Введение
Актуальность темы НИР обусловлена следующими аспектами:
— По оценкам, к 2026 году 10 % ВВП может храниться в блокчейнах;
— Ожидается, что к 2025 году объем рынка блокчейнов в банковской сфере достигнет 20,03 миллиарда долларов;
— Предполагаемая экономия средств, возможная при соблюдении требований, благодаря блокчейну составляет 50 %;
— Банки могли бы экономить 8–12 миллиардов долларов ежегодно, если бы использовали технологию блокчейна;
— 5 % банковских экспертов считают блокчейн технологией будущего;
— Американская транснациональная корпорация финансовых услуг Visa планирует запустить систему на основе блокчейна для трансграничных транзакций B2B.
Цель исследования — охарактеризовать блокчейн перспективный инструмент для цифровой трансформации экономики.
В соответствии с целью мной были поставлены следующие задачи:
— изучить теоретико-исторические аспекты становления и развития блокчейна;
— проанализировать современное состояние и тенденции развития рынка блокчейна;
— определить основные проблемы и перспективы развития блокчейна в России и мире.
Объектом исследования выступает самая популярная криптовалюта — биткоин.
Предметом исследования является роль блокчейна как инструмента и платформы в целом в условиях цифровой трансформации экономики.
В работе применялись методы логического, экономического, исторического, статистического анализов, графического отображения данных.
Когда несколько лет назад интерес к технологиям блокчейн начал расти, ожидания, связанные с его использованием, были высокими. Блокчейн рекламировался как технология, которая могла бы оптимизировать импорт и экспорт, систему здравоохранения или даже процедуры выборов. Тем не менее, когда эксперименты, проведенные с потенциальными приложениями блокчейн, включая пилотные программы, проводимые в сфере финансовых услуг и банковской отрасли, не оправдали этих ожиданий, интерес отрасли к вариантам использования блокчейн пошел на убыль. В некоторых случаях те, кто интересовался технологиями блокчейн, обнаружили, что традиционные централизованные базы данных могут обеспечить те же функции, что и блокчейн, но с меньшими затратами.
Однако в связи с недавним событиями отношения правительств стран мира к технологиям блокчейн и криптоактивам существенно поменялись, и сейчас подходящее время для финансовой индустрии вернуться к более зрелой, развитой технологии, используя блокчейн для улучшения существующих продуктов и услуг и предложения новых, более экономичных. Блокчейн, как государственные, так и частные, могут быть реализованы самыми разными способами в финансовом мире, открывая новые сектора банковских услуг, которые приносят пользу как банкам, так и клиентам, обеспечивая более быстрые, дешевые, более безопасные и более инклюзивные транзакции.
Благодаря сотрудничеству между компаниями, предоставляющими финансовые услуги, и регулирующими органами, а также разработке стандартизированных решений, весь сектор финансовых услуг должен иметь возможность пожинать плоды этой технологии следующего поколения. Стандартизация отраслевых решений за счет использования как общедоступных, так и частных блокчейнов может оптимизировать транзакции, сократить внутренние затраты и трудозатраты, а также значительно повысить скорость и безопасность транзакций. В свою очередь, индустрия финансовых услуг сможет расширить свои предложения, создать новые рынки сбыта и обеспечить новый уровень обслуживания для клиентов.
Для каждого приложения необходимо провести систематизацию различий между потенциальными вариантами использования общедоступных, не требующих разрешений блокчейнов, которые децентрализованы (например, криптоактивы), и частных, разрешенных блокчейнов, контролируемых одним или несколькими объектами.
Основное содержание
- Валюта на основе блокчейна
Технология блокчейн быстро меняет способы передачи, хранения и учета активов. Государственные и частные валюты на основе блокчейна разрабатываются и используются частными лицами, компаниями и даже национальными государствами. Эти события сигнализируют о ранних стадиях совершенно новой финансовой индустрии и связанных с ней предпринимательских возможностях. По мере роста рыночной капитализации и институциональной поддержки криптоактивов банки, которые развивают инфраструктуру для банковских услуг криптоактивов (включая депозитарные услуги, обработку платежей и кредитные предложения), будут иметь хорошие возможности для обслуживания клиентов, участвующих в этом новом и интересном классе активов.
