимодействия в семье не устраивают супругов. При помощи данной методики мы выяснили, что максимально конфликтными являются: распределение ролей в семье, общение с родственниками и воспитание детей. С этой семьей именно в этих вопросах было уделено особое внимание при консультировании.

При количественном анализе результатов эксперимента, полученных по методике «Особенности общения между супругами», мы выявили, что

Низкий уровень общения в парах, следовательно, низкий мотивационно-поведенческий критерий — 2 мужчин (20 %) и 2 женщин (20 %).

Средний уровень общения в парах, следовательно, средний мотивационно-поведенческий критерий — 7 мужчин (70 %) и 7 женщины (70 %).

Высокий уровень общения в парах, следовательно, высокий мотивационно-поведенческий критерий — 1 мужчина (10 %) и 1 женщина (10 %). (См. рис. 3)

Анализ результатов по методике «Особенности общения между супругами»

Рис. 3. Анализ результатов по методике «Особенности общения между супругами»

При качественном анализе мы выявили что, при высокой конфликтности и слабой удовлетворенности браком пары демонстрируют средний уровень общения. В понятие общения входят такие компоненты как: доверительность общения, взаимопонимание между супругами, сходство во взглядах супругов, общие символы семьи, «психотерапевтичность» общения и легкость общения между супругами. Это можно объяснить тем, что у всех тестируемых пар есть дети, все они уже более трех лет в браке и достаточно хорошо знают характеры друг друга. Так, например, в одной из семей, несмотря на то, что отношения между супругами восстановить не удалось и общение матери с дочерью по решению дочери восстановить не получилось, супруги очень хорошо знают привычки друг друга. В другой семье, где муж считает, что семья вполне благополучная и был крайне удивлен обращением супруги к специалистам, жена в результате тестирования показала результат совершенно неблагополучной семьи. Конфликтность в паре достаточно высокая, супруга недовольна поведением супруга, открыто показывает свое недовольство их совместной жизнью, но при этом общение между супругами по таким параметрам как доверительность, взаимопонимание, легкость в общении и психотерапевтичность общения имеют уровень выше среднего. Это можно объяснить тем, что супруги находятся в браке больше 8 лет, они хорошо знают характеры друг друга и у них остались сферы семейной жизни, в которых они сотрудничают. Мы понимаем, что основная наша задача — создать условия при консультировании, чтобы супруги услышали друг друга, увидели, что их ссоры — это не больше, чем сбой коммуникации и в любой сложной ситуации надо стараться объяснить свою позицию и понять позицию своего партнера.

Из нашего эксперимента можно сделать вывод, что участвующие в эксперименте семейные пары находятся в высоком эмоциональном возбуждении, когда начинают общаться между собой, но есть сферы семейной жизни, в которых они могут договариваться и в которых разум побеждает над эмоциями. Мы можем предположить, что если в процессе психологического консультирования создать определенный эмоциональный настрой и использовать определенные правила, то данным партнерам можно будет договориться по вопросу дальнейшего общения и воспитания детей.

Таким образом, мы предлагаем использовать основные принципы и инструменты медиации, которые позволяют в рамках психологического консультирования максимально конструктивно разрешать споры между супругами. Добровольность, конфиденциальность, равноправие сторон, независимость, нейтральность, сотрудничество и уважение — дают возможность поставить стороны в определенные рамки, что гарантирует проведение цивилизованных переговоров. Инструменты медиации дают возможность прошлое оставить в прошлом и идти дальше с возможностью общаться и участвовать в воспитании детей второму родителю. Ведь развод не означает конец общения между бывшими супругами.

Литература:

1. Карабанова О. А. «Психология семейных отношений и основы семейного консультирования», 2005г.

2. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.- 3-е изд.- СПб.: Издательство «Питер», 2000.

3. Паркинсон Л. Семейная медиация. — М.: МЦУПК, 2010.

4. Разрешение семейных конфликтов. Руководство по международной семейной медиации. — М.: Издательство ООО «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования», 2015.

5. Семейный кодекс Российской Федерации. — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultаnt.ru/document/cons_doc_LAW_8982/

6. Федеральный закон об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации). — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultаnt.ru/document/cons_doc_LAW_103038/

7. Федеральный закон о внесении изменений в основы законодательства Российской Федерации о нотариате № 84-ФЗ. — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultаnt.ru/document/cons_doc_LAW_413454/

8. Старшенбаум Г. В. Сексуальная и семейная психотерапия. — М.: Изд-во Высшей школы психологии, 2003. — С. 54–55.

Основные термины (генерируются автоматически): супруг, семья, уровень конфликтности, пар, психологическое консультирование, брак, воспитание детей, женщина, отношение, развод.


Похожие статьи

Задать вопрос