Роль метода проектов в формировании иноязычной коммуникативной компетенции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 12.06.2024

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Райкул, А. А. Роль метода проектов в формировании иноязычной коммуникативной компетенции / А. А. Райкул. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 188-191. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115626/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена актуальной теме использования метода проектов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на иностранном языке. В статье рассматриваются: понятие компетенции и коммуникативной компетенции в частности; сущность метода проектов и его преимущества; роль метода проектов в формировании иноязычной коммуникативной компетенции; результаты применения метода проектов; влияние проектной деятельности на развитие социокультурной компетенции; повышение мотивации к изучению языка с помощью проектной методики.

Ключевые слова: метод проектов, коммуникативная компетенция, иностранный язык, мотивация, проектная деятельность.

The article is devoted to the topical topic of using the project method to form the communicative competence of students in a foreign language. The article discusses: the concept of competence and communicative competence in particular; the essence of the project method and its advantages; the role of the project method in the formation of foreign language communicative competence; the results of the application of the project method; the impact of project activities on the development of socio-cultural competence; increasing motivation to learn a language using a project methodology.

Keywords: project method, communicative competence, foreign language, motivation, project activity.

В настоящее время широко обсуждается вопрос о том, как система образования способствует развитию ключевых компетенций и универсальных учебных действий. Следует отметить, что в литературе отсутствует единый подход к определению понятия «компетентность». Мы придерживаемся определения А. В. Хуторского, который считает, что «компетентность включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для продуктивной деятельности по отношению к определённым объектам и процессам»; «компетентность — это наличие, обладание соответствующей компетенцией, включающей личное отношение человека к себе и к предмету деятельности» [1].

Способность человека эффективно взаимодействовать с другими людьми на языковом уровне называется коммуникативной компетентностью. Это подразумевает не только хорошее знание языка, но и способность использовать его в различных культурных и ситуационных контекстах. Коммуникативная компетентность включает навыки устной речи, письма, чтения и аудирования, а также понимание невербальных средств общения, таких как жесты и мимика.

Коммуникативная компетентность жизненно важна для адаптации и взаимодействия в многонациональных обществах современного мира, где границы стираются. Обладание этими навыками позволяет не только свободно общаться на иностранном языке, но и глубже понимать культурные особенности и менталитет носителей данного языка, что способствует установлению эффективных межкультурных отношений.

Согласно Кунанбаевой С. С., коммуникативная компетентность определяется как способность человека эффективно взаимодействовать с другими на языковом уровне в различных ситуациях. Это понятие включает знание языковых структур и лексики, а также умение применять язык в разных контекстах общения, учитывая социальные и культурные особенности. Кунанбаева подчёркивает важность развития коммуникативных навыков для успешной адаптации в многоязычных и многонациональных обществах, где умение эффективно общаться на разных языках имеет решающее значение для социальных и профессиональных сфер жизни.

Метод проектов широко применяется в педагогической практике и научных исследованиях. Его популярность обусловлена дидактической природой, которая позволяет учащимся развивать творческие способности, самостоятельно конструировать знания и применять их для решения познавательных и практических задач. Этот метод также способствует освоению различных видов деятельности в условиях доступа к информационным ресурсам и анализу полученной информации. Как отмечает А. В. Бычков, важность метода проекта заключается в том, что учащиеся должны понимать сущность и цели своей работы, иметь возможность самостоятельно ставить цели и задачи и продумывать пути их реализации [2]. Проектный подход переводит получение знаний учащимися от пассивного восприятия к активной деятельности, способствуя развитию их творческих способностей и умению решать нестандартные задачи.

Коммуникативное знание включает знание всех видов речевой деятельности, культуры речевого поведения и основных понятий. Система коммуникативных навыков охватывает речевые навыки, применяемые в различных областях и условиях общения с учётом адресата и стиля [3].

Учащиеся приобретают творческие навыки в отношении изучаемых предметов, таких как получение знаний непосредственно из окружающей среды, обучение способам общения и адаптация к нестандартным ситуациям. Функциональная грамотность включает знание языков, навыки взаимодействия с окружающими, умение работать в группах и коллективах, а также владение социальными ролями. Учащиеся должны владеть различными знаниями на изучаемом языке, уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, провести дискуссию и т. д.

Знание иностранных языков становится всё более важным в современном мире, поскольку оно открывает финансовые возможности, разнообразие культур и международный обмен. В результате вопрос о том, как эффективно развивать коммуникативные навыки учащихся на иностранном языке, приобретает исключительную значимость. Метод проектов является одним из наиболее распространённых методов обучения.

