формирование волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (525) июнь 2024 г.

Дата публикации: 01.07.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Рогачева, Л. В. формирование волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность / Л. В. Рогачева, Л. Н. Семенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 26 (525). — С. 430-433. — URL: https://moluch.ru/archive/525/116221/ (дата обращения: 18.07.2024).



Краткая аннотация: статья раскрывает методы диагностики и формирования волевых качеств в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Ключевые слова: воля, произвольность, познавательно-исследовательская деятельность, познавательная активность, целеустремленность, самостоятельность, контроль, самоконтроль.

The article reveals methods of diagnosis and formation of volitional qualities in the cognitive and research activities of older preschool children.

Keywords: will, voluntariness, cognitive research activity, cognitive activity, determination, independence, control, self-control.

Развитие волевых качеств в старшем дошкольном возрасте — одно из важных условий формирования предпосылок элементов к учебной деятельности. Проблемой формирования воли, произвольности занимались отечественные исследователи, психологи, педагоги: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. С. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, В. С. Мухина и другие авторы. А. Г. Маклаков говорил так о воли: «Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности». [3, 373].

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показывает, что предпосылками развития произвольного поведения, воли у старших дошкольников являются: активизация саморегуляции поведения, умение справляться с трудностями в поведении, осуществление контроля за своим поведением, способность подчинения инструкции педагога, умение ставить цель, добиваться результата в деятельности.

Одним из компонентов учебной деятельности считается целеполагание, способы достижения цели и ее результат. Волевыми качествами в этом случае выступают целеустремлённость, решительность. Не менее важен самоконтроль, который помогает увидеть свои результаты, сравнить их с образцом результата деятельности других людей. Самостоятельность как волевое качество рассматривается через способность выполнить действие или деятельность с помощью зрительного образца. Чтобы выполнять задания, нужно еще и слышать инструкцию, т. е. учебное задание. Сформированность волевых качеств предполагает развитие предпосылок к учебной деятельности у детей подготовительной к школе группе.

Мы решили выявить уровень сформированности волевых качеств у старших дошкольников таких как целеустремленность, самоконтроль, контроль, самостоятельность. Именно эти качества, по мнению психолога А. Г. Маклакова, являются важными волевыми качествами человека. [3, 388].

Работа осуществлялась на базе МКДОУ д/сад № 54 п. Михайловка Черемховского района Иркутской области. В диагностике участвовало 13 детей подготовительной группы. Была проведена диагностика уровней целеустремленности, самостоятельности, самоконтроля, произвольной регуляции деятельности. Диагностика осуществлялась с помощью методик:

– методика Геворкян Р. М. «Особенности проявления воли дошкольников», направленная на определение уровня самостоятельности, [2, 106];

– методика Ю. А. Афонькиной, Г. А. Урунтаевой «Изучение произвольности и контроля у детей», [4, 77];

– методика А. М. Щетининой «Тест на развитость самоконтроля, [5, 30];

– методика Д. Б. Эльконина «Графический диктант», направленная на определение сформированности произвольной регуляции деятельности детей старшего дошкольного возраста, [1, 69].

На основании методики Геворкян Р. М. «Особенности проявления воли дошкольников», которая строится на наблюдении за дошкольниками, было выявлено, что высокий уровень самостоятельности имеют 38 % (5 детей), средний уровень — 23,5 % (4 ребенка), низкий уровень — 23,5 % (4 ребенка).

Целью методики Ю. А. Афонькиной, Г. А. Урунтаевой «Изучение произвольности и контроля у детей» было определение умения сохранять цель в условиях затруднения успеха и проявлять настойчивость, целеустремленность и самостоятельность. Для этого в качестве материала подобраны 7 разных открыток и 2 одинаковые, причем одну из парных открыток разрезали на 4 части по диагоналям. Выяснили, что одна третья часть детей не выполнили самое сложное задание. Две третьи справились с заданием только с помощью взрослого. Более 70 % детей испытали трудности в выполнении заданий по данной диагностике.

Целью методики А. М. Щетининой стало оценивание уровня самоконтроля у испытуемого. Проведение теста включает предоставление набора ситуаций или вопросов, в которых испытуемый должен принять решение и выбрать определенное поведение. Испытуемый должен оценить свою способность контролировать свои реакции и принять соответствующие выборы. В ходе проведенного исследования были выявлены следующие уровни успеха среди детей: 69 % из 13 детей дали правильный ответ, что составляет 9 человек. Оставшиеся 31 % детей, то есть 4 человека, не смогли найти правильный ответ и причину своих неудач связывают с окружающими предметами. Эти результаты указывают на то, что большинство детей обладает способностью к правильному решению задач, но также подчеркивают влияние внешних факторов на успех ребенка.

Следующая методика представлена выполнением «Графического диктанта» Д. Б. Эльконина. Она направлена на выявление умения слушать, понимать, точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, образцом. Дети сначала выполняют пробный узор, который не засчитывается. Потом в каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Результаты диагностики произвольности такие: высокий уровень — 24 % (3 детей), выше среднего — 8 % (1 ребенок), средний уровень — 38 % (5 детей), ниже среднего — 15 % (2 детей), низкий уровень — 15 % (2 детей).

Исходя из данных диагностики, мы сделали вывод, что уровни развития волевых качеств у детей подготовительной группы преобладают такие: высокий — 33,8 %, средний — 32,5 %, низкий — 29,7 %. Это говорит о том, что преобладают уровни волевых качеств высокий и средний, низкий уровень достаточно высокий.

