Теоретический обзор психологических подходов к пониманию аддикции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (53) июнь 2013 г.

Статья просмотрена: 3845 раз

Библиографическое описание:

Королёва, А. М. Теоретический обзор психологических подходов к пониманию аддикции / А. М. Королёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 651-654. — URL: https://moluch.ru/archive/53/7154/ (дата обращения: 23.04.2024).



Актуальность

Быть финансово грамотным — это уметь тратить, а самое главное — зарабатывать деньги. Именно в дошкольном возрасте необходимо давать детям знания по финансовой грамотности. В игровой форме я учу ребят ценить деньги как результат человеческого труда, формирую умение их считать, тратить и жить по средствам. С помощью игры ребенок осваивает и познает мир, овладевает экономическими знаниями.

Данная методическая разработка является частью серии мероприятий, посвященных изучению денег как средства приобретения товаров. Это занятие проводится в начале учебного года с целью знакомства детей с историей возникновения денег, а также мотивации их к дальнейшему изучению финансовых понятий.

Интеграция образовательных областей

познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие; применяются словесные, практические и наглядные методы.

Цель

формирование начального представления о деньгах как средстве приобретения товаров и осуществления платежа

Задачи:

Развивающие:

развивать коммуникативные умения: участие в беседе, обсуждении;

развивать внимание, логическое и аналитическое мышление;

Образовательные :

познакомить воспитанников с историей возникновения денег;

уточнить представления детей о деньгах как средстве приобретения товаров;

учить высказывать предположение (версию)

Воспитательные:

формировать интерес к миру экономических отношений;

ориентировать в нравственных нормах и правилах;

формировать навыки сотрудничества.

Оборудование:

мультимедийная презентация; таблички: «Товар», «Деньги», «Монеты»; 2 копья, 2 рыбы, бусы (для инсценировки); коробочка с предметами (ракушки, камни, перья, гвозди, монеты, купюры); набор карточек для игры: «Что удобнее хранить в кошельке?»; таблица «Свойства денег»; река времени и ее составляющие.

Ожидаемые результаты:

 дети познакомятся с историей возникновения денег, как средством приобретения товаров и осуществления платежа;

 усовершенствуют навыки сотрудничества и коммуникативные умения;

 получат положительные эмоции от занятия.

Ход занятия (Старший дошкольный возраст)

  1. Организационный момент. (Слайд 1)

(Воспитатель встречает детей в группе, выстраивает в полукруг)

Воспитатель. Добрый день, ребята! Мне приятно видеть ваши внимательные глаза и добрые улыбки. Надеюсь, что сегодняшнее занятие принесет вам много интересного и увлекательного.

Постановка проблемы. Вводная беседа (Слайд 2). ( Воспитатель обращает внимание детей на экран.)

img1.jpg

Воспитатель. Посмотрите на эти странные каменные круги с острова Яп, который находится в Тихом океане. Как вы думаете, что это такое? ( Воспитатель выслушивает все предположения детей.)(Колечки для ожерелья великанши? Нет! Колёса от первобытного танка? Тоже нет! А может, это компакт-диски древних инопланетян? И опять мимо! )

Воспитатель. Ни за что не догадаетесь! Это... деньги. Да, да, деньги бывают и такими огромными — скорее, это уже деньжищи!

screenshot_echo_secrets_of_the_lost_cavern_76.jpg

А ещё деньгами бывают… Стоп! Не будем торопиться. Давайте обо всём по порядку.

II. Путешествие в историю денег.

Воспитатель. Я предлагаю вам стать исследователями. Мы вместе постараемся найти ответы на вопросы: Что такое деньги? Откуда они пришли и как их тратить?

Мы работаем в группах и правила работы в группе: «Умей слушать, слышать, а главное — договариваться!» (Воспитатель делит детей на три подгруппы и предлагает им занять рабочие места.)

Первая группа исследователей поможет узнать, что такое товар. (Табличка со словом «Товар» ставится на стол, дети рассаживаются).

