О некоторых особенностях Национального плана противодействия коррупции и перспективах его совершенствования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №27 (526) июль 2024 г.

Дата публикации: 05.07.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Мясникова, Ю. С. О некоторых особенностях Национального плана противодействия коррупции и перспективах его совершенствования / Ю. С. Мясникова, Г. И. Макаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 27 (526). — С. 206-208. — URL: https://moluch.ru/archive/526/116426/ (дата обращения: 16.07.2024).



В статье авторы исследуют общие закономерности и отдельные проблемные вопросы действующего Национального плана противодействия коррупции как одного из важнейших элементов обеспечения деятельности государственных органов в одноименной сфере.

Ключевые слова: противодействие коррупции, Национальный план противодействия коррупции,эффективность действия.

Действующим законодательством России установлено, что одной из системных угроз национальной безопасности страны является коррупция [1]. Она оказывает деструктивное влияние на экономику, препятствует реализации конституционных прав граждан, негативно влияет на эффективность работы и авторитет органов государственной власти. В конечном счете это приводит к отсутствию законности и правопорядка, а, значит, противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Многие текущие вопросы противодействия коррупции, а также основные направления усилий государства по борьбе с ней разрешаются в Национальном плане противодействия коррупции, который периодически обновляется, но, по мнению специалистов, нуждается в совершенствовании и корректировке. Именно в связи с указанной спецификой исследование содержания, а также закономерностей реализации указанного Плана и его влияния на деятельность должностных лиц органов власти должно считать актуальным.

Проблемные вопросы, регулирующие правовые основы действия Национального плана противодействия коррупции в увязке с иными основополагающими международными и отечественными правовыми актами рассматривали в научных трудах многие авторы, в частности И. В. Григорьев, В. А. Коновалов, Д. Е. Зайков и другие. Однако нюансов в рассматриваемой проблематике множество, а нерешенность правовых аспектов очевидна, поэтому исследователям достаточно места для творчества.

Цель статьи — отметить значение и возможные проблемные вопросы реализации действующего Национального плана противодействия коррупции.

Согласно данным Судебного департамента Верховного Суда РФ, за прошедший 2023 год за преступления коррупционной направленности вынесено 22014 обвинительных приговоров по основным составам и в качестве дополнительной квалификации. Это на 7,3 % больше, чем в прошлом году [4]. Из этих данных можно предположить, что число граждан, пострадавших от коррупционных деяний в стране, как минимум, остается существенным. Увязывать ли рост приведенных показателей с эффективностью работы исследуемого Плана и антикоррупционных органов государства или же, наоборот, полагать положение дел с коррупцией в стране ухудшающимся, оставим на усмотрение читателя.

Напомним, базовые правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В целях объединения усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, направленных на противодействие коррупции и устранение причин, которые ее порождают, Президентом Российской Федерации Указами от 13.04.2010 г. № 460 и от 16.08.2021 г. № 478 утверждены Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2021–2024 годы.

При этом Национальный план противодействия коррупции считается системным документ программного характера. Он утверждается Президентом РФ сроком на два-четыре года. Впервые был утверждён Президентом РФ в июле 2008 г. и с тех пор выпускался всего 7 раз — в 2008, 2010, 2012, 2014, 2016, 2018, 2021 г. Действующим на данный момент является Национальный план противодействия коррупции на 2021–2024 годы, утвержденный Президентом РФ 16 августа 2021 году [3].

Авторы настоящей статьи согласны с тем мнением, что существование Национальных планов противодействия коррупции само по себе не привело к снижению уровня коррупции в стране [6, с. 27].

Действующий Национальный план содержит перечень мероприятий, распределенных по 16 направлениям. Для общего понимания следует отметить, что значительная часть документа является доработкой и продолжением предшествующих шести Национальных планов.

Как представляется, в нынешний Национальный план противодействия коррупции не вошли некоторые вопросы, решение которых способствовало бы эффективности правоотношений в регулируемой сфере.

Например, в Национальном плане отдельным пунктом указано на необходимость правового регулирования ограничения дарения государственным служащим. При этом по-прежнему сохраняется коллизия права, поскольку Гражданский кодекс разрешает служащим принимать подарки, а ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» — запрещает.

Действительно, как указано в ст. 575 ГК РФ не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 рублей государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Но это не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.

В то же время, статья 17 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указывает на 2 вида подарков. Первые — это подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, полученные от физических лиц, которые принимать запрещено. И вторые — подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями. Таковые признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы.

В этой связи, по мнению авторов, напрашивается внесение поправки в пп.3 ч.1 ст. 575 ГК РФ, а именно — признать его утратившим силу, исключив возможность получения обычных подарков государственными служащими.

Национальный план по-прежнему содержит положения об обязанности служащих предоставлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. При этом в Плане не указано на необходимость совершенствовать данную процедуру, а подразумевается лишь ее осуществление. В этой связи авторы полагают такой подход несовершенным, поскольку, на их взгляд, правовые пробелы именно в этой области очевидны. Так, согласно ст. 20 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служащие предоставляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также те же данные членов своей семьи (супругов и несовершеннолетних детей).

Однако, в п.16 Указа Президента РФ от 01.07.2010 г. N 821 допускается заявление государственного служащего о невозможности по объективным причинам представить указанные сведения [2]. В этой связи можно согласиться с оценкой тех специалистов, которые полагают сугубо субъективным сам подход в определении так называемых «объективных обстоятельств», но, главное, указывают на возможность обхода, казалось бы, единого, заранее известного и понятного требования закона [5, с. 168].

Обобщая вышеизложенное, нужно отметить, что Национальный план противодействия коррупции является одним из ключевых нормативно-правовых актов, регулирующих повседневную деятельность государственных органов в рассматриваемой сфере общественных отношений. При этом необходимо говорить как о нормативно-правовом совершенствовании как исполнения текущего Плана, так и более детальной регламентации последующих аналогичных актов. Именно в таком подходе, как представляется, заложено реальное повышение его эффективности.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы» // [Электронный ресурс] — URL: https://base.garant.ru/12174916/ (дата обращения: 03.07.2024).
  2. Указ Президента РФ от 01 июля 2010 г. N 821
  3. «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» / «Российская газета» от 7 июля 2010 г. N 147.
  4. Указ Президента РФ от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы» // [Электронный ресурс] — URL: https://base.garant.ru/402619978/ (дата обращения 03.07.2024).
  5. Данные судебной статистики по делам коррупционной направленности. Судебный департамент Верховного Суда РФ // [Электронный ресурс] — URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=150 (дата обращения 03.07.2024).
  6. Григорьев И. В. Национальный план противодействия коррупции на 2021–2024 годы: антикоррупционные элементы правового положения (статуса) государственных гражданских служащих / Право и политика. — 2021. — № 9. — с. 166–175.
  7. Коновалов В. А. О некоторых вопросах к Национальному плану противодействия коррупции на 2021–2024 годы // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. — 2022. — № 2 (52). — С. 27–29.
Основные термины (генерируются автоматически): Национальный план противодействия коррупции, Российская Федерация, противодействие коррупции, государственная гражданская служба, действующий Национальный план, Президент РФ, связь, служащий, государственная власть, имущественный характер.


Похожие статьи

Задать вопрос