История метода проекта насчитывает многие десятилетия. По мере развития педагогики учителя и исследователи искали новые способы помочь учащимся получить знания и навыки. Концепция «учебной деятельности», предложенная американским философом Джоном Дьюи в начале XX века, была одной из первых форм метода проекта. Он предложил перейти от обучения, ориентированного на запоминание фактов, к активной деятельности, которая позволяет учащимся выполнять практическую работу самостоятельно и создавать свои собственные знания.

Метод проектов стал широко использоваться в образовании. Американский педагог Уильям Хиггинсон в 60-х годах предложил идею «индивидуальных проектов», в которых учащиеся могли выбирать методы и темы исследования. Этот метод позволил учащимся продемонстрировать свои творческие способности и интерес к обучению, что значительно повысило их мотивацию и эффективность обучения.

Метод проектов продолжает оставаться популярным в современной образовательной практике. Он особенно полезен для изучения иностранных языков, поскольку позволяет создать условия для естественного использования языка в различных ситуациях. Работа над проектом на иностранном языке требует от учащихся применения своих знаний и умений для решения практических задач, что способствует лучшему усвоению материала и развитию коммуникативных навыков.

Проекты на иностранном языке могут включать как презентации, так и видеоролики. Учащиеся не только изучают новый материал, но и активно взаимодействуют на языке изучаемой страны во время проекта. Это не только улучшает их коммуникативные навыки, но и позволяет им получить опыт работы в группе, что является важным компонентом их личного и профессионального развития.

Таким образом, метод проектов имеет решающее значение для развития коммуникативной компетентности учащихся. Он позволяет им приобрести новые навыки и знания, применять эти знания в реальной жизни, что является важным компонентом успешного овладения иностранным языком.

Когда используется метод проектов, возможны два результата. Первый педагогический эффект заключается в участии учеников в поиске и логическом использовании материала. Второй результат проявляется в качественном улучшении знаний и умений учащихся, что способствует развитию их познавательных способностей и самостоятельности [4].

Таким образом, проектная деятельность учащихся помогает им развивать коммуникативные навыки, необходимые в современной жизни: брать на себя ответственность, участвовать в принятии решений и делать выбор. Она также развивает навыки устного и письменного общения.

Метод проектов относится к педагогическим технологиям и может быть реализован с помощью различных средств обучения, таких как информационные технологии. Это могут быть современные инструменты, такие как компьютеры или телекоммуникации, а также традиционные, такие как книги и справочники. Проекты могут быть индивидуальными или групповыми, исследовательскими, творческими или практическими.

Метод проектов — это метод обучения, основанный на активной и самостоятельной деятельности учащихся. Его цель состоит в выполнении сложных, практических заданий. Интеграция знаний из различных областей, развитие творческих и критических способностей, а также приобретение навыков и знаний, необходимых для решения реальных проблем, являются основными целями этого метода обучения.

Основные элементы метода проектов включают:

  1. Целевая направленность: Проекты имеют цель, которая должна быть значимой и привлекательной для учащихся.
  2. Самостоятельная деятельность: Учащиеся активно участвуют в разработке, организации и завершении проекта, развивая самостоятельность и инициативность.
  3. Исследовательская стратегия: Проекты включают сбор, анализ и интерпретацию данных, что способствует развитию критического мышления.
  4. Интеграция знаний: Проекты способствуют интеграции знаний из различных предметных областей.
  5. Практическая направленность: Проекты ориентированы на решение реальных задач.
  6. Коллаборативная работа: Групповые проекты развивают навыки общения и сотрудничества.

Метод проектов играет значительную роль в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Он представляет собой педагогическую технологию, направленную на развитие у учащихся языковых знаний и умений, когнитивных и социально-коммуникативных навыков.

Прежде всего, метод проектов способствует практическому применению изучаемого языка в контексте реальных жизненных ситуаций. Учащиеся работают над проектами, которые требуют активного использования иностранного языка для поиска информации, взаимодействия с другими участниками, презентации и обсуждения результатов. Это создаёт условия для постоянной языковой практики, значительно повышающей уровень владения языком.

Кроме того, метод проектов развивает навыки межкультурной коммуникации. Работая над проектами, учащиеся сталкиваются с культурными особенностями и ценностями стран изучаемого языка, что способствует более глубокому пониманию и уважению к ним. Это особенно важно в контексте глобализации и растущей необходимости эффективного межкультурного взаимодействия.

Также метод проектов стимулирует развитие критического мышления и самостоятельности. Учащиеся учатся анализировать информацию, принимать решения и нести ответственность за результат своей работы. Это усиливает их мотивацию к изучению языка и формирует навыки, необходимые в профессиональной и личной жизни.

