Бионика как средство изучения мира насекомых | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Биология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (526) июль 2024 г.

Дата публикации: 07.07.2024

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Янов, А. В. Бионика как средство изучения мира насекомых / А. В. Янов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 27 (526). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/archive/526/116370/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор раскрывает бионику как раздел зоологии.

Ключевые слова: бионика, живая природа, система.

Бионика — (от греч. biōn — элемент жизни, буквально — живущий), наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе моделирования структуры и жизнедеятельности организмов.

Бионика — это наука, изучающая принципы организации и функционирования биологических систем на молекулярном, клеточном, организменном, популяционном и ценозном уровнях, исследующая процессы преобразования энергии и информации, переработке веществ в живых организмах, экосистемах с целью применения полученных знаний для коренного усовершенствования существующих и создания принципиально новых машин, приборов, механизмов, строительных конструкций, экономичных источников энергии, технологических процессов, эффективных технологических комплексов и химических производств [3].

Её можно также назвать наукой о системах, которые являются аналогами биологических систем или которым присущи некоторые специфические характеристики живых организмов, или наукой об оригинальных технических системах и технологических процессах, созданных человеком на основе идей, найденных и заимствованных у природы [4].

Основу бионики составляют исследования по моделированию различных биологических организмов. Создание моделей требует не только проведения специальных уточняющих исследований на живом организме, но и разработки специальных методов и средств для реализации и исследования столь сложных моделей [2].

Изучение бионики является актуальной темой для человека с самого рождения бионики как отдельной науки. Изучение и рассмотрение живых систем для человека явило собой подробного изучения всех видов имеющих особое строение. Также сама бионика дала мощный толчок всем остальным отраслям биологии и других наук. Актуальность изучения использования человеком приспособлений данных природой живым существам помогло человеку достичь определённых высот в научном прогрессе [4].

Предмет бионики — изучение принципов построения и функционирования живых организмов с целью применения этих принципов в технике, для коренного усовершенствования существующих и создания принципиально новых машин, приборов, механизмов, строительных конструкций и технологических процессов [1].

Своё начало бионика берёт из такой науки как кибернетика. Она рассматривала живые организмы как сложные динамические системы, установив принципиальную аналогию в построении и функционировании живых и технических систем выработав единый подход к изучению процессов управления и организации в мире животных и машин, кибернетика первая перебросила мост от биологии к технике. Благодаря такому взаимодействию, когда идеи и методы одних наук вторгаются в область традиционных исследований других, биологические и технические дисциплины дали жизнь новому научному направлению, получившему название бионика [2].

Формально датой рождения бионики принято считать 13 сентября 1960 г. — день открытия в Дейтоне (штат Огайо, США) первого американского симпозиума на тему «Живые прототипы искусственных систем — ключ к новой технике». Подражая природе, человек не ограничился созданием только первых орудий труда.

Всмотритесь в лёгкие африканские постройки — вы увидите в них очертания цветков и деревьев. Все примеры убедительно говорят о том, что живая природа с незапамятных времён служила человеку источником вдохновения в его стремлении к научному и техническому прогрессу, что в течение многих тысячелетий человек учился у природы копировал её «изобретения», что техника возникла в виде искусственных орудий труда, функции и конструкции (внешние формы) которых были тождественны органам живых систем [3].

Прародителем бионики считается Леонардо да Винчи. Его чертежи и схемы летательных аппаратов были основаны на строении крыла птицы. В наше время, по чертежам Леонардо да Винчи неоднократно осуществляли моделирование орнитоптера [2].

Создание искусственных орудий требовало определённых знаний, а это знания не могли быть чем-то иным, как только знаниями эмпирическими. Поэтому как функции, так и формы первых искусственных труда были более или менее грубыми копиями органов тела животных и человека. Одними из первых, кто сделал шаг по пути раскрытия внутренних закономерностей живой системы и их использованию для создания новых технических устройств, по-видимому, были арабские врачи. Проводя много сотен лет назад глазные операции, эти хирурги получили представление о преломлении световых лучей при переходе из одной прозрачной среды в другую. Изучение хрусталика глаза натолкнуло врачей древности на мысль об использовании линз, изготовленных из хрусталя и стекла, для увеличения изображения [1].

Создание линзы является первой попыткой расширить сенсорный аппарат человека… Линза стала прототипом телескопа, микроскопа, и других оптических приборов позднейшего времени. Много лет спустя выдающийся немецкий астроном Иоганн Кеплер (1572–1630), исследовав архетипы (исходные типы) высокосовершенных природных форм, дал в трактате «О шестиугольном снеге» (1619) ряд рекомендаций по наивыгоднейшему использованию пространства, экономии труда и материалов, достижению наивысшей прочности.

Знаменитые опыты итальянского физиолога, профессора медицины Луиджы Гальвани (1737 — 1798) с лапкой лягушки позволил открыть так называемое животное электричество и привели в конечном итоге к созданию гальванических элементов — химических источников электрической энергии.

