В статье рассматриваются нарушения темпо-ритмической стороны речи у школьников с заиканием. Представлен качественный анализ результатов сформированности таких компонентов, как темп и ритм. Описаны цели, задачи, направления и этапы констатирующего эксперимента.
Ключевые слова: заикание, темпо-ритмическая сторона речи, темп, ритм.
В настоящее время отмечается большое количество детей с различными речевыми аномалиями. Одним из них является заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата [4, с. 149]. Заикание возникает в раннем детстве и может сохраняться во взрослом возрасте, сопровождаясь нарушением плавности, темпа и ритма речи, изменениями в дыхании и просодике высказывания.
Нарушения темпо-ритмической структуры со временем могут привести к вторичным и третичным последствиям, например, к трудностям в учебной деятельности, так как школьники могут испытывать затруднения при чтении вслух, выступлениях перед классом и общении со сверстниками. Заикающиеся дети могут чувствовать себя неуверенно и стесненно, что отрицательно сказывается на их академических достижениях и социальной адаптации. Они избегают общения с другими детьми и страдают от низкой самооценки.
Также в школьном возрасте устная речь детей с заиканием характеризуется наличием пауз, которые возникают в процессе формирования фразовой речи. С течением времени неплавности у заикающихся усиливаются и проявляются в сложных грамматических высказываниях, что негативно сказывается на успеваемости ребенка в учебе. Исследование темпо-ритмической стороны речи и своевременная логопедическая помощь школьникам с заиканием является актуальной проблемой.
Основная цель констатирующего эксперимента: исследование темпо-ритмической стороны речи у школьников с заиканием.
Исследование проводилось в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 60, г. Тюмени. В эксперименте принимали участие двое детей 3-го класса 8 и 9 лет и один ребенок 5-го класса 10-ти лет.
Для анализа состояния темпа и ритма у заикающихся школьников была выбрана методика Архиповой Е. Ф. «Исследование просодической стороны речи» и Лазаренко О. И. «Диагностика и коррекция выразительности речи детей». Материал исследования предполагал: повторение предложений в заданном темпе, показывание определенной картинки, чтение стихотворений, а также правильный выбор карточек, где представлен нужный ритм графически, и воспроизведение ритма серией простых, изолированных и акцентированных ударов.
Во время проведения эксперимента были исследованы такие показатели, как: определение темпа, воспроизведение темпа, восприятие темпа, самостоятельное управление темпом, восприятие и воспроизведение ритма. Критерии, индикаторы и показатели представлены в таблице ниже:
Критерии |
Показатели |
Индикаторы |
Темп |
Определение темпа |
Нормальный темп (4 балла). Незначительное отклонение от нормы (3 балла). Убыстренный темп или замедленный темп (2 балла). Очень быстрый темп или очень медленный темп (1 балл). |
Воспроизведение темпа |
Ребенок повторил все верно (4 балла). Ребенок пробует несколько раз повторить быстрый и медленный темп, но повторяет после этого верно (3 балла). Ребенок меняет темп незначительно (2 балла). Ребенок не выполняет задание, либо не может управлять темпом (1 балл). |
|
Восприятие темпа |
Ребенок верно выполняет задание (4 балла). Ребенок допускает ошибки, но после повторения задания сам их исправляет (3 балла). Ребенок допускает ошибки и даже после повторения задания ошибается (2 балла). Ребенок не выполняет задание или сильно путается, не может правильно соотносить картинки (1 балл). |
|
Самостоятельное управление темпом |
Ребенок верно выполняет задание (4 балла). Ребенок допускает ошибки, но после повторения задания сам их исправляет (3 балла). Ребенок допускает ошибки и даже после повторения задания ошибается (2 балла). Ребенок не выполняет задание или сильно путается, не может правильно соотносить картинки (1 балл). |
|
Ритм |
Восприятие ритма |
Ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно (4 балла). Ребенок выполняет задание правильно, но в замедленном темпе (3 балла). Ребенок выполняет задание с ошибками, но самостоятельно их исправляет по ходу проведения работы (2 балла). Ребенок не справляется с заданием или ему требуется активная помощь (1 балл). |
Воспроизведение ритма |
Ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно (4 балла). Ребенок выполняет задание правильно, но в замедленном темпе (3 балла). Ребенок выполняет задание с ошибками, но самостоятельно их исправляет по ходу проведения работы (2 балла). Ребенок не справляется с заданием или ему требуется активная помощь (1 балл). |
Перед непосредственным экспериментом были собраны анамнестические данные детей.
