В статье представлены результаты эксперимента, показывающего влияние различных видов музыкальной деятельности на гармоничное развитие личности старших дошкольников: интеллектуальное, физическое, нравственное, речевое и творческое развитие.
Ключевые слова: гармоничное развитие, различные виды музыкальной деятельности, физическое развитие; нравственное развитие; интеллектуальное развитие; развитие речевых и коммуникативных навыков; развитие творческих способностей.
Results of the experiment showing influence of different types of musical activity on harmonious development of the identity of the senior preschool children are presented in article: intellectual, physical, moral, speech and creative development.
Keywords:harmonious development, different types of musical activity, physical development; moral development; intellectual development; development of speech and communicative skills; development of creative abilities.
В развитии современного общества происходит переосмысление культурных и педагогических идей и ценностей, направленных на модернизацию образования. В наше время всестороннее и гармоничное развитие ребенка-дошкольника играет большую роль. Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии личности ребенка, так как именно в это время он узнает и начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействию с детьми и взрослыми, проходит первые этапы в своем развитии.
В результате изменения условий нашего общества, изменения экономики, отношения к труду, развития рынка данная тема является актуальной. Интенсивное развитие автоматизации производства, внедрение техники во все сферы жизни, резкое повышение доли интеллектуального труда, изменение его характера и содержания — все это требует более качественной и эффективной подготовки работника нового типа, всесторонне образованного, воспитанного и гармонично развитого.
Для достижения гармонии в развитии ребёнка необходимо уделять внимание не только интеллектуальному развитию, но и его нравственному и физическому совершенствованию, развитию эмоциональной сферы личности. Основной акцент делается на формирование у детей целостной научной картины мира. Самым доступным для ребенка видом деятельности, воспроизводящим ее в единстве мыслей и чувств, с помощью эмоциональных образов, а не логических законов, является музыкальное искусство. Это средство сохранения и передачи опыта всего человечества, рационального и эмоционального. Кроме того, оно выступает хранителем его нравственных идеалов.
Музыкальное воспитание является одной из важнейших составляющих гармоничного развития детей, которое представляет собой целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное. Музыка способствует гармонизации и развитию всех духовных способностей человека и тесно связана с нравственным воспитанием, так как является определенным регулятором человеческих взаимоотношений. Именно благодаря красоте люди интуитивно тянутся к добру.
Различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на гармоничное развитие личности ребенка. Установлено, что музыка:
- снижает эмоционально-психическое напряжение, создает положительные эмоции и душевное равновесие;
- совершенствует психические процессы;
- помогает формированию общей и мелкой моторики и укрепляет физическое здоровье;
- развивает артикуляционную подвижность, речевой слух, речевую моторику и речедвигательную координацию (например, при пении попевок с использованием ручных жестов);
- прививает речевые и певческие навыки — дыхание, дикцию, звукообразование, речевую и певческую интонации;
- способствует развитию музыкальных способностей, памяти, внимания;
- формирует нравственные качества личности;
- воздействует на интеллектуальное развитие детей;
- развивает творческие способности дошкольников.
Проблема гармоничного развития детей-дошкольников средствами музыкального воспитания отражена в трудах отечественных и зарубежных ученых К. Орфа, Э.Жак-Далькроза, Д. Б. Кабалевского, Д. Е. Огороднова, Г. П. Стуловой, О. П. Радыновой, Н. А. Ветлугиной, А. И. Бурениной, и других.
Особое значение, с нашей точки зрения, для гармоничного развития детей средствами музыкального воспитания имеет исследование его психофизиологической природы, что представлено в трудах М. П. Блиновой, В. М. Бехтерева, Б. М. Теплова, Е. В. Назайкинского и других. Понятие «гармоничное развитие личности» впедагогике и психологии определяется как единство всех его компонентов: физического, интеллектуального и нравственного воспитания, а также эстетического воспитания с развитием творческих способностей детей и вовлечения их в посильную трудовую деятельность. Учитывая существенность данного факта, всестороннее научное рассмотрение проблемы гармоничного развития дошкольников средствами музыкального воспитания невозможно без знаний их психофизиологических особенностей.
