Электропластический эффект в технологии электромагнитной штамповки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , , , ,

Научный руководитель:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.

Дата публикации: 17.06.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Электропластический эффект в технологии электромагнитной штамповки / Д. Р. Хайруллина, Т. Е. Павлова, Е. Д. Козлов [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — URL: https://moluch.ru/archive/524/115776/ (дата обращения: 21.06.2024).

Препринт статьи



В данной исследовательской статье описано сравнение нагартованного алюминия при деформации на магнитно-импульсной установке и при механической гибке, а также последующее исследование структуры поверхности и свойств материала.

Ключевые слова: электромагнитная штамповка, электропластический эффект, гибка, деформация, трещины, хрупкость, пластичность.

Электромагнитная штамповка является инновационным методом обработки, который в настоящее время стремительно развивается. Он имеет ряд преимуществ, но в большинстве случаев применяется для обработки высокопластичных материалов [1–4]. Однако, на практике часто встречается необходимость гибки и формовки материалов с ограниченной пластичностью. Отсюда появилась идея использования электропластического эффекта.

Электропластичность или электропластический эффект (ЭПЭ) — это явление, которое возникает «при наложении на зону деформации импульсов тока большой плотности и малой продолжительности». При этом явлении металлический материал становится более пластичным и менее хрупким. Применение электропластической деформации позволяет снизить сопротивление металла деформации и увеличить пластичность [5,6].

Несмотря на положительные стороны, применение эффекта электропластичности может столкнуться с недостатком в виде необходимости контактного подвода тока. Это усложняет технологию обработки материала, так как требует обеспечения надежного электрического контакта между электродом и обрабатываемым материалом. Мы предлагаем использовать импульсы индукционных токов, возникающих при электромагнитной штамповке. В предлагаемом методе заготовка с оправкой (контрдеталью) (рис. 1) размещается внутри цилиндрического индуктора (рис. 2, а) магнитно-импульсной установки «МИУ-3» (рис. 2, б). В индуктор подается энергия, запасенная в батарее конденсаторов. Возникший импульс магнитного поля порождает токи индукции в заготовке. Взаимодействие магнитных полей внешнего и внутреннего контуров токов создает силу, сжимающую заготовку.

А — сборочный вид заготовки и распорки; б — эскиз расположения распорки в заготовке

Рис. 1. А — сборочный вид заготовки и распорки; б — эскиз расположения распорки в заготовке

А- размещение заготовки внутри цилиндрического индуктора; б — магнитно-импульсная установка «МИУ-3»

Рис. 2. А- размещение заготовки внутри цилиндрического индуктора; б — магнитно-импульсная установка «МИУ-3»

Цель исследования: выяснить, возможно ли проявление электропластического эффекта в процессе электромагнитной штамповки за счет действия индукционных токов и можно ли применить этот метод для деформации материалов с ограниченной пластичностью.

В качестве заготовки выбрана прессованная труба с размерами 20х1,5х1000 мм из нагартованного алюминиевого сплава, состав которого был определен на оптико-эмиссионном спектрометре «Bruker Q4 Tasman». Согласно ГОСТ 4787, были подобраны аналоги сплавов близкие по химическому составу. Результаты указаны в таблице № 1.

Таблица 1

Химический состав исследуемого сплава

С целью проверки технологической пластичности данного материала из трубы были нарезаны кольца, которые механически сплющивали до получения различных радиусов изгиба: R=3,5; 5 и 6,5 мм.

При помощи оптического микроскопа Olympus GX-51 с системы поляризованного света были исследованы внешние поверхности гибов. Поляризованный свет позволяет контрастно выявлять микротрещины. Для определения значения максимальной деформации на поверхности и сопоставления с реальными образцами, был смоделирован процесс гибки в пакете Deform-3D.

Результаты снимков деформационного рельефа приведены на рисунке 3. По ним видно, что трещины на поверхности возникают даже при деформации  max  8 %, а с увеличением степени деформации и уменьшением радиуса увеличиваются размеры и количество микротрещин, преимущественно, по границам зерен.

Таким образом, данный материал в нагартованном состоянии не выдерживает гибки в направлении перпендикулярном оси экструзии.

Испытания на изгиб кольцевых образцов

Рис. 3. Испытания на изгиб кольцевых образцов

Далее были проведены эксперименты по получению аналогичных изгибов путем электромагнитного воздействия.

Для испытания на магнитно-импульсной установке «МИУ-3» были вырезаны трубки длиной 50 мм. В качестве контрдетали была выбрана распорка — пластинка толщиной 2 мм из непроводящего ток материала — стеклотекстолита. Распорка нужна для имитации гибки с заданным радиусом, значение которого определялось энергией электрического разряда. Таким образом, для испытания на распорке были получены: R=5,7 мм при 4,5 кВ; R=3,9 мм при 5,5 кВ и R=3,75 мм при 6,3 кВ (экстремальный) напряжениях заряда.

