Офицер как воспитатель в кадетском корпусе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 18.06.2024

Статья просмотрена: 184 раза

Библиографическое описание:

Чистяков, Д. А. Офицер как воспитатель в кадетском корпусе / Д. А. Чистяков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 221-222. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115742/ (дата обращения: 17.12.2024).



Кадетский корпус — специфическое учебное заведение, со своими особыми целями и задачами. В таких учебных заведениях воспитательный процесс направлен на формирование гармоничной всесторонне развитой личности. Воспитательно-образовательный процесс в кадетском корпусе как в особом учреждении имеет свою специфику, накладывающую отпечаток и на процесс становления личности воспитанника, и на обязанности воспитателя, и на его профессиональные качества.

Результативность воспитательной работы во многом определяется авторитетом и подготовленностью — мужчин в роли офицера-воспитателя.

Офицеры-воспитатели в кадетских корпусах — это, в основном, офицеры запаса, имеющие большой жизненный опыт, воспитавшие своих детей, прошедшие достойно службу в армии или других силовых структурах. Офицер-воспитатель, используя свой огромный опыт, ведет по жизни своих воспитанников, поддерживая их в тяжелые и счастливые минуты, указывая им жизненные ориентиры и поддержку в минуты слабости.

Нравственный пример воспитателей играет важную роль в воспитании. Такие качества, как терпение, спокойствие, терпимость, справедливость и доброта, необходимы людям, которые решили посвятить себя этой профессии.

Успех развития и обучения кадет во многом зависит от таких качеств офицера-воспитателя, как терпение и самообладание.

Авторитет офицера-воспитателя над воспитанником — необходимое условие воспитания. Только личность может повлиять на развитие и определение характера. Только личность может сформировать характер.

Не давайте обещаний и не обманывайте воспитанника, которые вы не можете выполнить. Нельзя отказываться от того, что дано или разрешено. Если приходится отказывать воспитаннику, то отказывать нужно решительно, без колебаний, не меняя своего решения. Не делите воспитанников на «любимчиков» и «остальных».

Самая сложная часть процесса обучения кадет — применение разумных наказаний. Богатый опыт помогает воспитателям, как вести себя при наказании кадет:

– все наказания должны быть постепенными;

– вид и способ наказания должны учитывать возраст, развитие и психическое состояние кадета и быть соразмерными характеру проступка;

– все наказания и способ их применения не должны унижать личное достоинство кадета или наносить ущерб его самооценке;

– одно и то же наказание не должны повторяться более одного раза для одного кадета.

– воспитатели могут наказывать кадет только в пределах своих полномочий;

– наказание не должно быть актом возмездия;

– наказание должно применяться только после того, как проступок воспитанника полностью установлен;

– наказание не должно сопровождаться оскорбительными или саркастическими комментариями воспитателя.

Существует опасность того, что наказание может дать временное облегчение, в результате чего воспитателю будет сложно оказать длительное воздействие на кадет, находящихся под его ответственностью.

Мастерство офицера-воспитателя заключается в том, чтобы из множества имеющихся в его распоряжении инструментов и возможностей выбрать тот, который принесет наилучшие результаты в данное время. Воспитатели должны уметь качественно разбираться в новых явлениях и делать необходимые выводы для своей деятельности. Это возможно только в том случае, если они растут и развиваются как профессионалы, работая и повышая свою квалификацию. Известно, что ценность воспитания заключается не только в специально проводимых для этого мероприятиях, но и в отношении воспитателя к работе, в его личном примере в трудовой деятельности. Поэтому важными качествами для офицеров — воспитателей являются трудолюбие, любовь к работе, энтузиазм к работе, новаторство, гордость за принадлежность к профессии и уверенность в необходимости этой профессии.