На основании всего вышесказанного была определена проблема исследования: обеспечение гармоничного развития старших дошкольников средствами музыкального воспитания. Ее цель — изучение влияния различных видов музыкальной деятельности на гармоничное развитие личности детей 5–7 лет. Объект исследования — гармоничное развитие старших дошкольников. Предмет исследования — музыкальное воспитание как средство гармоничного развития детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из основных положений педагогики и психологии о гармоничном развитии личности, и, принимая во внимание особенности музыкального воспитания старших дошкольников, нами была выдвинута следующая гипотеза:
гармоничное развитие старших дошкольников средствами музыкального воспитания будет эффективной в том случае, если: 1) создана единая система, объединяющая различные виды музыкальной деятельности, изобразительную и музыкально-театральную деятельность; 2) определены критерии и уровни развития по всем компонентам гармоничного развития (физического, нравственного, интеллектуального развития, развития творческих способностей и речевых навыков старших дошкольников).
Задачи исследования:
1. Исследовать теоретико-методологические аспекты и психолого-педагогические условия гармоничного развития старших дошкольников с помощью различных видов музыкальной деятельности.
2. Изучить влияние различных видов музыкальной деятельности на интеллектуальное, физическое, нравственное развитие, развитие творческих способностей, навыков межличностного общения старших дошкольников.
3. Определить критерии гармоничного развития старших дошкольников средствами музыкального воспитания.
4. Создать эффективную систему работы, направленную на гармоничное развитие детей 5–7 лет в процессе использования различных видов музыкальной деятельности с использованием изобразительного искусства и музыкально-театральной деятельности.
Методологической основой исследования послужили работы, посвященные гармоничному развитию личности школьника (В. С. Ильин, Л. В. Кузнецова, Г. Н. Филонов, Э. И. Моносзон и др.); исследованиям по общей и музыкальной психологии (И. Ю. Кулагина, Е. В. Назайкинский, Л. С. Выготский, В. И. Петрушин, А. Л. Готсдинер, Б. М. Теплов и др.); научные работы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (Г. П. Стулова, Н. А. Ветлугина, А. И. Буренина, О. П. Радынова, О. А. Апраксина, Э. Б. Абдуллин, Д. Е. Огороднов, Д. Б. Кабалевский, Э. Жак-Далькроз, Л. А. Баренбойм, О. В. Кацер, Т. Э Тютюнникова и др.); работы по общей педагогике и истории педагогики (А. Н. Джуринский,А. И. Марру, В. Г. Торосян, И. Ф. Харламов, П. И. Пидкасистый и др.).
Теоретическая значимость исследования:
- обоснованы теоретические подходы к гармоничному развитию детей 5–7 лет, освоение которого осуществляется в музыкальной деятельности;
- расширены представления об особенностях гармоничного развития старших дошкольников средствами музыкального воспитания, где первостепенное значение имеет развитие творческих способностей детей;
- созданы предпосылки для гармоничного развития детей на основе физического, интеллектуального и нравственного компонентов, развития творческих способностей и навыков межличностного общения средствами различных видов музыкальной деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработанная система работы по музыкальному воспитанию старших дошкольников с использованием музыкально-театральной деятельности, способствующая их гармоничному развитию, может быть использована в учебно-воспитательном процессе учреждений дошкольного образования, а также коррекционных детских учреждений в условиях современного развития системы образования.
- разработана авторская методика по знакомству старших дошкольников с музыкальной грамотой, оказывающая влияние на музыкально-познавательную деятельность в виде разработок конспектов занятий.
- подобран диагностический инструментарий проведения мониторинга гармоничного развития личности старших дошкольников; предложенные критерии и показатели гармоничного развития, могут быть использованы в практике дошкольных образовательных учреждений. Созданы методические рекомендации, которые могут быть использованы в практике ДОУ.
Музыкальное воспитание играет особую роль во всестороннем и гармоничном развитии дошкольников, оказывая огромное влияние на развитие мыслительных способностей, образного мышления, развития речевых и коммуникативных навыков и в воспитании эстетического отношения к жизни и искусству, которое характеризуется эмоциональной отзывчивостью, развитым восприятием, оценочным отношением, творческой деятельностью.
Каждый вид музыкальной деятельности выполняет свое специфическое назначение и поэтому все они применяются в дошкольном детстве: певческая деятельность способствует гармоничному развитию психических процессов и свойств личности, развитию речи за счет расширения словаря, развивает познавательную деятельность, эмоциональную отзывчивость, умственные способности, необходимые для научного, математического мышления, способствует формированию правильной осанки, развивает коммуникативные навыки; знакомство детей с нотной грамотой развивает математические способности; музыкально-ритмические движения совершенствуют пластику, развивают музыкальный слух и чувство ритма, воспитывают эстетическое чувство, творческую фантазию и воображение. Интегрируя во все образовательные области, музыка оказывает огромное влияние на весь организм ребенка, его гармонизацию. Использование всей совокупности названных форм приобщения старших дошкольников к музыкальному искусству в конечном счете ведет к полноценному телесному, душевному и духовному благополучию, способствуя развитию гармоничной личности.