Таким образом, метод проектов является эффективным инструментом в формировании иноязычной коммуникативной компетенции, способствуя интеграции языковых знаний с когнитивными и социально-коммуникативными навыками, а также развивая межкультурную осведомлённость и критическое мышление.

Проектная деятельность способствует развитию социокультурных компетентностей в начальной школе. Проектирование на уроках иностранного языка помогает учащимся понять речь на иностранном языке, информировать собеседника о себе, задавать вопросы и отвечать на них, выражать согласие или несогласие, желание или нежелание, одобрять или не одобрять [5]. Использование метода проектов повышает интерес учащихся к обучению, переводя фокус учебного процесса с преподавателя на учащегося и развивая внутреннюю мотивацию.

Методология проектов позволяет работать над темой, наиболее интересующей каждого участника проекта, что повышает мотивацию учащихся. Каждый учащийся имеет возможность выбирать предмет исследования и решает сам, ограничиться ли учебником или читать дополнительную литературу [5].

Для проведения метода проектов на уроках можно использовать разнообразные онлайн-платформы и инструменты, такие как:

— Google Workspace for Education (Google Docs, Sheets, Slides, Classroom, Sites),

— Padlet,

— Microsoft Teams,

— Canva,

— Prezi,

— Kahoot!

Эти платформы помогут организовать проектную деятельность, сделать её более структурированной и интересной для учащихся, а также улучшат взаимодействие и совместную работу.

Применение современных информационных технологий делает образовательный процесс более активным и разнообразным, предоставляя значительные возможности для расширения образовательных горизонтов. Это повышает мотивацию и способствует реализации принципов индивидуализации обучения, развивая креативность и расширяя словарный запас учащихся.

Метод проектов превосходит традиционные методы обучения, повышая мотивацию учащихся к изучению иностранных языков, развивая творчество и объединяя знания по различным предметам.

Таким образом, метод проектов представляет собой мощный и эффективный инструмент в формировании иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся. Он интегрирует разнообразные аспекты обучения, такие как практическое применение языка, развитие когнитивных и социально-коммуникативных навыков, и межкультурную осведомлённость. Применение данного метода позволяет учащимся активно использовать изучаемый язык в реальных жизненных ситуациях, что способствует более глубокому пониманию культурных особенностей и менталитета носителей языка. Это улучшает их способность к межкультурному взаимодействию, что критически важно в условиях глобализации.

Метод проектов также способствует развитию критического мышления и самостоятельности учащихся. Они учатся анализировать информацию, принимать обоснованные решения и нести ответственность за свои действия. Это формирует навыки, необходимые для успешной адаптации и взаимодействия в многоязычных и многонациональных обществах, а также для будущей профессиональной и личной жизни.

Использование информационных технологий и междисциплинарного подхода в проектной деятельности делает учебный процесс более интересным и мотивирующим для учащихся. Они получают возможность проявить свои творческие способности, работать в группах и решать реальные практические задачи, что повышает их мотивацию к изучению иностранных языков, а также развивает функциональную грамотность и коммуникативные навыки.

В целом, метод проектов в обучении иностранным языкам позволяет достичь более высоких результатов по сравнению с традиционными методами. Он способствует активному участию учащихся в учебном процессе, создаёт условия для естественного использования языка, мотивирует к творчеству и интеграции знаний и умений. Следовательно, внедрение проектного метода в образовательную практику является важным шагом к повышению качества обучения и формированию у учащихся необходимых компетенций для успешного взаимодействия в современном мире.

Литература:

  1. Хуторской, А. В. Современная дидактика/ А. В. Хуторской. — СПб: Питер, 2001. — 544 с.
  2. Бычков, А. В. Метод проектов в современной школе/ А. В. Бычков. — М.: Просвещения, 2000. -180 с.
  3. Зуева, М. Л. Эффективность использования проблемного подхода для формирования ключевых образовательных компетенций / М. Л. Зуева // Ярославский педагогический вестник. — 2007. — № 2(51). — С. 36–47.
  4. Нефедова, Л. А. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении / Л. А. Нефедова, Н. М. Ухова // Школьные технологии. — 2006. — № 4. — С. 61.
  5. Monahan, J. Ethnic Diversity / J. Monaghan — Foreign & Commonwealth Office, 2001. 24 p.
Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, иностранный язык, учащийся, навык, проектная деятельность, язык, иноязычная коммуникативная компетенция, интеграция знаний, коммуникативная компетентность, критическое мышление.