Вторая группа исследователей выяснит, что такое деньги. (Табличка со словом «Деньги » ставится на стол).

Третья группа исследователей поможет нам узнать всё о монетах . (Табличка со словом « Монеты » ставится на стол). (После того, как все дети заняли свои рабочие места, воспитатель начинает рассказ.)

(Слайд 3).

___'____.png

1. Появление обмена товаров.

Воспитатель. Давным-давно, когда люди ещё охотились на мамонтов, никаких денег не было. Да они и не нужны были. У людей всё было общее, жили они в пещерах, еду получали от природы — охотились или собирали плоды. А больше им ничего и не требовалось. (Слайд 4).

Воспитатель. Но время шло, люди выбрались из пещер и стали жить отдельными племенами. Они научились изготавливать копья и топоры, одежду и посуду, строить дома и делать ещё много разных полезных вещей.

К тому же они стали чаще встречаться с людьми из других племён. И тут выяснилось, что в одном племени лучше делали что-то одно, а в другом — другое.

Первая группа исследователей поможет нам узнать, что такое товар.

Инсценировка

(С помощью рассказа воспитатель разыгрывает с детьми инсценировку по теме образовательной ситуации.)

Воспитатель. (Имя 1), охотник из племени мумба-юмба. Возьми в руку рыбку. Ты лучше всех умеешь ловить рыбу в реке. Только что ты поймал здоровенную рыбину и шагаешь по тропинке. А навстречу тебе идёт другой человек из племени у-гу-гу.

Воспитатель. А наш (имя 2), лучше всех умеет делать оружие и как раз несёт новенькое копье. Возьми в руки копье.

Тебе, (имя 1), очень понравился его копье, а ему — твоя рыба. Что вы тогда сделаете? ( Дети высказывают предположения и, в итоге, решают обменяться ). Воспитатель. Правильно! Вы обменяетесь: ты ему дашь рыбу, а он тебе — копье. Так люди стали обменивать что-то своё: вещи, еду — на то, что им было нужно.

Воспитатель. Итак, вопрос: Что такое товар? (Дети высказываются, опираясь на знания, полученные при розыгрыше сценки, воспитатель подводит итог всем суждениям детей). Воспитатель. Верно, то, что люди предлагают для обмена, называется товаром .

Воспитатель. Но тут возникла другая проблема. (Имя 1), идёшь по тропинке уже с другой рыбой. ( Воспитатель дает ребенку новую рыбу . Копье остается у него в другой руке) .

А навстречу — опять тот же человек из племени у-гу-гу с новеньким копьем. Он успел проголодаться и снова хочет обменять свое копье на твою рыбу. Но копье у тебя уже есть, ты же получил его в прошлый раз . (Покажи движениями, что обмена не будет). Зато тебе нужно новые бусы из медвежьих зубов, которые делает одна девочка из племени хрум-хрум.

Воспитатель. (Имя 3), иди с бусами.

Что остаётся делать голодному бедняге с копьем? Давайте подумаем (дети выдвигают предположения) . Бежать к этой девочке и предлагать поменять копье на бусы, чтобы потом обменять их на рыбу? (Имя 2) бежит к девочке, но обмена нет снова ). Ей не нужно копье, а нужно что-то другое? Что же, бежать к кому-то ещё? Так можно и с голоду умереть... (Дети высказывают свое мнение).Воспитатель. Таким образом, люди пришли к выводу, что нужен товар, который можно поменять на все, что угодно. И этот товар — деньги. Что же это такое? Нам поможет узнать вторая группа исследователей. (Воспитатель благодарит детей первой группы и предлагает занять свои места)

2. Первые деньги.

Воспитатель. Вторая группа исследователей поможет нам разобраться с понятием «Деньги».

Я попрошу вас выбрать из коробочки на поднос то, что могло бы быть деньгами. (Предметы в коробочке: монеты, бумажные деньги, длинные красные перья, красивые ракушки, железные гвозди).

