Статья транслирует опыт организации дополнительного образования школьников.
Ключевые слова: дополнительное образование, стандарты нового поколения, ФГОС.
С принятием федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения роль дополнительного образования детей существенно возрастает.
В контексте ФГОС дополнительное образование утрачивает смысл дополнительного как необязательного, а включается в развивающую образовательную среду ребенка в формате внеурочной деятельности, которая по своей значимости не уступает собственно урочной занятости [1].
Чтобы встроиться в новую систему отношений, соответствовать новым требованиям стандарта, в образовательных организациях происходят изменения и создаются следующие новые условия:
— организовывается система повышения квалификации учителей в вопросах реализации стандартов нового поколения, реализация программ внеурочной деятельности и дополнительных общеразвивающих программ;
— разрабатываются новые программы по требованиям ФГОС, особое внимание уделяется интегрированным программам, ориентированным на получение предметных, метапредметных и личностных результатов, программам дистанционного обучения;
— проводятся обучающие семинары по вопросам внедрения ФГОС начального и общего образования, поиска вариантов включения школы в его реализацию.
В нашей образовательной организации большинство педагогов стали работать в рамках внеурочной деятельности. Общеобразовательным организациям города предложены дополнительные образовательные программы следующих направлений: научно-техническое (робототехника), декоративно-прикладное искусство, художественно-эстетическое (вокал, хореография, изо, театр, фольклор), шахматы, туристско-краеведческое и культурологическое (журналистика, пресс-центры).
С 2023 года успешно реализуется новая программа по работе с детьми, охваченными дополнительным образованием. На базе школы открыт школьный центр детских инициатив, включающий в себя лингвистическое направление (школьная газета, радио и телевидение). Именно здесь в полной мере реализуются федеральные стандарты. Помимо внеурочного развития по лингвистическому направлению с детьми проводятся занятия по ораторскому мастерству, вокалу, театральному искусству.
Анализируя результаты деятельности в ходе данной работы школы можно сделать следующие положительные выводы:
Для педагогов дополнительного образования, это:
— большой плюс в том, что дополнительное образование стало более востребованным и актуальным;
— написание новых дополнительных образовательных программ в соответствии с ФГОС, в отличие от традиционных дополнительных образовательных программ главным условием является краткосрочность;
— внедрение в практику новых форм и методов работы в условиях стандарта, приводящих, как следствие, к творческому и профессиональному росту педагогов;
— работа на перспективу − сохранение и увеличение контингента детей для образовательной организации.
Для обучающихся:
— получение возможности приобретать различные образовательные услуги с возможностью выбора и самоопределения (приведем пример одной из учениц школы, которая в рамках введения ФГОС в начальных классах прошла краткосрочные курсы. За 4 года она попробовала свои силы в работе творческих объединений по шитью, хореографии, оригами, бисероплетению, вокалу, театру, шитью. В последствии, она сделала выбор в лингвистическом направлении, посещает кружок по ораторскому искусству.
— каждый ребенок имеет возможность для самореализации, участвуя в выставках, конкурсах разных уровней.
Помимо положительных результатов существуют следующие основные проблемы интеграции общего и дополнительного образования при переходе на ФГОС начального и общего образования:
— нарушается принцип свободного выбора ребенком внеурочной деятельности (ведь предлагаются только те кружки, которые действуют в данной школе);
— взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей сводится только к реализации внеурочной деятельности, хотя пространства взаимодействия могут быть намного шире.
Главный принцип образования — принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. Вариативная часть основной образовательной программы на каждой ступени образования может быть обеспечена за счет построения нескольких пространств взаимодействия:
— пространства взаимодействия начального и общего и дополнительного образования — интегрированные уроки (урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт), совместная проектно-исследовательская деятельность и др.;
— пространства взаимодействия начального и общего образования и внеурочной работы: предметные кружки; факультативы; школьные научные общества и др.;
— пространства взаимодействия дополнительного образования и внеурочной работы: фестивали, праздники, концерты, выставки, смотры и другие массовые мероприятия.
Именно в рамках этих пространств возникает возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка.
При этом дополнительного образование может много дать школе для реализации новых стандартов, а именно:
— возможности интеграции, как более мобильная часть системы образования, обеспечивающая дополнительность целей, содержания, форм организации образования в соответствии с требованиями ФГОС начального и общего образования и социальным заказом;
— возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;
— специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности: научно-техническое (робототехника), декоративно-прикладное искусство, художественно-эстетическое (вокал, хореография, изо, театр, фольклор), шахматы, туристско-краеведческое и культурологическое (журналистика, пресс-центры);
— возможности поддержки одаренных детей путем реализации масштабных проектов и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья);
— организацию каникулярного времени детей.
Качество образовательных услуг определяется вкладом каждого образовательного учреждения, входящего в систему общего образования. Дополнительное образование детей занимает особое место в образовательном пространстве и расширяет спектр образовательных услуг [2].
Литература:
- Золотарева А. В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процесс реализации ФГОС общего образования // Внешкольник, 2016. — № 3. — С. 15–18.
- Подвозных, Г.П., Беднова В. И., Игошина О. Ф. О формах сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в организации внеурочной деятельности обучающихся. / Г. П. Подвозных, В. И. Беднова, О. Ф. Игошина // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2015. — № 2. — с. 34–38.