Теоретико-методологические основы развития памяти и виды памяти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (525) июнь 2024 г.

Дата публикации: 29.06.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Загуменова, А. В. Теоретико-методологические основы развития памяти и виды памяти / А. В. Загуменова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 26 (525). — URL: https://moluch.ru/archive/525/116248/ (дата обращения: 30.06.2024).

Препринт статьи



«Память» — это многозадачный термин, многое здесь зависит от области применения. Биология и психология рассматривают память, как способность к воспроизведению прошлого опыта, оно из основных свойств нервной системы живых организмов, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить её в сферу сознания и поведения. Память является высшей психической функцией и одним из основных свойств ЦНС человека.

Память относится к основным познавательным процессам, таким как ощущение, мышление, восприятие, ощущение.

В современных исследованиях памяти до сих пор существует проблема построения моделей работы ее механизмов. В современной науке выделяют три основных уровня изучения механизмов и закономерностей памяти: психологический, нейрофизиологический и биохимический.

Самым ранним уровнем изучения механизмов памяти является психологический. Здесь большую роль занимает активность самого субъекта. В психологии можно выделить два основных подхода к изучению развитии памяти — монистический и множественный. В основе монистического подхода разные виды памяти имеют одинаковые механизмы функционирования и отличаются только разной степенью прочности ассоциаций. Другое направление психологии (психология сознания) придерживается множественной или двойственной трактовки памяти, различая первую память, которая включает в себя впечатления, которые непосредственно присутствуют в сознании и вторичная память, которая сохраняет основные знания человека и отличается значительной устойчивостью.

Основы ассоциативной теории памяти были заложены ещё в античности древнегреческим учёным Аристотелем. В его трактате «О памяти и воспоминании» он определяет память как «обладание образом, как подобием того, чего он образ», что сближает память с воображением.

В 1928 году учёный П. Жане выпустил книгу, в которой он рассматривает память как особое действие, в качестве социальной реакции на отсутствие и преодоление отсутствия. В то же время Л. С. Выготский определяет память как возможность использования и влияние прошлого опыта в поведении человека на данный момент времени.

Главным достижением психологии памяти следующие два десятилетия стало принятие концепции памяти как одного из видов психических действий. Большой вклад в это внесли А. Н. Леонтьев и П. И. Зинченко. Благодаря их взглядам стали проводиться исследования не только запоминания, как это было еще во времена Эббингауза, но и деятельности запоминания, внутреннего строения памяти. И в дальнейшем появился новый методологический подход, сущность которого стала заключаться в том, что именно деятельность стала выступать в качестве объяснительного принципа развития памяти и необходимого для неё функционирования. При описании структуры памяти стало применяться такое важное понятие, как «стимул-средство» и это, в свою очередь, привело к необходимости полного пересмотра всей структуры процесса в целом.

Среди отечественных психологов-исследователей нельзя не отметить ещё А. А. Смирнова и П. И. Зинченко, которые занимались структурно-функциональным анализом процессов, которые лежат в основе различных видов запоминания. П. И. Зинченко определял память как специальное действие, принимающее в своём развитии различные формы в зависимости от особенностей тех компонентов, которые составляют реальное содержание данного психического явления, то есть предмета, цели, мотива, средства запоминания.

Ряд учёных в те времена отражали память как «след», другая часть учёных — как «действие». Большой вклад в тему связи памяти и мышления внесли такие учёные, как А. А. Смирнов, П. И. Зинченко, А. В. Шлычкова, Ж. Пиаже, Б. Инельдер. Благодаря их исследованиям удалось установить, что преобразования информации, которые выявлены в исследованиях кратковременной памяти, играют существенную роль в информационной подготовке решения, в формировании образно-концептуальной модели проблемной ситуации. И в это время окончательно утвердилась связь эффективности запоминания с волевыми свойствами личности и ценностно-мотивационной сферой индивида. Учёные пришли к выводу в эти годы, что память развивается вместе с интеллектом человека.

Накопленный в те времена разнообразный экспериментальный опыт и материал по различным вопросам, связанным с памятью позволил отечественным психологам создать несколько современных подходов к изучению данного явления. К ним относятся информационный, структурно-функциональный и системный подход. Системным подходом занималась С. П. Бочарова. Она считала память базовой функциональной системой, которая выполняет не только когнитивную функцию, связанной с преобразованием новой информации, но и продуктивную, которая относится к организации всей деятельности человека. Её поддерживали такие учёные, как В. Я. Ляудис, Я. В. Большунов, Р. М. Грановская. Все вместе они считали необходимым учёт продуктивных моментов при анализе особенностей функционирования памяти человека. В целом, если оценивать системный подход, можно сделать вывод, что память человека является многомерной и многоуровневой структурой.

