Сотериологический метод развития навыков управления временем и способности к общему представлению руководства и коллектива о смыслах существования организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 11.06.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Гуляева, Ю. В. Сотериологический метод развития навыков управления временем и способности к общему представлению руководства и коллектива о смыслах существования организации / Ю. В. Гуляева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 449-452. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115505/ (дата обращения: 18.09.2024).



Поскольку в современных условиях социально-экономическая ситуация быстро изменяется, организации нуждаются в эффективных и технологичных методах развития компетенций самоуправления их сотрудников и руководителей. Особенно важны навыки управления временем и способности к видению. В статье представлен краткий обзор сотериолгического метода, а также результаты исследования, подтверждающего его эффективность в развитии навыков управления временем и способности к видению.

Актуальность. Уменьшение численных характеристик рабочего потенциала требует применения альтернативных методов управления персоналом для повышения производительности организаций. Современный мир требует также эффективных методов повышения и личной производительности как рядового сотрудника, так и лидера организации. Сотериологический метод развивает навыки самоуправления, улучшает когнитивные функции, в частности, внимание, развивает волевую сферу и мотивацию, повышает стрессоустойчивость и навыки управления временем и способность к видению.

Навыки управления временем и видения крайне важны для достижения трудовой эффективности. Сотериологический метод помогает формированию стратегического видения и тайм-менеджмента, что в свою очередь повышает трудовой потенциал руководителей и их подчинённых.

Сотериологический метод является технологией ордерного подхода в изучении организационной культуры, данный подход был разработан современной учёной Л.Н Аксёновской. Однако тема организационной культуры в психологии также разрабатывалась О. Белоусом, Н. Большаковым, Е. В. Жуковой, Т. А. Нестик, О. Н. Одинцовой, Пуриновой Г. К., Барежевым В. А., Рашкеевой И. В., Шейном Э. Х. и др.

Целью исследования стало изучение эффективности сотериологического метода как инструмента для повышения способностей к видению и управлению временем.

Итак мы выдвинули следующую гипотезу: сотериологический метод является эффективным инструментом работы с элементами модели сотериологического круга, если каждое упражнение способствует самоисследованию участников, тренинги отражают сотериологические ценности и соответствуют индивидуальным потребностям организации, кейсы и деловые игры соотносятся с реальными ситуациями трудового процесса, а групповые дискуссии направлены на формирование единого представления о «хорошем/плохом» и «правильном/неправильном».

В ордерном подходе организационная культура — это система правил и норм, которые регулируют взаимодействие между участниками организации. Она основана на этических принципах и ценностях.

Ордерный подход фокусируется на управленческом взаимодействии как на ключевом элементе организационной культуры. Этот подход рассматривает внутренний порядок личности как инструмент для изменения внешнего порядка организации. [1]

Сотеринг — это ордерная технология менеджерской терапии, которая представляет хорошо структурированный процесс самовосстановления и поддержания психологической формы. Он представлен сотериологическим кругом, который состоит из шести элементов: внимания, воли, веры, видения, времени и власти. Авторы метода обнаружили связь между этими элементами, позволяющую поместить их в определенном порядке в круг и определить в центр «внутренний сотера», отвечающий за работу всей системы. Эта модель демонстрирует очередность шагов личности для поддержания или восстановления своей психической формы. [2]

Каждая часть сотериологического круга имеет свою «базовую модель» и набор техник для самодиагностики и самокоррекции. Последовательное прохождение круга от В1 до В6 помогает установить внутренний порядок и сформировать навык самоуправления.

Для психокоррекционной работы применяются различные психотерапевтические практики, такие как позитивная психотерапия, НЛП, телесная терапия, тайм-менеджмент и др. Сотериологический метод, или сотеринг, является интегративным, поскольку он обращается к различным моделям культуры и духовности, искусству, а также использует различные подходы в зависимости от задачи и индивидуальных характеристик лидера или команды. [2]

Видение — это общее представление руководства и коллектива о смыслах существования организации. [4] Оно отвечает на вопросы о целях и направлении движения организации в течение ближайшего будущего. Методики формирования способности к видению направлены на тренировку психических функций правого полушария мозга и замедление сознания.