Воспитатель. Что вы выбрали? (Дети выбирают на поднос монеты и бумажные деньги). Остаются: длинные красные перья, красивые ракушки, железные гвозди.

Воспитатель. Вы молодцы! А я бы всё сложила в одну группу. Вы спросите почему? Потому что это всё деньги и за них можно было что-нибудь купить. Именно так.

У каждого народа были свои деньги. Давайте на них посмотрим (Слайд 5). (Слайд 6)

C:\Users\Бибизика\Desktop\воспитатель года\картинки все\картинки для третьей группы\27.jpg

h624_rakushka.jpg 82daa81dec190ed126ef8cd7d07f--materialy-dlya-tvorchestva-perya-gusinye-mahovye-15-18-sm-17-.jpg

2225513.jpg img1.jpg 605b62b63d.jpg

(Дети комментируют картинки, воспитатель дает пояснения ).

Воспитатель. Что такое деньги? ( Дети высказывают свое мнение, воспитатель подводит итог). Воспитатель. Деньги — это универсальное (для любого товара) средство обмена.

3. Монеты.

Воспитатель. История помнит много вариантов денег. Это стало неудобным, когда племена начали путешествовать. Люди стали искать общие деньги, ими стали (Слайд 7) золотые и серебряные слитки, которые позже стали рубить на более мелкие кусочки. (Слайд 8).

depositphotos_41738527-stock-photo-gold-and-silver-bars.jpg moneti_drevnego_mira.png

Воспитатель. Это и были первые монеты, которые со временем стали делать круглыми.

Воспитатель. В нашей стране и сейчас есть монеты, которые получили своё название от слова «рубить». Как вы думаете, что это за монеты? (Дети высказывают свои предположения. Воспитатель подводит их к нужному решению однокоренными словами «рубить», «рублю». Искомая монета — рубль) (Слайд 9).

russkij_rubl.jpg C:\Users\Бибизика\Desktop\воспитатель года\картинки все\рубли\1758-2kop.jpg

Воспитатель. А ещё была монетка, которая получила свое название от того, что на ней был изображён всадник с копьём. (Аналогично с рублем выводим название «копейка». Воспитатель выводит на искомое слово, дети высказываются. ) (Слайд 10)

org_swqb661.jpg

Воспитатель. Конечно, рубль и копейка очень изменились внешне с древних времен. Но свое первоначальное название они сохранили до наших дней. (Слайд 11).

(Конец показа слайдов)

Воспитатель. Покупать и продавать товары с помощью монет стало гораздо удобнее, чем с помощью каких-нибудь там перьев или ракушек. Почему? Это нам поможет выяснить третья группа исследователей.

Воспитатель. Третьей группе нужно выбрать на поднос только те виды денег, которые удобно хранить в кошельке. (Воспитатель дает детям поднос и картинки, которые необходимо разделить.)Воспитатель. Объясните, свой выбор? (Картинки: яповские деньги, золотые монеты, современные монеты, деревянные бруски, слитки золота, квадратные деньги).

(Дети объясняют свой выбор. Воспитатель уточняет и обобщает мнение детей.)Воспитатель. Мы с вами выяснили вместе, что монеты очень удобные в использовании. Поэтому постепенно монеты распространились по всему миру и используются до сих пор.

Работа с таблицей.

Воспитатель. Мы поняли, что металлические деньги назвали монетами. А как же называются бумажные деньги? ( Ответы детей: купюры, банкноты).

Воспитатель. А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?

(Дети высказывают своё мнение.)

Воспитатель. Давайте сравним, а результаты занесём в таблицу.

800px_COLOURBOX2155729.jpg

i.jpg

737674.jpg

empty-silver-scales.jpeg

Монеты

Купюры

Воспитатель. Что рвётся и мнётся? На карточке напротив монеты ставим плюс.

Воспитатель. Что намокает? На карточке напротив монеты ставим плюс.

Воспитатель. Возьмите на ладошки монету и купюру — бумажку. Что тяжелее? Это неудобно, если денег много. На карточке напротив купюры ставим плюс.

