Альтернативное разрешение споров: переговоры и медиация | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №29 (528) июль 2024 г.

Дата публикации: 16.07.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Вафина, А. Р. Альтернативное разрешение споров: переговоры и медиация / А. Р. Вафина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 29 (528). — URL: https://moluch.ru/archive/528/116692/ (дата обращения: 18.07.2024).

Препринт статьи



Данная статья посвящена альтернативным способам разрешения споров — переговорам и медиации. В ней рассматриваются преимущества этих методов по сравнению с традиционным судебным процессом. Автор подробно анализирует переговоры, различные препятствия, которые могут возникнуть при использовании этих методов и описывает роль медиатора в достижении наиболее успешного разрешения споров. Статья будет полезна как для специалистов в области юриспруденции, так и для всех тех, кто заинтересован в понимании механизмов разрешения споров вне судебного порядка.

Ключевые слова: конфликт, альтернативное разрешение споров, медиация, переговоры, примирительные процедуры.

This article is dedicated to alternative dispute resolution methods — negotiation and mediation. It examines the advantages of these methods compared to the traditional court process. The author analyzes negotiation in detail, the obstacles that may arise when using these methods and the role of the mediator in achieving the most successful resolution of disputes. This article will be useful for both legal professionals and anyone interested in understanding the mechanisms of dispute resolution outside the court system.

Keywords: conflict, alternative dispute resolution, mediation, negotiation, conciliation procedures.

Конституция Российской Федерации не только гарантирует права и свободы граждан, но также определяет способы их защиты, которые могут быть осуществлены как через внесудебные процедуры, установленные законом, так и через судебную систему. Необходимость в защите прав возникает, когда одно лицо считает, что его права и интересы не учитываются другим лицом, на что последний высказывает противоположное мнение или вообще не реагирует, что приводит к возникновению конфликта.

Актуальность данной темы обусловлена, тем, что факт конфликта является общепризнанным. Подходы к их разрешению все более сдвигаются в сторону способов, основанных на диалоге и взаимопонимании, таких как переговоры и медиация. Однако остается неясным, насколько эффективны и доступны эти методы для широкого круга людей, а также какие факторы способствуют или мешают успешному применению альтернативных методов разрешения споров.

При написании данной статьи использовались следующие теоретические методы: изучение и анализ литературы, синтез и обобщение полученной информации.

Альтернативное разрешение споров — это совокупность механизмов разрешения правовых споров «в обход установленных государством официальных процедур судебного или административного разрешения споров» [1].

В России на сегодняшний день наиболее распространенными видами альтернативных процедур являются переговоры, третейское разбирательство и посредничество, которое в свою очередь включает в себя медиацию и судебное примирение.

Переговоры — вид примирительной процедуры, посредством которой стороны регулируют возникшие разногласия непосредственно или при содействии своих доверенных лиц, то есть самостоятельно, без привлечения независимой третьей стороны [4].

Цель переговоров должна быть согласована с реальностью и текущим состоянием организации и ее нынешними потребностями, поэтому следует ответить на вопросы: «Какие требования выполнимы и на какие уступки готовы пойти ради заключения сделки?», «Каково наше положение в организации, отрасли, на рынке?»

Желательно, чтобы цель переговоров была связана с конкретными усилиями каждой из сторон, а не предполагаться как удачное стечение обстоятельств или великодушие со стороны партнера. Для этого необходимо ответить на вопрос «Каковы наши собственные интересы?», «Какие и перед кем у нас имеются обязательства?»

Как правило, переговоры как примирительная процедура проводится в трех основных стадиях, которые в свою очередь включают в себя дополнительные этапы:

  1. Стадия подготовки к переговорам (выбор средств ведения, установление контакта, сбор и анализ информации, формирование атмосферы ведения)
  2. Стадия процесса переговоров (выявление спорных вопросов, раскрытие истинных интересов, разработка предложений для соглашения)
  3. Стадия достижения согласия (окончательное обсуждение вариантов решения, достижение формального согласия)

Базаров Т.Ю и Чиннова А.С выделяют пять моральных факторов, влияющих на подготовку и ведение деловых переговоров [2]:

  1. самооценка и уверенность
  2. эмоциональный интеллект
  3. невербальная коммуникация
  4. преодоление предубеждений
  5. этическая сторона и культурные различия