Для решения задач по гармоничному развитию старших дошкольников мы используем различные виды музыкальной деятельности старших дошкольников: пение, музыкально-ритмические движения, слушание музыки, нотную грамоту и театрализованную деятельность.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 13 «Родничок»» г. Отрадное Кировского района Ленинградской области. В эксперименте участвовало 125 детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
В организации констатирующего эксперимента мы руководствовались тем, что детьми уже был накоплен определенный опыт и навыки по музыкальному воспитанию, влияющие на гармоничное развитие личности.
Суть этого эксперимента состояла в анализе физического, интеллектуального, нравственного, речевого и творческого развития детей без нарушения их привычного хода деятельности, где проявлялся естественный характер гармоничного развития дошкольников средствами музыкального воспитания.
Поэтому при разработке содержания диагностических заданий мы стремились, чтобы они отражали наиболее полную картину развития детей, соответствовали их возрасту и психофизиологическим особенностям, давали возможность судить об уровне воздействия музыкального воспитания на гармоничное развитие личности. Комплекс диагностических методов позволил получить достоверную и научно обоснованную картину особенностей гармоничного развития старших дошкольников.
Характер и число заданий были обусловлены необходимостью получить целостную картину исходного уровня развития детей. Важно было определить, как различные виды музыкальной деятельности влияют на:
- физическое развитие старших дошкольников;
- познавательные способности и восприятие окружающего мира;
- нравственное развитие;
- развитие речевых и коммуникативных навыков;
- развитие творческих способностей.
Констатирующий эксперимент проводился в естественных условиях совместной музыкальной деятельности педагога с детьми. Результаты диагностики подробно фиксировались в протоколах. Качество выполнения каждого задания оценивалось по 3-м показателям:
1) по вероятности точного воспроизведения диагностического материала;
2) по объему помощи педагога в выполнении заданий;
3) по творческой активности в разных видах музыкальной деятельности и применению различных выразительных средств.
Полученные данные обрабатывались, анализировались и оформлялись в виде таблиц и диаграмм по основным показателям гармоничного развития старших дошкольников. Констатация исходного уровня гармоничного развития детей включала 5 показателей:
1) уровень физического развития через музыкально-ритмическую деятельность;
2) уровень нравственного развития через нравственно-эстетическое восприятие музыкальных произведений; эмоциональную отзывчивость на музыку; осмысление содержания песенных текстов на наличие представлений о культурных и нравственных ценностях.
3) уровень интеллектуального развития через эстетическое восприятие и анализ музыкальных произведений; музыкально-познавательную деятельность через знакомство с нотной грамотой;
4) развитие речевых и коммуникативных навыков через певческую деятельность;
5) развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театральную деятельность.
После проведения констатирующего эксперимента для выведения общего уровня гармоничного развития старших дошкольников средствами музыкального воспитания мы суммировали полученные данные по всем пяти показателям. Полученные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Общий уровень гармоничного развития старших дошкольников средствами музыкального воспитания до проведения формирующего эксперимента (в %)
Уровни |
Физическое развитие |
Нравственное развитие |
Интеллектуальное развитие |
Развитие речевых и коммуникативных навыков |
Развитие творческих способностей |
Общий уровень гармоничного развития |
низкий |
37, 6 % |
31 % |
48 % |
45 % |
41 % |
40,52 % |
средний |
56 % |
57 % |
37 % |
48,6 % |
38 % |
47,32 % |
высокий |
6,4 % |
12 % |
15 % |
6,4 % |
21 % |
12,16 % |
Из данных сводной таблицы, отражающей уровень гармоничного развития детей в музыкальной деятельности, видно, что к началу формирующего эксперимента преобладают низкий и средний уровни развития детей. Высокий уровень показали только 12,16 % детей.
По содержанию результатов констатирующего эксперимента был определен исходный уровень физического, нравственного и интеллектуального развития старших дошкольников в процессе музыкальной деятельности; уровень развития речевых и коммуникативных навыков в певческой деятельности; уровень творческого развития старших дошкольников средствами музыкально-театральной и изобразительной деятельности; разработаны цели и задачи формирующего эксперимента.