Испытуемый 1: девочка, 10 лет, 5 класс. Смешанная форма заикания, умеренная (средняя степень), в спокойном состоянии заикание проявляется мало, в эмоциональном — усиливается. Дыхательно-артикуляционные судороги. Запинки часто возникают в начале предложения, судороги инспираторные, частые необоснованные паузы. Девочка была левшой, родители этого не замечали и переучили ребенка пользоваться правой рукой, вследствие чего появилось заикание.
Испытуемый 2: девочка, 8 лет, 3 класс. Смешанная форма заикания, легкая степень, заикание возникает в возбужденном состоянии и при стремлении к быстрому высказыванию. Прослеживаются в основном голосовые судороги на гласных звуках, иногда возникают паузы. Заикание было генетически предрасположено, в семье раньше заикался папа. Когда ребенок пошел в школу, заикание было средней степени, но занятия со школьным логопедом помогло уменьшить его до легкой степени.
Испытуемый 3: мальчик, 9 лет, 3 класс. Смешанная форма заикания, умеренная (средняя степень), в спокойном состоянии заикание проявляется мало, в эмоциональном состоянии — усиливается. Артикуляционно-голосо-дыхательные судороги. Часто прослеживаются паузы, тихая в основном речь. Заикание стало заметным, когда в семье мальчика появился второй ребенок, возможно испытал сильный эмоциональный шок, в школе стал более замкнутым.
После получения анамнеза детей и консультации с логопедом было проведено обследование, в ходе которого выяснилось следующее:
1) Определение темпа речи.
Испытуемый 1: нормальный темп (4 балла), проговаривал 5 слогов в секунду, трудностей с выполнением задания не возникло. Имелись запинки, но темп не ускорялся и не замедлялся. Дыхательно-артикуляционные судороги прослеживались в начальных согласных звуках и в начале предложения, были заметны клонические судорожные сокращения мышц верхней и нижней губы. Например: б-б-бабушка, п-п-папа.
Испытуемый 2: нормальный темп (4 балла), проговаривал 4 слога в секунду, трудностей с выполнением задания не возникло. Запинок при повторении предложений не было, темп оставался прежним.
Испытуемый 3: нормальный темп (3 балла), но наблюдалось незначительное отклонение от нормы (-1 слог в секунду), в начале замедлялся, мог делать паузы и прерывания, но затем темп стал нормальным. Испытывал стеснение при выполнении задания, иногда повторял слова в конце предложений.
Выяснилось, что у всех детей нормальный темп. Лишь у Ребенка 3 наблюдались темповые замедления, но он исправлялся самостоятельно. Данные представлены в диаграмме на Рис. 1:
Рис. 1. Уровень сформированности определения темпа у школьников с заиканием
2) Воспроизведение темпа.
Испытуемый 1: темп менялся незначительно (2 балла), быстрый и замедленный темп слышался как нормальный. В речи прослеживались запинки и повторения слов. Артикуляционные судороги часто замечались в начале предложений при прочтении таких слов, как «построим» и «помчимся». Дыхательные судороги проявлялись в необоснованных паузах во время прочтения стихотворений.
Испытуемый 2: возникли затруднения с быстрым темпом (3 балла); при быстром повторении появлялись запинки и повторения слов. В основном отмечались «оттягивающие» гласные звуки в таких словах как «суу –умкой» и «саа — амолет». Преобладали тонические судороги.
Испытуемый 3: темп меняется незначительно (2 балла), в основном прослеживался замедленный темп. Наблюдались запинки и повторения слов. Ребенок еще чувствовал себя неуверенно. Речь тихая, присутствовали частые паузы, особенно при прочтении предложений в быстрым темпе.
