Авиационная техника люфтваффе и сателлитов Германии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 августа, печатный экземпляр отправим 28 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 14.06.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Чегемлиев, Р. Т. Авиационная техника люфтваффе и сателлитов Германии / Р. Т. Чегемлиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 425-428. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115651/ (дата обращения: 16.08.2024).



Авиация Германии, Италии и Румынии составляли важную часть в войсковой структуре стран Оси в годы Второй Мировой войны. Разные модели и конструкции, и модели самолётов могли до неузнаваемости ход боевых действии в небе. До сих пор наблюдение за развитием авиации неприятеля является актуальной проблемой.

Ключевые слова: Мессершмитт 109, FW 190, германские и итальянские конструкторы, CR и MC, IAR 80, Вторая Мировая война.

Aviation of Germany, Italy and Romania formed an important part in the military structure of the Axis countries during the Second World War. Different models and designs, and models of aircraft could make the course of combat operations in the sky unrecognizable. Until now, monitoring the development of enemy aviation is a pressing problem.

Keywords: Messerschmitt 109, FW 190, German and Italian designers, CR and MC, IAR 80, World War II.

Во время Второй Мировой войны авиация имела ключевое значение. Особенно, сильно её влияние проявлялось в битве за Британию, в боевых действиях в Тихом океане, а также на Восточном фронте. Страны Оси в основном за счёт третьего рейха, обладали высококачественными летательными аппаратами. Разумеется, не каждое государство, как сегодня, так и тогда могло себе позволить себе содержание, а тем более развитие военной и гражданской авиационной промышленности. Нужно также учитывать, что до Второй Мировой войны массового применения штурмовиков, пикирующих, тактических и стратегических бомбардировщиков не происходило. Поскольку, военная авиация к тому времени ещё не успела полностью раскрыть свой потенциал, никто не уделял к авиации серьёзного внимания, как например бронетехнике или военно-морскому флоту. Именно по этим причинам очень мало стран в мире имели своё производство самолётов. Кроме третьего рейха, в составе оси только Италия и Румыния имели собственную авиационную промышленность.

С приходом к власти в Веймарской республике НСДАП, правительство Германии стало уделять большое внимание развитию вооружённых сил страны. К началу правления самого Фюрера Адольфа Гитлера, все армия и флот Германии находились в глубоком упадке. В 1933 самолётный парк Германии состоял в основном из старых бипланов He 51 разных модификации. Однако, целеустремлённость верхушки третьего рейха в этом вопросе, сотрудничество с Хеншель, Хейнкель, Дорнье, Юнкерс, а особенно с Вилли Мессершмиттом (Байерише Флюгцойгверке) и с Куртом Танком (Фоке-Вульф) принесло третьему рейху долгосрочные перспективы доминирования в воздухе. К 1942 году в период битвы за Кубань люфтваффе обладали превосходными боевыми машинами. Такими как, Bf 109 F4 (Friedrich), BF 109 G2 (Gustav), FW 190 A4, FW 189, He 111 H6, Ju 87, а также Ju 88.

Основным истребителем третьего рейха являлся Мессершмитт 109, однако Bf 109 даже мог не быть сконструированным, поскольку главный конструктор Вилли Мессершмитт был в напряжённых отношениях с статс-секретарем министерства авиации Германии генералом Эрхардом Мильхом. «С приходом нацистов к власти в 1933 г. Рудольф Гесс оказал содействие в восстановлении прежней, уже заслужившей в авиационных кругах определённое имя компании «Байерише Флюгцойгверке»: более того, она получила в своё распоряжение новый завод в Регенсбурге». [8. С. 8] «Масло в огонь» подливало ещё и то, что в 1935 году проходил конкурс по разработке новейшего на тот момент истребителя для замены биплана Хейнкель 51. Мильх предпринимал меры, чтобы не допустить появления детища Мессершмитта на конкурсе и только вмешательство Рудольфа Гесса позволило первому Bf 109 B (Берта) «увидеть белый свет». Однако, могущество Эрхарда Мильха сыграло основную роль в конкурсе Bf 109 заведомо проиграл конкурс. За десять лет существования с 1935 по 1945 года Мессершмитту придётся пройти через множество модификации Bf 109 C(Цезарь), Bf 109 D(Дора), Bf 109 E(Эмиль), Bf 109 F(Фридрих), Bf 109 G(Густав). Разумеется, как и любой другой истребитель Мессершмитт имел свои характеристики, влиявшие на ведение воздушного боя:

Достоинства:

– мощные двигатели компании Даймлер-Бенц позволяли развивать высокую скорость;

– значительная масса самолета и прочность узлов позволяла развивать на пикировании скорости, недостижимые для других истребителей;

– большая полезная нагрузка позволяла добиваться повышенной вооруженности;

– высокая бронезащита повышала безопасность пилота.