Похожие статьи

Метод проектов как один из аспектов реализации личностно ориентированного подхода при обучении русскому языку

Статья посвящена такой актуальной проблеме, как использование метода проектов для реализации личностно-ориентированного подхода при обучении русскому языку. Данная тема мало изучена и требует дальнейших исследований. В статье раскрывается необходимос...

Специфика формирования мотивационной сферы у студентов неязыковых факультетов при обучении иностранному языку

В статье автор изучает вопросы формирования мотивационной сферы у студентов неязыковых факультетов в процессе иноязычной подготовки, рассматриваются типы мотивов и психолого-педагогические условия, которые оказывают положительное воздействие на мотив...

Использование технологии критического мышления при обучении орфографии

В исследовательской работе рассматривается технология критического мышления, в основе которого лежит творческое сотрудничество учителя и учащихся, результатом чего служит повышенный интерес к учебному процессу. Раскрываются особенности использования ...

Мультисенсорный подход при обучении иностранным языкам в средней школе

В статье рассматривается использование мультисенсорного подхода на уроках иностранного языка в средней школе. В организации учебного материала следует учитывать когнитивные способности обучающихся. При задействовании разных каналов восприятия на урок...

Профессионально-коммуникативная активность студентов экономического вуза как элемент иноязычной среды

В статье рассматривается один из важнейших элементов иноязычной среды вуза, который способствует естественному развитию профессионально ориентированных знаний на иностранном языке — профессионально-коммуникативная активность. Некоторые составляющие э...

Современные педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

В данной статье рассматриваются современные педагогические технологии, способы, приемы и методы обучения иностранному языку в современной школе. Автор приводит примеры по применению некоторых из них. Все технологии и приемы направлены на формирование...

Социокультурное проектирование как средство формирования креативной компетентности будущих менеджеров социально-культурной деятельности

В статье автором рассматривается социокультурное проектирование, как специфическое направление в творческой и управленческой практике, методологическая основа которого выступает важным компонентом профессиональной подготовки менеджеров социально-куль...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с помощью метода проектов как одного из методов интерактивного обучения иностранному языку во внеязыковом вузе

Статья посвящается вопросу формирования ключевых коммуникативных компетенций и методу проектов, как одному из интерактивных методов обучения иностранному языку во внеязыковом вузе.

Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...

Похожие статьи

Метод проектов как один из аспектов реализации личностно ориентированного подхода при обучении русскому языку

Статья посвящена такой актуальной проблеме, как использование метода проектов для реализации личностно-ориентированного подхода при обучении русскому языку. Данная тема мало изучена и требует дальнейших исследований. В статье раскрывается необходимос...

Специфика формирования мотивационной сферы у студентов неязыковых факультетов при обучении иностранному языку

В статье автор изучает вопросы формирования мотивационной сферы у студентов неязыковых факультетов в процессе иноязычной подготовки, рассматриваются типы мотивов и психолого-педагогические условия, которые оказывают положительное воздействие на мотив...

Использование технологии критического мышления при обучении орфографии

В исследовательской работе рассматривается технология критического мышления, в основе которого лежит творческое сотрудничество учителя и учащихся, результатом чего служит повышенный интерес к учебному процессу. Раскрываются особенности использования ...

Мультисенсорный подход при обучении иностранным языкам в средней школе

В статье рассматривается использование мультисенсорного подхода на уроках иностранного языка в средней школе. В организации учебного материала следует учитывать когнитивные способности обучающихся. При задействовании разных каналов восприятия на урок...

Профессионально-коммуникативная активность студентов экономического вуза как элемент иноязычной среды

В статье рассматривается один из важнейших элементов иноязычной среды вуза, который способствует естественному развитию профессионально ориентированных знаний на иностранном языке — профессионально-коммуникативная активность. Некоторые составляющие э...

Современные педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

В данной статье рассматриваются современные педагогические технологии, способы, приемы и методы обучения иностранному языку в современной школе. Автор приводит примеры по применению некоторых из них. Все технологии и приемы направлены на формирование...

Социокультурное проектирование как средство формирования креативной компетентности будущих менеджеров социально-культурной деятельности

В статье автором рассматривается социокультурное проектирование, как специфическое направление в творческой и управленческой практике, методологическая основа которого выступает важным компонентом профессиональной подготовки менеджеров социально-куль...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с помощью метода проектов как одного из методов интерактивного обучения иностранному языку во внеязыковом вузе

Статья посвящается вопросу формирования ключевых коммуникативных компетенций и методу проектов, как одному из интерактивных методов обучения иностранному языку во внеязыковом вузе.

Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...

Задать вопрос