Эволюция интернета: от Web 1.0 до Web 3.0 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 августа, печатный экземпляр отправим 14 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №30 (529) июль 2024 г.

Дата публикации: 21.07.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Шошина, Е. А. Эволюция интернета: от Web 1.0 до Web 3.0 / Е. А. Шошина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 30 (529). — URL: https://moluch.ru/archive/529/116792/ (дата обращения: 27.07.2024).

Препринт статьи



В статье автор рассматривает развитие и эволюцию интернета от Web 1.0 до Web 3.0 с выделением особенностей каждого периода.

Ключевые слова : пользователь, возможность, искусственный интеллект, машинное обучение, совместная работа, цифровая собственность.

Интернет с момента своего появления претерпел огромные изменения, активно влияющие на различные сферы нашей жизни. Развитие веб-технологий прошло через несколько важных фаз: от Web 1.0 до Web 3.0. Эти периоды отражают не только технический прогресс, но и изменения в способах обращения пользователей с сетью. Давайте рассмотрим эти фазы более детально и оценим их воздействие на цифровую среду.

Web 1.0, также называемый «статическим вебом», представляет собой первоначальную версию интернета, охватывающую период с 1991 по 2004 год. В это время пользователи могли только просматривать предоставленный контент на веб-страницах, без возможности его изменения или активного взаимодействия. Веб-страницы были статичными и содержали минимальное количество мультимедийных элементов.

Основные особенности Web 1.0:

– только просмотр: пользователи могут просматривать страницы, однако им запрещено менять содержимое или добавлять свой контент.

– гиперссылки: перелистывание страниц — основной метод навигации в интернете, позволяющий перейти с одного сайта на другой.

– отсутствие интерактивности: на веб-страницах не было возможности зарегистрироваться пользователю, авторизоваться и работать с контентом.

– статический контент: разработчики вручную создавали и обновляли контент, из-за чего он становился однообразным и редко обновляемым.

С 2000-х годов началось развитие, которое открыло для пользователей интернета новые возможности взаимодействия. Поколение интернета Web 2.0 дало возможность пользователям не только читать, а также создавать, публиковать и обмениваться контентом. В 2004 году Тим О'Райли ввел термин Web 2.0 для объяснения второй фазы интернет-технологий, которая способствовала резкому развитию социальных сетей и интерактивных веб-приложений.

Основные особенности Web 2.0:

– чтение и запись: пользователи имеют возможность создавать и делиться контентом, а не только просматривать его;

– взаимодействие: веб-приложения, позволяющие пользователям взаимодействовать друг с другом на протяжении разговора через комментарии, лайки и дополнительные способы взаимодействия;

– динамический контент: благодаря использованию AJAX и других технологий, данные можно загружать без перезагрузки страницы. Это открывает возможности для создания интерактивных и реагирующих на пользовательские действия веб-приложений;

– совместная работа: существуют инструменты для коллективной работы, например, Google Docs, которые обеспечивают возможность одновременного совместного редактирования документа несколькими пользователями в режиме реального времени.

Ниже приведены некоторые примеры веб-ресурсов, соответствующих эпохе Web 2.0.

Социальные сети и блоги: сегодня существует множество платформ, где люди могут общаться и делиться информацией, например, ВКонтакте, YouTube, Twitch. Здесь пользователи имеют возможность создавать свой контент и подключаться к другим пользователям для взаимодействия.

Сайты для обмена информацией и мнением: узнать о интересующих о местах и прочитать отзывы Яндекс. Карты, ознакомиться с новостями и выразить свое мнение в комментариях, это Коммерсант, Аргументы и Факты.

Мобильные приложения: Яндекс.Go для вызова такси, Самокат для заказа продуктов и Discord для общения и др. [1]

Web 3.0, также известный как «семантический веб», является следующим шагом интернета, который использует передовые технологии, например, искусственного интеллекта, блокчейна и машинного обучения. Web 3.0 стремится придать интернету больше автономности, надежности и персонализации путем предоставления пользователям возможности контролировать свои данные и взаимодействия в сети.

