В статье представлены результаты внедрения в учебно-тренировочный процесс комплекса упражнений, выполняемого круговым методом. Данный комплекс упражнений способствовал увеличению психофизиологических и физических показателей у школьников 10–11 лет, занимающихся киоусинкай каратэ.
Ключевые слова: круговой метод, спортсмены, каратэ, кикусинкай.
Кикусинкай был основан в 1964 году Масутатсу Оямой в Японии. Данный стиль карате характеризуется интенсивностью, силой и упором на физическую подготовку. Основными принципами кикусинкай определяют: силу воли, самодисциплину, уважение и терпимость [2, 4].
Часто каратэ характеризуется разнообразием подготовки занимающихся (тактика, техника), высокой динамикой и разнообразием ситуаций во время спаррингов, а также высокими требованиями к уровню психологической подготовки спортсменов (умением быстро наносить удары, контролировать эмоции, управлять поведением) [1]. Стоит отметить, что несмотря на повышенный интерес к кикусинкай, остаётся открытым вопрос о подготовке спортсменов. Организуя учебно-тренировочный процесс, важно обращать внимание на развитие абсолютно всех физических качеств [4].
В ходе эксперимента контрольная группа занималась по рабочей программе, представленной спортивным клубом «Спарта». Программу разработал Баннов Дмитрий Витальевич. Экспериментальная группа спортивного клуба «Фаворит» использовала на своих занятиях комплекс специально подобранных упражнений, подобранных на основе методики Ильмова Е. А., засл. тренера России, выполняла его строго круговым методом.
Комплекс выполнялся по окончанию основной части занятия. Количество упражнений к выполнению — 10, время на выполнение каждого задания и отдых по 40 сек. При проведении занятия, тренер использовал программу «табата». Рисунок 1 наглядно демонстрирует используемое приложение.
Рис. 1. Интерфейс программы для выполнения комплекса круговым способом
1 тренировочный день включал в себя комплекс упражнений из прыжковых заданий (прыжки через скакалку, запрыгивания на степ-платформу). 2 тренировочный день включал в себя комплекс упражнений, который заключался в выполнении ударной техники в рамках специализации. 3 тренировочный день включал в себя выполнение силовых упражнений.
Рисунок 2 продемонстрируют перечень подобранных упражнений к выполнению.
Рис. 2. Комплекс упражнений для выполнения в рамках эксперимента
Тестирование заключалось в проведении контрольных испытаний, которые способствовали объективной оценке уровня скоростно-силовых показателей в двух группах.
- Сгибание-разгибание рук в упоре лежа за 1 минуту, кол-во раз;
- Поднимание туловища за 1 минуту, кол-во раз;
- Прыжок в длину с места, см;
- Выполнение ударов правой ногой по лапе за 30 сек (усиро гэри дзёдан), кол-во раз.
Для наглядности упражнение представлено на рисунке 3. Норматив выполнялся ведущей ногой спортсмена.
Рис. 3. Усиро гэри дзёдан
5. Скорость реакции, мс. Оценка скорости реакции выполнялась с помощью разработанной программы.
Испытуемым было предложено следить за изменением цвета иконки, задание выполнялось 5 раз, рассчитывался средний результат. На рисунке 4 отображен интерфейс программы.
Рис. 4. Интерфейс программы для определения скорости реакции
- Определение механической памяти (методика двухзначных чисел). На экране монитора последовательно с интервалом в 1–2 сек высвечиваются 10 двузначных чисел. Испытуемый должен прочесть и запомнить как можно больше. Затем набрать в любом порядке числа, которые остались в памяти. Показателем уровня механической памяти является количество правильно воспроизведённых чисел.
- Таблицы «Шульте».
Целью анкетирования являлась оценка уровня нервно-психической устойчивости (НПУ). Спортсменам было предложено ответить на 84 вопроса. Показатель по шкале НПУ получают путем простого суммирования положительных и отрицательных ответов, совпадающих с «ключом».
Рассмотрим каждый норматив в отдельности на рисунках 5–12.
Рис. 5. Динамика средних результатов контрольного норматива «сгибание-разгибание рук в упоре лёжа» |
Рис. 6. Динамика средних результатов контрольного норматива «прыжок в длину с места» |
Рис. 7. Динамика средних результатов контрольного норматива «поднимание туловища из положения лёжа» |
Рис. 8. Динамика средних результатов оценки скорости реакции |
Рис. 9. Динамика средних результатов контрольного норматива «усиро гэри дзёдан» |
Рис. 10. Динамика средних баллов анкетирования |
Рис. 11. Динамика средних баллов показателя механической памяти |
Рис. 12. Динамика средних результатов показателя «таблицы Шульте» |
Примечание * — достоверность показателей между группами при p ≥ 0,05.
Проведенное тестирование с целью оценки психофизиологического и физического развития школьников показало соответствие результатов физической подготовленности требованиям к зачислению в группы учебно-тренировочного этапа, скорость реакции соответствовала возрасту испытуемых, а оценка уровня нервно-психической устойчивости продемонстрировала слабую возможность нервных срывов.
Разработанный на основе методики Ильмова Е. А., засл. тренера России, 4 Дан, бранч-чиф и применённый на практике комплекс упражнений (выполненный круговым методом), выявил достоверное улучшение по следующим показателям: сгибание-разгибание рук в упоре лёжа, поднимание туловища за 1 мин, усиро гэри дзёдан, таблицы Шульте и анкетирование. Это позволяет говорить об эффективности применённого метода.
Литература:
- Акопян А. О. Долганов Д. И. Примерная программа рукопашного боя для ДЮСШ. — М.: Советский спорт, 2004.
- Астахов С. А., Технология планирования тренировочных этапов скоростно-силовой направленности в системе годичной подготовки высококвалифицированных единоборцев: автореф. дис. кан. пед. наук. — М.: 2004.
- Баранов А. А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже десятилетий. — М.: НЦЗД РАМН.2008.
- Быков B. C. Теория и практика актуализации самовоспитания школьников: Автореф..д-ра пед. наук. — Челябинск: Изд-во УралГАФК, 2000.