Социальная акция — одна из форм по успешной социализации детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 12.06.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Худобина, И. В. Социальная акция — одна из форм по успешной социализации детей дошкольного возраста / И. В. Худобина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 219-221. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115557/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье автор обращает внимание на то, что одним из ответственных этапов развития современных дошкольников является социализация. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе и важнейшая ее часть — развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. В успешной социализации дошкольников помогают социальные акции.

Ключевые слова: социальная акция, социализация.

Понятие «социализация» стало актуальным в сфере детского образования недавно, заменив более традиционное понятие «социальное воспитание дошкольников». Социализация в современной дошкольной педагогике представляет собой «процесс формирования личности, постепенное усвоение ими норм общества, приобретение важных характеристик мышления и поведения, которые влияют на их взаимодействие с обществом».

В настоящее время дети живут и развиваются в мире множества разнообразных воздействий, как позитивных, так и негативных, которые влияют на формирующийся нравственный мир. Поэтому именно в дошкольном возрасте актуальны социальные контексты. Эффективность и результативность дошкольников во многом зависит от потенциала учреждения дошкольного образования и педагогов. Иными словами, от использования различных методов, технологий и форм взаимодействия с детьми в социальном развитии дошкольников.

В детском возрасте важным является сотрудничество, креативное общение, взаимное доверие и уважение, которые способствуют наполнению жизни увлекательными занятиями, радостью от общих успехов, переживаниями в ходе совместной деятельности. Этот опыт является бесценным социальным капиталом, необходимым для успешной адаптации во взрослой жизни. Навыки сотрудничества, полученные в дошкольном возрасте, учат детей оказывать взаимопомощь, выражать свое мнение, учитывать точку зрения других, искать компромиссы на основе аргументации. Одной из наиболее эффективных технологий социализации детей является социальная акция.

Социальная акция — один из видов социальной деятельности, целями которой могут быть: привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме, дате, какому-либо событию.

Разберём этапы социальных акций:

На первом этапе работы с социальными акциями определяется проблема. Каждая из социальных акций помогает решить конкретную проблему, которая была обнаружена детьми или взрослыми. В качестве основных причин для организации акции, чаще всего выступают ситуации, которые могут угрожать жизни и здоровью людей, а также те, которые вызывают сочувствие.

Социальный мотив играет значительную роль в формировании позиции детей, ведь они способны исходить из собственного опыта и эмоций, чтобы заинтересовать сверстников в важных вопросах. Получив интерес со стороны окружающих, начинается коллективная мобилизация усилий, вовлечение других детей и взрослых в общее дело. Этот этап играет ключевую роль в формировании навыков командной работы и способности мотивировать других на поиск совместных решений.

В ходе разработки и организации мероприятия нужно определить цель и направленность социально-педагогической задачи, идентифицировать целевую аудиторию и придумать формат проведения акции. Необходимо установить цель и задачи, а также определить целевую группу.

На втором этапе происходит поиск вариантов решения. В рамках обсуждения предстоящего общественного мероприятия разыгрываются различные варианты решения поставленной проблемы. Например, в ходе акции «Спасибо» было выяснено: кого и за что возможно поблагодарить, и каким способом это осуществить? Воспитанники детского сада пришли к выводу, что можно изготовить подарки, написать благодарственные открытки, навестить кого-то, выйти на улицы города, записать видео или написать письма. Педагог в процессе обсуждения фиксирует все предложения. Важно выслушать каждого, принимать во внимание все предложенные идеи. Находится совместное решение, где педагог выступает в роли модератора, помогая детям добиться согласия.

Третий этап — это подготовка и реализация мероприятий. Реализация сценария социальной акции. Это может быть одно мероприятия (музыкально-литературная композиция, концерт) или несколько мероприятий, идущих друг за другом (беседа о птицах, рисование или лепка птиц, далее изготовление кормушек и закрепление их на деревьях, субботник в парке и т. д.).

На завершающем этапе происходит подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив: есть ли необходимость ее повторять, что можно усовершенствовать при подготовке и проведении, целесообразно ли каким-либо образом изменить форму проведения акции.

Благодаря участию в акциях происходит формирование активной жизненной позиции, у детей развиваются представления о том, что от каждого из них зависит состояние окружающей среды, взаимоотношения людей, результаты деятельности.

Вовлечение в акции представителей различных возрастных и социальных групп способствует восстановлению психологических связей между поколениями, воспитанию толерантности и эмпатии.

В ходе проведения социальных акций реализуется принцип интеграции, что позволяет осуществлять разностороннее развитие детей.

Результат проведения социальных акций — это накопление детьми разнообразного социального опыта. У дошкольников в элементарном виде формируются социально-ценностные ориентации, они становятся более независимыми и самостоятельными. Дети способны действовать осознанно и целенаправленно, оценивать результаты своей деятельности.

Какие бывают социальные акции и на что они направлены?

– Благотворительные. Например, акция «От сердца к сердцу», в ходе которой была оказана помощь животным приюта, «Птицы наши друзья» изготовили скворечники и кормушки и расположили на территории детского сада).

– Патриотические, воспитывающие любовь и уважение к Родине, ее истории: прошлому и настоящему (акция «Сирень Победы» в ходе акции посадили сирень на территории детского сада и у домов ветеранов.)

