Ключевые слова: биомаркеры, маниакальное расстройство, большое депрессивное расстройство.
Цель: изучить прогрессивные морфометрические изменения и отличить биомаркер серого вещества при большом депрессивном и маниакальном расстройстве по сравнению с контрольной группой с использованием метода многомерного анализа, который будет более полезен для понимания основного нейробиологического механизма депрессии и мании.
Введение
Расстройства настроения являются основной причиной плохого психического здоровья, инвалидности и смертности (Angst, 1995). Расстройства настроения, такие как большая депрессия и мания, представляют собой весьма гетерогенные психические заболевания с выраженными нарушениями эмоционального настроя, аппетита и режима сна, психомоторных функций (Deldin et al., 2006) и могут проявляться как бред, так и галлюцинации (Smith et al., 2017).
Ход работы
Исследовали 60 субъектов, состоящих из 19 пациентов контрольной группы (6 женщин, 13 мужчин, все правши), 21 пациента с большим депрессивным расстройством (9 женщин, 12 мужчин, все правши) и 20 пациентов с маниакальным состоянием (6 женщин, 14 мужчин, все правши). Из 21 пациента с большой депрессией 19 пациентов были включены в исследование по первому депрессивному эпизоду, 1 пациент по второму эпизоду и 1 пациент по третьему эпизоду.
Средний возраст начала заболевания у пациентов с большой депрессией составлял 28,52 ± 6,68 года, медианное количество прошлых эпизодов 0 (IQR = 1–0) и средняя продолжительность заболевания 3 (IQR = 6,5–0). Средний балл BPRS составил 30,24 ± 4,92, а средний балл HAM-D — 19,19 ± 5,66. У 33,3 % испытуемых в прошлом были эпизоды настроения, а у 14,28 % — положительный семейный анамнез. Средний возраст начала заболевания составил 23,3 ± 6,33 года у пациентов с манией со средним количеством прошлых эпизодов 1 (IQR = 2–1) и средней продолжительностью заболевания.
В исследовании изучались морфометрические изменения с использованием поверхностных показателей и логистической регрессии у пациентов с большим депрессивным расстройством (БДР) и маниакальным расстройством по сравнению с контрольной группой [1].
Субъекты с БДР (n = 21) и маниакальные (n = 20) были набраны из психиатрических клиник вместе с 19 здоровыми людьми из контрольной группы из местного населения после структурированного и полуструктурированного клинического интервью (DSM-IV, краткая психотическая рейтинговая шкала (BPRS)), Шкала оценки молодой мании (YMRS), шкала оценки депрессии Гамильтона (HDRS), когнитивные функции по шкале аспирантуры Института дисфункции мозга (PGIBBD)) [1, 2].
Используя 3D T1-взвешенные изображения, толщину коры серого вещества (GM) и морфометрические характеристики на основе GM (с использованием логистической регрессии) сравнивали среди пациентов с БДР, маниакальным расстройством и контрольной группой с использованием ковариационного анализа (ANCOVA). Никакой существенной разницы между пациентами с БДР и маниакальным расстройством обнаружено не было. По сравнению с контролем истончение коры наблюдалось в двусторонней ростральной средней лобной извилине и околопоперкулярной области, правой латеральной затылочной коре, правой язычной извилине при БДР; и двусторонние ростральные средняя лобная и верхняя лобная извилины, правая средняя височная извилина, левая супрамаргинальная и левая прецентральная извилины при маниакальных расстройствах.
Анализ логистической регрессии выявил истончение коры ГМ в правой латеральной затылочной коре и язычной извилине при БДР; и двусторонняя ростральная средняя, верхняя лобная извилина, правая средняя височная извилина при мании с чувствительностью и специфичностью 85,7 % и 94,7 % и 90,0 % и 94,7 % соответственно по сравнению с контролем. В обеих группах наблюдалась потеря ГМ в двусторонних ростральных областях средней лобной извилины по сравнению с контрольной группой.