По мере того, как все больше физических и юридических лиц участвуют в рынке криптоактивов, возможность предоставлять услуги по работе с криптоактивами будет только возрастать. Сложность и новизна хранения криптоактивов, вероятно, вызовут больший интерес к тому, чтобы доверенный посредник предоставлял кастодиальные[1] услуги. Помимо простой защиты этих активов, по мере распространения различных форм криптоактивов банки и регулирующие органы должны подготовиться к предложению других финансовых предложений на основе криптоактивов.
1.1. Децентрализованные криптоактивы
Учитывая его уникальные денежные свойства, в том числе встроенную долговечность, редкость, взаимозаменяемость, портативность и делимость, Биткойн быстро растет как новый актив сбережения — подобно недвижимости или золоту. Рынок биткойнов среди индивидуальных инвесторов растет уже много лет. Однако в последнее время корпорации начали добавлять биткойны в свои балансы, причем некоторые утверждают, что биткойн поможет защитить акционерную стоимость от последствий агрессивной денежно-кредитной политики во всем мире.
Этот вариант использования может стимулировать спрос на совершенно новый набор банковских услуг, аналогичных тем, которые предлагаются для традиционных валют. Владельцы биткойнов и других криптоактивов могут запросить финансовые предложения на основе криптовалюты, такие как индивидуальные продукты для раскрытия информации, депозитарные и торговые решения, кредитные линии, первичные брокерские услуги биткойнов, решения по обеспечению соответствия и многое другое.
В качестве отправной точки банки могли бы выпускать простые деривативы, такие как свопы криптоактивов. Эти продукты могут усилить институциональную роль банков как доверенного контрагента, а также позволят клиентам получить доступ к криптоактивам такого рода. Банки также могут напрямую вмешиваться в хранение криптоактивов клиентов. Крупнейшие игроки отрасли уже выходят на рынок.
1.2. Централизованные криптоактивы
В дополнение к услугам, которые коммерческие банки могут предоставлять для децентрализованных криптоактивов, банки могут предоставлять аналогичные услуги, такие как депозитарные или платежные услуги, для централизованных криптоактивов на основе блокчейна или инструментов, подобных валюте, включая стейблкоины и цифровые валюты центральных банков (CBDC[2]).
Стейблкоины — это криптоактивы, стоимость которых привязана к внешнему эталонному активу, например, к бумажной валюте. Эти новые формы традиционных валют приобретают все большую известность и авторитет: две самые популярные стейблкоины, Tether и USD Coin (обе привязаны к доллару США), недавно превысили рыночную капитализацию в 50 и 25 миллиардов долларов соответственно. Из-за стабильности цен стейблкоины часто рассматриваются как менее рискованная альтернатива другим криптоактивам. В то время как стейблкоины приносят преимущества технологии блокчейна с более быстрыми расчетами и программируемостью, стейблкоины также часто централизованы, при этом компания-эмитент сохраняет контроль над реестром и имеет возможность контролировать и отменять транзакции. Как и в случае с децентрализованными криптоактивами, стейблкоины открывают возможности для финансовых учреждений, которые создают необходимую инфраструктуру для предоставления множества банковских услуг.
CBDC — еще одна растущая тенденция, поскольку центральные банки исследуют и тестируют свои собственные цифровые валюты. CBDC — это цифровые платежные инструменты, выпускаемые центральным банком страны, аналогичные физической валюте, но в цифровой форме. Центральный банк Багамских островов был первым, кто запустил цифровую валюту, когда в октябре 2020 года он запустил свой цифровой песочный доллар. Китай тестирует свой цифровой юань, разрабатываемый с 2014 года, в Пекине и других городах. Согласно отчету Банка международных расчетов за январь 2020 года, из 66 опрошенных центральных банков 80 % ответили, что они занимаются той или иной работой с CBDC, при этом 40 % из них заявили, что они продвинулись от концептуальных исследований к реальным доказательствам концепции и экспериментам. Более 88 % текущих проектов CBDC используют блокчейн в качестве базовой технологии. Китай недавно взял на себя ведущую роль в содействии всемирному развитию CBDC, предложив глобальный набор правил для управления информационными потоками между центральными банками и поощрения взаимодействия между CBDC из разных юрисдикций. Международная совместимость и стандартизация могут расширить возможности, доступные банкам, которые поддерживают инфраструктуру, необходимую для управления этими криптоактивами.
