Одним из наиболее сложных, но при этом эффективных способов заключения договора являются торги. Согласно п. 1 ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов [5]. Российское гражданское законодательство в настоящее время не закрепляет легального определения «торги», однако такая попытка предпринималась в Приказе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. № 582.
В соответствии с указанным приказом, «конкурсная торговля (торги, тендер) — форма торговли, характеризующаяся заключением на торгах договора купли-продажи с победителем, предложившим условия, наиболее полно отвечающие требованиям организаторов конкурса (тендера)» [4].
Однако понятия «конкурс», «торги», «тендер» не определены, в связи с этим, применение законодательства не всегда адекватно и ясно.
Заметим, что в регулировании отдельных сфер, например, заказов для государственных и муниципальных нужд, где торги имеют важное значение, формируются собственные термины. Например, Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не содержит понятия торгов, а относит конкурсы и аукционы (формы торгов, поименованные в ГК РФ) к «конкурентным способам определения поставщиков», а также запрос котировок и запрос предложений [9]. Закон № 223-ФЗ подразумевает заключение договоров только посредством конкурентного отбора контрагентов (ч. 1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ) путем оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, применяемых в равной степени ко всем участникам закупки (ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ) [8].
Ключевые слова: торги, законодательство о торгах, договор, стадии торгов, формирование института торгов, результаты торгов, правила проведения торгов, признание торгов недействительными, отдельные виды торгов.
Методика проведения исследования
Методика заключается в комплексном изучении научных трудов цивилистов, таких как: М. М. Агаркова, В. К. Андреева, Л. В. Андреевой, В. А. Белова, В. Е. Белова, О. А. Беляевой, М. И. Брагинского, В. В. Витрянского, Н. Л. Дювернуа, В. С. Ема, Е. А. Суханова, О. С. Иоффе, И. Б. Новицкого, Д. И. Мейера, Л. А. Новоселовой, К. П. Победоносцева, Н. В. Рабинович.
Ученые-юристы, посвятившие свои научные работы правовой природе торгам, как способу заключения гражданско-правового договора опираются на гражданское законодательство, Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Изучение правоприменительной практики в области проведения торгов и заключения гражданско-правовых договоров способствует выявлению проблемных аспектов как в законодательной сфере, так и в теоретических основах данной темы. Торги являются одним из способов заключения договора, который предполагает конкурентную форму выбора контрагента. Основные проблемы, связанные с этим способом, включают следующие аспекты: формализация процесса, риск манипуляций, ограниченность участия, потеря качества из-за фокусирования на цене, длительность процесса, адаптация в международных контрактах. Для эффективного использования торгов необходимо тщательно учитывать и минимизировать возможные риски и недостатки.
Результаты исследований
Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» подразумевает «заключение договоров только посредством конкурентного отбора контрагентов (ч. 1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ) путем оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, применяемых в равной степени ко всем участникам закупки (ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ)» [8].
Теоретическое обоснование понятия «торги» приводят в своих работах такие авторы, как В. Груздев, О. А. Беляева, В. В. Балакин, М. И. Брагинский. Например, В. Груздев выделяет узкое и широкое значения термина «торги», указывая, что в широком смысле «торги — это весь механизм заключения договора, представляющий собой упорядоченное взаимодействие его элементов; в узком смысле понятие «торги» означает процедуру выявления победителя среди субъектов имущественного оборота, желающих заключить договор и подавших заявки на участие в торгах» [6, с. 25]. О. А. Беляева разделяет данное мнение, а В. В. Балакин уточняет, что «значение торгов определяется той ролью, которая отводится гражданско-правовому договору в современный период. Торги выступают связующим звеном между потребителями товаров, работ и услуг и субъектами, их предоставляющими» [2, с. 11].
«Вместе с тем цель проведения торгов еще не дает полного представления о данной правовой сущности, поэтому не менее традиционным считается определение сущности торгов через совокупность их признаков. Вместе с тем разными авторами приводится разный состав признаков торгов» [1].
Кроме того, М. И. Брагинский, В. В. Витрянский выделяют два обязательных признака конкурса: «состязательность и публичность» [3, с. 512].
В настоящее время проведение торгов не гарантирует в полной мере реализации состязательности. Тем самым происходит нарушение порядка проведения торгов и необоснованное превосходство одного участника над другими. Таким образом, можно отмечать, что происходит нарушение законодательства.
