Вданной статье нами были рассмотрены актуальные организационно-правовые основы криминологической безопасности осужденных, а также совершенствование некоторых указанных аспектов.
Ключевые слова: осужденные, УИС, сотрудники, законодательство, совершенствование.
Для обеспечения безопасности в учреждениях и органах УИС применяются различные меры и механизмы контроля, которые позволяют минимизировать риски возникновения инцидентов и обеспечить защиту прав и свобод заключенных. Одной из основных задач является предотвращение побегов, нападений и других проявлений нарушений общественного порядка в местах лишения свободы. Для этого используются современные технологии, системы видеонаблюдения, контроля доступа и другие средства обеспечения безопасности [1, с. 173].
Нормативная основа обеспечения безопасности объектов УИС не всегда соответствует времени и условиям деятельности учреждений и органов УИС. Именно поэтому значительный пласт процедур деятельности сотрудников учреждений и органов УИС определен ведомственными инструкциями, приказаниями, а также методическими и практическими рекомендациями [2, с. 158].
Законодатель на уровне закона определяет лишь базовые положения, все остальное отражено на подзаконном уровне. Так, ст. 82 УИК РФ определяет требование режима, связанное с необходимостью обеспечения безопасности осужденных и персонала. В ст. 13 УИК РФ предусмотрено право осужденных на личную безопасность, где закреплена мера обеспечения безопасности в виде перевода осужденного в безопасное место. Необходимость обеспечения безопасности подозреваемых и обвиняемых предусмотрена в рамках ст. 19 Федерального закона № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Статья 12 закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473–1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» детально устанавливает меры по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы. Эти меры включают в себя охрану следственных изоляторов, исправительных учреждений и прочих объектов уголовно-исполнительной системы, а также конвоирование заключенных по установленным маршрутам.
Законодательство также предусматривает возможность создания специальных подразделений при территориальных органах уголовно-исполнительной системы для реализации задач по обеспечению безопасности объектов УИС. Эти подразделения имеют свои полномочия и специализированные средства для выполнения своих функций.
Следует также отметить, что согласно Федеральному закону от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» федеральные органы исполнительной власти осуществляют свою деятельность по обеспечению безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В данном контексте важными являются Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Федеральный закон № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и другие законодательные акты, устанавливающие процедуры и меры по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы [3].
Под криминологической безопасностью в УИС принято понимать объективное состояние защищенности жизненно важных прав и законных интересов от преступных посягательств и (или) угрозы таких посягательств, порождаемых специфическими криминогенными факторами учреждений уголовно-исполнительной системы.
Информационные опасности могут возникать в результате кибератак, утечки конфиденциальной информации, а также недостаточной защиты данных. Важно обеспечить надежную защиту информационных систем учреждений уголовно-исполнительной системы, чтобы предотвратить утечку важной информации и сохранить ее конфиденциальность [4, с. 564].
Одной из важных задач обеспечения безопасности в учреждениях и органах УИС является контроль за обращением запрещенных предметов, наркотиков и других запрещенных веществ. Постоянное наблюдение за этими процессами позволяет предотвратить возможные угрозы и обеспечить безопасность как сотрудников, так и осужденных.
Другим важным аспектом обеспечения безопасности является контроль за движением людей в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Это помогает предотвратить попытки побега, нарушения общественного порядка и другие нежелательные ситуации. Разработка эффективных систем контроля и мониторинга позволяет оперативно реагировать на любые непредвиденные события и минимизировать риски.
Таким образом, обеспечение безопасности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы требует комплексного подхода и внимания к различным аспектам. Современные технологии и методики позволяют эффективно бороться с различными угрозами и обеспечивать надежную защиту объектов УИС от различных опасностей.
Также в отдельных регионах осуществили внедрение специализированных терминалов обработки информации, полученной при помощи переносных видеорегистраторов. В некоторых колониях ГУФСИН России по Красноярскому краю установлены терминалы обработки информации, полученной при помощи персональных видеорегистраторов [5, с. 78].
Резюмируя вышеизложенное, подведем некоторые результаты по обозначенным выше теоретико-правовым уголовно-исполнительным проблемам.
Обеспечение безопасности объектов УИС требует комплексного подхода, включающего в себя технические, организационные и правовые аспекты.
Особое внимание необходимо уделять взаимодействию с другими учреждениями и органами правопорядка, а также постоянному анализу ситуации и внедрению новых технологий.
Только при наличии грамотно разработанной стратегии и ее последовательной реализации можно гарантировать безопасную и эффективную работу учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Литература:
- Петрянин А. В., Петрянина О. А. Понятие безопасности: законодательно-доктринальные подходы // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 21. С. 173–179.
- Панасенко Е. К. Криминологическая безопасность осужденных в местах лишения свободы: Дис.... канд. юрид. наук. Рязань, 2007. — 203 c.
- Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. 17 июля. № 29. Ст. 2759
- Российский курс уголовно-исполнительного права. В 2 т. Т. 1. Общая часть: Учебник / Е. А. Антонян, Ю. М. Антонян, С. А. Борсученко и др.; под ред. В. Е. Эминова, В. Н. Орлова. М.: МГЮА имени О. Е. Кутафина; ООО «Издательство «Элит», 2012. — 803 c.
- Ковалев О. Г. Обеспечение информационной и компьютерной безопасности учреждений и органов УИС в условиях цифровой трансформации и научно-технического развития уголовно-исполнительной системы // В сб.: Актуальные вопросы информатизации Федеральной службы исполнения наказаний. Сборник материалов IV круглого стола, посвященного 100-летию со дня рождения Владимира Савельевича Харичева. Тверь, 2022. С. 78–84.
- Бочкарев, В. В. Совершенствование организационно-правовых основ криминологической безопасности в учреждениях УИС / В. В. Бочкарев. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-organizatsionno-pravovyh-osnov-kriminologicheskoy-bezopasnosti-v-uchrezhdeniyah-uis???history=19&pfid=1&sample=4&ref=0 (дата обращения: 10.07.2024).