Недостатки:

– большая масса самолета снижала его маневренность;

– расположение пушек в пилонах крыльев замедляло выполнение виражей; недостаток был убран с первой модификацией Bf 109 F1 с пушкой, стреляющей через ось винта, с боекомплектом на 60 снарядов.

– самолет был малоэффективен для поддержки бомбардировщиков, поскольку в этом качестве не мог использовать скоростные преимущества;

– для управления самолетом требовалась высокая подготовка пилотов. До 250 часов лётного времени.

О развитии поршневых самолётов стран оси можно рассмотреть в работах историков Ю. В. Кузьмина, Е. Ф. Лакеева, А. В. Лонина.

Исходя из работ Владимира Тучков, Мессершмитт входит в пятёрку лучших истребителей Второй Мировой войны.

У рейха существовало и множество других высококачественных воздушных машин. В пример можно привести Fw 190. Данный истребитель был спроектирован Куртом Вальдемаром Танком. Фокке-Вульф обладал следующими характеристиками:

Достоинства:

– манёвр истребителем осуществляется только одной ручкой управления;

– простота эксплуатации;

– значительная масса самолета и прочность узлов позволяла развивать на пикировании скорости, недостижимые для других истребителей;

– большая полезная нагрузка позволяла добиваться повышенной вооруженности;

– высокая бронезащита повышала безопасность пилота.

– высокая дальность полёта по сравнению с Bf 109.

Недостатки:

– большая масса самолета снижала его маневренность;

– двигатель BMW на первых модификациях А1–4 не обладал достаточной тягой.

– быстрый износ зимнего покрытия.

«….Цельнометаллический ФВ-190 серийно производился с июня 1941 г., был оснащен в модификации А-3 двигателем воздушного охлаждения BMW 801D номинальной мощностью 1800 л.с., развивал максимальную скорость 629 км/ч. и имел мощное вооружение — четыре пушки калибра 20 мм (по две MG 151 и MG FF) и два пулемета MG 17 калибра 7,92 мм…» [9, с. 128].

Активное участие в Великой Отечественной войне принимали и итальянские самолёты: M.C. 200, M.C. 202, S.M. 81 и C. R. 42.

Итальянские авиаконструкторы сильно уступали во многих вопросах своим северным «тевтонским» коллегам. «Немецкая авиация в годы Второй Мировой Войны была одной из самых сильных и инновационных. Не зря высшим оперативным соединением в люфтваффе был именно воздушный флот. Немецкие ученые и изобретатели поражали своими идеями в области авиационной промышленности». [6. С. 1.] Есть множество причин, как страна, не имевшая никаких ограничении в проектировании и производстве в сфере авиации, обладала подобным отставанием в 40-ых годах прошлого столетия от третьего рейха.

В первую очередь медленно развивалась доктрина ведения воздушного боя. Итальянские промышленные гиганты в первую очередь Fiat всё ещё рассматривали теорию захвата превосходства в воздухе с помощью военного применения бипланов таких как CR. 32 и CR. 42. «Успех CR. 32 способствовали своеобразной «консервации» интереса к истребителям-бипланам в Италии. С одной стороны, Челестино Розателли и менеджмент «Фиата» пытались «по полной» использовать потенциал удачной конструкции, а с другой стороны — и военные, воодушевлённые опытом боёв в Испании, не прочь были и дальше сохранять на вооружении истребители-бипланы». [14. С. 13.]

Вторая причина технического отставания итальянских самолётов от германских это в слаба развитая промышленность Италии по отношении к своему могущественному союзнику.

Если учесть факт того, что итальянская армия была в отличии от Королевского флота довольно неэффективным и мало результативным видом войск, и это не результат политики «Дуче» Бенито Муссолини. Итальянская армия демонстрировала ужасные результаты ещё в период Первой Мировой войны. В пример можно привести не безызвестную «Катастрофу при Капаретто». Во время наступления австро-германских войск в окрестностях города Капаретто, итальянская армия была разбита дезорганизована и отброшена от выгодных позиции в Альпах на равнины, где не окопанная итальянцы не могли сдержать натиск германских сил. Королевство спасло только переброска под Венецию французских и английских сил.

Несмотря на то, что с событий Первой Мировой войны прошло двадцать лет, ситуация в итальянской армии, как показала практика не изменилась. В отличии от авиации, которая при Муссолини сделала большой рывок. К примеру, CR.42 лучший биплан Второй Мировой войны, однако, из своей архаичности был снят с эксплуатации королевскими ВВС в 1942.

Основным истребителем в итальянской авиации после списания CR.42 стал уже моноплан Macchi C.200, а затем и Macchi C.202, это были не первые монопланы-истребители в составе вооружённых сил Италии, ведь, к примеру Fiat G.50, успел принять участие ещё в Зимней войне.