Выяснилось, что у всех детей возникали трудности с воспроизведением темпа. Они не могли воссоздать разный по скорости темп без помощи логопеда. Данные представлены в диаграмме на Рис. 2:
Рис. 2. Уровень сформированности воспроизведения темпа у школьников с заиканием
3) Восприятие темпа.
Все испытуемые смогли набрать 4 балла. Дети внимательно слушали предложения и с легкостью определяли темп, показывая нужную картинку. Во время выполнения третьего задания уже все испытуемые чувствовали себя уверенно, были заинтересованы. Данные представлены в диаграмме на Рис. 3:
Рис. 3. Уровень сформированности восприятия темпа у школьников с заиканием
4) Самостоятельное управление темпом.
Испытуемый 1: темп менялся незначительно (2 балла). Возникали трудности при чтении в быстром и медленном темпах. После того, как ребенку продемонстрировали чтение в нужном темпе, он справился с заданием.
Испытуемый 2: темп менялся незначительно, но ребенок самостоятельно исправлял свои ошибки по ходу выполнения задания и читал потом в нужном темпе (3 балла).
Испытуемый 3: возникали трудности при чтении в быстром и замедленном темпе, он не менялся, ребенок самостоятельно не смог выполнить задание (2 балла).
Можно заметить, что, как и в случае с воспроизведением темпа, дети также испытывали трудности с управлением, он менялся незначительно, трудно определить замедленный или быстрый. Данные представлены в диаграмме на Рис. 4:
Рис. 4. Уровень сформированности самостоятельного управления темпом у школьников с заиканием
Таким образом, у детей возникали трудности с воспроизведением правильного темпа, он незначительно менялся, прослеживался в основном замедленный. Изучение ритмической организации речи проводилось также на материале указанных выше методик.
1) Восприятие ритма.
Испытуемые 1 и 2 выполнили задание правильно, быстро и самостоятельно — 4 балла.
Испытуемый 3 с заданием справился, но перед тем, как показать нужную карточку, усердно думал и будто воспроизводил ритм про себя — 3 балла.
Данные представлены в диаграмме на Рис. 5:
Рис. 5. Уровень сформированности восприятия ритма у школьников с заиканием
2) Воспроизведение ритма
Испытуемый 1 справился с заданием самостоятельно (4 балла), с первого раза отстукивал предложенный ритм. Была заметна неуверенность в выполнении данного задания. После воспроизведения серии ударов оглядывался на логопеда, чтобы убедиться правильно ли он делает. При этом справился с заданием самостоятельно, без подсказок и повторения.
Испытуемые 2 и 3 не могли с первого раза отстучать нужный ритм, но после нескольких повторений, без наглядного материала, справились с заданием (2 балла). После каждой неудачной попытки выполнения было заметно, как дети начинали немного нервничать, но успокаивались, когда самостоятельно получалось отстучать нужный ритм. Данные представлены в диаграмме на Рис. 6.
Рис. 6. Уровень сформированности воспроизведения ритма у школьников с заиканием
Можно заметить, что у школьников присутствуют проблемы с воспроизведением ритма. Также во время выполнения задания (особенно при ошибочном его воспроизведении) у всех детей отмечались волнение и неуверенность, что усиливало проявление заикания.
Анализируя все данные проведенного исследования, можно сделать вывод, что в основном у детей прослеживались трудности с воспроизведением правильного темпа. Он незначительно менялся, прослеживался в основном нормальный или немного замедленный темп. Также возникали трудности с ритмом, дети могли не с первого раза правильно его воспроизвести или повторить. Судорожные проявления у всех испытуемых усиливались или проявлялись при повторении быстрого темпа или при допуске ошибок. Это доказывает, что у школьников с заиканием имеются нарушения темпо-ритмической стороны речи и в дальнейшем требуется целенаправленная коррекция.
Литература:
- Архипова Е. Ф. Исследование просодической стороны. 2006. 39 с.
- Белякова Л. И. Заикание: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия». М.: Академия, 2008. 304 с.
- Лазаренко О. И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. М.: ТЦ Сфера, 2009. 64 с.
- Селиверстов В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 400 с.
- Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. 185 с.