В статье рассматривается история нормативного регулирования безработицы в советский период. Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не имеет работы. Уровень безработицы является одним из основных факторов, отражающих положение дел на рынке труда и социально-экономическую ситуацию в стране.
The article examines the history of regulatory regulation of unemployment during the Soviet period. Unemployment is a socio-economic phenomenon in which part of the economically active population is unemployed. The unemployment rate is one of the main factors reflecting the state of affairs on the labor market and the socio-economic situation in the country.
Отголоски зарождения регулирования рынка труда и безработицы в российском государстве советского периода были ознаменованы созданием бирж труда в начале 20 века. Первые Биржи труда появились в крупных индустриальных центрах: в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе и иных городах. [1] Необходимость создания указанных органов была продиктована ликвидацией большого количества промышленных предприятий после революции 1917 года, в связи с чем появилась тенденция к росту уровня безработицы. В советском государстве в первые годы его существования биржи труда являлись инструментом для планомерной борьбы с безработицей.
С приходом временного правительства к власти было издано значительное количество декретов, которыми в том числе регулировались вопросы безработицы и мер воздействия на данное явление. Одним из первых шагов в направлении регулирования рынка труда было издание Закона «О биржах труда» от 19.08.1917. Данный закон предписывал обязанность для городских и сельских самоуправлений в местностях с населением не менее 50 тыс. человек создавать муниципальные биржи труда. В их функции входили следующие направления деятельности: во-первых, регистрация спроса и предложения труда; во-вторых, посреднические услуги по найму; в-третьих, ведение текущей статистики, а также сбор сведений о местном рынке труда. [2]
Позже было принято Положение «О страховании на случай безработицы» от 11 декабря 1917 года. Указанным положением давалось определение «безработных», закреплялись критерии для признания лиц безработными, определялся порядок привлечения средств для обеспечения безработных страховыми пособиями, а также закреплялось права безработных на получение пособия и порядок его выплаты. Так, из текста Положения следует, что: «под безработным Положение понимает всякое трудоспособное лицо, главным источником существования которого является работа по найму, не имеющее возможности найти работу за установленную соответствующими профессиональными союзами норму вознаграждения, а при их отсутствии — биржей труда, и зарегистрированное в местных биржах труда или профессиональных союзах, а при их отсутствии — в больничных кассах». [3]
Следующим шагом развития регулирования труда и безработицы стало принятие в 1918 году Декрета СНК РСФСР от 31.01.1918 «О Биржах Труда». В соответствии с Декретом: в целях точного учета и планомерного распределения рабочих рук во всех отраслях народного хозяйства; упорядочения спроса и предложения труда; контроля безработных, получающих пособия согласно закона страхования от безработицы, — учреждаются местные и областные биржи труда. [4] При этом, безработные, которые не были зарегистрированы в местных биржах труда, лишались права на получение пособий.
Для дальнейшего регулирования рынка труда и безработицы Советская власть принимала меры, направленные на установление всеобщей трудовой повинности. Так, 03.09.1918 Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление «О воспрещении безработным отказываться от работы». В соответствии с п. 1 Постановления, безработный, зарегистрированный на бирже труда, не имел права отказываться от предлагаемой ему не его специальности работы, если ее условия не отклонялись от норм, установленных тарифом соответствующего профессионального союза. [5]
В октябре 1918 декретом СНК РСФСР от 29.10.1918 «Об отделах распределения рабочей силы» [6] учреждаются соответствующие органы для точного распределения рабочей силы. В компетенцию указанных отделов входил, в том числе, учёт и регистрация всех ищущих работу и безработных на конкретной местности. Также, данным декретом был отменен декрет «О биржах труда» от 31.01.1918 г., и все другие изданные декреты, регулирующие отношения труда и безработицы.