В содержании формирующего эксперимента мы использовали следующие виды деятельности:
- хоровое и индивидуальное пение;
- музыкально-ритмические движения;
- слушание и простейший анализ классических музыкальных произведений и программной музыки для детей;
- интегрированные музыкальные занятия с использованием изобразительной деятельности и художественного слова;
- знакомство с нотной грамотой по авторской методике;
- музыкально-театрализованную деятельность.
Данные виды деятельности использовались во взаимодействии друг с другом, гармонично развивая личность ребенка.
В процессе проведения эксперимента учитывалось, что основной задачей начального этапа гармоничного развития старших дошкольников является, с одной стороны, освоение ими умений и навыков различных видов музыкальной деятельности, с другой, развитие в процессе занятий театральной деятельностью творческой активности, формирование нравственной сферы, направленных на реализацию всестороннего и гармоничного развития личности. Поэтому музыкальные задания были подчинены творческим задачам, связанным с развитием личности в целом.
Первостепенное внимание в процессе формирующего эксперимента было уделено влиянию музыкального воспитания на гармоничное развитие детей старшего дошкольного возраста: на их физическое развитие, развитие умственных и творческих способностей, нравственных качеств личности, речевых навыков. Соответствующая задачам программы формирующая методика была рассчитана на два года обучения, что создало определенные удобства в усвоении программного репертуара. В качестве экспериментального материала применялись слушание музыки по программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры», пение с элементами нотной грамоты по авторской методике, музыкально-ритмические движения, музыкально-театрализованная деятельность с включением изобразительной деятельности.
Содержанием программы О. П. Радыновой являются лучшие образцы мировой музыкальной культуры, способствующие развитию умственных способностей и нравственных качеств личности старших дошкольников. Это русские народные песни, колыбельные песни, классические произведения И. С. Баха, Л. Бетховена, В. А. Моцарта, П. И. Чайковского, Р. Шумана, Ф. Шопена, М. И. Глинки, Д. Б. Кабалевского, С. С.Прокофьева, С. М. Майкапара и других композиторов-классиков.
Песенный материал для детей мы подбираем очень внимательно и осторожно. Песни следует выбирать в медленном и среднем темпе, преимущественно напевного характера (песни А. Филиппенко, Г. Вихаревой, С. Насауленко и другие). Они должны соответствовать возрасту, быть содержательными, иметь простые и запоминающиеся мелодии, несложный аккомпанемент, возможность инсценирования («Раз — ладошка» Е. Зарицкой, «Осень-невидимка» С. Коротаевой, «Чудеса» А. Филиппенко, «Нарядилось солнышко» С. Хачко).
Знакомство с нотной грамотой способствует развитию речи и вокальных навыков детей, формированию их музыкальных способностей, укреплению дыхательной системы, развитию мелкой моторики, памяти, логического мышления и элементарных математических представлений, развитию умственных способностей.
Музыкально-ритмические движения помогают детям полюбить музыку, эмоционально реагировать на нее; развивают музыкальный слух и чувство ритма, обогащают новыми музыкальными знаниями, расширяют музыкальный кругозор. Мы подбираем материал, посредством которого осуществляется музыкально-ритмическое воспитание, высокохудожественный, отвечающий интересам и возможностям ребенка (например, «Вальс цветов» П. И. Чайковского, полька «Анна» И. Штрауса, «Мазурка» Г. Венявского, «Менуэт» П. Мориа и другие). И обязательно используем речевое сопровождение танцевальных движений, помогающее лучшему запоминанию музыкального материала.
Интеграция является одним из условий современного образования. Объединение знаний из разных областей на основе общей темы позволяет выстроить ребенку системное видение мира и системное его познание. Интегрированное обучение приобщает детей к дисциплине мышления и помогает овладеть его различными формами — сравнением, сопоставлением, анализом, синтезом, обобщением. В нашем эксперименте интеграция объединяет музыку с изобразительным искусством, развитием речи и ознакомлением с окружающим миром (например, при постановке музыкальных спектаклей).
Все виды музыкальной деятельности детей синтезируются в театрально-музыкальной деятельности. Она способствует развитию интересов и способностей детей, проявлению любознательности, общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей, требует решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют раскрепощению и повышению самооценки. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений, способствует развитию координации и сформированности общей моторики.
Сказки служат для детей первым уроком нравственности и морали (например, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Госпожа Метелица» братьев Гримм, «Таинственный гиппопотам» В. Лившица, «Мойдодыр» К. Чуковского и другие). В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребёнка на оптимистичное восприятие жизни, формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения. Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов.
