Формализация задачи оптимального пакетирования телекоммуникационных услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Никитин А. Ю., Гаибова Т. В. Формализация задачи оптимального пакетирования телекоммуникационных услуг // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 392-395. — URL https://moluch.ru/archive/53/7251/ (дата обращения: 11.12.2018).

Пакетирование простых услуг на сегодняшний день является наиболее перспективной технологией захвата и удержания потребительского рынка телекоммуникаций. Эффект от пакетирования простых телекоммуникационных услуг достигается за счет:

-          снижения затрат компании при объединении нескольких простых услуг в пакет;

-          расширения рыночной ниши компании вследствие предоставления потребителям возможности получения расширенного комплекса телекоммуникационных услуг по сниженным ценам.

Несмотря на пристальный интерес к рассматриваемой технологии [1,2], следует отметить, что принятие решений о включении простых услуг в пакет, а также определение состава совокупного плана предоставления телекоммуникационных услуг носит, в основном, субъективный характер, зачастую не подкрепленный обоснованными расчетами, что неблагоприятно сказывается на последствиях сделанного выбора. Основной проблемой при принятии подобных решений является необходимость согласования интересов потенциальных потребителей телекоммуникационных услуг и компаний, предоставляющих эти услуги. Подобные задачи рассматриваются в области планирования и оптимизации товарного ассортимента [3,4], ресурсного планирования [5,6], но они не учитывают специфики телекоммуникационной сферы в таких важных вопросах, как, например, целеполагание потенциальных потребителей телекоммуникационных услуг и компаний, предоставляющих такие услуги, особенности формирования структуры затрат телекоммуникаций и причины возникновения возможных резервов их снижения, особенности прогнозирования и управления на быстро изменяющемся рынке телекоммуникаций. Таким образом, проблема определения оптимального состава пакета телекоммуникационных услуг и выбора сбытовой стратегии телекоммуникационной компании остается слабо исследованной.

Потенциальным резервом повышения качества принятия решений при пакетировании телекоммуникационных услуг, на наш взгляд, является теория принятия решений в условиях неопределенности [7]. В настоящей статье представлены концептуальные решения по созданию методики оптимального пакетирования телекоммуникационных услуг, базирующейся на основных положениях указанной теории.

Предлагаемая методика оптимального пакетирования должна включать инструментарий для решения двух основных задач:

1)     определение сравнительной результативности простых и сложных услуг;

2)     формирование оптимального стратегического плана предоставления услуг.

Далее описаны особенности постановки и решения выделенных задач.

Задачу определения сравнительной результативности простых и сложных телекоммуникационных услуг предлагается рассматривать как задачу принятия решений в условиях неопределенности.

Для ее формализации в дискретном виде необходимо определить множество рассматриваемых альтернатив Х, множество возможных исходов Y, а также разработать процедуру расчета параметра  — оценки ситуации выбора альтернативы и реализации исхода .

В качестве альтернатив предлагается рассматривать не только исследуемые варианты телекоммуникационных пакетов, но и простые услуги компании, так как они представляют собой полноценные самостоятельные варианты предоставления услуг, которые могут быть в исходном виде включены в стратегический план предоставления услуг компании и служат базовым индикатором для сравнительной оценки эффективности анализируемых пакетов.

Возможными базовыми услугами включенными в пакет могут быть: кабельное телевидение, каналы IP-TV, интернет, традиционная телефония, ip-телефония, набор сайтов, онлайн игры, новости, программное обеспечение, взаимное сотрудничество с другими компаниями (сотовая связь) и пр.

Множество возможных исходов Y может быть сформировано на основе следующих гипотез и допущений:

1)     на рынке телекоммуникационных услуг присутствуют несколько конкурирующих компаний;

2)     каждый сегмент потенциальных потребителей отличается предпочтениями к определенному набору услуг исходя из собственной профессиональной ориентации и возраста (обязательные услуги), а также лояльностью  к дополнительным/вспомогательным телекоммуникационным услугам, которые не являются услугами первой необходимости, но могут быть приобретены при определенных условиях маркетинговой стимуляции (резервные услуги);

3)     представители различных сегментов потенциальных потребителей принимают решение о приобретении телекоммуникационных услуг на основе соотношений предпочтения /цена и /цена.

Для сегментирования потенциальных потребителей могут быть использованы методы кластерного анализа. В качестве исходной информации для его проведения должна рассматриваться репрезентативная выборка текущих потребителей услуг компании, различающихся профессиональными интересами и возрастом, источники исходной информации — результаты маркетинговых исследований компании о структуре спроса на предлагаемые услуги.