Очень важными и ценными качествами для воспитателей кадетских корпусов являются умение быстро устанавливать и поддерживать психологический контакт с воспитанниками, умение ориентировать их на себя и умение пользоваться их сопереживанием. Эмпатия способна придать особый колорит авторитету воспитателя кадетского корпуса и усилить эффективность личного воспитательного воздействия. Офицеров — воспитателей должны отличать развитые интеллектуальные качества. В их деятельности возникают различные сложные и противоречивые ситуации, в которых суждения и принятие решений связаны с определенными трудностями. В таких ситуациях необходимо обращать внимание на воспитательные последствия каждого решения, поступка или личного поведения. Это требует хорошо развитого педагогического мышления. Воспитатели в кадетских корпусах должны обладать высоким уровнем общего образования, культуры и интеллектуального богатства. Если воспитатели духовно бедны и необразованны, они не смогут выполнить поставленные перед ними задачи.

Воспитатели должны быть внимательны, чтобы не угнетать кадет, пользуясь своим авторитетом, и поддерживать их развитие и личностный рост.

В ходе изучения имиджа воспитателя как должностного лица можно четко сформулировать как положительные качества, необходимые для эффективного осуществления воспитательной деятельности:

– готовность и способность вносить свой вклад в решение общественных проблем в области социально-педагогической деятельности;

– целеустремленность — способность использовать свои качества для решения воспитательных задач;

– отношение к делу — способность управлять своим поведением в любой образовательной ситуации.

– способность и готовность к общению с воспитанниками в образовательном процессе;

– привлекательность — сочетание духовности, обаяния и чувства стиля;

– честность и справедливость — способность поступать честно и справедливо в деятельности;

– современность, гуманность и педагогический оптимизм — способность оказывать квалифицированную педагогическую поддержку, уверенность в воспитанниках и их способностях;

– педагогический такт и толерантность — соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия;

– терпение в общении с детьми.

Так и недопущение отрицательных качеств:

– узкий кругозор — выделение «любимчиков» и «злодеев» в окружении воспитанника;

– публичное выражение симпатий и антипатий;

– неустойчивость — неспособность контролировать переходные психические состояния и настроения;

– озлобленность и высокомерие — попытка разрешить личные споры, чтобы подчеркнуть свое превосходство.

Воспитательная деятельность в кадетском корпусе зависит от того, какие отношения сложились между воспитателем и воспитанником. Именно воспитатель должен уметь устанавливать правильные отношения и развивать их в нужном направлении. Образ офицера-воспитателя складывается из его важнейших личностных качеств. Только при наличии определенных профессиональных и высоких морально-нравственных качеств у офицера–воспитателя кадетского корпуса возможно его положительное влияние на становление и развитие личности подростка-кадета.

Литература:

  1. Барабанщиков, А. В., Давыдов, П. В., Утлик, Э. П., Феденко, Н. Ф. (1986) Военная педагогика и психология. М.: Воениздат, 239 с.
  2. Бигунова, А. В., Напольских, Н. Б., Важенина, О. В. (2020) Быть военным — мое призвание. Практико-ориентированный проект. Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы, № 2 (28), с. 14–19.
  3. Гуткина, Л. Д. (2002) Планирование и организация воспитательной работы в школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 160 с.
  4. Ефремов, О. Ю. (2008) Военная педагогика. СПб.: Питер, 640 с.
  5. Ефремов, О. Ю. (2015) Психология человека. СПб.: ВАС, 298 с.
  6. Забегалина, С. В., Чигарькова, А. В. (2016) Адаптивные и прогностические способности в структуре поведенческих и когнитивных особенностей личности военнослужащего, № 1, с. 29–33.
  7. Коновалов, Е. Б., Зенкевич, М. Ю. и др. (2020) Исторический опыт формирования типа личности российского офицера: военно-исторический труд. СПб.: ООО «Р_КОПИ», 158 с.
  8. Маклаков, А. Г. (2019) Общая психология. СПб.: Питер, 583 с.
  9. Щуркова, Н. Е., Баранова, Е. Ф. (2009) Лекции о воспитании. М.: Центр «Педагогический поиск», 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, кадетский корпус, воспитанник, качество, наказание, воспитательная деятельность, способность.


Задать вопрос