В Европе более развито было когнитивное направление изучения памяти. Здесь нельзя не упомянуть У. Найссера и его книгу «Когнитивная психология» в 1967 году. Человека он рассматривал как познающую систему и использовал аналогию с компьютером, сравнивал память с некой библиотекой, хранилищем, мастерской.

На современном этапе исследований памяти всё сближается в биохимический процесс. На первом этапе после воздействия раздражителя в клетках головного мозга происходит кратковременная электрохимическая реакция, которая вызывает в них обратимые физиологические изменения. После этого наступает второй этап процесса запоминания — та самая биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ, которые называются протеинами. Первая стадия занимает несколько секунд или минут, и она называется физиологическим механизмом кратковременного запоминания. Вторая стадия называется механизмом долговременного запоминания.

Изучение памяти волновало мыслителей и учёных с глубоких времён. И можно сказать, что несмотря на большое количество серьёзных исследований, в настоящее время нет одной единой общепризнанной концепции памяти. Выявлены только основные закономерности и законы, но её глубинные механизмы и как она функционирует до сих пор остаётся тайной.

Существуют различные виды памяти. Все классификации опираются на два важнейших критерия: продолжительность хранения информации и способы её кодирования. Очень важно то, что различные виды памяти всегда взаимодействуют друг с другом и обеспечивают процесс запоминания у человека в комплексе.

Долговременная память человека обеспечивает хранение информации на длительный срок, начиная от нескольких дней и заканчивая всей жизнью. Её отличительная особенность состоит в том, что она имеет огромный объём вплоть до бесконечного количества данных. Однако следует сказать, что важным условием для того, чтобы информация из кратковременной памяти перешла в долговременную, необходимы определённые условия: здесь важно повторение, интерес, наличие эмоциональной окраски, взаимосвязь с уже имеющимися знаниями.

У долговременной памяти существует два основных класса: декларативная (явная) и процедурная (неявная):

  1. К декларативной относят воспоминания о фактах, событиях, датах, именах и так далее. Воспоминания о том, что человек в силах сознательно вспомнить и выразить через слова. У декларативной памяти есть два подтипа: эпизодическая и семантическая. К эпизодической относятся те воспоминания о личном опыте, которые связаны каким-то определённым местом или временем, а семантическая включает в себя знания об окружающем мире, которые человек не связывает с конкретными ситуациями.
  2. Процедурная — это память, в которую входят знания человека о том, как делать конкретное действие, к ней относят наши навыки и умения, но что важно при этом не требуют от человека большого сознательного внимания и контроля.

Что касается кратковременной памяти, то она отвечает за хранение информации на короткий срок, от нескольких секунд до нескольких минут. Кратковременная память делится на три класса: звуковая (или акустическая), зрительная (или иконическая) и пространственная (или по другому её еще называют визуоспатиальная).

  1. К звуковой относятся наши воспоминания о звуках, которые мы ранее слышали. Такая информация остается в виде звуковых образов, однако если их не повторять, то они быстро стираются.
  2. К зрительной относят воспоминания о том, что вы уже видели. Такая информация хранится в виде зрительных образов и здесь очень важно фиксировать это вниманием.
  3. К пространственной относят знания о том, где вы находитесь или как добраться до конкретного места.

Отдельно стоит сказать про так называемую оперативную память. Она отвечает за хранение и манипулирование информацией в процессе выполнения конкретной задачи. Оперативная память является частью кратковременной памяти и именно оперативная память играет ключевую роль в таких процессах, как мышление, решение проблем, какое конкретно решение принять и ещё она связана с творчеством.

Оперативная память имеет три основных компонента: центральный исполнительный механизм, фонологический цикл и зрительно-пространственный лист. Центральный исполнительный механизм отвечает за контроль и координацию работы других компонентов, а также регулирует внимание, связано с планированием, целеполаганием и в тех вопросах, когда нужно переключиться между задачами. Фонологический цикл отвечает за хранение и повторение звуковой информации. Здесь важную роль играют фонологическое хранилище — место, где хранятся звуковые образы слов или цифр и артикуляционный контроль, который поддерживает информацию в этом хранилище за счет внутреннего произношения или повторения. Зрительно-пространственный лист отвечает за хранение и манипулирование зрительной и пространственной информацией, например, когда человек решает различные головоломки, ребусы, играет в шахматы.

Также существует так называемая двигательная память, которая связана с запоминанием последовательности мышечных сокращений. Образная память, когда человек запоминает данные как фотографию, эмоциональная память и словесно логическая.

Литература:

  1. Блонский П. П. Память и мышление. СПб, 2001. С. 6.
  2. Йейтс Ф. Искусство памяти / Ф. Йейтс. СПб, 1997. С. 79.
  3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982. Т. 1. С. 154.
  4. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.
  5. Зинченко В. П., Величковский Б. М., Вучетич Г. Г. Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980.


Задать вопрос