Теоретическая модель влияния корпоративной культуры и лояльности персонала на эффективность стратегического управления персоналом организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.

Дата публикации: 18.06.2024

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Филина, А. А. Теоретическая модель влияния корпоративной культуры и лояльности персонала на эффективность стратегического управления персоналом организации / А. А. Филина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — С. 347-350. — URL: https://moluch.ru/archive/524/115838/ (дата обращения: 22.12.2024).



Целью данного исследования является разработка теоретической модели, объясняющей взаимосвязь между корпоративной культурой, уровнем лояльности персонала и эффективностью стратегического управления персоналом в организации. Статья основывается на обзоре существующих теорий и исследований в области корпоративной культуры, управления персоналом и организационной эффективности. Автор предлагает интегративную модель, которая учитывает влияние факторов корпоративной культуры на уровень лояльности персонала и их последующее влияние на успешное осуществление стратегического управления персоналом. Исследование подчеркивает важность понимания и управления корпоративной культурой для достижения высоких результатов в управлении персоналом и обеспечения конкурентоспособности организации.

Ключевые слова: корпоративная культура, управление персоналом, лояльность персонала, уровень лояльности, стратегия организации, стратегическое управление персоналом.

Корпоративная культура является одним из ключевых элементов успешного функционирования каждой организации. Она определяет ценности, нормы и поведение сотрудников, создавая основу для эффективной работы и достижения стратегических целей компании [9, с. 61]. Однако, в отечественных компаниях не принято ставить развитие корпоративной культуры в приоритет. И так как культура формируется независимо от желания руководителей, это может привести к развитию неподходящего под стратегию организации типа культуры.

Существует множество различных типологий корпоративных культур, что обусловлено входящими в структуру культуры элементами. Так, корпоративная культура включает в себя такие элементы как: миссию организации, убеждения, символику, систему коммуникации, климат в коллективе, философию организации, ритуалы, обычаи, традиции, лозунги, стиль руководства, нормы поведения и степень его формальности, дресс-код и другое [5, с. 62].

В основу некоторых типологий корпоративной культуры заложен такой фактор, как направление развития организации, то, на что ориентируется организация при разработке и реализации своих стратегических целей. Например, в основе типологии Альфонса Фонс Тромпенаарса лежит разделение культур на ориентированные на человека и ориентированные на задачу [8, с. 63–65]. Соответственно, цели у организаций с ориентацией на личность будут отличаться от тех, что приняты в компаниях с ориентацией на достижение цели.

Если цели организации не соотносятся с ценностями, которые руководство транслирует сотрудникам, а также с ценностями и целями самих сотрудников, то формируется негативная для эффективной работы среда. То есть, культура формирует рабочую среду для персонала, влияя на восприятие сотрудников и их отношение к работе, что, в свою очередь, может способствовать повышению или снижению их лояльности.

Лояльность персонала — это степень приверженности сотрудников организации, выражающаяся в их положительном отношении к компании, идентификации с ее ценностями и миссией, а также, готовности активно участвовать в достижении ее целей и продолжать работать в ней длительное время [2, с. 24].

Лояльность может быть нескольких видов: аффективной (основанной на эмоциональной связи сотрудника с организацией), продолженной (основанной на желании извлечь выгоду) и нормативной (основанной на чувстве долга, так как организация вкладывается в развитие сотрудника и сотрудник желает сделать что-то в ответ) [1, с. 67].

Также лояльность персонала делят по уровням ее проявления от открытой (или демонстративной) нелояльности до наивысшего уровня — лояльности на уровне идентичности. Нейтральным уровнем в данной классификации является уровень нулевой лояльности, когда сотрудник проявляет как признаки лояльности, так и нелояльности [6, с. 18–19].