– Трудовые, способствующие преобразованию, совершенствованию социального пространства посредством социально-значимой трудовой деятельности («Экологический десант», в ходе которой мы с детьми и родителями провели субботник в нашем парке на улице Свердлова, и вдоль реки).

– Социокультурные, влияющие на уровень культуры, воспитывающие интерес к своей национальной культуре и культуре других народов, актуализирующие значимость народных праздников, традиций и обычаев;

– Социально-педагогические, воздействующие на изменение сознания, поведения, отношения определенной категории населения к чему-либо.

При проведении данных мероприятий необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, которые участвуют в акции. Им должны быть понятны цель, смысл мероприятия и конечный результат. К подготовке и проведению любого мероприятия обязательно привлекать родителей.

С помощью такого уникального средства развития дошкольников, как социальные акции, удаётся каждый раз создавать для детей атмосферу праздника — праздника познания, общения и красоты.

Литература:

  1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. и др. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — СПб.: Детство-Пресс, 2014.
  2. Гришаева, Н. П. «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации» — М.: Вентана — Граф, 2015. — 184 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная акция, акция, детский сад, ребенок, дошкольный возраст.


Похожие статьи

Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...

Продуктивная деятельность как фактор социализации детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен опыт МДОУ д/с № 98 об особенностях процесса социализации детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности. Раскрыты формы и принципы продуктивной творческой деятельности, направленной на активизацию эмоционального ...

Особенности поддержки педагогами и родителями самостоятельности дошкольников в игровой деятельности

Воспитание самостоятельности игровой деятельности у детей дошкольного возраста-сложный и многогранный процесс, требующий целенаправленной работы. Ее успех зависит от осознания взрослыми (педагогами, родителями) важности воспитания обозначенного качес...

Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игры

Коммуникативные способности являются важными составляющими развития человека как личности, как учащегося, как специалиста. Коммуникативные способности отражают способность правильно ориентироваться в межличностном общении, относительно свободно участ...

Тренинг с элементами маскотерапии «Маска, маска, я тебя знаю» для родителей и обучающихся групп старшего возраста компенсирующей направленности (для детей с нарушением речи)

В статье рассматривается один из способов арт-терапии, «маскотерапия», по оказанию помощи родителям обучающихся в поиске эффективных способов взаимодействия со своим ребенком, способствовании гармонизации эмоциональных отношений в группе, в семье. Ма...

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Использование ИКТ в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Статья рассматривает важность познавательного развития детей дошкольного возраста. В статье обсуждаются основные задачи познавательного развития, такие как развитие наблюдательности, аналитического мышления и самостоятельности. Авторы подчеркивают зн...

Кейс-стади как средство взаимодействия педагога с родителями по формированию учебной мотивации у младших школьников

Современная образовательная система на уровне начальной школы должна быть ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности учащихся положительных мотиваций: создание положительного настроения на получение знаний, эмоционального по...

Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается проблема социально-личностного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации. На примере конкретных форм работы раскрыт процесс приобщения старших дошкольников к волонтерской деятельности, способствующий форми...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых

Проблема формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста является социальной значимой. В настоящее время социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ре...

Похожие статьи

Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...

Продуктивная деятельность как фактор социализации детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен опыт МДОУ д/с № 98 об особенностях процесса социализации детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности. Раскрыты формы и принципы продуктивной творческой деятельности, направленной на активизацию эмоционального ...

Особенности поддержки педагогами и родителями самостоятельности дошкольников в игровой деятельности

Воспитание самостоятельности игровой деятельности у детей дошкольного возраста-сложный и многогранный процесс, требующий целенаправленной работы. Ее успех зависит от осознания взрослыми (педагогами, родителями) важности воспитания обозначенного качес...

Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игры

Коммуникативные способности являются важными составляющими развития человека как личности, как учащегося, как специалиста. Коммуникативные способности отражают способность правильно ориентироваться в межличностном общении, относительно свободно участ...

Тренинг с элементами маскотерапии «Маска, маска, я тебя знаю» для родителей и обучающихся групп старшего возраста компенсирующей направленности (для детей с нарушением речи)

В статье рассматривается один из способов арт-терапии, «маскотерапия», по оказанию помощи родителям обучающихся в поиске эффективных способов взаимодействия со своим ребенком, способствовании гармонизации эмоциональных отношений в группе, в семье. Ма...

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Использование ИКТ в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Статья рассматривает важность познавательного развития детей дошкольного возраста. В статье обсуждаются основные задачи познавательного развития, такие как развитие наблюдательности, аналитического мышления и самостоятельности. Авторы подчеркивают зн...

Кейс-стади как средство взаимодействия педагога с родителями по формированию учебной мотивации у младших школьников

Современная образовательная система на уровне начальной школы должна быть ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности учащихся положительных мотиваций: создание положительного настроения на получение знаний, эмоционального по...

Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается проблема социально-личностного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации. На примере конкретных форм работы раскрыт процесс приобщения старших дошкольников к волонтерской деятельности, способствующий форми...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых

Проблема формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста является социальной значимой. В настоящее время социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ре...

Задать вопрос