Особенности психофизиологического и физического развития детей 10–11 лет, занимающихся кикусинкай каратэ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №30 (529) июль 2024 г.

Дата публикации: 27.07.2024

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Григорьевский, К. А. Особенности психофизиологического и физического развития детей 10–11 лет, занимающихся кикусинкай каратэ / К. А. Григорьевский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 30 (529). — С. 202-206. — URL: https://moluch.ru/archive/529/116888/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлены результаты внедрения в учебно-тренировочный процесс комплекса упражнений, выполняемого круговым методом. Данный комплекс упражнений способствовал увеличению психофизиологических и физических показателей у школьников 10–11 лет, занимающихся киоусинкай каратэ.

Ключевые слова: круговой метод, спортсмены, каратэ, кикусинкай.

Кикусинкай был основан в 1964 году Масутатсу Оямой в Японии. Данный стиль карате характеризуется интенсивностью, силой и упором на физическую подготовку. Основными принципами кикусинкай определяют: силу воли, самодисциплину, уважение и терпимость [2, 4].

Часто каратэ характеризуется разнообразием подготовки занимающихся (тактика, техника), высокой динамикой и разнообразием ситуаций во время спаррингов, а также высокими требованиями к уровню психологической подготовки спортсменов (умением быстро наносить удары, контролировать эмоции, управлять поведением) [1]. Стоит отметить, что несмотря на повышенный интерес к кикусинкай, остаётся открытым вопрос о подготовке спортсменов. Организуя учебно-тренировочный процесс, важно обращать внимание на развитие абсолютно всех физических качеств [4].

В ходе эксперимента контрольная группа занималась по рабочей программе, представленной спортивным клубом «Спарта». Программу разработал Баннов Дмитрий Витальевич. Экспериментальная группа спортивного клуба «Фаворит» использовала на своих занятиях комплекс специально подобранных упражнений, подобранных на основе методики Ильмова Е. А., засл. тренера России, выполняла его строго круговым методом.

Комплекс выполнялся по окончанию основной части занятия. Количество упражнений к выполнению — 10, время на выполнение каждого задания и отдых по 40 сек. При проведении занятия, тренер использовал программу «табата». Рисунок 1 наглядно демонстрирует используемое приложение.

Интерфейс программы для выполнения комплекса круговым способом

Рис. 1. Интерфейс программы для выполнения комплекса круговым способом

1 тренировочный день включал в себя комплекс упражнений из прыжковых заданий (прыжки через скакалку, запрыгивания на степ-платформу). 2 тренировочный день включал в себя комплекс упражнений, который заключался в выполнении ударной техники в рамках специализации. 3 тренировочный день включал в себя выполнение силовых упражнений.

Рисунок 2 продемонстрируют перечень подобранных упражнений к выполнению.

Комплекс упражнений для выполнения в рамках эксперимента

Рис. 2. Комплекс упражнений для выполнения в рамках эксперимента

Тестирование заключалось в проведении контрольных испытаний, которые способствовали объективной оценке уровня скоростно-силовых показателей в двух группах.

  1. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа за 1 минуту, кол-во раз;
  2. Поднимание туловища за 1 минуту, кол-во раз;
  3. Прыжок в длину с места, см;
  4. Выполнение ударов правой ногой по лапе за 30 сек (усиро гэри дзёдан), кол-во раз.

Для наглядности упражнение представлено на рисунке 3. Норматив выполнялся ведущей ногой спортсмена.

Усиро гэри дзёдан

Рис. 3. Усиро гэри дзёдан

5. Скорость реакции, мс. Оценка скорости реакции выполнялась с помощью разработанной программы.

Испытуемым было предложено следить за изменением цвета иконки, задание выполнялось 5 раз, рассчитывался средний результат. На рисунке 4 отображен интерфейс программы.

Интерфейс программы для определения скорости реакции

Рис. 4. Интерфейс программы для определения скорости реакции

  1. Определение механической памяти (методика двухзначных чисел). На экране монитора последовательно с интервалом в 1–2 сек высвечиваются 10 двузначных чисел. Испытуемый должен прочесть и запомнить как можно больше. Затем набрать в любом порядке числа, которые остались в памяти. Показателем уровня механической памяти является количество правильно воспроизведённых чисел.
  2. Таблицы «Шульте».

