Защитные механизмы психики в конфликте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №28 (527) июль 2024 г.

Дата публикации: 14.07.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Нарейко, К. Д. Защитные механизмы психики в конфликте / К. Д. Нарейко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 28 (527). — URL: https://moluch.ru/archive/527/116659/ (дата обращения: 17.07.2024).



В статье автор исследует особенности и характер проявления защитных психологических механизмов в конфликтах.

Ключевые слова: защитные механизмы, психика, конфликт.

Межличностные конфликты — неотъемлемая часть жизни. Способность конструктивно разрешать их — залог гармоничных отношений. Однако, как мы реагируем на конфликты, часто определяется нашим прошлым, в частности, детским опытом.

В современном мире мы сталкиваемся с быстрыми изменениями в социальных нормах, ценностях и динамике межличностных взаимодействий. В результате возрастает необходимость понять, какую роль играют психологические механизмы в контексте конфликтов. Прошлый негативный или положительный опыт может формировать психологические защитные механизмы, которые влияют на то, как люди справляются с межличностными или внутриличностными конфликтами.

Изучение этого вопроса поможет не только углубить наше понимание внутренних механизмов реакции в сложных ситуациях, но и разработать новые подходы к пониманию различных конфликтов . Негативный и положительный опыт формирует не только привычные способы реакции на конфликты, но и защитные механизмы. Это психологические инструменты, позволяющие справиться с тревогой, стрессом и чувством опасности. Например:

— Отрицание: человек отказывается признавать проблему или свои чувства, чтобы избежать дискомфорта.

— Проекция: вместо того чтобы признать свои недостатки, человек обвиняет в них другого.

— Рационализация: человек придумывает логические объяснения своим действиям, чтобы оправдать их.

— Вытеснение: человек подавляет неприятные воспоминания или чувства, чтобы защититься от боли.

— Реактивное образование: человек проявляет противоположные чувства, чтобы скрыть истинные эмоции.

— Сублимация: человек перенаправляет недоступные ему чувства в социально приемлемые формы деятельности.

Так как статья написана на базе нашего социологического исследования «Защитные механизмы психики в конфликтах», результаты показали, что люди довольно часто используют такие психологические защитные механизмы, как рационализация, вытеснение и реактивное образование. Интересно, что наиболее распространенным механизмом оказалась проекция, то есть люди чаще всего замечают, как они приписывают свои собственные негативные и позитивные качества другим людям. С другой стороны, сублимация, то есть перенаправление негативных эмоций в социально приемлемые действия, оказалась наименее распространенной, люди редко замечают у себя этот механизм. Это говорит о том, что люди склонны избегать самоанализа и искать причины своих проблем во внешнем мире, нежели в себе.

В этой статье мы рассмотрим два защитных механизма психики: проекцию, которая является самым распространенным способом справиться с неудобными эмоциями, и сублимацию, наиболее эффективный, но редко используемый механизм.

Сублимация как эффективный механизм

Сублимация — это один из самых эффективных защитных механизмов психики, который позволяет нам перенаправить неприемлемые или опасные импульсы в социально приемлемые и продуктивные действия.

Например, человек, испытывающий агрессивные импульсы, может сублимировать их, занимаясь боевыми искусствами, спортом или творчеством, где можно выразить энергию в безопасной форме. Или, человек, страдающий от чувства одиночества, может сублимировать его, посвящая себя общественной работе или создавая произведения искусства, которые затрагивают тему одиночества.

Сублимация отличается от подавления тем, что она не просто подавляет негативные чувства, а перенаправляет их в позитивное русло. Благодаря этому сублимация может быть очень эффективным способом справиться со стрессом, конфликтами и другими трудными эмоциями.

Сублимация может быть очень полезной для нашего психического здоровья, позволяя нам выражать себя творчески и реализовывать свой потенциал. Она способствует саморазвитию и приводит к положительным результатам в различных сферах жизни. Однако, важно помнить, что сублимация не является панацеей от всех проблем. Любой защитный механизм психики не может решить ни одну проблему.

Проекция — один из самых распространенных защитных механизмов психики

Проекция — это один из самых распространенных защитных механизмов психики. Она заключается в том, что мы неосознанно переносим свои собственные качества, мысли и чувства на других людей, вместо того чтобы признавать их в себе. Проекция — это врожденный механизм, развивающийся в раннем детстве, когда мы еще не имеем развитого чувства собственного «Я» и не можем различать свои собственные мысли и чувства от мыслей и чувств окружающих. Она позволяет нам избежать неприятных эмоций, таких как чувство вины, стыда, тревоги, перекладывая их на других. Она работает неосознанно, поэтому может быть очень эффективным механизмом для подавления неприятных чувств, но также может быть причиной конфликтов и непонимания в отношениях.

Проекция может быть применена к различным аспектам нашего опыта, включая характеристики, поведение и эмоции. Мы можем проецировать свои собственные негативные черты на других людей, например, обвиняя кого-то в жадности, когда сами испытываем это чувство, или проецировать свои собственные желания и стремления на других, например, считая, что наш партнер хочет того же, чего хотим мы.

Проекция может привести к различным проблемам в отношениях, например, к недоверию, конфликтам и обидам. Однако, проекция не всегда является негативным явлением. Также она может быть полезной для сопереживания, позволяя нам понять чувства других людей, представляя себя на их месте.

Важно понимать, что проекция является защитным механизмом, который может быть как полезным, так и вредным. Осознавая этот механизм и его влияние на наше поведение, мы можем более эффективно справляться с трудными ситуациями и строить более гармоничные отношения с окружающими.

Литература:

  1. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы / А. Фрейд. — Санкт-Петербург: Питер, 2022–160 с.
  2. Гришина Н. В. Психология конфликта. / Н. В. Гришина. — 2-е. — СПб: Питер, 2008–544 с.
  3. Зыкова, Н. А. Защитные механизмы личности в юношеском возрасте / Н. А. Зыкова, Н. А. Гавриленко // Психология обучения. — 2009 — № 2 — С. 44–58.


Задать вопрос