Север описывали, восхищаясь им, многие русские писатели и публицисты, к их числу можно отнести Михаила Пришвина, Бориса Ширяева, Ксению Гемп, Федора Абрамова, Александра Грина, Юрия Казакова и других авторов. Северная тема наиболее значима в их творчестве, интересна для читателей и играет важную роль при создании художественного образа Русского Севера. Его описание в различных областях филологии влияет и на его чувственное художественное восприятие — часто между этими понятиями проводят аналогию.
Стоит отменить, что от трактовки понятия «север» зависит и понимание сущности севера с различных точек зрения, потому как творчество различных авторов, затрагивающих в своём искусстве эту тематику, несколько отличается друг от друга. После изучения конкретных материалов, сформирован следующий результат — понятие «север» для каждого отельного автора различно в зависимости от множества факторов, так же, как и различно в науке [6].
Сложная многокомпонентная передача значимых фундаментальных представлений человечества о тех или иных культурных явлений и их особенностях различными способами (не только словами, но и посредством визуализации способами изобразительного искусства) — важная задача современной науки. Визуальные образы концептов при этом зачастую отображают глубинные представления человека о явлениях культуры, имеющих мировоззренческий характер [4].
В литературных произведениях Русский Север представляется пространством, где реальность тесно переплетена с мифом. Здесь оживают древние легенды, природа наделяется магической силой, а человек оказывается перед лицом вечных вопросов о жизни и смерти, добре и зле. Вспомним сказания о гиперборейцах у Николая Рериха, предания о колдунах и шаманах у Михаила Пришвина, фантасмагорические образы Евгения Замятина. Все это создает атмосферу таинственности и сакральности.
«Загадкой русской души» называет север Борис Пильняк в произведении «Заволочье», север воспринимается им как средоточие русской идентичности, место, где сохранились архаические пласты культуры и менталитета [7]. В произведениях о севере мы видим связь и противостояние человека и природы, поиски духовной истины, стремление к нравственному идеалу. Например, герои Виктора Ремизова, Михаила Пришвина, Алексея Чапыгина — это носители особой, северной ментальности, которая во многом определяет и характер русского человека в целом.
Михаил Пришвин бесконечно восхищается Севером. Он пишет, что «нигде не бывает такой красоты в природе, как на Севере», что «это край непуганых птиц», тайный, нетронутый, заповедный, почти сказочная страна, в которой «все чудесно в своем единстве природы, быта людей и их веры…» [5]. О красоте природы Русского Севера повествует Фёдор Абрамов, но больше автора волнует равнодушное отношение человека к природе. Он считает его источником очерствения человеческой души, причиной возникновения злобы людей по отношению друг к другу. В произведении «Сосновые дети» есть такие строки: «я стою, наклонившись над… младенческим лесом, вдыхаю его первозданный запах, и мне кажется, что я присутствую при рождении мира, подымающегося на утренней заре…» [1]. Александр Грин в повести «Таинственный лес» описывает свой Русский Север, с его «причудливые озерами в камышах, островками, покрытыми древним лесом». В это понятие автор вкладывает, прежде всего, тайное родство природы и человека, их заповедную близость. Лес, озера для него выступают необходимой, как глоток воздуха, сказкой в жизни. Лес окутывает заботой, словно укрывает от каждодневных проблем, заставляет забыть о времени. Александр Грин описывает одухотворяющую и облагораживающую роль природы Русского Севера в жизни отдельного человека [3].
В произведениях о Севере мы встречаем диалектизмы, просторечия, элементы фольклора. Писатели обращаются к народной речи, чтобы передать колорит северной жизни, показать богатство и выразительность русского языка, раскрыть «тайну русского слова», совершить увлекательное путешествие в мир русской культуры, истории и духовности, глубже понять феномен Русского Севера, его влияние на формирование национального самосознания и художественной традиции [2].
Сохранившийся в исторической памяти народа образ Русского Севера противоположен отрицанию нравственных ценностей современной технологической культуры, он выступает в роли «острова спасения», который обладает духовной целительной силой. Принятие важной особой роли образа Севера для русского народа помогает изучать, исследовать и осознавать его как виртуальное культурное наследие России.
Следовательно, Север часто выступает противоположностью цивилизации, которая укрепляется ее удаленным расположением на краю Земли, удаленным от городских центров. Ежедневное выживание происходит на фоне гармонии между человечеством и каждым аспектом природы, в то время как уникальный образ жизни Севера в первую очередь изображается как путешествие к самосознанию, раскрывая сущность существования и самосознания, помогая воссоздать его художественный образ.
Литература:
1. Абрамов Ф. А. Сосновые дети. — [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rulit.me/books/sosnovye-deti-read-357613–1.html (дата обращения 27.06.2024).
2. Воронин Р. А. Стилистические средства создания арктического пейзажа в «Северных» рассказах /Р. А. Воронин //Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2019. — Том 12. — Выпуск 9. — С. 215–219- [Электронный ресурс]. — URL: https://philology-journal.ru/article/phil20190844/fulltext (дата обращения 24.06.2024).
3. Грин А. С. Таинственный лес. — [Электронный ресурс]. — URL: https://www.litres.ru/book/aleksandr-grin/tainstvennyy-les-8055392/ (дата обращения 12.05.2024).
4. Котляков В. М. География. Понятия и термины: пятиязычный академический словарь: русский, английский, французский, испанский, немецкий /В. М. Котляков, А. И. Комарова; Российская акад. наук. — Москва: Наука, 2007. — 859 с. — [Электронный ресурс]. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003185023 (дата обращения 03.06.2024).
5. Пришвин М. М. В краю непуганых птиц (сборник). ООО «Издательство «Вече»», 2019.
6. Старченко С. В. Художественный образ севера в текстильной композиции /С. В. Старченко // Молодой ученый. — 2024. — № 27 (526). — [Электронный ресурс]. — URL: https://moluch.ru/archive/526/116406/ (дата обращения: 10.07.2024).
7. Фесенко Э. Я. «Арктическая» повесть Бориса Пильняка «Заволочье» / Э. Я. Фесенко// Вестник Северного (Арктического) федерального университета: серия Гуманитарные и социальные науки. — 2013. — [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arkticheskaya-povest-borisa-pilnyaka-zavolochie (дата обращения 03.07.2024).