Театрализация сказок предполагает большой объём предварительной работы, так как включает в себя различные виды музыкальной деятельности (танец, пение, игру на музыкальных инструментах, слушание музыки), изобразительную и конструктивную деятельность (рисование декораций, передача в рисунке, лепке и аппликации персонажей спектакля, изготовление эскизов костюмов), чтение художественной литературы (чтение и обсуждение сказки, выяснение характера героев и какие нужны выразительные средства для передачи образа).
По окончании формирующего эксперимента нами был проведен контрольный срез, целью которого явилось выявление динамики гармоничного развития старших дошкольников в процессе использования различных видов музыкальной деятельности по всем показателям в сочетании с музыкально-театральной и изобразительной деятельностью и влияние музыкального воспитания детей 5–7 лет на гармоничное развитие их личности.
Контрольный эксперимент был проведен по всем пяти показателям гармоничного развития личности ребенка: уровню физического, нравственного и интеллектуального развития, по уровню развития речевых и коммуникативных навыков и уровню развития творческих способностей, реализуемых в музыкальной деятельности.
Суммируя все результаты, полученные нами в ходе формирующего эксперимента, мы убедились, что средства музыкального воспитания старших дошкольников с включением изобразительной деятельности и музыкальной театрализации способствуют гармоничному развитию личности ребенка.
Показатели общего уровня гармоничного развития старших дошкольников средствами музыкального воспитания после проведения формирующего эксперимента представлены в таблице 2.
Таблица 2
Общий уровень гармоничного развития старших дошкольников средствами музыкального воспитания после проведения формирующего эксперимента (в %)
Уровни |
Физическое развитие |
Нравственное развитие |
Интеллектуальное развитие |
Развитие речевых и коммуникативных навыков |
Развитие творческих способностей |
Общий уровень гармоничного развития |
низкий |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
средний |
30,4 % |
37 % |
29,4 % |
25,5 % |
32 % |
30,86 % |
высокий |
69,6 % |
63 % |
70,6 % |
74,5 % |
68 % |
69,14 % |
Результаты контрольного среза по окончании формирующего эксперимента показали, что произошли позитивные сдвиги в гармоничном развитии старших дошкольников при использовании средств музыкального воспитания в сочетании с изобразительной и музыкально-театральной деятельностью.
Данные сравнительных результатов представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Сравнительная оценка уровня гармоничного развития старших дошкольников в начале и конце опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе (в %).
Сравнение данных результатов констатирующего и контрольного экспериментов показало положительную динамику в уровне гармоничного развития старших дошкольников средствами музыкального воспитания. Значительно вырос показатель высокого уровня гармоничного развития личности детей — с 12,16 % до 69,14 %, а низкий уровень вообще исчез.
Мы сравнили результаты мониторинга контрольной и экспериментальной групп. Дети экспериментальной группы показали более высокий уровень развития, чем дети контрольной группы.
Данные сравнительных результатов представлены в таблице 3.
Таблица 3
Сравнительная оценка уровня гармоничного развития старших дошкольников по окончании формирующего эксперимента контрольной и экспериментальной групп
Уровни |
Гармоничное развитие старших дошкольников средствами музыкального воспитания |
|
экспериментальная группа |
контрольная группа |
|
низкий |
0 % |
1,6 % |
средний |
30,86 % |
51,8 % |
высокий |
69,14 % |
46,6 % |
Анализ результатов показал, что наибольшие различия выявлены в развитии вокальных навыков детей, уровне творческого развития, восприятии музыки. У детей контрольной группы сохранился незначительный процент низкого уровня гармоничного развития личности старших дошкольников средствами музыкального воспитания — 1,6 %, а средний и высокий уровни незначительно отличаются друг от друга. У детей экспериментальной группы низкого уровня гармоничного развития нет, а высокий уровень развития превышает средний более, чем в два раза.
Обобщая результаты всех этапов педагогического эксперимента, можно сделать вывод о том, что разработанная и экспериментально обоснованная система музыкального воспитания старших дошкольников с включением изобразительной и театрализованной деятельности в процессе совместной деятельности с преподавателем позволяет добиться положительных результатов. Результаты апробации данной системы подтвердили ее эффективность.
Литература:
1. Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению: Учеб. пособие. / О. В. Кацер. — СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра», 2005. — 52 с. — ISBN 5–8290–0287–6.
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с. — ISBN 978–5-86775–813–4.
3. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. / О. П. Радынова. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. — 80 с. (Музыка для дошкольников и младших школьников.). — ISBN 5–296–00136–2; ISBN 5–296–00007–2.