Воспитатель. Положите купюру и монету в кошелёк. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке? На карточке напротив купюры ставим плюс.

(В процессе беседы выслушиваются мнения детей, результаты обсуждения заносятся в таблицу. При затруднении детей воспитатель может предложить им попробовать на практике исследовать монеты и купюры.)

Воспитатель. Посмотрите на нашу таблицу. Кто выигрывает? (Выслушиваются предположения детей). По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем? (Дети приходят к выводу, что нужны и монеты, и банкноты.)

Воспитатель. А все ли можно купить или обменять? (Выслушиваются мнения детей.)

Воспитатель. Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба? (Ответы детей: нисколько.)

Воспитатель. Она бесценна, совершенно верно. Именно поэтому вещи, которые невозможно купить или продать, необходимо беречь с самого детства.

III . Рефлексия

Воспитатель. Ребята, вы сегодня были настоящими исследователями. Давайте же вспомним путь, который прошли деньги с древности до наших дней и построим реку времени.

Воспитатель. Первая группа исследователей, что использовалось вместо денег в древние времена? ( Дети отвечают, воспитатель поправляет по мере необходимости )

Воспитатель. Вторая группа исследователей, а что стало общим товаром (деньгами) для всех племен? (Ответы детей: золото, монеты).

Воспитатель. Третья группа исследователей, а какие деньги используем мы сейчас? (Ответы детей: монеты, купюры).

Воспитатель. Все верно. Вы отлично запомнили историю денег. Я вам предложу выбрать с подноса деньги разных времен и разложить их на нашей реке времени с древности и до наших дней. (Дети выполняют задание, выкладывая предметы в хронологическом порядке. Воспитатель подсказывает. Когда предметы выложены на реку, воспитатель может уточнить, все ли правильно. Происходит самоконтроль выполненных действий)

Воспитатель. Молодцы, мои исследователи! Вы правильно все разложили. Глядя на эту реку времени, действительно можно рассказать историю денег со времени их возникновения и до наших дней. Но наша история была бы не полной, если бы не один маленький предмет. Как вы думаете, что это такое? (Воспитатель показывает детям пластиковую карту. Дети ее узнают и называют) .

Воспитатель. Ну конечно, это пластиковая карта, и она по праву займет место в самом конце нашей реки времени, потому что на ней хранятся самые современные деньги — электронные! Но это уже совсем другая история, а наше с вами занятие подошло к концу. Мне было очень приятно с вами работать.

Литература:

  1. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О. А. Блохина, О. В. Терешева — Калининград: КОИРО, 2017
  2. Федин, C. Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразовательных организаций В 2-х частях. Ч. 1 / С. Н. Федин. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 112 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
  3. Азбука денег тётушки Совы. Что такое деньги?
  4. Морозова О. В. Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: Методические рекомендации /Автор-сост. О. В. Морозова.— Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020.— 50 с.
Основные термины (генерируются автоматически): личностный смысл, реактивное сопротивление, семейный подход, мотивационный подход, психологический подход, рамка, бихевиоральный подход, воздействие алкоголя, Личностный подход, подобное многообразие.


Похожие статьи

Интегративная программа психотерапии созависимых пациентов

Подходы: 1. Личностный подход, предполагающий понимание человека как целостной личности с учетом всей ее сложности и всех ее индивидуальных особенностей, наиболее отчетливо применимый именно в медицинской психологии...

Подходы к исследованию социализации личности в зарубежной...

Социально-экологический подход. Данный подход к анализу процесса социализации, по сути, является частной конкретизацией

Начало изучению социализации в рамках данного подхода положили работы известного американского исследователя детства У. Бронфенбреннера (1976).

Когнитивно-поведенческий метод как эффективный метод...

Ключевые слова: когнитивно-поведенческий подход, самоэффективность, психологическое консультирование, психологическая готовность, технический университет, профессионально-управленческая деятельность.

Подходы к педагогической профилактике зависимого поведения...