На уровень лояльности влияют различные факторы, которые делятся на три группы [4, с. 264]:

  1. Индивидуальные факторы (к ним относятся пол, возраст, стаж работы сотрудника, уровень образования, семейное положение, степень подверженности конформизму, взаимоотношения сотрудника с коллективом и руководством, его личные цели и ценности);
  2. Организационные факторы (стиль руководства в организации, уровень оплаты труда, программы поощрений и компенсаций, степень справедливости при оценке персонала, степень напряженности работы, условия труда, рабочий график, нормы и правила поведения и выполнения работы, цели и ценности организации, вид продукта/услуги, направление деятельности организации, возможности карьерного роста);
  3. Внешние факторы (как правило, сюда относят уровень оплаты труда и условия работы в компаниях-конкурентах, влияние внешних референтных групп, таких как друзья или семья, общая экономическая ситуация в стране)

Высокий уровень лояльности, как и наиболее подходящий организации тип корпоративной культуры, не могут развиваться хаотично и бесконтрольно. Так, компаниям, ставящим перед собой краткосрочные и долгосрочные цели следует внедрять систему стратегического управления персоналом. Данный термин означает комплексный подход к управлению человеческими ресурсами, направленный на долгосрочное достижение целей организации путем оптимального использования и развития потенциала сотрудников. Этот процесс включает в себя планирование, привлечение, развитие, мотивацию и удержание персонала в соответствии с общей стратегией и ценностями компании [7, с. 17–25].

Включая в стратегический план развития организации такие цели как развитие корпоративной культуры в соответствии с ценностями и стратегией организации и цель по исследованию, повышению и поддержанию высокой лояльности персонала, компании смогут добиться следующих преимуществ:

— усилить корпоративную идентичность и сплоченность;

— повысить эффективность и качество работы;

— снизить текучесть кадров;

— улучшить эффективность внутренней коммуникации;

— повысить конкурентоспособность;

— стать более гибкими и адаптивными на рынке [3, с. 260].

На основании вышеизложенного можно предложить теоретическую модель, в которой корпоративная культура и лояльность персонала выступают в качестве промежуточных переменных, влияющих на эффективность стратегического управления персоналом. Эта модель включает следующие элементы:

— корпоративную культуру;

— лояльность персонала,

— внутренние процессы управления персоналом (найм, подбор и адаптация, обучение и развитие, система мотивации и вознаграждения, оценка эффективности работы),

— внешние факторы (конкурентная среда, экономические условия, регуляторные изменения, социально-культурные факторы),

— эффективность стратегического управления персоналом.

Для обозначения связей между элементами модели следует использовать блочную диаграмму. Модель влияния корпоративной культуры и лояльности персонала на эффективность стратегического управления персоналом организации представлена на Рисунке 1.

Теоретическая модель влияния корпоративной культуры и лояльности персонала на эффективность стратегического управления персоналом организации

Рис. 1. Теоретическая модель влияния корпоративной культуры и лояльности персонала на эффективность стратегического управления персоналом организации

На Рисунке 1 визуализированы следующие взаимосвязи:

— внешние факторы оказывают непосредственное влияние на корпоративную культуру организации (например, принятая в стране культура и особенности социального взаимодействия являются основой формирования ценностей сотрудников);

— внешние факторы напрямую влияют на внутренние процессы управления персоналом (изменения экономической ситуации страны, введение новых законов, регулирующих деятельность организации требуют изменений во внутренних процессах);

— внешние факторы непосредственно влияют на эффективность стратегического управления персоналом (изменения во внешней среде могут напрямую влиять на достижение стратегических целей);

— внешние факторы могут повлиять на уровень лояльности персонала, если под их воздействием в организации происходят изменения, которые не соответствуют ценностям и целям сотрудников);

— корпоративная культура, непреднамеренно или целенаправленно развивающаяся в организации, непосредственно влияет на уровень лояльности персонала (культура формирует поведение и установки сотрудников, обозначает ценности компании, а, в свою очередь, лояльность является степенью согласованности личных и организационных целей и ценностей);

— корпоративная культура напрямую влияет на внутренние процессы управления персоналом (компонентом культуры является стиль руководства, принятый в организации и определяет ценности компании, влияющие на построение всех процессов управления персоналом);

— культура влияет на эффективность стратегического управления персоналом, в том числе, через лояльность сотрудников (стратегическое управление персоналом становится более эффективным, когда все сотрудники разделяют и придерживаются одних и тех же ценностей и норм, что облегчает достижение организационных целей);

— лояльность персонала влияет на внутренние процессы управления персоналом (лояльных сотрудников легче мотивировать, они стремятся к развитию эффективнее работают);

— внутренние процессы управления персоналом оказывают влияние на лояльность персонала при помощи программ мотивации и вознаграждений и программ обучения и развития, а правильно выстроенные процессы найма и подбора отбирают изначально более лояльных к компании сотрудников;

— внутренние процессы управления персоналом напрямую влияют на эффективность стратегического управления персоналом (эффективные внутренние процессы управления способствуют достижению стратегических целей организации).

