Роль дополнительного образования школьников в свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (528) июль 2024 г.

Дата публикации: 15.07.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Коврыгина, Н. В. Роль дополнительного образования школьников в свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения / Н. В. Коврыгина, Е. В. Мирошниченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 29 (528). — URL: https://moluch.ru/archive/528/116680/ (дата обращения: 16.07.2024).

Препринт статьи



Статья транслирует опыт организации дополнительного образования школьников.

Ключевые слова: дополнительное образование, стандарты нового поколения, ФГОС.

С принятием федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения роль дополнительного образования детей существенно возрастает.

В контексте ФГОС дополнительное образование утрачивает смысл дополнительного как необязательного, а включается в развивающую образовательную среду ребенка в формате внеурочной деятельности, которая по своей значимости не уступает собственно урочной занятости [1].

Чтобы встроиться в новую систему отношений, соответствовать новым требованиям стандарта, в образовательных организациях происходят изменения и создаются следующие новые условия:

— организовывается система повышения квалификации учителей в вопросах реализации стандартов нового поколения, реализация программ внеурочной деятельности и дополнительных общеразвивающих программ;

— разрабатываются новые программы по требованиям ФГОС, особое внимание уделяется интегрированным программам, ориентированным на получение предметных, метапредметных и личностных результатов, программам дистанционного обучения;

— проводятся обучающие семинары по вопросам внедрения ФГОС начального и общего образования, поиска вариантов включения школы в его реализацию.

В нашей образовательной организации большинство педагогов стали работать в рамках внеурочной деятельности. Общеобразовательным организациям города предложены дополнительные образовательные программы следующих направлений: научно-техническое (робототехника), декоративно-прикладное искусство, художественно-эстетическое (вокал, хореография, изо, театр, фольклор), шахматы, туристско-краеведческое и культурологическое (журналистика, пресс-центры).

С 2023 года успешно реализуется новая программа по работе с детьми, охваченными дополнительным образованием. На базе школы открыт школьный центр детских инициатив, включающий в себя лингвистическое направление (школьная газета, радио и телевидение). Именно здесь в полной мере реализуются федеральные стандарты. Помимо внеурочного развития по лингвистическому направлению с детьми проводятся занятия по ораторскому мастерству, вокалу, театральному искусству.

Анализируя результаты деятельности в ходе данной работы школы можно сделать следующие положительные выводы:

Для педагогов дополнительного образования, это:

— большой плюс в том, что дополнительное образование стало более востребованным и актуальным;

— написание новых дополнительных образовательных программ в соответствии с ФГОС, в отличие от традиционных дополнительных образовательных программ главным условием является краткосрочность;

— внедрение в практику новых форм и методов работы в условиях стандарта, приводящих, как следствие, к творческому и профессиональному росту педагогов;

— работа на перспективу − сохранение и увеличение контингента детей для образовательной организации.

Для обучающихся:

— получение возможности приобретать различные образовательные услуги с возможностью выбора и самоопределения (приведем пример одной из учениц школы, которая в рамках введения ФГОС в начальных классах прошла краткосрочные курсы. За 4 года она попробовала свои силы в работе творческих объединений по шитью, хореографии, оригами, бисероплетению, вокалу, театру, шитью. В последствии, она сделала выбор в лингвистическом направлении, посещает кружок по ораторскому искусству.

— каждый ребенок имеет возможность для самореализации, участвуя в выставках, конкурсах разных уровней.

Помимо положительных результатов существуют следующие основные проблемы интеграции общего и дополнительного образования при переходе на ФГОС начального и общего образования:

— нарушается принцип свободного выбора ребенком внеурочной деятельности (ведь предлагаются только те кружки, которые действуют в данной школе);

— взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей сводится только к реализации внеурочной деятельности, хотя пространства взаимодействия могут быть намного шире.

Главный принцип образования — принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. Вариативная часть основной образовательной программы на каждой ступени образования может быть обеспечена за счет построения нескольких пространств взаимодействия:

— пространства взаимодействия начального и общего и дополнительного образования — интегрированные уроки (урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт), совместная проектно-исследовательская деятельность и др.;

— пространства взаимодействия начального и общего образования и внеурочной работы: предметные кружки; факультативы; школьные научные общества и др.;

— пространства взаимодействия дополнительного образования и внеурочной работы: фестивали, праздники, концерты, выставки, смотры и другие массовые мероприятия.

Именно в рамках этих пространств возникает возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка.

При этом дополнительного образование может много дать школе для реализации новых стандартов, а именно:

— возможности интеграции, как более мобильная часть системы образования, обеспечивающая дополнительность целей, содержания, форм организации образования в соответствии с требованиями ФГОС начального и общего образования и социальным заказом;

— возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;

— специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности: научно-техническое (робототехника), декоративно-прикладное искусство, художественно-эстетическое (вокал, хореография, изо, театр, фольклор), шахматы, туристско-краеведческое и культурологическое (журналистика, пресс-центры);

— возможности поддержки одаренных детей путем реализации масштабных проектов и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья);

— организацию каникулярного времени детей.

Качество образовательных услуг определяется вкладом каждого образовательного учреждения, входящего в систему общего образования. Дополнительное образование детей занимает особое место в образовательном пространстве и расширяет спектр образовательных услуг [2].

Литература:

  1. Золотарева А. В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процесс реализации ФГОС общего образования // Внешкольник, 2016. — № 3. — С. 15–18.
  2. Подвозных, Г.П., Беднова В. И., Игошина О. Ф. О формах сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в организации внеурочной деятельности обучающихся. / Г. П. Подвозных, В. И. Беднова, О. Ф. Игошина // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2015. — № 2. — с. 34–38.


Задать вопрос