Время — это мысленная конструкция, с помощью которой люди упорядочивают реальность. [2] Его основные функции: упорядочение, измерение, контроль и борьба с оппонентом. Целью работы со временем будет формирование или восстановление связи между сознательным временем и подсознанием.

Эмпирическая база исследования включает данные, полученные в бюджетном учреждении по работе с молодёжью. В исследовании приняли участие 13 сотрудников, из которых 11 — женщины в возрасте от 23 до 43 лет, а также 2 мужчины в возрасте 22 и 29 лет. Все они занимают руководящие должности разных направлений развития учреждения, либо руководят социальными проектами, и имеют опыт работы на руководящих должностях от 1 до 8 лет.

До начала эмпирической части исследования с непосредственным руководителем организации были обговорены основные направления работы. Мы выяснили, что организация существует в новом формате, немногим больше года. За последний год в штат приняли новых сотрудников, которые на данный момент составляют практически половину коллектива. В учреждении на момент начала исследования не сформулированы видение и ценности. Как следствие существуют некоторые проблемы в коммуникации сотрудников, в частности из-за разнонаправленности их деятельности и отсутствия единого видения будущего организации. Также сотрудники часто сталкиваются с трудностями в организации времени, в следствие чего, не всегда вовремя, выполняют рабочие задачи, также оставляют не выполненными другие мелкие дела, наличие которых приводит к стрессу и прокрастинации.

Для развития лидерских и организационных навыков в контексте стратегического видения и управления временем была разработана и проведена программа тренингов, включающая 4 тематических тренинга направленных на развитие необходимых компетенций. Для проверки эффективности тренингов да начала и после завершения программы была проведена диагностика. Для диагностики использовались шкалы лидерского и командного видения, модифицированные Т. А. Нестик, упражнение «Искусство видения», а также опросники «Аутодиагностика уровня тайм-менеджмента» и «Опросник самоорганизации деятельности». В ходе первичной и контрольной диагностики участники также дали определение понятиям «Видение» и «Время» и оценили свой уровень развития этих навыков.

часть первой встречи была отведена для знакомства с сотерингом и принципами данной технологии самоуправления. Важно было не просто провести программу, а предоставить сотрудникам инструмент, которым они смогут использовать без помощи тренера. Занятие были направлены на формирование единого видения организации внутри коллектива собственного лидерского видения, а также на развитие и актуализацию компетенций тайм-менеджмента. Во время тренингов применялись следующие техники и методики: аутотренинги, мозговой штурм, деловые игры, дискуссии, кейс-стади и некоторые упражнения «Создание образов», «Вербальное описание образов», «Визуализация успеха», «Метод АБВГД», «Планирование по правилам», «Метод 5 пальцев» и др.

Конечным этапом исследования стало сравнение результатов первичной и контрольной диагностик. В результате контент-анализа определений понятия «видение» были сделаны следующие выводы: повторные ответы участников улучшились в сравнении с первичной диагностикой; после тренингов большее количество участников справилось с заданием. Определения участников стали более точными, что указывает на повышение качества и глубины понимания этого понятия после прохождения тренингов.

Методика «Шкала лидерского видения» также показала, что произошёл рост средних показателей по группе. Для определения значимости изменений мы провели анализ по критерию Т-Стьюдента для парных выборок. Итак, мы получили значимые отличия между результатами первичной и контрольной диагностики по всем шкалам методики по первой шкале t=0,032 при p≤0,05 по второй t=0,014 при p≤0,05, по третьей t=0,007 р≤0,01.

Далее также использовалась «Шкала формирования командного видения». У всех участников кроме № 9 и № 13, данный показатель при вторичном замере был на высоком уровне, при том у 5 из них он прогрессировал от низкого и среднего. При проведении статистического анализа получен значимый коэффициент различий по критерию Т-Стьюдента равный 0,024 (t=0,024 при p≤0,05).

Помимо опросников, во время диагностик участникам было предложено написать хокку на тему «Новые перспективы», при первичной диагностике задание выполнили 6 из 13 участников, во второй раз справились 11 из 13 участников. И двое предприняли попытку выполнить задание.

