В статье автор обращает внимание на то, что одним из ответственных этапов развития современных дошкольников является социализация. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе и важнейшая ее часть — развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. В успешной социализации дошкольников помогают социальные акции.
Ключевые слова: социальная акция, социализация.
Понятие «социализация» стало актуальным в сфере детского образования недавно, заменив более традиционное понятие «социальное воспитание дошкольников». Социализация в современной дошкольной педагогике представляет собой «процесс формирования личности, постепенное усвоение ими норм общества, приобретение важных характеристик мышления и поведения, которые влияют на их взаимодействие с обществом».
В настоящее время дети живут и развиваются в мире множества разнообразных воздействий, как позитивных, так и негативных, которые влияют на формирующийся нравственный мир. Поэтому именно в дошкольном возрасте актуальны социальные контексты. Эффективность и результативность дошкольников во многом зависит от потенциала учреждения дошкольного образования и педагогов. Иными словами, от использования различных методов, технологий и форм взаимодействия с детьми в социальном развитии дошкольников.
В детском возрасте важным является сотрудничество, креативное общение, взаимное доверие и уважение, которые способствуют наполнению жизни увлекательными занятиями, радостью от общих успехов, переживаниями в ходе совместной деятельности. Этот опыт является бесценным социальным капиталом, необходимым для успешной адаптации во взрослой жизни. Навыки сотрудничества, полученные в дошкольном возрасте, учат детей оказывать взаимопомощь, выражать свое мнение, учитывать точку зрения других, искать компромиссы на основе аргументации. Одной из наиболее эффективных технологий социализации детей является социальная акция.
Социальная акция — один из видов социальной деятельности, целями которой могут быть: привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме, дате, какому-либо событию.
Разберём этапы социальных акций:
На первом этапе работы с социальными акциями определяется проблема. Каждая из социальных акций помогает решить конкретную проблему, которая была обнаружена детьми или взрослыми. В качестве основных причин для организации акции, чаще всего выступают ситуации, которые могут угрожать жизни и здоровью людей, а также те, которые вызывают сочувствие.
Социальный мотив играет значительную роль в формировании позиции детей, ведь они способны исходить из собственного опыта и эмоций, чтобы заинтересовать сверстников в важных вопросах. Получив интерес со стороны окружающих, начинается коллективная мобилизация усилий, вовлечение других детей и взрослых в общее дело. Этот этап играет ключевую роль в формировании навыков командной работы и способности мотивировать других на поиск совместных решений.
В ходе разработки и организации мероприятия нужно определить цель и направленность социально-педагогической задачи, идентифицировать целевую аудиторию и придумать формат проведения акции. Необходимо установить цель и задачи, а также определить целевую группу.
На втором этапе происходит поиск вариантов решения. В рамках обсуждения предстоящего общественного мероприятия разыгрываются различные варианты решения поставленной проблемы. Например, в ходе акции «Спасибо» было выяснено: кого и за что возможно поблагодарить, и каким способом это осуществить? Воспитанники детского сада пришли к выводу, что можно изготовить подарки, написать благодарственные открытки, навестить кого-то, выйти на улицы города, записать видео или написать письма. Педагог в процессе обсуждения фиксирует все предложения. Важно выслушать каждого, принимать во внимание все предложенные идеи. Находится совместное решение, где педагог выступает в роли модератора, помогая детям добиться согласия.
Третий этап — это подготовка и реализация мероприятий. Реализация сценария социальной акции. Это может быть одно мероприятия (музыкально-литературная композиция, концерт) или несколько мероприятий, идущих друг за другом (беседа о птицах, рисование или лепка птиц, далее изготовление кормушек и закрепление их на деревьях, субботник в парке и т. д.).
На завершающем этапе происходит подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив: есть ли необходимость ее повторять, что можно усовершенствовать при подготовке и проведении, целесообразно ли каким-либо образом изменить форму проведения акции.
Благодаря участию в акциях происходит формирование активной жизненной позиции, у детей развиваются представления о том, что от каждого из них зависит состояние окружающей среды, взаимоотношения людей, результаты деятельности.
Вовлечение в акции представителей различных возрастных и социальных групп способствует восстановлению психологических связей между поколениями, воспитанию толерантности и эмпатии.
В ходе проведения социальных акций реализуется принцип интеграции, что позволяет осуществлять разностороннее развитие детей.
Результат проведения социальных акций — это накопление детьми разнообразного социального опыта. У дошкольников в элементарном виде формируются социально-ценностные ориентации, они становятся более независимыми и самостоятельными. Дети способны действовать осознанно и целенаправленно, оценивать результаты своей деятельности.
Какие бывают социальные акции и на что они направлены?
– Благотворительные. Например, акция «От сердца к сердцу», в ходе которой была оказана помощь животным приюта, «Птицы наши друзья» изготовили скворечники и кормушки и расположили на территории детского сада).
– Патриотические, воспитывающие любовь и уважение к Родине, ее истории: прошлому и настоящему (акция «Сирень Победы» в ходе акции посадили сирень на территории детского сада и у домов ветеранов.)
– Трудовые, способствующие преобразованию, совершенствованию социального пространства посредством социально-значимой трудовой деятельности («Экологический десант», в ходе которой мы с детьми и родителями провели субботник в нашем парке на улице Свердлова, и вдоль реки).
– Социокультурные, влияющие на уровень культуры, воспитывающие интерес к своей национальной культуре и культуре других народов, актуализирующие значимость народных праздников, традиций и обычаев;
– Социально-педагогические, воздействующие на изменение сознания, поведения, отношения определенной категории населения к чему-либо.
При проведении данных мероприятий необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, которые участвуют в акции. Им должны быть понятны цель, смысл мероприятия и конечный результат. К подготовке и проведению любого мероприятия обязательно привлекать родителей.
С помощью такого уникального средства развития дошкольников, как социальные акции, удаётся каждый раз создавать для детей атмосферу праздника — праздника познания, общения и красоты.
Литература:
- Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. и др. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — СПб.: Детство-Пресс, 2014.
- Гришаева, Н. П. «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации» — М.: Вентана — Граф, 2015. — 184 с.