Данная теоретическая модель иллюстрирует, как корпоративная культура и лояльность персонала взаимосвязаны и совместно влияют на эффективность стратегического управления персоналом. Корпоративная культура служит фундаментом, формирующим лояльность персонала, которая, в свою очередь, является ключевым фактором для достижения эффективности в управлении персоналом. Также, в модели учитывается влияние внешней среды и подчеркивается важность интеграции всех компонентов для достижения стратегических целей организации. Данная модель может быть использована для дальнейших эмпирических исследований и практического применения в управлении организациями.

Литература:

  1. Азаренок, Н. В. Организационная лояльность как составляющая эффективности деятельности организации / Н. В. Азаренок. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы психологии труда: теория и практика: Материалы III Международной научно-практической конференции, Красноярск, 22 ноября 2019 года. — Красноярск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева», 2019. — С. 65–69.
  2. Иванова, Е. Н. Лояльность персонала как феномен / Е. Н. Иванова — Текст: непосредственный // Научный вестник Южного института менеджмента. — 2019. — № 2(26). — С. 23–28.
  3. Калебина, Ю. С. Стратегическое управление персоналом организации / Ю. С. Калебина. — Текст: непосредственный // Аллея науки. — 2020. — № 8(47). — С. 258–261.
  4. Колобов, А. В. Обеспечение вовлеченности персонала в устойчивое развитие компании / А. В. Колобов, Е. М. Игумнов, Д. Н. Наумов. — Текст: непосредственный // Стратегические решения и риск-менеджмент. — 2020. — № 11(3). — С. 262–271.
  5. Кондрашкина, И. И. Корпоративная культура как фактор конкурентоспособности компании / И. И. Кондрашкина. — Текст: непосредственный // Вестник РУК. — 2020. — № 2(40). — С. 61–65.
  6. Правкина, Ю. Р. Инструменты формирования и поддержания лояльности персонала / Ю. Р. Правкина. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. — 2021. — № 2(26). — С. 17–26.
  7. Ружанская, Л. С. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Л. С. Ружанская, Е. А. Якимова, Д. А. Зубакина. — 1-е изд. — Екатеринбург: Урал. ун-та, 2019. — 112 c. — Текст: непосредственный.
  8. Трусова, А. В. Типология корпоративной культуры и применение ее в деятельности компании / А. В. Трусова. — Текст: непосредственный // Исследования молодых ученых: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 63–65. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15423/ (дата обращения: 10.05.2024).
  9. Щуровская, В. А. Проблема стратегического управления корпоративной культурой организации / В. А. Щуровская. — Текст: непосредственный // Вестник науки. — 2021. — № 11(44). — С. 60–69.
Основные термины (генерируются автоматически): корпоративная культура, стратегическое управление, лояльность персонала, внутренний процесс управления, персонал, управление персоналом, уровень лояльности персонала, эффективность, стиль руководства, теоретическая модель.


Похожие статьи

Влияние мотивации сотрудников на эффективность предприятия

Целью этого исследования является изучение взаимосвязи между самооценкой и мотивацией сотрудников в компании и изучение того, как мотивация сотрудников влияет на производительность компании. В этой статье рассматриваются способы определения влияния м...

Роль системы вознаграждения и мотивации персонала в системе управления персоналом

Эффективное управление персоналом играет решающую роль в успехе организаций. В данной научной статье исследуется значение внедрения системы вознаграждения и мотивации персонала в систему управления персоналом. Исследование анализирует, как эти фактор...

Модели развития персонала

Целью статьи является выявление современных альтернативных моделей развития персонала, которые могут стать новыми действенными способами максимального использования ресурсов знаний, навыков и социальных компетенций сотрудников и реализации долгосрочн...

Методика анализа социально-психологического климата в коллективе

Статья раскрывает проблемы кадровой политики организаций. В результате исследования предлагается методика анализа социально-психологического климата в коллективе для управления кадрами. Применение данного метода позволяет определить различные стороны...

Управление знаниями и способность к обучению для повышения инновационности организации

XXI век является свидетелем роста инноваций как одной из основных движущих сил промышленной конкуренции. Инновации становятся все более важными для создания и поддержания конкурентных преимуществ организации, а также ее вклада в рост и благосостояние...