Тогда платежная матрица рассматриваемой задачи будет выглядеть следующим образом:

Сегмент 1

Сегмент 2

Сегмент l

Услуга 1

Услуга 2

Услуга m

qm1

qm2

qml

Пакет 1

qm+1,1

qm+1,2

qm+1,l

Пакет 2

Пакет n

qm+n,1

qm+n,2

qm+n,l

Рис. 1. Платежная матрица для определения сравнительной результативности простых и сложных услуг в условиях неопределенности

В качестве параметра  предлагается использовать соотношение доходность/затраты, связанные с реализацией соответствующего вида услуг на определенном сегменте рынка за рассматриваемый промежуток времени (интервал планирования). В качестве доходов следует рассматривать прогнозную величину положительного денежного потока, вычисленную для выбранной альтернативы и конкретного исхода, который определяет число потенциальных потребителей рассматриваемой телекоммуникационной услуги.

При определении затрат для альтернатив, представляющих собой сложные услуги, следует учитывать полезный эффект от пакетирования, выражающийся в снижении затрат на реализацию при объединении нескольких простых услуг в пакет.

Таким образом, вычисление параметра  для  следует производить следующим образом:

,

где:  — доходы от реализации, анализируемой альтернативы,

 — затраты на оказание k-простой услуги, включенной в пакет для анализируемой альтернативы,

k = 1..r — количество простых услуг в пакете.

Необходимо отметить, что данная модель платежной матрицы может быть использована для рассмотрения вариантов оптимальной реализации уже освоенных простых услуг, не требующих дополнительных инвестиций в основные производственные фонды при пакетировании. Если же речь идет о выведении новой простой услуги на рынок и создании на ее основе новых пакетов, что потребует дополнительных инвестиций, логично использовать в качестве параметра какой-либо стандартный показатель коммерческой эффективности инвестиций с учетом дисконтирования (NPV, IRR, PI, PBP). Правила же определения текущих доходов и затрат для каждого варианта с соответствующим исходом остаются прежними.

На основе составленной платежной матрицы можно:

1)                 провести выбор оптимальной альтернативы по критериям принятия решений в условиях неопределенности — максимин, минимакс, критерий Сэвиджа, Гурвица и пр. Выбор критерия определяется в соответствии с целевыми установками развития телекоммуникационной компании;

2)                 провести сравнительный анализ и ранжирование предлагаемых альтернатив и использовать полученную информацию для решения второй задачи предлагаемой методики оптимального пакетирования — для формирования сводного плана предоставления телекоммуникационных услуг.

Процедура формирования сводного плана предоставления телекоммуникационных услуг носит итерационный характер и обязательно включает следующие этапы:

-          определение временного горизонта сводного планирования предоставления услуг;

-          определение целевых предпочтений руководства компании, включая отношение к риску недополучения запланированных доходов;

-          прогнозирование емкости рынка с учетом информации, полученной при составлении платежной матрицы и по результатам решения задачи сравнительного анализа и ранжирования предлагаемых услуг;

-          определение возможности параллельной, последовательной и комбинированной реализации простых и сложных услуг путем задания соответствующих коэффициентов, имеющих временной характер;

-          составление оптимального сводного плана предоставления телекоммуникационных услуг по критериям минимального риска и максимального объема затрат, которые могут быть высвобождены в результате пакетирования.

Предлагаемая методика позволит:

1)                 количественно обосновать принимаемые решения о включении простых телекоммуникационных услуг в пакет;

2)                 сформировать оптимальный состав сводного плана предоставления телекоммуникационных услуг и определить оптимальный уровень текущих затрат компании;

3)                 повысить качество планирования реализации телекоммуникационных услуг за счет учета неопределенности, связанной с предпочтениями потенциальных потребителей.

Литература:

1.         В. Шатохин. Пакетирование услуг в инфокоммуникациях // Ucomm. 2011. URL: http://www.ucomm.ru/index.php/publikatsii/produkty-i-uslugi/92-paketirovanie-uslug-v-infokommunikatsiyakh

2.         А. Крылова. Больше пакетов — хороших и разных // ИКС. 2010. URL: http://www.iksmedia.ru/issue/2010/1/3100924.html

3.         Г. Н. Степанова. Стратегический менеджмент. Планирование на предприятии. // Учебное пособие М.: Издательство МГУП, 2001. 136 с.

4.         Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие// Шевченко И. К. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. — 92 с.

5.         Ю. И. Башкатова. Управленческие решения // Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М., 2003–89 с.

6.         Г. Я. Гольдштейн. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. — 230с.

7.         А. И. Орлов. Теория принятия решений. Учебное пособие. — М.: Издательство «Март», 2004. — 656 с.

Основные термины (генерируются автоматически): услуга, пакет, платежная матрица, условие неопределенности, сравнительная результативность, сводной план предоставления, предлагаемая методика, оптимальное пакетирование, сравнительный анализ, исходная информация.


Похожие статьи

Отечественные и зарубежные методики оценки эффективности...