Для 41 года МС.200 обладал слабыми характеристиками:

– слабым двигателем Fiat A. 74 RC.38

– слабым вооружением 12,7 мм

При столкновении МС.200 и Як-1 в воздушном бою второй часто выходил победителем, также эти итальянские самолёты сильно уступали «ишакам». «В ходе «Первого оборонительного сражения на Дону» (20 августа — 1 сентября 1942 г.) непрерывно продолжалась деятельность летчиков 71-й группы и 245-й и 246-й транспортных эскадрилий, занимавшихся снабжением». [2. C. 46].

МС.202 обладал более повышенными характеристиками и мог противостоять советским самолётам в воздушном, но это истребитель начал использоваться уже зимой 1942 в непривычных для итальянских пилотов погодных условиях, что стало одной из причин неэффективности этих самолётов наряду с несоответствующим к 1942 году, пар 12,7 и 7.7 мм пулемётами. К 1943 году королевские ВВС были выведены из СССР из-за высадки союзников в Сицилии.

Румыния, союзница третьего рейха, ещё одна страна, имевшая собственную авиационную промышленность. В период «Интербеллума» Румыния претендовала на роль гегемона Балканского полуострова, 20-ых и 30-ых годах ХХ века.

В IAR 80 был румынским монопланом с низким крылом времён Второй мировой войны цельнометаллическим истребителем и штурмовиком. Когда он впервые поднялся в воздух в 1939 году, он был сопоставим с современными образцами, находящимися на вооружении ВВС самых передовых военных держав, таких как Hawker, Hurricane и Bf 109E. Производственные проблемы и нехватка доступного вооружения задержали поступление IAR 80 на вооружение до 1941 года. Он использовался на передовой до мая 1945 года.

Чтобы гарантировать, что Королевские военно-воздушные силы Румынии (ARR) могли продолжать снабжаться самолетами во время войны, правительство субсидировало создание трех крупных авиастроительных компаний в 1920–1930-х годах. Первым было Societatea Pentru Exploatări Tehnice (SET), которое было образовано в Бухаресте в 1923 году. Затем появилась Римская авиационная промышленность (IAR), которая открыла магазин в Брашове в 1925 году. Наконец-то появился Институт воздухоплавания в Риме (ICAR), который был основан в Бухаресте в 1932 году.

IAR-это действительно не плохой истребитель свою надёжность он в полной мере показал в схватке с P-38 и P-51.

Авиационная техника стран Оси это одно из самых мощных войсковых частей в Второй Мировой войне, в особенности германский рейх являлся государством, которое долгое время диктовала стандарты введения воздушной войны. Однако, нужно отметить тот, факт, что после 1941 года, Германия сильно переоценила свои возможности, как в производстве, так и техническом плане. Советский Союз в течении всего 1942 ударными темпами создал целых 13 новых авиакорпусов, а после Курской битвы советская авиация стала доминировать в небе.

Литература:

  1. Владимир Тучков. 5 лучших истребителей Второй мировой войны. 2014.
  2. Джорджо Скотони. Истребители королевских ВВС Италии на советско-германском фронте в 1942–1943 гг.- Воронеж, 2016.
  3. Иванов С. В. Асы люфтваффе. Пилоты люфтваффе BF 109 на Восточном фронте. Белорецк, 2000.
  4. Кольга Г. И. Организация военно-воздушных сил Германии в годы Второй Мировой войны. — Тюмень, 2012.
  5. Кузьмин Ю. В. Эволюция поршневых истребителей: применение кластерного анализа к истории техники. Часть 2.- М., 2021.
  6. Лакеева Е. Ф., Лонин А. В. Авиация третьего рейха. — Красноярск, 2015.
  7. Медведь А. Н. Фокке-Вульф FW 190. М., 1993.
  8. Медведь А. Н., Хазанов Д. Б. Истребитель «Мессершмитт» Bf 109. Германский «король воздуха». — М., 2008.
  9. Медведь А. Н., Хазанов Д. Б. «Фокке-Вульф» FW 190. Многоцелевой истребитель люфтваффе. М., 2007.
  10. Мухамеджанов И. Р. Воздушное противостояние на советско-германском фронте в начальный период Великой Отечественной войны через призму конкуренции конструкторов самолетов-истребителей. — Самара, 2022.
  11. Уваров Г. В. Истребители «Як» и «Мессершмитт» на восточном фронте: сравнение в чью пользу? Воронеж, 2016.
  12. Фирсов А. А. Мессершмитт Bf 109. М., 2001.
  13. Харук А. И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия. — М., 2012.
  14. Харук А. И. «Соколы» Муссолини. Итальянские истребители Второй Мировой. -М., 2012.
  15. Харук А. И. «Яки» против «мессеров». Кто кого? М., 2012
Основные термины (генерируются автоматически): Мировая война, IAR, BMW, итальянская армия, Румыния, воздушный бой, Италия, значительная масса самолета, полезная нагрузка, собственная авиационная промышленность.


Ключевые слова

Вторая мировая война, Мессершмитт 109, FW 190, германские и итальянские конструкторы, CR и MC, IAR 80

Похожие статьи

Задать вопрос