Система мотивации сотрудников

Для успешного бизнеса используются различные формы и методы, для реализации которых требуются соответствующие инструменты. Одной из наиболее эффективных является система мотивации сотрудников, которая способствует повышению эффективности управления в...

Маркетинговая концепция вовлечения покупателей в бренд

Современные нестабильные и непредсказуемые условия функционирования бизнеса, цифровизация экономики и стремительно меняющиеся тренды в области маркетинговой деятельности обуславливают переход к новой маркетинговой парадигме, зародившейся на базе марк...

Материальная и нематериальная мотивация как элемент эффективного управления персоналом

В современных условиях мотивация, вовлеченность и стимулирование сотрудников играют важную роль в экономическом прогрессе. Позитивная мотивация персонала является одним из факторов обеспечения конкурентных преимуществ и стратегической устойчивости ко...

Мотивация персонала в организации в условиях изменений

В данной статье рассматривается система общения и мотивирования персонала в условиях изменения. Способность к изменениям является конкурентным преимуществом всех успешных компаний, а сотрудники — ее важной частью. Поэтому важно уделять большое вниман...

Стратегическое управление и контроллинг как основа корпоративной конкурентоспособности

В статье рассмотрены концептуальные основы стратегического управления и контроллинга в условиях стремительно меняющихся рынков и деловой среды. Сделан вывод о необходимости интегрированного подхода к стратегическому управлению и контроллингу как осно...

Похожие статьи

Влияние мотивации сотрудников на эффективность предприятия

Целью этого исследования является изучение взаимосвязи между самооценкой и мотивацией сотрудников в компании и изучение того, как мотивация сотрудников влияет на производительность компании. В этой статье рассматриваются способы определения влияния м...

Роль системы вознаграждения и мотивации персонала в системе управления персоналом

Эффективное управление персоналом играет решающую роль в успехе организаций. В данной научной статье исследуется значение внедрения системы вознаграждения и мотивации персонала в систему управления персоналом. Исследование анализирует, как эти фактор...

Модели развития персонала

Целью статьи является выявление современных альтернативных моделей развития персонала, которые могут стать новыми действенными способами максимального использования ресурсов знаний, навыков и социальных компетенций сотрудников и реализации долгосрочн...

Методика анализа социально-психологического климата в коллективе

Статья раскрывает проблемы кадровой политики организаций. В результате исследования предлагается методика анализа социально-психологического климата в коллективе для управления кадрами. Применение данного метода позволяет определить различные стороны...

Управление знаниями и способность к обучению для повышения инновационности организации

XXI век является свидетелем роста инноваций как одной из основных движущих сил промышленной конкуренции. Инновации становятся все более важными для создания и поддержания конкурентных преимуществ организации, а также ее вклада в рост и благосостояние...

Система мотивации сотрудников

Для успешного бизнеса используются различные формы и методы, для реализации которых требуются соответствующие инструменты. Одной из наиболее эффективных является система мотивации сотрудников, которая способствует повышению эффективности управления в...

Маркетинговая концепция вовлечения покупателей в бренд

Современные нестабильные и непредсказуемые условия функционирования бизнеса, цифровизация экономики и стремительно меняющиеся тренды в области маркетинговой деятельности обуславливают переход к новой маркетинговой парадигме, зародившейся на базе марк...

Материальная и нематериальная мотивация как элемент эффективного управления персоналом

В современных условиях мотивация, вовлеченность и стимулирование сотрудников играют важную роль в экономическом прогрессе. Позитивная мотивация персонала является одним из факторов обеспечения конкурентных преимуществ и стратегической устойчивости ко...

Мотивация персонала в организации в условиях изменений

В данной статье рассматривается система общения и мотивирования персонала в условиях изменения. Способность к изменениям является конкурентным преимуществом всех успешных компаний, а сотрудники — ее важной частью. Поэтому важно уделять большое вниман...

Стратегическое управление и контроллинг как основа корпоративной конкурентоспособности

В статье рассмотрены концептуальные основы стратегического управления и контроллинга в условиях стремительно меняющихся рынков и деловой среды. Сделан вывод о необходимости интегрированного подхода к стратегическому управлению и контроллингу как осно...

Задать вопрос