Литературное наследие выдающегося поэта XVIII века Ивана Ивановича Хемницера (1745–1784) очень разнообразно в жанровом отношении. Значительное место в его творчестве занимают прежде всего басни. Но наряду с ними немалый интерес вызывают и созданные автором произведения малых жанров. Это так называемые стихотворные миниатюры — эпиграммы, эпитафии и афоризмы.
Эпиграмма
Эпиграмма (от греч. epigramma — надпись) — короткое сатирическое стихотворение, обычно с остротой (пуантом) в конце [1, cтб. 1233]. Одним из главных признаков эпиграммы является её краткость, миниатюрность; эпиграмме характерны также остроумие концовки, образная плотность, афористичность.
Эпиграмма широко взаимодействовала на разных исторических этапах с близкими или смежными жанрами (притча, басня, пародия, фельетон, памфлет, анекдот). Эпиграмма занимает место между сатирой и басней. Эпиграмма, как и басня, нередко имеет двухчастную композицию. Однако в отличие от басни, где первая часть содержит рассказ о событии и потому довольно пространна, в эпиграмме всё уплотнено до нескольких строк. Сюжет в эпиграмме развивается особенно упруго, сжат до предела; отсекаются бытовые и психологические детали. Эпиграмма сродни пословице, поскольку для неё тоже главное — сгущение смысла в краткую словесную формулу. Словом, если баснописец рассказывает, то эпиграмматист формулирует [2, c. 13].
По тематике эпиграммы И. И. Хемницера разнообразны и их можно разделить на следующие группы:
- Литературно-полемические эпиграммы («Напрасно ты встревожен Львов...», «Узнавши, что Хвостов к Шумилову посланье…», «К чему вас так стихи на камень удивляют...», «О вы, любители словесных всех наук...» и др.). Они занимают наибольшую часть и способствуют уяснению литературных позиций Хемницера. Поэт создает эпиграммы на поэтов А. С. Хвостова, В. Г. Рубана, А. П. Сумарокова, В. И. Майкова, М. М. Хераскова, Вольтера. Есть также эпиграммы на писателей без указания на конкретное имя. В них поэт высмеивает бездарных сочинителей в обобщенном виде («На худых рифмачей», «На дурного переводчика» и др.).
- Бытовые и сословно-бытовые эпиграммы («Внемлите, род мужской, и женский род, внемли...», «Муж сердится, что я к жене его хожу...», «На провиантского» и др.). В них разрабатываются темы семьи (супружеская неверность, семейные неурядицы и т. д.) и человеческих пороков (скупость, мотовство, высокомерие, глупость и т. д.).
- Панегирические эпиграммы («Напрасно мы хотим Дмитревского хвалить...», «О ты, который в честь театра россиян...» и др.). Посвящены И. А. Дмитриевскому — актеру, литератору, сподвижнику основателя русского театра Ф. Г. Волкова.
- Дружеские эпиграммы («Так! Это Львов! Он сам! Его, его сей вид!..», «Чувствительно вы похвалили…» и др.). Адресованы Л. А. Львову и его жене М. А. Дьяковой.
- Эпиграммы-мадригалы («На некоторую девицу», «На красавицу», «Ты розу мне в залог любви дала…»). Эти стихотворения содержат черту двух жанров — они носят любовно-комплиментарный характер, написаны вольным стихом, с парадоксальным заострением в концовке.
Эпитафия
Эпитафия (от греч. epitaphios — надгробный) — надгробная надпись, преимущественно стихотворная; существовала и как реальная надпись, и как фиктивная (в сборнике стихов). Приметы эпитафии — малый объем, обращение к покойнику или от покойного прохожим [3, cтб. 1235]. Чаще всего эпитафии имеют традиционный зачин: «Под камнем сим...», «Прохожий!..», «Здесь погребен (покоится, кончил дни.».. и т. д. Для интонации эпитафии наиболее характерны дидактизм и панегиричность.
Эпитафия, как и эпиграмма, имеет двухчастную композицию. В первой части (экспозиции) обычно дается краткое перечисление более примечательных деяний покойного, его доблестей или пороков, иногда же отмечается только его общественное положение или состояние и имущество. Во второй части (заключении), если покойный был лицом значительным, помещают какое-нибудь выразительное изречение, указывающее на краткость жизни человеческой, на её суету и бренность.