Пока нет ясности, как быстрое развитие CBDC повлияет на текущую структуру банковской системы. Банк международных расчетов (БМР, BIS) в главе своего Годового экономического отчета за 2021 год подчеркнул важность участия частного сектора в розничной архитектуре CBDC и предложил потенциальные альтернативы тому, как можно моделировать такую архитектуру. В одноуровневой прямой архитектуре CBDC центральный банк будет полностью управлять системой, включая все связанные с ней операционные и потребительские задачи, такие как ведение счетов и обслуживание клиентов. В гибридной или промежуточной архитектуре CBDC система останется двухуровневой, при этом частный сектор будет играть свою роль в операционной и потребительской сфере. Эти двухуровневые архитектуры можно отличить по записям, которые ведет центральный банк. В гибридной модели центральный банк будет регистрировать розничные балансы, обеспечивая поддержку платежной системы, тогда как в промежуточной модели центральный банк будет регистрировать только оптовые балансы отдельных поставщиков платежных услуг. Народный банк Китая экспериментирует с двухуровневой гибридной архитектурой CBDC. Банк международных расчетов поддержал двухуровневую систему, отметив, что одноуровневая система может умалить роль центрального банка как «относительно небольшого и целенаправленного государственного учреждения, стоящего у руля экономической политики».
1.3. Юридические аспекты
Несмотря на то, что нормативные рекомендации предоставляют возможности финансовым учреждениям, желающим предоставлять услуги криптоактивов, сохраняется значительная нормативная неопределенность. Финансовым учреждениям необходимо будет работать над тем, чтобы они соответствовали быстро развивающейся нормативной среде, и им необходимо будет создать необходимую инфраструктуру для управления своими публичными и частными активами, услугами и деятельностью на основе блокчейн.
Базельский комитет по банковскому надзору (BCBS) недавно опубликовал документ для общественных консультаций, в котором изложены предлагаемые рамки пруденциального[3] подхода к риску банковских криптоактивов. Эта структура включает разделение криптоактивов на три категории: группа 1a, группа 1b и группа 2 с различными требованиями к капиталу, основанными на риске. Криптоактив должен соответствовать списку требований, чтобы квалифицироваться как криптоактив группы 1a или группы 1b, при этом группа 1a включает токенизированные традиционные активы, а группа 1b потенциально может включать стейблкоины. На активы как группы 1a, так и группы 1b будут распространяться требования к капиталу, основанные на весовом коэффициенте риска, связанном с применимым классом традиционных активов, лежащих в основе криптоактива, как указано в существующей структуре BCBS, а также с учетом дополнительных рисков, связанных с технологиями. Группа 2 охватывает все криптоактивы, не входящие в группу 1, включая большинство децентрализованных криптоактивов, таких как Биткойн, и будет подвергаться весовому риску 1250 %, который будет применяться к абсолютной стоимости совокупных длинных и коротких позиций, которым подвергается банк. Весовой процент риска актива используется для определения взвешенной по риску подверженности банка активу, которая при умножении на процент требования к капиталу определяет сумму капитала, которую банк должен иметь для покрытия такого риска. Этот весовой коэффициент риска в 1250 % будет гарантировать, что банки будут держать капитал, основанный на риске, как минимум эквивалентный стоимости криптоактива группы 2, которым они владеют. Кроме того, в отчете подчеркивается, что банки, которые берут на себя управление криптоактивами, должны подвергаться процессам надзорной проверки, чтобы гарантировать, что банк адекватно оценил риски, связанные с обращением с криптоактивами. Хотя отчет представляет собой предварительные выводы, его относительно карательный подход предполагает регуляторный скептицизм и, возможно, лишь предварительное понимание рынков криптоактивов.
Учитывая повышенное внимание регуляторов к этой сфере, банки должны применять целенаправленный подход при разработке своих программ соблюдения санкций, чтобы обеспечить учет и устранение соответствующих рисков.
Однако соблюдение правил регуляторов, вероятно, также потребует рассмотрения определенных вопросов, связанных с майнингом криптоактивов. Например, банкам придется столкнуться с тем фактом, что некоторые майнеры в сети могут находиться в странах, подвергшихся санкциям. Поскольку эти майнеры способствуют добавлению новых блоков в блокчейн и обеспечивают сетевую безопасность в обмен на вознаграждение за блоки Биткойн, может возникнуть опасение, что трансляция транзакции может быть истолкована как транзакция с самими майнерами. Кроме того, банкам, возможно, придется рассмотреть вопрос о том, был ли конкретный криптоактив, обслуживаемый банком, вовлечен в транзакцию с организациями, находящимися под санкциями, или с лицами, специально включенными в список SDN[4].