В целом, результаты повторной диагностики стали значительно лучше, что может свидетельствовать о более глубоком понимании и осмыслении концепции «Видения».

В отличие от разнообразных первичных ответов, при контрольной диагностике участники продемонстрировали схожее понимание понятия «время», что говорит о формировании единого командного понимания данного явления. Большинство из них использовали слово «ресурс» для его обозначения, рассматривая время как средство для достижения целей. Некоторые также говорили о «структуре» или «структурировании», указывая на осознание времени как упорядоченной системы.

При повторном прохождении «Аутодиагностики тайм-менеджмента» у испытуемых под номерами 4, 6, 10, 12 результаты поднялись до значений среднего уровня (хороший уровень развития навыков). У большинства остальных участников результаты также улучшились несмотря на то, что остались на низком уровне.

При проведении статистического анализа по критерию T-Стьюдента также была обнаружена значимость равная 0,032 (t=0,032 при p≤0,05).

При контрольной диагностике все участники также показали улучшение результатов по всем шести шкалам методики ОСД.

Различия по шкале «Планомерность» оказались значимы при t=0,002 t=0,002 при p≤0,01); по шкале «Целеустремлённость» значимость различий равна t=0,035 t=0,035 при p≤0,05); по шкале «Настойчивость» t=0,003 при p≤0,05); по шкале Самоорганизация значимость равна t=0,25 (t=0,025 при p≤0,05).

По шкалам «Ориентация на настоящее» и «Фиксация» значимых различий не обнаружено.

А различия общего показателя при первичной и контрольной диагностике оказались значимы (t=0,003 при p≤0,05).

В ходе экспериментальной части исследования было выяснено, что сотериологический метод оказался эффективным для развития навыков управления временем и способности к видению. Сравнительный анализ показал значительные улучшения по различным шкалам, включая отчётливость образа будущего организации, видение собственной роли в ней, оптимизм в отношении будущего организации, а также формирование командного видения. Методика аутодиагностики уровня тайм-менеджмента также показала значимые различия между первым и вторым замером уровня навыков. Опросник самоорганизации деятельности подтвердил эти результаты, выявив значимые изменения после проведения серии тренингов.

Таким образом, исследование демонстрирует, что применение сотериологического метода может значительно повысить эффективность управления временем, развитие навыков видения и улучшение самоорганизации деятельности как рядовых сотрудников, так и руководителей учреждения. Эти результаты могут быть полезны для разработки программ обучения и тренингов по развитию лидерских качеств и управленческих навыков.

Литература:

  1. Аксёновская, Л. Н. Ордерная концепция организационной культуры: основы методологии В 3 кн. / Л. Н. Аксёновская; — кн. 11. — Саратов: Изд-во Саратовского гос. ун-та, 2005–348 c. — ISBN 5–292–03449–5. — Текст: непосредственный
  2. Аксёновская Л. Н. Ордерная модель организационной культуры: монография / Аксёновская Л. Н. — Москва: Академический проект; Трикста, 2007–153 c. — ISBN 978–5–902358–80–9. — Текст: непосредственный
  3. Аксеновская, Л. Н. Ордерный подход к социально-психологическому изучению организационной культуры: новые вопросы и тенденции развития — Текст: электронный / Л. Н. Аксеновская // Ученые записки Института психологии Российской академии наук — 2022. — № Т.2. № 2(4). — С. 79–89. https://elibrary.ru/item.asp?id=49269794 (дата обращения: 22.02.2024) Режим доступа: eLIBRARY.RU.
  4. Белоус О. Видение лидера и стратегия его осуществления Текст: электронный / О. Белоус // —http://refeteka.ru/r-198060.html (дата обращения: 11.04.2024). Режим доступа: refeteka.ru
  5. Нестик Т. А. Социально-психологическая детерминация группового отношения ко времени: специальность 19.00.05 «Социальная психология»: Диссертация на соискание доктора психологических наук / Нестик Т. А.; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт психологии Российской академии наук». — Москва, 215. — 479 c.
Основные термины (генерируются автоматически): сотериологический метод, контрольная диагностика, видение, организационная культура, время, командное видение, навык управления, ордерный подход, участник, шкала.


Похожие статьи

Задать вопрос