Использование коллажей в работе с детьми с ТМНР | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.

Дата публикации: 19.06.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Букаева, Л. Н. Использование коллажей в работе с детьми с ТМНР / Л. Н. Букаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — URL: https://moluch.ru/archive/524/115864/ (дата обращения: 21.06.2024).

Препринт статьи



Коллаж (от фр. слова collage — оклеивание, приклеивание) — это наклеивание на какую-нибудь основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре. Коллаж — это сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только на плоскости, но и в объёме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения. Он позволяет совершать исследование свойств различных материалов, накопить эмоционально-чувственный опыт от работы с различными фактурными поверхностями.

Я работаю монтессори-педагогом с детьми с ТМНР от 2 до 12 лет. У детей отмечается умственная отсталость разной степени, нарушения опорно-двигательного аппарата, мелкой моторики, координации «глаз-рука», расстройства аутистического спектра и эмоциональной сферы, познавательной активности, речи и коммуникации. Девиз моей работы «Для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из возможностей ребёнка» .

Многолетний опыт работы показал актуальность использования в художественной деятельности коллажей. Учитывая особенности детей, широко использовала планшеты с липкой поверхностью. Для этого нужно 3 вида скотча: двусторонний, обычный (можно цветной, тогда он будет служить фоном будущего коллажа) и малярный. На картон с боков наклеила двусторонний скотч, а к нему горизонтально полоски малярного скотча. Для детей с нарушениями зрения движения рук хорошо использовать планшеты с бортиками (можно крышки от коробок).

Для первых коллажей использовала простые материалы: цветные ватные (косметические) шарики, вырезанные из цветного поролона шары (диаметром 3 см.). Главное, чтобы ребенку было удобно брать предмет в щепотку всеми (или тремя) пальцами. По мере развития ловкости пальцев можно предложить детям ватные диски, бумажные розетки из-под печенья, крупные фасолины, макаронные изделия, толстые коктейльные трубочки. Их ребенок может брать «пинцетным» захватом, т. е. двумя пальцами. Для придания художественной завершенности свободное пространство старалась «припорошить» обрезками бумаги, цветным поролоном и пр.

Самое главное: используемый материал должен быть удобен и безопасен для детей. Для определения сюжета картины важно учитывать возможности и жизненный опыт ребенка, его настроение, интересы, время года. Самые доступные темы коллажей: полянка с цветами, разбросанные осенние листочки, упавшие с яблони яблочки, капельки дождя, снежинки.

Для того, чтобы освоить пространство планшета, использовала главный композиционный принцип — хаотичность . Располагая предметы на всей поверхности листа, ребенок осваивает протяженность пространства, его объем.

От сюжетов с хаотичным расположением объектов переходим к сюжетам с локализацией предметов в определенном замыслом месте: «Цыплята рядом с курочкой», «Капельки дождя собираются в лужи», «Яблоки в корзинке». Если ребенок уже освоил эти два вида композиции, можно предложить более сложное задание — украсить изображение какого-либо предмета: новогоднюю ёлку, шапочку, варежки. Работать в границах контура предмета для ребенка сложно. Поэтому изображения должны быть крупными, занимать максимальную площадь планшета. Так постепенно в зависимости от замысла предметы располагаем то сверху, то снизу, то рядом с чем-то, то в контуре предмета.

Приготовив планшет, использую сюрпризный момент, чтобы вызвать у ребенка интерес. Он может быть веселым, озорным, но обязательно непродолжительным. Например, тема «Дождик». Имитирую звон капель, используя металлофон.

Можно прочитать стишок:

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!

Дети обожают, когда на них брызгаешь водой. Показываю синие поролоновые шарики «Кап!» — прикрепляю к липкой поверхности шарик. « А где Сашина капелька? ». Если ребенок не может сам повторить действие, его рукой выполняю нужное движение « Кап! И у Саши кап !». Прикрепляя капельки, при каждом действии проговариваем « Кап ». Если у ребенка пропадает интерес, можно раскрыть зонтик: « Быстрее прячемся под зонтик! Какой сильный дождик !». Дети любят сидеть, прижавшись к взрослому.

Интересное занятие с цыплятами. В большое игрушечное яйцо кладем желтые поролоновые шарики. Когда ребенок откроет яйцо, можно подуть на шарики: « Разбежались цыплята по полянке в разные стороны! ». Вместе собираем шарики в кучку: « Иди, цыпа !». Постепенно усложняем сюжет. Цыплята увидели курочку и побежали к ней. На планшет приклеиваем курочку.

«Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать.

Жёлтые цыплятки,

Вы куда, куда, куда,

Ну-ка, все сюда, сюда!

К курочке под крылышко!».

Ребенок размещает мягкие комочки вокруг курочки. По такому же принципу из капелек собираем лужицу.

Следующий этап освоения пространства листа — украшение предметов, например, «Новогодняя ёлочка».

Здесь уже можно расширять круг художественных материалов, предлагая самостоятельно выбрать украшения.