Используя доверенные пулы майнинга, расположенные в определенных регионах, банки могут гарантировать, что их комиссии за транзакции не вознаграждают майнеров, попавших под санкции, и, если этого требуют более строгие будущие правила, могут в конечном итоге работать над обработкой только биткойнов, используемых лицами, не подпадающими под санкции.
Банкам также следует тщательно учитывать налоговые последствия, связанные с криптоактивами. К сожалению, эти последствия подвержены существенной неопределенности. В большинстве юрисдикций криптоактивы рассматриваются как форма собственности, а не как валюта. Как следствие, использование криптоактивов в качестве средства обмена обычно требует немедленной уплаты налога на прибыль, присущую криптоактивам. Помимо этой основной предпосылки, многое остается нерешенным. Например, неясен режим налогообложения криптоактивов в рамках различных режимов налогообложения по рыночной стоимости, которым часто подвергаются банки, равно как и налоговый режим свопов и других финансовых инструментов, включающих или связанных с криптоактивами. Существует ограниченное руководство по вопросам, которые являются уникальными и необходимыми для функционирования криптоактивов, таких как хард-форки[5], и эти рекомендации не всегда благоприятны или легко применимы. Наконец, существует неопределенность в отношении применения налогов на добавленную стоимость, налогов на имущество и банковских налогов (например, потенциальных налогов на капитал) к криптоактивам. Хотя налоговые органы продолжат уточнять налогообложение криптоактивов, вполне вероятно, что неопределенность сохранится в течение значительного времени.
Литература:
- Harvard Law School Forum on Corporate Governance https://corpgov.law.harvard.edu/
- https://www.coindesk.com/business/2021/12/09/microstrategy-says-it-bought-1434-bitcoins-since-nov-29/
- Bitcoin will be the world’s ‘single currency’ in 10 years, The Verge (Mar. 21, 2018), https://www.theverge.com/2018/3/21/17147574/twitter-ceo-bitcoin-jack-dorsey-square-interview-currency-10-years
- https://www.cnbc.com/2021/02/22/tesla-has-made-1-billion-profit-on-its-bitcoin-investment-analyst.html
- https://www.businesswire.com/news/home/20210505005025/en/Bitcoin-in-Your-Bank-Account-FIS-NYDIG-Partner-to-Enable-Banks-to-Offer-Their-Customers-the-Ability-to-Buy-Sell-and-Hold-Bitcoin
- https://www.cnbc.com/2021/05/05/bitcoin-is-coming-to-hundreds-of-us-banks-says-crypto-firm-nydig-.html
- PWG, FDIC, and OCC, Report on Stablecoins, available at https://home.treasury.gov/system/files/136/StableCoinReport_Nov1_508.pdf
[1] Кастодиальное решение — это сторонние поставщики услуг, которые обеспечивают безопасное хранение для криптовалют. По типу хранения цифровых валют можно выделить три разновидности:
— самостоятельное хранение в холодном кошельке, когда приватный ключ находится у самого инвестора,
— хранение на бирже и обменнике, где на горячем кошельке проводятся оперативные операции с криптовалютами без ввода приватных ключей,
— хранение у третьих лиц — это услуги специализирующихся компаний. Они хранят криптовалюты от лица инвестора, это и есть кастодианы.
[2] Аббревиатура CBDC означает Central Bank Digital Currency (цифровая валюта центрального банка). Это концепция цифрового аналога фиатной валюты государства, например, «цифровой рубль» в РФ или «цифровой юань» в Китае. Обсуждения и разработки концепций начались еще в 90-х годах прошлого века, а активно тема CBDC в экспертных кругах начала обсуждаться в 2018 году.
[3] Понятие «пруденциальный» (от англ. prudential) означает осторожный, благоразумный, дальновидный. Латинское слово prudentia означает благоразумие, рассудительность
[4] SDN-лист — это список людей и организаций, который ведёт офис по контролю за иностранными активами Минфина США. Все перечисленные в этом листе попадают под персональные санкции, которые предусматривают визовые ограничения и блокирование собственности и счетов физических и юридических лиц
[5] Хардфорк — это способ внесения значительных изменений в программный код проекта на технологии блокчейн. Название этого термина происходит от английского слова «fork», что означает «развилка».
Он применяется для достижения консенсуса в сообществе относительно изменений протокола. Иногда хардфорки используют для запуска новых криптовалютных проектов.