Целью анкетирования являлась оценка уровня нервно-психической устойчивости (НПУ). Спортсменам было предложено ответить на 84 вопроса. Показатель по шкале НПУ получают путем простого суммирования положительных и отрицательных ответов, совпадающих с «ключом».

Рассмотрим каждый норматив в отдельности на рисунках 5–12.

Рис. 5. Динамика средних результатов контрольного норматива «сгибание-разгибание рук в упоре лёжа»

Рис. 6. Динамика средних результатов контрольного норматива «прыжок в длину с места»

Рис. 7. Динамика средних результатов контрольного норматива «поднимание туловища из положения лёжа»

Рис. 8. Динамика средних результатов оценки скорости реакции

Рис. 9. Динамика средних результатов контрольного норматива «усиро гэри дзёдан»

Рис. 10. Динамика средних баллов анкетирования

Рис. 11. Динамика средних баллов показателя механической памяти

Рис. 12. Динамика средних результатов показателя «таблицы Шульте»

Примечание * — достоверность показателей между группами при p ≥ 0,05.

Проведенное тестирование с целью оценки психофизиологического и физического развития школьников показало соответствие результатов физической подготовленности требованиям к зачислению в группы учебно-тренировочного этапа, скорость реакции соответствовала возрасту испытуемых, а оценка уровня нервно-психической устойчивости продемонстрировала слабую возможность нервных срывов.

Разработанный на основе методики Ильмова Е. А., засл. тренера России, 4 Дан, бранч-чиф и применённый на практике комплекс упражнений (выполненный круговым методом), выявил достоверное улучшение по следующим показателям: сгибание-разгибание рук в упоре лёжа, поднимание туловища за 1 мин, усиро гэри дзёдан, таблицы Шульте и анкетирование. Это позволяет говорить об эффективности применённого метода.

Литература:

  1. Акопян А. О. Долганов Д. И. Примерная программа рукопашного боя для ДЮСШ. — М.: Советский спорт, 2004.
  2. Астахов С. А., Технология планирования тренировочных этапов скоростно-силовой направленности в системе годичной подготовки высококвалифицированных единоборцев: автореф. дис. кан. пед. наук. — М.: 2004.
  3. Баранов А. А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже десятилетий. — М.: НЦЗД РАМН.2008.
  4. Быков B. C. Теория и практика актуализации самовоспитания школьников: Автореф..д-ра пед. наук. — Челябинск: Изд-во УралГАФК, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): комплекс упражнений, динамик средних результатов, контрольный норматив, круговой метод, интерфейс программы, механическая память, поднимание туловища, сгибание-разгибание рук, скорость реакции, нервно-психическая устойчивость.


Ключевые слова

спортсмены, каратэ, круговой метод, кикусинкай

Похожие статьи

Динамика развития и значение специальной силовой выносливости у юношей в пауэрлифтинге

В статье представлены результаты исследования по определению уровня развития специальной силовой выносливости у юношей занимающихся пауэрлифтингом. Дана сравнительная характеристика развития силовой выносливости при применении общепринятой методики т...

Роль психолого-педагогического потенциала каратэ киокусинкай в формировании личности в подростковом возрасте

В работе рассматривается влияние каратэ киокусинкай как синтеза тренировочных и воспитательных воздействий с целью формирования гармонично развитой личности подростка. Изучена проблема влияния педагогического потенциала каратэ на становление нравстве...

Особенности психической подготовки юных кикбоксеров 14–15 лет

В данной статье говорится о психической подготовке юных спортсменов-кикбоксеров 14–15 лет. Одним из основных критериев успешной психической подготовки в учебно-тренировочном процессе является мотивация занимающегося, формирование его оптимального эмо...

Развитие координационных способностей у юных борцов вольного стиля игровым методом

В статье представлены результаты исследования совершенствования тренировочного процесса юных борцов вольного стиля игровым методом. Выявлены наиболее эффективные методы развития координационных способностей у юных борцов вольного стиля.