На поверхности деформированных образцов при радиусах R=5,7 и R=3,9 мм, трещин не обнаружено (рис. 4). На радиусе при экстремальном режиме обработки ЭМШ, R = 3,75 мм появились начальные тонкие трещины, преимущественно на границах зерен.

Деформационный рельеф, полученный при помощи ЭМШ

Рис. 4. Деформационный рельеф, полученный при помощи ЭМШ

При прохождении электрического тока возникает нагрев заготовки. Закономерно возникает вопрос: не является ли полученный эффект повышения пластичности результатом нагрева и разупрочнения материала? Повышение температуры заготовки в результате прохождения тока и деформации было исследовано с помощью тепловизора FLIR P660 с предварительной калибровкой коэффициента эмиссии. График зависимости температуры от времени, где методом экстраполяции линии тренда получена температура поверхности в момент действия импульса, приведен на рис. 5.

Для усиления эффекта, заготовка была подвергнута воздействию двух последовательных импульсов с максимальной энергией и без промежуточного охлаждения. Установлено, что температура заготовки не превышала 96,6°C, а расчетная поверхности в момент в момент времени 0,01 сек от прохождения импульса составила 102°C. При этом, время пребывания заготовки в интервале температур 102…75°С составляет 18 секунд. Учитывая, что температура начала рекристаллизации алюминия около 100°C, можно заключить, что в данных условиях процессы возврата и рекристаллизации маловероятны.

Диаграмма изменения температуры образца после ЭМШ

Рис. 5. Диаграмма изменения температуры образца после ЭМШ

Для подтверждения, была измерена микротвердость в сечениях исходных, отожжённых и обработанных заготовок. Измерение проводили с помощью прибора «EMCO–Test DuraScan 50», при нагрузке HV 0,1 и времени выдержки 10 сек. В таблице 2 приведены значения микротвердости в различных сечениях образцов и в соответствии со степенью деформации, определенной путем численного моделирования. По результатам видно, что по сравнению с исходной и отожженной заготовками, микротвёрдость, в результате ЭМШ, увеличилась. Это доказывает, что процессы термического возврата отсутствуют, более того, материал приобрел дополнительный наклеп.

Таблица 2

Результаты измерения микротвердости

Место измерения

Образец № 1

Образец № 2

Образец № 3

, %

HV

, %

HV

, %

HV

У внешней поверхности

9,73

106

26,4

107

37,1

110

На средней линии

0,9

102

0,9

104

11,4

102

У внутренней поверхности

5,7

97

20

107

38,6

107

Уровень твердости материала в исходном состоянии

94

Уровень твердости материала в отожженном состоянии

52

Заключение: исходя из проведенных исследований, можно сделать вывод о том, что повышение технологической пластичности нагартованного алюминиевого сплава произошло благодаря электропластическому эффекту, который проявил себя в режиме электромагнитной штамповки; метод ЭМШ применим для деформационной обработки изначально упрочненных листовых или трубчатых заготовок; в результате такой обработки не происходит разрушения и разупрочнения материала.

Литература:

  1. Прокофьев А. Б., Беляева И. А., Глущенков В. А., Карпухин В. Ф., Черников Д. Г., Юсупов Р. Ю. Магнитно-импульсная обработка материалов (МИОМ): монография / АНО «Издательство СНЦ», 2019. — 140 с.
  2. Савенко В. С., Шаврей С. Д., Соловьев М. Б., Марцевич А. Л. Электропластический эффект в деформационном алюминии, Веснiк МДПУ імя І. П. Шамякiна, 2008 г.
  3. Hailiang Yu, Xiaohui Cui Electromagnetic Forming / Hailiang Yu, Xiaohui Cui [Электронный ресурс] // ScienceDirect: [сайт]. — URL: https://www.sciencedirect.com/topics/materials-science/electromagnetic-forming (дата обращения: 27.09.2023).
  4. Magnetic Pulse Forming / [Электронный ресурс] // Bmax: [сайт]. — URL: https://www.bmax.com/technology/magnetic-pulse-forming/ (дата обращения: 05.10.2023)
  5. Троицкий О. А., Баранов Ю. В., Авраамов Ю. С., Шляпин А. Д. Физические основы и технологии обработки современных материалов. Теория, технология, структура и свойства. В 2-х т. М.; Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2004.
  6. Потапова А. А., Столяров В. В., Бондарев А. Б., Андреев В. А. Исследование возможности применения электропластической прокатки для получения прутков из сплава TiNi // Машиностроение и инженерное образование. 2012 № 2


Задать вопрос