Как известно, исследование рынка значительно снижает степень неопределенности при

бизнес-план, метод оценки эффективности инвестиций, мировой опыт, финансовый анализ.

Сравнительный анализ методик оценки кредитоспособности заемщиков.

Сравнительный анализ методов оценки эффективности...

Целью проведенного исследования был сравнительный анализ методов оценки эффективности маркетинговых мероприятий.

Специалисты предлагают выбрать здесь главную цель и выразить ее количественно.

Использование методов принятия решений в условиях...

На рисунке 2 представлены методы принятия решений в условиях неопределённости.

В ходе исследований различных методов решения задач принятия решений было выяснено, что оптимальным методом является метод системных матриц и при помощи этого метода будет...

Современный инструментарий управленческого анализа...

Анализ документов проводится с целью более полного рассмотрения информации

По типу сравнения выделяют три вида сравнительного анализа: горизонтальный; вертикальный и трендовый.

Таблица 1. Структура SWOT-матрицы для определения целевого состояния.

Имитационное моделирование инвестиционных рисков...

Следует отметить, что неопределенность представляет более широкое понятие, чем риск, и отражает состояние неоднозначности развития событий в будущем

Результаты графического анализа подтверждаются с помощью инструмента «Корреляция» пакета «Анализ данных».

Предварительная оценка инновационных проектов на основе...

На первых стадиях анализа наблюдается многообразие и многомерность информации о проектах

Таким образом, разрабатываемая методика будет учитывать, во-первых, полноту и

Если провести сравнение данной матрицы с часто упоминаемой двухмерной матрицей...

Методические основы принятия управленческих решений при...

Матрицы парных сравнений составляются для тех критериев в иерархии, которые имеют дочерние критерии (подкритерии).

Возможность изменения сервиса/пакета услуг.

Анализ существующей методики принятия управленческих решений по ремонту газопроводов.

Оценка рисков проектов по использованию мобильных приложений...

Полезная информация.

Сравнительная характеристика мобильных приложений продуктовых торговых сетей [12].

У каждой группы потребителей ценность своя, поэтому необходим анализ своих потребителей.

Системно-стратегический экспресс-анализ | Статья в сборнике...

Системный анализ связан с принятием оптимального решения из многих возможных

Целью анализа может быть определение закона преобразования информации, задающего

Стратегическое планирование обеспечивает организацию инструментом адаптации ее услуг и...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Отечественные и зарубежные методики оценки эффективности...

Как известно, исследование рынка значительно снижает степень неопределенности при

бизнес-план, метод оценки эффективности инвестиций, мировой опыт, финансовый анализ.

Сравнительный анализ методик оценки кредитоспособности заемщиков.

Сравнительный анализ методов оценки эффективности...

Целью проведенного исследования был сравнительный анализ методов оценки эффективности маркетинговых мероприятий.

Специалисты предлагают выбрать здесь главную цель и выразить ее количественно.

Использование методов принятия решений в условиях...

На рисунке 2 представлены методы принятия решений в условиях неопределённости.

В ходе исследований различных методов решения задач принятия решений было выяснено, что оптимальным методом является метод системных матриц и при помощи этого метода будет...

Современный инструментарий управленческого анализа...

Анализ документов проводится с целью более полного рассмотрения информации

По типу сравнения выделяют три вида сравнительного анализа: горизонтальный; вертикальный и трендовый.

Таблица 1. Структура SWOT-матрицы для определения целевого состояния.

Имитационное моделирование инвестиционных рисков...

Следует отметить, что неопределенность представляет более широкое понятие, чем риск, и отражает состояние неоднозначности развития событий в будущем

Результаты графического анализа подтверждаются с помощью инструмента «Корреляция» пакета «Анализ данных».

Предварительная оценка инновационных проектов на основе...

На первых стадиях анализа наблюдается многообразие и многомерность информации о проектах

Таким образом, разрабатываемая методика будет учитывать, во-первых, полноту и

Если провести сравнение данной матрицы с часто упоминаемой двухмерной матрицей...

Методические основы принятия управленческих решений при...

Матрицы парных сравнений составляются для тех критериев в иерархии, которые имеют дочерние критерии (подкритерии).

Возможность изменения сервиса/пакета услуг.

Анализ существующей методики принятия управленческих решений по ремонту газопроводов.

Оценка рисков проектов по использованию мобильных приложений...

Полезная информация.

Сравнительная характеристика мобильных приложений продуктовых торговых сетей [12].

У каждой группы потребителей ценность своя, поэтому необходим анализ своих потребителей.

Системно-стратегический экспресс-анализ | Статья в сборнике...

Системный анализ связан с принятием оптимального решения из многих возможных

Целью анализа может быть определение закона преобразования информации, задающего

Стратегическое планирование обеспечивает организацию инструментом адаптации ее услуг и...

Задать вопрос