У пациентов, страдающих большим депрессивным расстройством (БДР), наблюдалось истончение коры префронтальной коры, левой средней височной и язычной извилины (Tu et al., 2012), медиальной орбитофронтальной коры (Tu et al., 2012; van Eijndhoven et al., 2013), префронтальная кора, височная кора, передняя поясная извилина (Zhao et al., 2017), левая ростральная средняя лобная кора (RMF) (Suh et al., 2020) и лобная кора (в основном левая нижняя лобная кора и лобная кора). полюс), левая передняя поясная извилина, левая средняя височная кора (Chen et al., 2022), средняя лобная извилина (Motter et al., 2021) и увеличенная толщина коры в каудальной передней и задней части поясной извилины, а также височный полюс (ван Эйндховен и др., 2013) по сравнению со здоровым контролем. Сообщалось о более тонкой левой затылочной области (предклинье и клинье) и уменьшении объема гиппокампа при БДР (Kim et al., 2019). Морфометрический анализ на основе вокселей (VBM) показал снижение объема серого вещества в орбитофронтальной и префронтальной коре, передней поясной извилине и подкорковых структурах серого вещества (миндалевидное тело, гиппокамп, таламус) у пациентов с большой депрессией по сравнению с контрольной группой (Бора и др., 2012). Сообщалось об истончении коры головного мозга, связанном с уровнем IL-6 в двусторонней верхней лобной и медиальной орбитофронтальной коре при БДР по сравнению со здоровыми людьми (Kakeda et al., 2018). Снижение объема серого вещества в левой нижней лобной извилине и увеличение в левой супрамаргинальной и средней височной извилине при униполярной депрессии и левой средней лобной извилине при биполярном расстройстве указывают на дифференциальную морфометрическую патофизиологию при униполярной и биполярной депрессии (Wang et al., 2020). Снижение GMV зарегистрировано в медиальной орбитальной лобной коре и средней части поясной кости у пациентов с БДР и биполярным расстройством (Yu et al., 2022). В систематическом обзоре сообщалось об истончении коры левой островковой доли, Роландической покрышки, извилины Гешля, левой нижней лобной извилины и верхней лобной извилины при биполярных расстройствах (Zhu et al., 2022). У пациентов с легким депрессивным эпизодом сывороточный нейротрофический фактор головного мозга положительно коррелировал с билатеральной медиальной орбитофронтальной и ростральной передней поясной извилиной, правой верхней лобной извилиной, поясной и островковой извилиной, хотя толщина и объем коры не выявили никаких изменений по сравнению со здоровыми (Полякова и др., 2020).
Маниакальное расстройство было связано с истончением коры в височных областях, нижней лобной коре и утолщением зрительных и соматосенсорных областей на исходном уровне, а также значительным истончением коры по региональной взаимной корреляции показателей процентных изменений (значение r в диапазоне от 0,159 до 0,654, p <0,05). Сообщалось в средней височной коре, задней поясной извилине, медиальной затылочной коре, левой нижней островковой коре при наблюдении через 6 лет (Abé et al., 2020a). Гипоманиакальные эпизоды сообщали о более быстром истончении коры префронтальной коры (Abé et al., 2022). Истончение коры в префронтальной коре коррелирует с аллелем CACNB2 rs11013860, что указывает на эмоциональную дисрегуляцию у пациентов с первым эпизодом мании (Chen et al., 2020). Предыдущие исследования [1, 2, 3] подтипов биполярного расстройства (биполярное расстройство I и II) показали уменьшение объема и толщины лобной, височной и медиальной затылочной областей (Abé et al., 2016). Сообщалось об уменьшении объема коры в лобной, дорсолатеральной префронтальной и нижней лобной коре при маниакальном расстройстве с течением времени (Abé et al., 2015). Из-за расхождений в предыдущих исследованиях и различных используемых методологических подходов (морфометрия на основе вокселей) оправдано дальнейшее изучение изменений серого вещества у пациентов с большой депрессией и маниакальным состоянием [3].
Выводы
Многомерный анализ выявил корковые признаки морфометрических изменений при больших депрессивных и маниакальных расстройствах по сравнению с контролем, связанные с нейробиологическими причинами нарушения когнитивных функций. Однако наши результаты не выявили значительной морфометрической разницы между большим депрессивным расстройством и маниакальным расстройством.Правая латеральная затылочная кора и правая язычная извилина представляют собой комбинированные корковые признаки, позволяющие отличить большое депрессивное расстройство от контрольной группы. Двусторонние ростральные средняя и верхняя лобные извилины, правая средняя височная извилина являются морфометрическими признаками пациентов с маниакальным расстройством по сравнению с контрольной группой. В обеих группах наблюдалась потеря ГМ в двусторонних ростральных областях средней лобной извилины по сравнению с таковой в контрольной группе.
Литература:
- Шамрей В. К., Курасов Е. С., Зобин Я. С., Цыган Н. В. Возможности применения лабораторных биомаркеров для объективной диагностики депрессивных расстройств. —М.: Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика, 2021.
- Бутома Б. Г., Петрова Н. Н. Настоящее и будущее биомаркеров в диагностике эндогенных заболеваний. —М.: Психиатрия, психотерапия и клиническая психология, 2020.
- Зобин Я. С. Использование биомаркеров в диагностике депрессивных расстройств. —М.: Известия Российской Военно-медицинской, 2018.