Эпитафии И. И. Хемницера адресованы не только обобщенно-вымышленным лицам, но и посвящены конкретным людям. По тематике их можно разделить на следующие группы:
- Панегирические (похвальные) эпитафии («Чей прах сей камень покрывает,/Тот славен в небесах и на земли сияет»). Заключают в себе хвалу добродетелям покойного. Добродетели показаны в лучезарном свете; они возвышают душу читателя, побуждают его к подражанию. В панегирических эпитафиях нет места такому традиционному для жанра компоненту, как скорбь по умершему.
- Сатирические эпитафии («Под камнем сим лежит/Тот, от кого еще и ныне всяк бежит»). Обращены к людям, которые своими пороками и недостойной жизнью заслуживают лишь осмеяния и порицания после смерти. В сатирических эпитафиях используются те же приемы, образы, целевая направленность, что и в эпиграммах. Поэтому такую межжанровую разновидность можно обозначить как эпитафия-эпиграмма.
- Автоэпитафии («Надгробная на меня самого», «Надгробная моя»). Хемницер делится с прохожим рассказом о своей жизни, представляющим собой своеобразную исповедь «покойного». Поэт как бы подытоживает свой жизненный путь. Он гордится, что путь этот был трудным, но честным. Достоинство человека, как утверждает поэт, не в чинах и богатстве, а в его высоких духовных и моральных качествах [4, c. 14].
Афоризм
Афоризм (от греч. aphorismos — определение, краткое изречение) — обобщенная мысль, выраженная в лаконичной, художественно заостренной форме (обычно с помощью антитезы, гиперболы, параллелизма и пр.). Афоризм имеет, как правило, двучленную форму. В первой части высказывается мысль, во второй — дается вывод из неё [5, cтб. 64].
Афоризм имеет форму от одной строки (моностих) до нескольких строк. Его главный признак — повышенная смысловая загруженность поэтического текста. Обязательным является слово, чьё образное значение и обобщающий смысл подчеркнуты и акцентированы. Это выражается в иносказательности, в реализации метафор и парадоксальном соединении слов [6, c. 26].
В творчестве И. И. Хемницера представлено свыше 30 образцов афоризмов. Афоризм — преимущественно прозаический жанр, но у Хемницера преобладают поэтические афоризмы. Они имеют форму диптиха и представляют собой законченную по смыслу отдельную строфу из двух строк.
По тематике афоризмы Хемницера можно разделить на следующие группы:
- Литературные афоризмы (« Науки все корысть на свет произвела,/Поэзия одна от чувств произошла»; « Пиши тогда, когда расположен писать,/Котора мысль прошла, той больше не поймать»).
- Морально-этические афоризмы (« Кто умерять себя в желаниях не знает, / Тот счастия к себе напрасно ожидает»; « Кто тайны собственной своей не сохранил, / Как требовать, чтоб тот другого тайну скрыл?»)
- Философские афоризмы (« Наука в свете жить уметь хоть мудрена, / Да только к счастию из всех наук одна»).
- Эпиграмматические афоризмы (« Все любят истину, да с разницею той, / Чтоб сказана была она на счет чужой»).
Стихотворные миниатюры в творчестве Ивана Ивановича Хемницера заслуживают особого внимания. Они говорят нам о даровании поэта в области малых форм. Необходимо также отметить, что к жанру афоризма не обращался практически ни один поэт XVIII века.
В создании стихотворных миниатюр И. И. Хемницер проявил себя мастером малой формы: до предела сжатый объем миниатюры порождает другой её важнейший признак — повышенную смысловую нагруженность слова.
Литература:
- Литературная энциклопедия терминов и понятий. — М., 2001. Стб. 1233.
- Ершов Л. Ф. Русская эпиграмма // Русская эпиграмма второй половины XVII — начала XX в. — Л., 1975. С.13.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий. — М., 2001. Стб. 1235.
- Степанов Н. Л. Иван Хемницер // Хемницер И. И. Полное собрание стихотворений. — М.-Л., 1963. С. 14.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий. — М., 2001. Стб. 64.
- Есин А. Б. Стихотворная миниатюра в системе жанров русской лирики // Филологические науки. — 1995. — № 4. С. 26.