В то же время, признак публичности торгов является одним из ключевых аспектов, который отличает их от иных способов заключения договоров. Публичность торгов подразумевает, что информация о проведении торгов и их условиях доступна широкому кругу лиц, и любой желающий, соответствующий установленным требованиям, может принять в них участие. Этот признак обеспечивает прозрачность и равные возможности для всех потенциальных участников.
Признак публичности торгов является фундаментальным для обеспечения их прозрачности, равенства и справедливости. Соблюдение этого признака позволяет минимизировать риски коррупции и манипуляций, а также повышает доверие к процессу со стороны всех участников и общества в целом.
Торги являются одним из способов заключения договора, который предполагает конкурентную форму выбора контрагента.
Основные проблемы, связанные с этим способом, включают следующие аспекты:
— Процесс проведения торгов регламентирован законодательством и внутренними правилами организации. Это приводит к необходимости соблюдения множества формальностей, что может замедлить процесс и увеличить его стоимость.
— Торги могут стать объектом коррупционных схем или манипуляций, когда победитель определяется не на основе объективных критериев, а по договоренности с организаторами торгов. Это подрывает доверие к процедуре и может привести к юридическим последствиям.
— Жесткие требования к участникам торгов могут исключить из процесса малые и средние предприятия, у которых нет ресурсов для подготовки необходимой документации или соответствия всем требованиям. Это снижает конкуренцию и может привести к менее выгодным условиям договора.
— В некоторых случаях торги ориентируются преимущественно на минимальную цену предложения. Это может привести к выбору поставщика с наихудшими качественными показателями, что негативно скажется на конечном продукте или услуге.
— При участии в торгах компании могут раскрывать конфиденциальную информацию или свои ноу-хау. Это создает риск утечки интеллектуальной собственности, что может быть использовано конкурентами.
— Процесс подготовки, проведения и завершения торгов может занимать значительное время, что не всегда соответствует оперативным нуждам бизнеса. Длительное время рассмотрения заявок и оценки может задержать реализацию проектов.
— Организация и проведение торгов требует значительных административных ресурсов, как со стороны организаторов, так и со стороны участников. Это включает в себя затраты на подготовку документации, юридическое сопровождение, оценку предложений и другие аспекты.
Несмотря на указанные проблемы, торги остаются важным инструментом в рыночной экономике, позволяя обеспечить конкурентный выбор контрагентов и прозрачность процесса заключения договоров. Однако для их эффективного использования необходимо тщательно учитывать и минимизировать возможные риски и недостатки.
Вывод
Торги как способ заключения договора играют важную роль в современной экономике, обеспечивая конкуренцию и прозрачность процесса выбора контрагента. Однако, несмотря на их значимость, торги сталкиваются с рядом проблем, которые могут снижать их эффективность и справедливость. Рассмотрим ключевые выводы о проблемах торгов:
Формализация проведения торгов способствует затягиванию процесса, что приводит к потере времени и средств сторон, участвующих в торгах.
Коррупционная составляющая является острой проблемой не только гражданско-правовых отношений, но и уголовно-правовых правоотношений. Данная проблема имеет комплексный характер и приводит к эффективному использованию юридических ресурсов.
Барьеры, которые препятствуют участию малых предприятий способствуют ограничению количества таких участников, что сказывается на конкуренции рынка.
Оспаривание результатов торгов приводит к задержкам реализации и исполнения договорных отношений, что приводит к издержкам, рискам неисполнения, потеря актуальности исполнения договора.
Таким образом, не смотря на проблемы, торги являются инструментом в рыночных отношениях, а научные исследования способствуют выявлению проблемных аспектов с целью их дальнейшего разрешения.
Литература:
- Ахметдинова А. Р. Торги как способ заключения договора // Юридические науки № 3 2022. С. 6–10
- Балакин В. В. Торги как институт гражданского права в условиях современной рыночной экономики России: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2004. 23 с.
- Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право: моногр.: в 5 кн. Кн. 5. Т. 2. Договоры о банковском вкладе, банковском счете; банковские расчеты. Конкурс, договоры об играх и пари. М.: Статут, 2006. 736 с
- ГОСТ Р 51303–2013. Национальный стандарт РФ. «Торговля. Термины и определения». Утвержден Приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. № 582-ст (ред. от 20.04.2020 г. № 175-ст.) [Электронный ресурс]. // СПС «КонсультантПлюс»
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ // СПС Консультант плюс
- Груздев В. Торги: понятие, правовая природа, признание недействительными // Хозяйство и право. 2004. № 7. С. 23–36.
- Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 11.06.2022 № 168-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс»
- Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // СПС «КонсультантПлюс»
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 16 апреля 2022 г. № 104-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс»