Учетная политика является не только комплексным механизмом ведения учета субъектов хозяйствования, но и управляющим механизмом, который формирует потоки учетной информации, которая необходима для принятия управленческих решений с целью повышения эффективности деятельности организации. Экспертная оценка учетной политики являются основой для определения финансового положения организации без искажения отчетности.
Ключевые слова: учетная политика, финансовая отчетность, нормативное регулирование,теоретическая квалиметрия, прикладная квалиметрия
Accounting policy is not only a comprehensive accounting mechanism for business entities, but also a management mechanism that forms the flows of accounting information that is necessary for making management decisions in order to improve the efficiency of the organization. An expert assessment of accounting policies is the basis for determining the financial position of an organization without distorting the financial statements.
Keywords: accounting policy, financial reporting, regulatory regulation, theoretical qualimetry, applied qualimetry
В рамках российских финансовых процессов учетная политика себя позиционирует как определяющий элемент эффективности управленческих решений и стратегического прогресса коммерческих структур. Её основная роль кроется в возможности построения объективной учетной системы, проведения глубинного анализа и моделирования учетного процесса, отвечающего исключительно индивидуальным развивающимся стратегиям субъектов бизнеса. Несмотря на потенциал использования данной политики долгие годы без существенных изменений, принципиально непостоянный характер налогового законодательства требует адаптивного пересмотра учетного порядка согласно ежегодно модернизируемым положениям Налогового кодекса.
Актуальность регулярных аудиторских экспертиз учетной политики начинает проявляться в полном объеме, когда рассматривается не только сохранение бухгалтерской информации, но и её передача, например, при смене бухгалтера. Такая политика служит формализованной рефлексией корпоративной линии, оформленной в строгость бухгалтерской доктрины, и предоставляется в качестве справочного и методического ресурса бухгалтерам.
Дальнейшая интеграция бухгалтерских стандартов Российской Федерации с международными требованиями открыла простор для гибкости и адаптации учетных подходов. Следствием этого является уменьшения жесткости регламентирующих положений на местном уровне, что допускает организациям творчески адаптировать учетные практики в соответствии со своими операционными характеристиками. Создается условие для субъектов отражать в учетных документах не только методологические, но и технические с теми организационными решениями, что принимаются при подготовке учетной политики. Эти решения, становясь догмой для всех подразделений организации, заостряют внимание на методах оценки активов и пассивов и критериях выбора подходов бухгалтерского и налогового учета. В такой экосистеме фундамент корпоративного учета формируется с осознанием необходимости строгого соблюдения как законодательных, так и нормативных основ операционной деятельности.
Необходимо актуализировать стратегию формирования учетной политики, учитывая фундаментальные и методические основы бухгалтерского и налогового учета. Эффективность фирм и их экономика прямо зависят от качества информации, получаемой управляющим аппаратом, что предполагает своевременность, достоверность и экономичность передачи данных. Следует принимать во внимание влияние учетной политики на управленческое решение, поскольку хозяйствующие субъекты должны обеспечивать прозрачность методов учета.
Ведение учетной политики подпадает под влияние регулирующих норм и законов в области налогообложения, что требует обдуманного подхода к ведению как бухгалтерского, так и налогового учета. Разработка и совершенствование учетной политики оказывают заметное воздействие на финансовое состояние предприятий, как и на сумму уплаченных налогов и, как следствие, на финансовое благосостояние.
Специфики предприятия оказывают решающее влияние на формирование учетной политики, что затрагивает определение подходов к внутрипроизводственному контролю, процессам обработки информации и методикам бухгалтерского учета. Детальное предвидение всех аспектов учетной работы в политике обеспечивает обоснованный выбор эффективных схем для учета и налогообложения.
В целях улучшения бухгалтерского учета производится пересмотр методов амортизации, включая амортизацию по сумме чисел лет использования и изменение методики списания материально-производственных запасов на ФИФО. В области налогового учета, применение ускоренной амортизации, например, нелинейным методом, и ФИФО для списания затрат улучшит общую картину учетной политики. Также стоит обратить внимание на созидание резервов, как по сомнительным долгам, так и на оплату отпускных работникам, для оптимизации финансовых результатов.
В области аудита существенное внимание уделяется учетной политике, которая является фундаментом для подготовки финансовой отчетности. В сфере налогообложения, выдвигается предложение, касающееся перехода на нелинейный метод расчета амортизационных отчислений. Такой подход может потенциально обеспечить более точное отражение износа активов, чем традиционное линейное начисление. Разрабатывая учетную политику, не менее важно руководствоваться принципами осмотрительности и всестороннего рассмотрения — это укрепляет ее позиции и способствует адекватной реакции на финансовую информацию, требования к которой безусловно повышаются в современных экономических реалиях.
Отчетность, формируемая на основе применяемой организацией учетной политики, подлежит аудиторской проверке. В соответствии с МСА 315, аудитор должен быть осведомлен об учетной политике компании и обосновании применяемых в ней изменений. Важно, чтобы эта политика соответствовала сфере деятельности компании и основным принципам учета, а также чтоб она отражала постоянство и систематичность в обработке учетной информации.
Исследование финансовых данных обнаруживает стремительное развитие системного подхода, что делает точное представление данных бухгалтерской отчетности особенно ценным для внешних пользователей информации. В этом контексте учетная политика напрямую влияет на качество финансовой отчетности, и следовательно, на степень доверия к предприятию. При оценке учетной политики аудитору приходится сталкиваться с трудностями, ведь именно от качества учетной политики зависит объективное отображение информации, представляемой в отчете. [Коське М. С., Солосина А. И. 2019; С.19]. Соответственно, информация должна быть не только понятной, надежной и сопоставимой, но и достаточно уместной для оптимизации принятия решений, что еще больше подчеркивает важность обоснованной и последовательной учетной политики.
Обусловленное требованием достоверности качество бухгалтерской отчетности приобретает центральную значимость в профессиональной среде. В контексте сравнений учетных политик различных предприятий, наблюдается стремление к подражанию наиболее результативным подходам отраслевых лидеров. Аудиторский анализ, опирающийся на профессиональную этику, занимает ключевую позицию в функционировании этого процесса. При этом совокупность качественных характеристик учетной информации во многом определяет ее пригодность для удовлетворения потребностей пользователей и успешности услуг или производственных операций. Количественные метрики качества этой информации включают как абсолютные, так и относительные показатели, дополненные весовыми коэффициентами.
Одним из требований к управленческому учету является его целостность и понятность для пользователей. Это означает, что управленческий учет должен быть системным даже в тех случаях, когда он ведется без использования первичной документации, счетов и двойной записи. Системность в этом случае означает единство принципов отражения учетной информации, взаимосвязь регистров учета и внутренней отчетности, обеспечение в необходимых случаях сопоставимости ее данных с показателями бухгалтерского учета и отчетности. [Глущенко А. В. 2008; С.90].
Оценку качества применяемой учетной политики предложено проводить в соответствии с экспертной методикой, адаптированной из метода Дельфи. Это решение частично обусловлено трудностями, возникающими при попытках математического измерения качественных показателей учетной информации. Выделяются этапы экспертного процесса оценки, каждый из которых подлежит аккуратному документированию для обоснованности выводов.
Суть предлагаемого подхода лежит в оценке соответствия практик учетной политики предприятия сформулированным законодательным и нормативным требованиям, охватывающим всю иерархию бухгалтерского учета. Применяя разнообразные логико-статистические инструменты, аудитор стремится к достижению объективной оценки рассматриваемых учетных принципов.
Инструмент аудиторской оценки, учетная политика компании, выступает в роли важнейшего элемента стратегического менеджмента, определяя сферу применения профессионального суждения бухгалтера. Здесь интересы аудита соприкасаются с нормами законодательства, что ставит важнейшим условием проведения аудиторской деятельности наличие методики, сочетающей стандартизированные и творческие подходы.
Как правило, чек-лист (контрольный список) включает в себя следующее: порядковый номер строки, проверяемые требования (вопросы), методы оценки по проверяемому требованию, результат проверки, комментарии. Универсальность формы чек-листов позволяет корректировать их в зависимости от объекта, подлежащего проверке, как путем добавления новых пунктов, так и удалением лишних.
Чек-лист представляет собой планируемый перечень вопросов проверки учетной политики с указанием ссылок на конкретные процедуры. В результате выполнения запланированных процедур можно подготовить выводы и рекомендации о соответствии фактически применяемых способов учета утвержденной экономическим субъектом учетной политики нормам действующего законодательства.
Процедуры оценки актуальности учетной политики представляют собой проверку учетной политики на соответствие требованиям российских и международных стандартов, действующих на дату такой проверки. Использование разработанных форм контрольных документов позволяет провести эту процедуру качественно и с наименьшими трудозатратами. При рассмотрении структуры приказа об учетной политике необходимо провести процедуры контроля в целях подтверждения соответствия документа установленной форме и правилам оформления.
Следует помнить, что принятая экономическим субъектом учетная политика в обязательном порядке подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией. Следующим этапом проверки учетной политики является оценка методики учета конкретных объектов. Учетная политика в части методики учета конкретного объекта должна раскрывать особенности группировки, оценки фактов хозяйственной жизни, погашения стоимости активов и других важных аспектов. Контрольный документ по данной процедуре должен охватывать весь перечень разделов учета, используемых экономическим субъектом (нематериальные активы, основные средства, финансовые вложения и т. д.).
Перед формированием мнения аудитора положения стандартов обязывают его убедиться в том, что не содержится существенных различий между тем, как отражены объекты учета в отчетности с точки зрения их классификации, оценки и раскрытия информации, и тем, как должны быть отражены эти объекты в соответствии с установленными правилами. [Панкова С. В. 2015; с.47]
В анализе качества учетной политики экономического субъекта ключевую роль играют количественные показатели, подобранные на основе теоретических и прикладных принципов квалиметрии. Чтобы постичь эффективность и соответствие учетных методик нормам существующего законодательства, проводится исследование системы учета. Так, учетная политика должна адекватно отображать процедуры классификации, оценки экономических событий, амортизации активов, прочих сегментов учетного процесса. Обязательной является подготовка организационно-распорядительных документов, фиксирующих принятую учетную политику. Использование контрольных документов, разработанных для этой цели, способствует тщательной и рациональной проведения проверки.
Оценка актуальности учетной политики и возможности ее использования сопряжена с предварительным изучением приказа о данной политике и его соответствия установленным форматам и процедурам. Вместе с тем, внимание контролера оценивающего учет политики по конкретным объектам, устремлено на анализ согласованности применяемых методов и приемов с законодательными нормами и экономической целесообразностью. Это дополняется оценкой методики учета различных элементов, таких как нематериальные активы и основные средства, с целью выявления их конгруэнтности формализованным требованиям.
Процедуры оценки учетной политики обусловлены не только анализом соответствия формализованных правил, но и обеспечением качества проведения самой процедуры. Квалиметрический подход разделяется на абстрактное создание принципов и классификаций качества (теоретическая квалиметрия) и создание методологий оценки качества, ориентированных на специфику объектов учета (прикладная квалиметрия). Эти подходы помогают в формулировке принципов для расчета показателей, необходимых для оценки учетной политики.
В результате, внедрение количественных показателей, основанных на квалиметрии, и использование детальных методик оценки, обеспечивают комплексные инструменты для анализа и подтверждения соответствия учетной политики экономического субъекта действующим требованиям законодательства.
Литература:
- Глущенко А. В. Качество учетной информации как научная категория//Экономический вестник Ростовского Государственного университета, 2008. Т.6 № 1. — С.90–92
- Коське М. С., Солосина А. И. Методические аспекты оценки качества учетной политики//Электронный научный журнал «Век качества», 2019, № 2. — С. 19–22
- Панкова С. В. О необходимости понимания требований стандартов аудиторской деятельности руководством аудируемого лица// Международный бухгалтерский учет, 2015, № 23. — С.47.