Также были проанализированы и обобщены результаты опроса педагогов и родителей по важности темы познавательно-исследовательской деятельности в формировании волевых качеств.

В опроснике приняло участие 13 родителей, где были предоставлены вопросы, и нужно было ответить развернуто, с пояснениями. Подводя итог опросника родителей, можно сделать вывод, что многие родители считают важным, что нужно формировать волевые качества дошкольников, т. к. обладание волевыми качествами положительно сказывается на развитии детей как важные качества перед школьным обучением, а также для формирования сознательного отношения к своему поведению. Многие ответы были не развернуты, однозначны, субъективны. Сложилось впечатление, что родители испытали трудности, когда отвечали на вопросы. Многие из взрослых понимают, что формировать волевые качества в семье нужно в трудовой деятельности, выполнении поручений взрослых, самообслуживании, во взаимоотношениях с детьми и взрослыми, для саморегуляции своего поведения. Но как это делать, родители не обозначили. Можно сделать вывод, что родителям нужна помощь в повышении их компетентностей по теме развития волевых качеств старших дошкольников.

Затем мы проанализировали опросник для педагогов, чтобы выявить уровень компетентности педагогов в организации работы по формированию волевых качеств через познавательно-исследовательскую деятельность у детей старшего дошкольного возраста. В опроснике приняло участие 10 педагогов. В нем были предоставлены вопросы, где тоже нужно ответить развернуто, с пояснениями. Сделали вывод, что педагогические компетентности педагогов в рамках формирования волевых качеств старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности находятся не на самом высоком уровне: наряду с высоким уровнем (56 %) присутствует низкий уровень (33 %) и 11 % среднего уровня компетентностей. Многие вопросы вызвали у педагогов затруднения. Значит, чуть менее половины педагогов плохо ориентируются в теме формирования волевых качеств дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность. Нужно повышать уровень педагогических компетентностей по теме.

Чтобы повысить уровень волевых качеств у детей, мы провели мероприятия по познавательно-исследовательской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ является важным условием развития волевых качеств личности детей, так как предполагает формирование познавательной активности у старших дошкольников, повышение уровня самостоятельности при поисковой деятельности, овладение способами исследования в данной деятельности.

Совместно с воспитателем Семеновой Л. Н. и детьми подготовительной группы нами был проведен проект «Расти, росток!». В процессе работы над проектом был изучен теоретический материал по теме, сделан вывод о влиянии познавательно-исследовательской деятельности на развитие познавательной активности старших дошкольников. Цель проекта: повышение уровня познавательной активности дошкольников через изучение свойств растений. Задачи проекта: выяснить с помощью опытов, какие условия необходимы растениям для благоприятного роста, научиться заполнять карты наблюдений за развитием растений, воспитывать эмоциональный отклик через взаимодействие с живой природой.

В рамках проведения проекта с детьми проводились занятия, направленные на повышение уровня познавательной активности по исследовательской деятельности: «Способы проращивания растений из семян», «Как растения пьют воду», «Нужен ли растениям свет?» и другие. Самостоятельность детей прослеживалась в выборе растений семян для посадки, выборе способов прорастания семян, записей наблюдений с помощью зарисовок в картах наблюдений (схематично, подробно), повседневном уходе за растениями. Задача педагога — напоминать детям о необходимости за уходом и заполнением карт наблюдений. Результатом проекта стали заполненные карты наблюдений за растениями на окне, высаженная рассада цветов на клумбе детского сада, радость детей от сопричастности к жизни детского сада. Работа вызвала положительный эмоциональный отклик детей за ухаживанием за растениями на окне, а потом на клумбе. Дети увидели результат своего труда, а также осмыслили, для чего они это делали. В беседах с детьми сделали вывод, что детям интересно было наблюдать за ростом и развитием растений, за условиями, в которых они находились согласно опытной деятельности. Дети самостоятельно делали выводы в опытной деятельности, отвечали на проблемные вопросы, проявляли самостоятельность. Наблюдая за детьми, пришли к мнению, что дети контролировали свою деятельность и деятельность своих товарищей в процессе ухода за растениями, пересадке растений, заполнении карт наблюдений, уборке инвентаря, подготовке к исследовательской деятельности.

Для родителей были предложена консультация «Познавательно-исследовательская деятельность в домашних условиях». С педагогами был проведен семинар по повышению компетенций в области организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОО.

Данные виды деятельности выявили проблемы у педагогов по теме формирования волевых качеств у детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности. В дальнейшем будем работать над данной темой, так как она актуальна.

Литература:

  1. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: Академический Проект, 2000. — 184 с.
  2. Катульская, Е. В. Особенности произвольной сферы детей седьмого года жизни / Е. В. Катульская, О. Ю. Зайцева [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. — Москва: Буки-Веди, 2016. — С. 106–109. [электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10550/ — Загл. с экрана.
  3. Маклаков, А. Г. Общая психология: серия «Учебник нового века» / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.
  4. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.
  5. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка: [Текст] / А. М. Щетинина. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. — 88 c.
  6. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учебное пособие [Текст] / Д. Б. Эльконин. — 4-е издание. Москва: Академия, 2007. — 384 с.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательно-исследовательская деятельность, ребенок, качество, подготовительная группа, познавательная активность, старший дошкольный возраст, уровень, учебная деятельность, высокий уровень, детский сад.


Похожие статьи

Задать вопрос