Большой интерес в бионическом плане представляет творчество великого русского учёного, основоположника гидро- и аэромеханики Н. Е. Жуковского (1847 — 1921). Выступая против тех, кто не видел в исследованиях живых организмов никакой пользы для технического творчества, учёный указывал, что за внешним различием животного и машины нужно уметь видеть одинаковые принципы и общие факторы, лежащие в основе функционирования биологических и технических систем [4].

В бионике наших дней ещё не всё установилось, не всё обозначилось: уточняется предмет, круг задач новой науки, определяются основные её направления, дальнейшая «стратегия» поисков технических закономерностей в живой природе, вырабатываются новые понятия, устанавливается связь этих понятий, разрабатывается общая, однозначная для биологов, инженеров, психологов, врачей, специалистов по кибернетике терминология бионики. Идёт процесс становления новой науки [3].

Литература:

  1. Акимушкин И. И. Причуды природы. — М.: «Мысль», 1981. — 380 с.
  2. Берг А. И. Бионика и её значение для развития техники. Бионика. — М.: Наука, 1965. — 133 с.
  3. Биология с основами экологии: учебное пособие / С. А. Нефедова, А. А. Коровушкин, А. Н. Бачурин, Е. А. Шашурина. — 2-е изд., испр. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 368 с. — ISBN 978–5–8114–1772–8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/211862 (дата обращения: 01.07.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  4. Драполюк, И. С. Основы бионики: учеб.пособие / И. С. Драполюк. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2005. 303с.
Основные термины (генерируются автоматически): живая природа, наука, система, бионика, коренное усовершенствование, создание.


Похожие статьи

История развития представления о строении клетки

Согласно названию, в статье описываются важные открытия и наблюдения, которые помогли наиболее точно сформулировать представление о строение и функции клетки. В тексте подробно рассказывается об основных методах изучения клетки.

Теоретические аспекты изучения генетики в школьном курсе общей биологии

В статье рассмотрены основные понятия генетики и их использование в школьном курсе общей биологии.

Природа как предмет философского осмысления в литературном произведении

В статье предлагается попытка освещения проблемы понятия природы как предмета философского осмысления в литературном произведении. Выявляются различные подходы к изучению природы.

Гербарий и новые способы сохранения растений

В статье автор доказывает трудоемкость создания традиционного гербария и экспериментальным путем находит новые способы сохранения растений.

К вопросу важности определения правовой дефиниции «лес»

Влияние качества почв на плодородие и окружающую среду

В статье автор исследует биохимические свойства почвы, а также делает вывод, как они влияют на плодородие и жизнь человека.

Интеллектуальная собственность и методы ее коммерциализации

В статье разбирается сущность интеллектуальной собственности, ее виды и способы коммерческого использования, а также предоставлено новое, более глубокое определение термина «Интеллектуальная собственность».

Возможности интерпретации вербализации понятийного компонента концептов

В данной статье рассмотрены некоторые подходы к анализу структуры концепта, выделены основные характеристики понятийного компонента на примере концепта «вода (как природное явление)».

Биоиндикация окружающей природной среды

В статье авторы изучили биоиндикацию окружающей природной среды.

Зарождение психологии как самостоятельной науки

В статье авторы пытаются рассмотреть и раскрыть путь становления психологии как самостоятельной науки.

Похожие статьи

История развития представления о строении клетки

Согласно названию, в статье описываются важные открытия и наблюдения, которые помогли наиболее точно сформулировать представление о строение и функции клетки. В тексте подробно рассказывается об основных методах изучения клетки.

Теоретические аспекты изучения генетики в школьном курсе общей биологии

В статье рассмотрены основные понятия генетики и их использование в школьном курсе общей биологии.

Природа как предмет философского осмысления в литературном произведении

В статье предлагается попытка освещения проблемы понятия природы как предмета философского осмысления в литературном произведении. Выявляются различные подходы к изучению природы.

Гербарий и новые способы сохранения растений

В статье автор доказывает трудоемкость создания традиционного гербария и экспериментальным путем находит новые способы сохранения растений.

К вопросу важности определения правовой дефиниции «лес»

Влияние качества почв на плодородие и окружающую среду

В статье автор исследует биохимические свойства почвы, а также делает вывод, как они влияют на плодородие и жизнь человека.

Интеллектуальная собственность и методы ее коммерциализации

В статье разбирается сущность интеллектуальной собственности, ее виды и способы коммерческого использования, а также предоставлено новое, более глубокое определение термина «Интеллектуальная собственность».

Возможности интерпретации вербализации понятийного компонента концептов

В данной статье рассмотрены некоторые подходы к анализу структуры концепта, выделены основные характеристики понятийного компонента на примере концепта «вода (как природное явление)».

Биоиндикация окружающей природной среды

В статье авторы изучили биоиндикацию окружающей природной среды.

Зарождение психологии как самостоятельной науки

В статье авторы пытаются рассмотреть и раскрыть путь становления психологии как самостоятельной науки.

Задать вопрос