Поддерживать у детей интерес к коллажу помогут разные техники на магнитной доске или фланелеграфе. В продаже есть магниты разного размера, формы, цвета, тематики (животные, овощи, фрукты, машинки). В качестве магнитной доски можно использовать любую металлическую поверхность, безопасную для ребенка. К сожалению, эти коллажи недолговечны. Дети с плохой координацией движений рук часто непроизвольно сдвигают магниты. Задача взрослого — помочь ребенку создать картинку.

Ещё один вариант основы коллажа — фланелеграф. Его можно купить или создать самим из ворсистой ткани, натянутой на плотную основу. К деталям коллажа прикрепляются липучки. Предлагая детям разнообразные основы для создания коллажа и разнообразные изобразительные средства, мы обогащаем их чувственный опыт, даем возможность экспериментировать с разными материалами. Главная задача коллажа — соединить отдельные изображения и символы в единый сюжет.

По мере освоения работы с планшетами освоили алгоритм работы с клеем наметить место для приклеивания, намазать клеем, приложить к нему деталь и слегка придавить её.

При создании коллажей использовала практически все виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование из природного и бросового материалов, тестопластики и др.).

Материал:

— ватман, картон;

— вырезанные картинки;

— бусинки, кусочки пенопласта, вата, крышки от бутылок, спичечные коробки, упаковки от игрушек;

— лоскуты ткани, фетр;

— кусочки серпантина, веревочек, тесьмы, бечевок;

— природный материал (листья, ягоды, веточки и т. д.);

— скотч, разные виды бумаги.

Техника исполнения коллажей :

— традиционная аппликация — наклеивание вырезанных из цветной бумаги деталей рисунка на какой-нибудь фон;

— мозаика — мелкие кусочки цветной бумаги наклеиваются на фоновую бумагу в соответствии с рисунком;

— смешанная техника состоит из наклеек плоских изображений и мозаики.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности помогают избежать копирования «образца взрослого», так как вместо готового образца демонстрируется лишь способ действия с материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Например, при рисовании лета использует тычкование (цветы), солнышко и лучики рисуют кистью, фрукты и овощи, вырезанные из открыток, небо и облака — тканевые.

Очень важно создать творческую атмосферу во время работы. Например, коллаж «Ёлочка зимой». Ребенок достает из красивой коробочки ёлочку. Обращаю внимание на отсутствие снега на веточках. «На дворе сейчас зима. Мы снежка подсыпем ёлке — не замёрзли чтоб иголки» . Показываю способы действия с материалами для творчества: сминаю и скатываю фольгу, показываю с белой салфеткой обрывную технику, из оторванных кусочков скатываем шарики, режем белую пряжу на кусочки. Ребенку предоставляется возможность самостоятельно манипулировать с материалами, вместе подбрасываем «снег», устраиваем «метель». Создается радостная атмосфера общения. «Малютки-снежинки танцуют, кружатся и белою стайкой на землю ложатся» (звучит лирическая музыка). Картинка намазывается клеем и ёлка засыпается снежком. Вместе любуемся картинкой : «Тихо, тихо снег идёт, кружится, искрится. И на нашу ёлочку медленно ложится».

Детям 7–10 лет очень понравились коллажи из вырезанных из книг и календарей картинок. Предлагала детям выбрать понравившиеся картинки, которые я вырезала, а они раскладывали по темам. Дети охотно рассматривали картинки, вместе мы их располагали на куске ватмана, меняли местами, подбирали цвет фона, создавая композиции. Детям это очень понравилось. Девочка 8 лет с синдромом Дауна самостоятельно взяла папку «Осень», голубой картон для фона, выложила картинки: дом, небо, осенние деревья и кусты. Долго передвигала картинки (я старалась не вмешиваться в процесс). Дом положила сверху картинки, долго думала, затем на его место положила небо, чему очень обрадовалась, смеялась, показала мне жест «отлично». Затем наклеила картинки создав очень красивую осеннюю картинку.

Мальчики очень любят сюжеты с машинками, самолетами, животными. Вместе собирали и сушили осенние листья и цветы, из которых составляли интересные композиции. Здесь важно, чтобы выбранные материалы хорошо держались на клее и были относительно плоскими, иначе готовый коллаж быстро разрушится. Дети стали помогать друг другу, совместно создавать интересные композиции.

Для меня очень важно видеть, как дети радуются своим работам. В классе на видном месте вывешиваются детские работы, часто дети делают это самостоятельно.

Систематическая работа в течение года дала очень хорошие результаты. Ежемесячно мы участвуем в творческих конкурсах на разных платформах.

Для меня самое главное — это большой интерес детей к занятиям, желание своими руками создавать коллажи и с детской непосредственностью и искренностью радоваться им.

Литература:

  1. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. Книга для педагогов дошкольных учреждений. — Москва; Мнемозина, 1995.
  2. Красный Е. Ю. Арт — всегда терапия. Развитие детей со специальными потребностями средствами искусства. М., «Тереви»; 2019.
  3. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2011.


Задать вопрос