В рамках этого подхода выделяется несколько задач: повышение самооценки учащегося, определение значимых личностных ценностей, развитие навыков распознавания и выражения эмоций, развитие навыков обдуманного принятия решений...

Теоретический анализ явлений самоэффективности...

В экономическом подходе эффективность разделяют на индивидуальную, групповую и организационную.

В рамках психологического подхода эффективность можно рассматривать как затраты внутренних ресурсов человека, которые он понес для достижения...

Психолого-педагогические подходы к определению сущности...

Психолого-педагогические подходы к определению сущности самореализации личности. Автор: Гусева Ирина Игоревна.

Согласно Э. Фромму, мощной мотивационной силой в жизни людей обладает конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности.

Подходы к пониманию сущности ценностей и их систем: история...

Существующие подходы к определению феномена «ценность» могут объединяться по общим основаниям и

Г. Оллпорт под ценностями понимает некоторый личностный смысл.

Психолого-педагогический подход к пониманию сущности понятия «цифровая зависимость».

Проблема совладающего поведения в психологической...

Личностные особенности индивида могут выступать как в качестве ресурсов, так и факторов

Останина, Н.В. Подходы к классификации копинг-поведения в

Рассказова, Е.И., Гордеева, Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований...

Роль совладающего поведения и стрессоустойчивости личности...

В свою очередь Я-концепция, эмоциональная устойчивость, общительность, экстернальность, уверенность к себе, активность, самостоятельность, оптимизм, воля к смыслу, способность к эмпатии и другие относятся к личностным копинг-ресурсам, которые определяют устойчивость...

Похожие статьи

Интегративная программа психотерапии созависимых пациентов

Подходы: 1. Личностный подход, предполагающий понимание человека как целостной личности с учетом всей ее сложности и всех ее индивидуальных особенностей, наиболее отчетливо применимый именно в медицинской психологии...

Подходы к исследованию социализации личности в зарубежной...

Социально-экологический подход. Данный подход к анализу процесса социализации, по сути, является частной конкретизацией

Начало изучению социализации в рамках данного подхода положили работы известного американского исследователя детства У. Бронфенбреннера (1976).

Когнитивно-поведенческий метод как эффективный метод...

Ключевые слова: когнитивно-поведенческий подход, самоэффективность, психологическое консультирование, психологическая готовность, технический университет, профессионально-управленческая деятельность.

Подходы к педагогической профилактике зависимого поведения...

В рамках этого подхода выделяется несколько задач: повышение самооценки учащегося, определение значимых личностных ценностей, развитие навыков распознавания и выражения эмоций, развитие навыков обдуманного принятия решений...

Теоретический анализ явлений самоэффективности...

В экономическом подходе эффективность разделяют на индивидуальную, групповую и организационную.

В рамках психологического подхода эффективность можно рассматривать как затраты внутренних ресурсов человека, которые он понес для достижения...

Психолого-педагогические подходы к определению сущности...

Психолого-педагогические подходы к определению сущности самореализации личности. Автор: Гусева Ирина Игоревна.

Согласно Э. Фромму, мощной мотивационной силой в жизни людей обладает конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности.

Подходы к пониманию сущности ценностей и их систем: история...

Существующие подходы к определению феномена «ценность» могут объединяться по общим основаниям и

Г. Оллпорт под ценностями понимает некоторый личностный смысл.

Психолого-педагогический подход к пониманию сущности понятия «цифровая зависимость».

Проблема совладающего поведения в психологической...

Личностные особенности индивида могут выступать как в качестве ресурсов, так и факторов

Останина, Н.В. Подходы к классификации копинг-поведения в

Рассказова, Е.И., Гордеева, Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований...

Роль совладающего поведения и стрессоустойчивости личности...

В свою очередь Я-концепция, эмоциональная устойчивость, общительность, экстернальность, уверенность к себе, активность, самостоятельность, оптимизм, воля к смыслу, способность к эмпатии и другие относятся к личностным копинг-ресурсам, которые определяют устойчивость...

Задать вопрос