Исследовательская деятельность на уроках биологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (529) июль 2024 г.

Дата публикации: 30.07.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Коробова, К. С. Исследовательская деятельность на уроках биологии / К. С. Коробова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 30 (529). — С. 174-175. — URL: https://moluch.ru/archive/529/116810/ (дата обращения: 17.12.2024).



На уроках исследовательской деятельности, включающей обязательные компоненты (тема исследования, постановка задач, обзор литературы, формулировка рабочей гипотезы, проведение экспериментальной части, оформление результатов, выводы), учитель применяет метод «Десять чистых листов». Суть этого метода заключается в том, что ученик создает собственную папку, состоящую из десяти листов. Каждый лист предназначен для конкретного блока (введение, теоретический обзор, список литературы и т. д.). Основные положения и структура объясняются в ходе занятий, после чего ученик самостоятельно заполняет (исследует, пишет, анализирует) соответствующую страницу своей работы.

В процессе работы учитель активно использует метод рефлексии, включающий в себя выявление и осознание отдельных компонентов деятельности, формулирование полученных результатов и пересмотр целей исследования. Для этого применяются различные способы, такие как устные обсуждения, анкетирование и создание графических схем. Педагог анализирует, какие знания помогли решить поставленные задачи, что вызвало сомнения и какие действия оказались непродуктивными.

В ходе исследования учащиеся обращаются к разнообразным источникам информации: текстам учебников, научно-популярной литературе, документам, интернет-ресурсам, материалам средств массовой информации, а также рассказам свидетелей и старожилов. Эти источники различаются по характеру представленной информации и степени ее дидактической обработанности, поэтому при работе с ними требуется поддержка учителя. Учащиеся, следуя заданному алгоритму действий, проводят исследование, оформляют его в виде письменной работы (возможно и в электронном формате) и готовятся к презентации своего проекта.

Таким образом, применение метода «Десять чистых листов» в сочетании с рефлексией и использованием разнообразных источников информации способствует развитию у учащихся навыков самостоятельного исследования, критического мышления и умения структурировать и представлять полученные знания.

Исследовательскую работу учащиеся могут представлять в различных форматах. Наиболее распространены текстовые работы, такие как доклады, стендовые доклады, рефераты, литературные обзоры и рецензии. Кроме того, работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением.

При организации исследовательской работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Обучение младших школьников исследовательской деятельности осуществляется в два этапа. На первом этапе организуется овладение учащимися умениями и навыками исследовательского поиска: умением видеть проблемы, выдвигать гипотезы, доказывать и защищать свои идеи, планировать исследования, работать с текстом, наблюдать и оформлять результаты исследований. На втором этапе учащиеся учатся представлять свои работы. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию для самостоятельной работы, должна находиться в сфере познавательных интересов ребёнка.

Исследовательская деятельность включает экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции и работу с различными текстовыми источниками информации. Работы учащихся представляются старшим школьникам, учителям и родителям, что способствует развитию навыков публичных выступлений и уверенности в себе.

Таким образом, систематическое обучение исследовательским навыкам, начиная с младших классов, способствует развитию у учащихся критического мышления, самостоятельности и умения работать с информацией. Это также помогает им глубже понять и ценить культурное и историческое наследие своего края.

Таким образом, обучающиеся 5 класса при изучении темы «Фотосинтез» провели исследование под названием «Процесс фотосинтеза опытным путем». Перед учениками были поставлены следующие задачи:

– изучить процесс фотосинтеза;

– провести эксперимент;

– написать мини-эссе о значении фотосинтеза в природе.

Исследовательская работа с пятиклассниками по своей сути практически не отличается от работы, проводимой в начальной школе. Как правило, это включает решение исследовательских задач в течение урока, выполнение домашнего задания к следующему уроку, написание мини-сочинений с постановкой задач, предполагающих элементы исследования, а также выполнение серии творческих заданий, включающих элементы исследования на уроках православной культуры.

При изучении в 7 классе на уроках темы «Основы систематики» учащиеся провели исследование «Систематика растений и животных, которые меня окружают». Цель исследования заключалась в создании картотеки с систематическими категориями.

Для обучающихся на 2 и 3 ступенях образования проектную или исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. Однако, не следует лишать учеников возможности выбора индивидуальной формы работы. Темы работ выбираются по желанию — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.

Презентация результатов проектной или исследовательской работы проводится в несколько этапов: урок-презентация, школьная конференция, а затем мероприятия на городском и всероссийском уровнях (городские конкурсы и конференции). Педагог учитывает реальные сроки проведения таких мероприятий и соответствующим образом планирует завершение работ обучающихся.

Результативность исследовательской работы проявляется:

– в развитии учащихся от «обычного» ребенка к личности, способной осмыслить, анализировать и усваивать экологические знания, стать исследователем;

– в формировании духовно-нравственного опыта, который помогает им определить свое ценностное место в мире и оценить свой вклад в устранение проблем окружающей среды.

Научно-исследовательская деятельность представляет собой процесс сотрудничества между учащимся и педагогом. Самостоятельная работа учащихся является наиболее эффективным средством для углубления и расширения приобретенных знаний, умений и навыков, способствующим выводу их на более высокий уровень усвоения. Исследовательская работа также позволяет организовать познавательную деятельность, в которой значим не только результат, но и процесс его достижения.

Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности педагогов и школьников способствует развитию социально-активной личности. Важным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Для учителя важно научиться быть консультантом, готовым отвечать на вопросы школьников в ходе консультаций.

Литература:

  1. Громыко, Н. В. Обучение схематизации в школе: сборник сценариев для проведения уроков и тренингов: учеб.-метод. пособие / Н. В. Громыко. — М.: Пушкинский институт, 2005. — 475 с.
  2. Зверев, И. Д. Общая методика преподавания: пособие для учителя / И. Д. Зверев, А. Н. Мягкова. — М.: Просвещение, 1985. — 191 с.
  3. Звягин, А. Н. Некоторые принципиальные вопросы разработки проблемы систематизации знаний учащихся в процессе обучения физике // Совершенствование процесса обучения физике в средней школе / А. Н. Звягин. — Челябинск: ЧГПИ, 1981. — С. 103–117.
  4. Иванова, Т. В. Общая методика обучения биологии в школе / Т. В. Иванова, Е. Т. Бровкина, Г. С. Калинина. — М.: Дрофа, 2010. — 271 с.
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская работа, исследовательская деятельность, работа, учащийся, критическое мышление, начальная школа, постановка задач, процесс фотосинтеза, разнообразный источник информации, умение.


Задать вопрос