Фитнес-джампинг в процессе физического воспитания дошкольников

В статье представлен анализ научно-методической литературы, рассматривающей опыт использования современных фитнес технологий в процесс физического воспитания детей дошкольного возраста. В том числе применение средств вида спорта прыжки на батуте в со...

Оценка физического и психологического компонентов качества жизни школьников

В работе представлены результаты оценки физического и психологического компонентов качества жизни школьников занимающихся в секции каратэ и школьников, не занимающихся систематически спортом.

Взаимосвязь ката и кумитэ в спортивных тренировках по каратэ

В данной статье проанализирована взаимосвязь двух базовых направлений тренировки спортсменов-каратистов: ката и кумитэ. Описана их роль в тренировочном процессе и становлении каратистов.

Методика построения тренировочного процесса квалифицированных пауэрлифтеров в предсоревновательном периоде

В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...

Педагогические методы обучения плаванию на открытой воде для детей и подростков

В статье обозначены предпосылки важности занятия физической культурой и спортом, в особенности плаванием. Выявлен основной стиль плавания, освоение которого гарантирует получение навыка плавания как в бассейне, так и на открытой воде. Проанализирован...

Технологии обучения технике игры в волейбол детей 8–9 лет с учетом индивидуально-типологических особенностей

В данной статье представлены результаты оптимизации функционального состояния занимающихся во время обучения детей техническим приемам игры в волейбол с учетом индивидуально-типологических особенностей. В тренировочном процессе применяли специально п...

Похожие статьи

Динамика развития и значение специальной силовой выносливости у юношей в пауэрлифтинге

В статье представлены результаты исследования по определению уровня развития специальной силовой выносливости у юношей занимающихся пауэрлифтингом. Дана сравнительная характеристика развития силовой выносливости при применении общепринятой методики т...

Роль психолого-педагогического потенциала каратэ киокусинкай в формировании личности в подростковом возрасте

В работе рассматривается влияние каратэ киокусинкай как синтеза тренировочных и воспитательных воздействий с целью формирования гармонично развитой личности подростка. Изучена проблема влияния педагогического потенциала каратэ на становление нравстве...

Особенности психической подготовки юных кикбоксеров 14–15 лет

В данной статье говорится о психической подготовке юных спортсменов-кикбоксеров 14–15 лет. Одним из основных критериев успешной психической подготовки в учебно-тренировочном процессе является мотивация занимающегося, формирование его оптимального эмо...

Развитие координационных способностей у юных борцов вольного стиля игровым методом

В статье представлены результаты исследования совершенствования тренировочного процесса юных борцов вольного стиля игровым методом. Выявлены наиболее эффективные методы развития координационных способностей у юных борцов вольного стиля.

Фитнес-джампинг в процессе физического воспитания дошкольников

В статье представлен анализ научно-методической литературы, рассматривающей опыт использования современных фитнес технологий в процесс физического воспитания детей дошкольного возраста. В том числе применение средств вида спорта прыжки на батуте в со...

Оценка физического и психологического компонентов качества жизни школьников

В работе представлены результаты оценки физического и психологического компонентов качества жизни школьников занимающихся в секции каратэ и школьников, не занимающихся систематически спортом.

Взаимосвязь ката и кумитэ в спортивных тренировках по каратэ

В данной статье проанализирована взаимосвязь двух базовых направлений тренировки спортсменов-каратистов: ката и кумитэ. Описана их роль в тренировочном процессе и становлении каратистов.

Методика построения тренировочного процесса квалифицированных пауэрлифтеров в предсоревновательном периоде

В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...

Педагогические методы обучения плаванию на открытой воде для детей и подростков

В статье обозначены предпосылки важности занятия физической культурой и спортом, в особенности плаванием. Выявлен основной стиль плавания, освоение которого гарантирует получение навыка плавания как в бассейне, так и на открытой воде. Проанализирован...

Технологии обучения технике игры в волейбол детей 8–9 лет с учетом индивидуально-типологических особенностей

В данной статье представлены результаты оптимизации функционального состояния занимающихся во время обучения детей техническим приемам игры в волейбол с учетом индивидуально-типологических особенностей. В тренировочном процессе применяли специально п...

Задать вопрос