Следующим значимым шагом в регулировании труда и безработицы стало принятие Кодекса законов о труде РСФСР от 10.12.1918 года. [7] Кодекс определял категории граждан, которые освобождались от трудовой повинности; устанавливалось, что все трудоспособные граждане имеют право на применение труда по своей специальности и за вознаграждение, установленное для этого рода работы. Также устанавливалось, что лица, не имевшие работы по своей специальности, регистрировались в местном ОРРС в качестве безработных. При этом безработный не имел права отказаться от предлагаемой ему работы по его специальности, если условия работы не отклонялись от норм, установленных соответствующим тарифным положением, а за неимением тарифа — профессиональным союзом. Получившие работу на срок не более 2-х недель, считались также безработными. Указанным Кодексом также определялся размер и порядок выплаты пособий для безработных лиц. Примечательно, что первый советский Кодекс законов о труде (1918 г.), устанавливал не только обязанность трудиться, но и право на труд. Таким образом, в рассматриваемый период были заложены основы правового регулирования занятости населения, прием рабочих и служащих на работу производился только через биржу труда, была установлена всеобщая трудовая повинность, первый Кодекс о труде закрепил не только обязанность трудиться, но и право на труд.
С введением Новой Экономической Политики руководство страны ослабило политику жесткого регулирования рынка труда. В первой половине 1920-х гг. население, не опасаясь государственных санкций, могло обходить биржи труда при найме на работу, предоставлять частные услуги с целью заработка и т. д. Тем самым количество фактически безработных лиц, которые состояли на учёте бирж труда значительно повышалось. По данным Центрального статистического управления (ЦСУ), к концу 1921 г. на учете бирж труда находилось 100 тыс. человек, к 1 января 1923 г. 641 тыс. человек, а к началу 1924 г. уже 1 240 тыс. человек не имели постоянной работы, т. е. за два года количество нетрудоустроенных возросло почти в 12,5 раз. Во второй половине 1920-х гг. положение еще более обострилось, к весне 1927 г. около 1,5 млн чел. оказались без средств к существованию. [8]
С целью улучшения данной ситуации в марте 1927 г. Совет Народных Комиссаров СССР подписывает постановление «О мерах по регулированию рынка труда», согласно которому все государственные, общественные и частные предприятия обязывались заключать специальные соглашения с НКТ или территориальными отделами труда. Также, с 1927 г. НКТ стал постепенно вводить в практику санкционные меры в отношении лиц, которые уклонялись от предлагаемого места рабаты. С этого времени биржи труда снимали с учета по следующим основаниям: отказ от работы не по специальности; отказ от общественных работ; отказ от работы в коллективах безработных; отказ от работы, требующей переезда на другое место жительство и по ряду других. Итогом подобных мер стала корректировка числа незанятых лиц в лучшую сторону уже к концу 1920-х годов. Помимо этого, как известно, одной из целей первого пятилетнего плана являлась борьба и окончательная победа над безработицей. Таким образом, на 1 октября 1929 года в качестве безработных на бирже труда числилось 1 млн 741 тыс. человек, на 1 апреля 1930 года — 1 млн 81 тыс. человек, а на 1 октября 1930 года — всего 240 тыс. человек. [9] Несмотря на указанную статистику, некоторые авторы считают, что фактически объявление о победе над «наследием капитализма» имело идеологический характер, а безработица после 1930 г., изменила форму своего существования. [10] Тем не менее, по заявлениям руководства государства, в следствии выполнения плана, уже к 1930 году цель победы над безработицей была полностью достигнута и как констатация указанного факта 13 марта 1930 была закрыта Центральная Московская биржа труда. Биржи труда были реорганизованы в управления кадров (в составе органов НКТ), затем функция распределения кадров была исключена из функций НКТ, а в начале 1933 года упразднен и сам наркомат.
Победа над безработицей нашла своё отражение В Конституции Союза Советских Социалистических Республик 1936 года. В ст. 12 было закреплено: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест». В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому — по его труду». [11] В дальнейшем в советском государстве тунеядство (безработица) рассматривалось как проявление антиобщественного поведения.