К примеру, эффективное ведение переговоров, по итогам которого достигается компромисс между спорящими сторонами, по мнению Брыжинской Г. В., возможно при соблюдении нескольких основных условий [3]:

1) уважительного диалога между сторонами, заключающегося в культурном стиле взаимоотношений;

2) тактичного поведения, исключающего личную неприязнь и необоснованную критику, выражающегося в стремлении понять и выслушать другую точку зрения и признать доказанные и очевидные аргументы противной стороны;

3) привлечения к разбирательству третьей компетентной и объективной стороны, направляющей переговорный процесс;

Перейдем к следующему способу альтернативного разрешения — медиации. В статье 2 Федерального Закона № 193 прописано, что «процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения» [5].

В течение всей процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них по отдельности. При проведении процедуры медиации медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон.

Толкование процедуры медиации строится на основе принципов, лежащих в основе данного института. Среди них можно выделить следующие:

  1. добровольность
  2. конфиденциальность
  3. равноправие сторон
  4. беспристрастность и независимость медиатора

Как правило, процедура медиации включает в себя следующие этапы:

  1. принятие сторонами решения об обращении к медиатору (избрание, назначение)
  2. процесс примирения (знакомство медиатора с аргументами сторон в споре, предоставление необходимых документов и доказательств, обозначение возможных путей выхода из сложившейся ситуации)
  3. завершение медиации («мировая сделка» — наилучший результат, либо прекращение примирительной процедуры)

Несмотря на признанные преимущества и растущую популярность альтернативных форм разрешения конфликтов, они сталкиваются с рядом проблем, которые могут снижать их результативность . Например, отсутствие обязательного участия и соблюдения договоренностей может иметь и обратный эффект, альтернативное разрешение основано на добровольном участии сторон, что может привести к тому, что одна из них откажется участвовать или не будет соблюдать достигнутые договоренности.

Следующей важной проблемой результативности споров являются сложные конфликты, которые характеризуются высокой конфликтностью, длительной историей и вовлечением многочисленных сторон. Как говорилось ранее конфиденциальность является основным принципом, но в некоторых случаях она может препятствовать раскрытию важной информации, необходимой для эффективного разрешения конфликта.

Несмотря на возможность проведения процедуры медиации непрофессиональными медиаторами, все равно следует обращать внимание на качество медиации, которое во многом зависит от подготовки и квалификации. Отсутствие достаточного опыта или навыков для эффективного разрешения конфликта могут стать одной из причин неплодотворности проведения процедуры альтернативного разрешения.

Многое зависит не только от самого медиатора, но и от самих сторон, которые в некоторых ситуациях могут быть не готовы идти на компромисс или иметь нереалистичные ожидания в отношении переговоров и медиации, что может привести к разочарованию и неудовлетворенности результатами.

В ходе исследования и изучения альтернативных способов разрешения споров, основанных на переговорах и медиации, было установлено, что данная практика представляет собой перспективное направление в сфере правового регулирования.

Подытожив все ранее написанное, можно выделить основные преимущества альтернативного вида разрешения перед традиционным судебным разрешением. К ним относятся экономия времени и финансовых ресурсов, сохранение доброжелательных отношений между сторонами, обеспечение конфиденциальности и гибкость выработки решений.

Несмотря на множество преимуществ, переговоры и медиация также имеют некоторые недостатки: невозможность применения в случае отсутствия желания сторон к соглашению, риск неравенства сил и отсутствие обязательной юридической силы.

Осознавая некоторые ограничения альтернативного разрешения споров, мы считаем, что необходимо продолжать работу по совершенствованию законодательства в этой сфере, чтобы сделать их более эффективным и доступным для всех участников споров.

Литература:

  1. Арутюнян А. А. Медиация в уголовном процессе. М.: Изд-во «Инфотропик Медиа», 2013 С. 38
  2. Базаров Т. Ю., Чиннова А. С. Социально-психологические детерминанты эффективности медиации // Психологические исследования. Т. 5, № 23. С. 11.
  3. Брыжинская Г. В. Условия эффективного ведения переговоров // Глобальный научный потенциал. 2015. № 11 (56). С. 188–190.
  4. Второй арбитражный апелляционный суд, 2005–2024
  5. Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства РФ. 02.08.2010. № 31. Ст. 4162.


Задать вопрос