Основные особенности Web 3. 0:

Блокчейн: использование децентрализованной базы данных для обеспечения защиты и управления цифровой собственностью. С использованием блокчейн-технологий можно создавать записи транзакций и данных, которые являются безопасными и неизменяемыми. Для обеспечения безопасных транзакций и защиты цифровой собственности предлагается использовать криптовалюты и NFT. Bitcoin и Ethereum — криптовалюты, благодаря которым появляются новые возможности для оплаты товаров и услуг, а также вкладывания денег.

Искусственный интеллект и машинное обучение: проведение анализа и обработка информации с целью предоставления индивидуального контента и автоматизации процессов. Системы становятся способными понимать контекст и предоставлять результаты, которые точнее соответствуют требованиям.

Открытый исходный код: веб-приложения обладают повышенной надежностью и прозрачностью. Публичная доступность исходного кода позволяет программистам объединяться для совместной работы над улучшением ПО. [2]

Примеры веб-ресурсов Web 3.0

Brave — Инновационный веб-браузер. Блокирует рекламу и трекеры, вознаграждает пользователей за просмотр рекламы в BAT токенах.

Audius — музыкальная платформа нового поколения. Платформа для прослушивания и публикации музыки с децентрализованным управлением. Использует блокчейн для обеспечения прямых выплат авторам и их участия в управлении через токены $AUDIO. Бесплатный доступ к музыке, 90 % доходов идут исполнителям, чистый интерфейс без рекламы.

Steemit — веб-сайт, созданный в рамках концепции Web 3.0. Он полностью функционирует на основе блокчейна Steem. Это децентрализованная платформа для вознаграждения, которая помогает создателям контента монетизировать свои материалы. Steemit можно рассматривать как альтернативу Reddit. [3]

В таблице 1 представлено сравнение Web 1.0, Web 2.0 и Web 3.0.

Таблица 1

Web 1.0 (Статический веб)

Web 2.0 (Динамический веб)

Web 3.0

(Семантический веб)

Период существования

1991–2004

Начало 2000-х — настоящее время

Начиная с 2010-х годов до настоящего времени

Основная функция

Только чтение контента

Чтение и создание контента

Интеллектуальная обработка и децентрализация

Тип контента

Статический

Динамический и интерактивный

Персонализированный и семантический

Взаимодействие с пользователем

Одностороннее: просмотр страниц

Двустороннее: создание и обмен контентом

Многостороннее: взаимодействие через AI и блокчейн

Навигация

Гиперссылки

Гиперссылки, поисковые системы, социальные сети

Семантический поиск, AI-рекомендации

Безопасность и приватность

Низкий уровень защиты данных

Средний уровень защиты данных

Высокий уровень защиты данных и прозрачность

Управление контентом

Веб-мастеры и разработчики

Пользователи и администраторы платформ

Пользователи и децентрализованные организации

Эволюция веб-технологий от Web 1.0 до Web 3.0 отражает значительные изменения в способах взаимодействия пользователей с интернетом. Каждое поколение принесло новые возможности и вызовы, создавая более интерактивную, децентрализованную и интеллектуальную сеть. Web 3.0 представляет собой важный шаг в этой эволюции, предлагая децентрализацию, безопасность, интеллектуальность и автономность.

Литература:

  1. Горячкин Борис Сергеевич, Вдовкина Екатерина Дмитриевна Тенденции развития интернета: принципы и методы перехода к WEB 3.0 // E-Scio. 2023. № 3 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-interneta-printsipy-i-metody-perehoda-k-Web-3–0 (дата обращения: 14.07.2024).
  2. Малышева, Е. Н. Web-технологии: учеб. пособие для обучающихся по направлениям подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность», 46.03.20 «Документоведение и архивоведение», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / Е. Н. Малышева. — Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2018. — 116 с. — ISBN 978–5–8154–0449–6. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1041185 (дата обращения: 14.07.2024). — Режим доступа: по подписке.
  3. Обзор на веб-ресурсы, построенные в Web 3.0. — Текст: электронный // Tproger: [сайт]. — URL: https://tproger.ru/articles/obzor-na-veb-resursy-postroennye-v-web-3–0 (дата обращения: 15.07.2024).


Задать вопрос