Пилатес как средство развития физических навыков студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №26 (525) июнь 2024 г.

Дата публикации: 30.06.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Шалыгина, В. А. Пилатес как средство развития физических навыков студентов / В. А. Шалыгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 26 (525). — URL: https://moluch.ru/archive/525/116203/ (дата обращения: 30.06.2024).

Препринт статьи



Согласно исследованию австралийских ученых, у людей, которые проводят в офисном кресле не менее 8 часов в день, риск преждевременной смерти возрастает на 15 %. Это связано с нарушением работы внутренних органов и систем, замедлением естественного метаболизма, развитием скрытых хронических заболеваний [1, с. 107].

Современные технологии делают нашу жизнь намного проще. Люди перестали гулять, ходить пешком на дальние расстояния, чаще стали использовать личный и общественный автотранспорт, лифты. Это приводит к гиподинамии — пониженной активности, которая запускает негативные изменения в работе внутренних органов и систем [2]. При гиподинамии суставы, кости и мышцы не получают необходимой ежедневной нагрузки, впоследствии развивается атрофия различных групп мышц.

Занятия пилатесом снимают спазмы в пояснице и улучшают самочувствие. Еще несравненным плюсом является то, что пилатесом могут заниматься люди с разной физической подготовкой.

Пилатес — относительно молодое направление, которое получило большую известность. Йозеф Хуберт Пилатес стал разработчиком тренировок. Во время Первой мировой войны его система тренировок помогала раненым восстанавливать подвижность позвоночника и восстанавливать функции тела для реабилитации и возвращения к нормальной жизни. В 1926 году Пилатес открыл собственную школу, которую посещали известные спортсмены, актеры и знаменитости. В 1945 году он выпустил книгу, в которой была описана совершенно новая методика упражнений [3, с. 18].

Пилатес объединяет в единую систему элементы различных тренировок, в том числе йоги, акробатики, хореографии.

Тренировки по пилатесу улучшают самочувствие, нормализуют сон, укрепляют мышечные ткани, оздоровляют суставы, помогают поддерживать необходимый вес тела, исправляет осанку, устраняет боли в спине, снимает общее эмоциональное напряжение и общее напряжение в теле. Заметные результаты от занятий становятся видны примерно через двадцать один день постоянных занятий, главное правильно выполнять все упражнения.

Для занятий по этой методике не требуются определенного уровня физической подготовки. Во время тренировок по пилатесу не требуется чрезмерных нагрузок и изнурительных тренировок, отсутствует соревновательный элемент. Большая часть занятий проходит в положении сидя и лежа, что позволяет полноценно заниматься людям с патологиями органов зрения и кардиореспираторной системы (астма, хронический бронхит, фарингит).

Для достижения видимого результата достаточно посещать тренировки 2–3 раза в неделю, занятия длятся примерно 60 минут, что позволит студентам не отвлекаться от подготовки к занятиям. Выполняется модифицированный вариант упражнений на активизацию глубоких мышц тела, на укрепление мышц позвоночника и улучшение осанки.

Основное время занятия пилатесом делится на три части. В первую часть занятия включаются упражнения, выполняемые лежа на спине. Во вторую часть занятия — упражнения, выполняемые лежа на животе. В третью часть занятия — упражнения, выполняемые лежа на боку [4 с. 13].

После проведения каждой части занятия дается отдых около трёх минут с обязательным выполнением дыхательных упражнений. В конце занятия выполняются упражнения в глубоком дыхании и на расслабление мышц. В начале тренировки выполняются самые легкие упражнение, под конец тренировки идет усиленные варианты упражнения.

Каждое движение в пилатесе задействует все мышцы тела. Явной жесткой градации здесь не существует, т. к. упражнения изначально разрабатывались для улучшения осанки, а также укрепления мышц живота, что является огромным плюсом также для студентов с ограниченными возможностями развития.

Результат занятий по системе пилатес можно определить через выполнение специального тестирования, состоящего из упражнений в положении стоя, сидя и лежа [5, с. 166]. Такое тестирование можно проводить в начале и конце семестра так, чтобы можно было оценить результат за определенный промежуток времени. Таким образом, можно сделать вывод, что пилатес улучшает не только осанку, но и такие показатели, как координация и баланс всего тела, мобильность суставов, стабильность при решении сложных двигательных задач.

Таким образом, можно сделать вывод, что пилатес является универсальным комплексом упражнений, подходящим для студентов. Данный тип тренировок можно выполнять во время учебных недель, так как пилатес не занимает много времени, а также в процессе выполнений упражнений эмоциональное напряжение, возникшее в процессе учебы, спадает.

Литература:

  1. Воротилова Н. Н., Волкова А. С., Туркин А. А. Малоподвижный образ жизни и необходимость занятий физической культурой в условиях меняющейся реальности // Гуманитарный научный журнал. 2023. № 4–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/malopodvizhnyy-obraz-zhizni-i-neobhodimost-zanyatiy-fizicheskoy-kulturoy-v-usloviyah-menyayuscheysya-realnosti (дата обращения: 26.06.2024).
  2. Гиподиномия // ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора URL:https://cgon.rospotrebnadzor.ru/naseleniyu/zdorovyy-obraz-zhizni/gipodinamiya/
  3. Преображенский В. Гимнастика для позвоночника [Текст] // Физкультура и спорт. — 2008. — № 4. — С. 18–19.
  4. Сырова И. Н. Применение физкультурно-оздоровительной системы «Пилатес» на занятиях со студентами специальной медицинской группы: Методическое пособие/ И. Н. Сырова, В. И. Марахтанова, В. Г. Двоеносов — Казань: Казань, ун-т, 2015–79с.
  5. Морозова Л. В., Кирьянова Л. А., Мельникова Т. И. Пилатес как форма профилактики травм и нарушений опорно-двигательного аппарата // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2018 № 1 С. 165–170.


Задать вопрос