В статье автор исследует целесообразность применения социокультурного подхода в области преподавания иностранного языка.
В эпоху интернета и глобализации, когда процесс общения между странами и, соответственно, между разными культурами стал доступен как никогда ранее, возросло и количество межкультурных конфликтов и глобальных кризисов человеческой цивилизации. Сегодня во время глобальных изменений, резких скачков развития общества и возросшего количества вооружённых конфликтов по всему миру необходимость поиска решения проблемы воспитания гуманной личности актуальна как никогда. Важно подчеркнуть, что задача формирования и воспитания осознанной, гуманной и толерантной личности ложится именно на сферу образования. По мнению В. В. Сафоновой, в XXI в методический процесс несомненно должен включать в себя со изучение языков и культур, именно такой подход должен подготовить человека к жизни в поликультурном мире, к его правилам и проблемам [1]. Следует сказать, что новое состояние общества и необходимость постоянного международного общения сформировали необходимость обучения языку как средству межкультурной коммуникации.
Обучение иностранным языкам должно отвечать запросам современности и призвано помочь обеспечить продуктивное межкультурное общение и содействовать укреплению мира. Уже в 1974 году мировое сообщество начало формирование стратегий и принципов международного воспитания и образования. Одними из первых, кто выдвинул такую цель на международном уровне и зафиксировал её в документе стала организация ЮНЕСКО, основной деятельностью которой является охрана культурного наследия. Например, 1986 году был создан Linguapax project. Главными целями проекта было избавить учебники иностранных языков от стереотипов, продвигать культуру мира и понимания через изучение и преподавание иностранного языка и других гуманитарных наук. [2] Стоит также отметить что в других документах по образовательной политике ЮНЕСКО были отмечены основные векторы развития образования в более гуманном и ориентированном на мировое сотрудничество ключе. Одним из основных положений было развитие глобального подхода и включение международного аспекта на всех уровнях образования, что предполагает изучение междисциплинарных тем, затрагивающих современные глобальные проблемы человечества и также включает в себя моральные, гражданские и культурные аспекты международного воспитания [2]. Также к важным пунктам относились:
– междисциплинарная гуманитаризация образования с целью ценностно-ориентационного осмысления опыта человеческой цивилизации и развития общепланетарного мышления;
– ориентация на развитие культурно и духовно богатой личности как необходимой предпосылки для всестороннего развития общества, укрепление уважения к многообразие национальным культурам [3].
– воспитания чувства международной солидарности, социальной ответственности за судьбу развития цивилизации во всём её многообразии национальных, региональных и континентальных форм существования [3].
Появлению современной и сформированной концепции социокультурного подхода к изучению иностранных языков предшествовали десятилетия исследований общетеоретических основ языковой педагогики. Изначально внимание уделялось только лингвистическим и психологическим аспектам, в гораздо меньшей степени были исследованы социологические аспекты. Тем не менее, отсутствие анализа социокультурной и социополитической характеристик языка несомненно препятствовало разработке реалистичных методических моделей и планов. Без учёта контекста, в котором существует язык, эффективное и качественное обучение не будет возможным [4].
Одним из первых исследователей, кто придавал особую важность социокультурным факторам и их взаимосвязи с педагогическими и методическими факторами был У. Ф. Макки, который в 1970 году построил модель изучения иностранного языка в социокультурном контексте. Можно сказать, что новый этап исследований в этой области относится к девяностым годам ХХ века и характеризуется изучением стратегий в языковой политике государств в контексте языковых и культурных прав человека, этносов и суперэтносов в многоязычном обществе [4].
Согласно В. В. Сафоновой в девяностые годы наиболее ярко ориентация на мировой глобализм и социализацию образования, наблюдалась в исследованиях японских специалистов в рамках проекта «Глобальные проблемы в языковом образовании». По итогам проекта с помощью полученного учебно-методического опыта и результатов научных исследований получила дальнейшую разработку идея о формировании у обучаемых иностранному языку не только коммуникативной компетенции, но и знаний о глобальных проблемах человечества и умений, необходимых для успешного существования человека в эпоху глобализации.
Таким образом, общепланетарный глобализм как социально-педагогическое явление предполагает включение в образовательную программу по иностранному языку информирование о глобальных проблемах (война, голод, нищета, расизм, дискриминация, различные формы неравенства, разрешение окружающей среды). Предполагается, что обсуждение этих тем в рамках иноязычного общения на уроке приведёт к росту осведомленности учащихся и развитию у них чувства социальной ответственности в том числе и в мировом масштабе. Таким образом образование должно приобрести миротворческий и правозащитный характер.
Таким образом, языковое образование начинает рассматриваться как инструмент формирования международно ориентированной личности, воспринимающей историю человечества и своего народа в развитии и чувствующей ответственность за себя, свой народ, страну и будущее человечества в целом. Более того формируется необходимость в воспитании личности, способной осознать взаимозависимость, целостность мира и необходимость межкультурного сотрудничества. Большое внимание должно уделяется формированию у учащихся умения выступать за политические свободы, быть готовым к сотрудничеству с другими людьми, движениями и общественными институтами для того чтобы повысить уровень гуманизма в обществе и гармонизировать отношения людей [1].
Можно прийти к выводу о том, что для достижения всех вышеперечисленных целей, знание языка обязательно должно быть дополнено информацией об особенностях культуры и социально- политических тенденций страны. Именно социокультурный подход отвечает актуальным нуждам и целям в области обучения иностранным языкам.
Данный подход демонстрирует не только связь с понятиями общей или национальной культуры, но и с современной социальной сферой страны изучаемого языка и со стереотипами повседневной жизни. В рамках социокультурного подхода особое внимание уделяется актуальным общественным потребностям, движениями и образу жизни в странах изучаемого иностранного языка.
Исследуется взаимодействие языка и общества, связь между социальной стратификацией, социальной дифференциацией и языком, социокультурные особенности определённого общества. Также особое внимание уделено изучению социокультурных способов отражения в языке различных образцов верований, убеждений, ценностных ориентаций и стереотипов. В сферу изучаемых и аспектов также входит исследование особенностей языка в определенных социально исторических условиях и социокультурные исследования особенностей межличностного общения. Культурологическая социологизация образования позволяет обратить внимание на различные актуальные социальные проблемы в том числе такие как шовинизм, расизм, сословный и классовый снобизм и сексизм. В рамках данного подхода обучающийся получает информацию о различных социальных группах, субкультурах и движениях современного мира, а также о взаимодействии индивида и общества, индивида и различных социумов внутри общества.
Литература:
1. Сафонова В. В. Соизучение языков и культур в зеркале мировых тенденций развития современного языкового образования //Язык и культура Языкознание и литературоведение 2014. — 123–141 с.
2. Felix Marti, President, International Linguapax Committee Director, UNESCO Centre of Catalonia, Barcelona, Spain UNESCO: Linguapax, Languages and Peace// UNESCO sources, 104, p. 12.
3. ЮНЕСКО и воспитание в духе мира// Перспективы, 1986, с. 32–33; с.37–38
4. Сафонова В. В., Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности М.: 1992. — 672 с.