4 мая 1961 года на основании ст. 12 Конституции Президиум Верховного Совета РСФСР принял указ «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни», в котором указывалось: «Установить, что совершеннолетние, трудоспособные граждане, не желающие выполнять важнейшую конституционную обязанность — честно трудиться по своим способностям, уклоняющиеся от общественно полезного труда, извлекающие нетрудовые доходы от эксплуатации земельных участков, автомашин, жилой площади или совершающие иные антиобщественные поступки, позволяющие им вести паразитический образ жизни, подвергаются по постановлению районного (городского) народного суда выселению в специально отведенные местности на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества, нажитого нетрудовым путём, и обязательным привлечением к труду по месту поселения. Этим же мерам воздействия, назначаемым как по постановлению районного (городского) народного суда, так и по общественному приговору, вынесенному коллективами трудящихся по предприятиям, цехам, учреждениям, организациям, колхозам и колхозным бригадам, подвергаются также лица, устраивающиеся на работу на предприятия, в государственные и общественные учреждения или состоящие членами колхозов лишь для видимости, которые, пользуясь льготами и преимуществами рабочих, колхозников и служащих, в действительности подрывают дисциплину труда, занимаются частнопредпринимательской деятельностью, живут на средства, добытые нетрудовым путём, или совершают иные антиобщественные поступки, позволяющие им вести паразитический образ жизни. Постановление районного (городского) народного суда или общественный приговор о выселении выносятся после того, когда лицо, ведущее паразитический образ жизни, несмотря на предупреждение общественных организаций или государственных органов, в установленный ими срок не встало на путь честной трудовой жизни». [12]
Помимо этого, Уголовный Кодекс РСФСР 1960 года устанавливал в ст. 209 ответственность за «ведение иного паразитического образа жизни». [13] Под понятие иного паразитического образа жизни, ведущегося в течение длительного времени подпадали те случаи, когда «лицо уклоняется от общественно полезного труда и проживает на нетрудовые доходы более четырёх месяцев подряд или в общей сложности в течение года и в этой связи ему сделано официальное предостережение о недопустимости такого образа жизни. Тенденция на принятие столь радикальных мер для борьбы с безработицей и тунеядством сохранялись вплоть до 1990-х годов.
Безусловно, такая система имела свои положительные стороны, но в силу ряда причин она не смогла, в конечном счете, обеспечить достаточно эффективное использование потенциала трудовых ресурсов страны, создала условия для появления и роста скрытой безработицы, снижения трудовой дисциплины, что резко отрицательно повлияло на производительность труда и жизненный уровень населения.
Литература:
- Биржа труда. Большая советская энциклопедия. в 30-ти т.. — 3-е изд.. — М.: Совет. энцикл., 1969–1986. ил., карт.
- Баранова Н. С. История трудового законодательства в России в 1917–1920 гг. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2016. № 1 (174). С. 33.
- Положение ВЦИК и СНК от 11.12.1917 «о страховании на случай безработицы» // Собрание Узаконений. — 1917. № 8.
- О Биржах Труда: Декрет СНК РСФСР от 31.01.1918 // «СУ РСФСР». — 1918, N 21, ст. 319.
- О воспрещении безработным отказываться от работы: Постановление СНК РСФСР от 03.09.1918 № 704 // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917–1918 гг.
- Об Отделах Распределения Рабочей Силы (Положение): Декрет СНК РСФСР от 29.10.1918 // «СУ РСФСР». — 1918, N 80, ст. 838.
- Кодекс законов о труде РСФСР от 10.12.1918. // «СУ РСФСР». — 1918. № 87/88. Ст. 905.
- Рогачевская Л. С. Ликвидация безработицы в СССР(1917–1930). — М. Наука, 1973. 52. c.
- Труд в СССР. Статистический сборник. М.: Финансы и статистика, 1988. 302 с.
- Потапова Н. А. Безработица В СССР в 1920-е годы: Идеологическая доктрина и экономическая реальность// Исторический курьер. 2021. № 6 (20). С. 140.
- «Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик» (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936). // «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», N 283, 06.12.1936.
- Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни: Указ Президиума ВС РСФСР от 04.05.1961 // Ведомости ВС РСФСР. 1961, N 18, Ст. 273.
- Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) // Ведомости ВС РСФСР. 1960. N 40, Ст. 591.