Саморазвитие педагогов в психолого-педагогических исследованиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.

Дата публикации: 09.06.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Рекало, Л. А. Саморазвитие педагогов в психолого-педагогических исследованиях / Л. А. Рекало. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 285-290. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115453/ (дата обращения: 30.06.2024).



На современном этапе саморазвитие и способность к нему играет огромную роль. Однако особенное значение здесь получает высшая способность к саморазвитию. Как бы ни усложнялся мир катаклизмами или пандемиями, необходимо «культивировать» не только высокий интеллект, но и духовно-нравственные качества.

У современности свои вызовы, однако мы устремляем свой взор на принципы морали, которые позволяют развить когнитивные и духовные способности. Одним из субкомпонентов этих способностей является высшая способность к саморазвитию. В конечном итоге, чтобы выявить различие среди понятий «саморазвитие», «способность к саморазвитию» и «высшая способность к саморазвитию», старший научный сотрудник лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В. Н. Дружинина, кандидат психологических наук Г. В. Ожиганова, ставит это своей целью исследования.

Существуют многочисленные определения способности к саморазвитию. Оно рассматривается в таких науках, как философия, педагогика, психология, лингвистика, культурология. В исследованиях Г. В. упоминает труды различных ученых. К примеру, М. Д. Виноградский, О. М. Шканова отмечают, что способность к саморазвитию — это способность человека к приобретению, обновлению и развитию знаний, умений, адаптации к изменениям в окружающей среде. Л. Б. Гиль и К. А. Чеховских рассматривают способности к саморазвитию «как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие самостоятельное усвоение новых знаний, умений и навыков для решения конкретных жизненных проблем». Они считают, что эффекты развития этих способностей связаны с формированием устойчивой мотивации к саморазвитию, готовностью к саморазвитию, которая предполагает овладение субъектом способностью самоуправления, связанной со способностью ориентироваться в ситуации, умением увидеть проблему, анализировать противоречия; а также такие саморегулятивные умения, как прогнозирование; целеполагание; планирование; формирование критериев оценки качества; принятие решения к действию; самоконтроль; коррекцию. В. Г. Маралов понимает саморазвитие как одну из сложных форм функционирования внутреннего мира, которое охватывает переработку опыта, конструирование собственных позиций и убеждений, выдвижение жизненных целей, поиск путей самоопределения, а также преобразование самого внутреннего мира.

Культурологический аспект рассматривали такие исследователи, как Е. В. Бондаревская, Р. М. Чумичева, И. Э. Куликовская, О. А. Глущенко, Н. Л. Федотова, Е. Е. Петрова. Федосеева Л. А. в своей статье изучает концепцию Е. В. Бондаревской, которая рассматривала человека культуры. Е. В. Бондаревская поясняет, что саморазвитие возможно при создании соответствующих условий. Они будут способствовать обретению ценностей и отсутствующих качеств [11]. И. Э. Куликовская в своей статье пишет о том, что поликультурный характер среды в дошкольной организации способствует проявлению внимания к собственным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, стремлению к толерантности. Культура способствует развитию личности через опыт жизнедеятельности многих поколений, ценности, сформировавшиеся в культурно-историческом процессе [6].

Р. М. Чумичева пишет о том, что произведения изобразительного искусства позволяют развивать интерес к живописи и сформировать мировоззрение. Искусство, как внешнее проявление культуры, способствует воспитанию различных чувств, в том числе эстетических (красота взаимоотношений, поступков) [13]. О. А. Глущенко в своем исследовании говорит о языковом разнообразии культур, населяющих Камчатский край. Она рассматривает не только различия и сходства, но и особенное внимание уделяет происхождению названий географических объектов (топонимов). О.А. объясняет важность топонимов в жизни различных народов [3].

Н. Л. Федотова в своей статье рассматривает общение в социокультурной среде как «коммуникативное событие», в рамках которого происходит диалог [12]. Е. Е. Петрова рассматривает наиболее современный способ привлечения внимания, в частности к туристическим услугам. Это реклама. Она позволяет использовать различные языковые средства, в том числе и стратегии воздействия. Поэтому реклама является массовой культурой [8].

Саморазвитие в современных теоретических концепциях понимается как особого рода деятельность, режим жизни, способ деятельности, стратегия жизни или жизненная ориентация. Многообразие факторов, способствующих саморазвитию, выделение множества компонентов, различных форм проявления является закономерным, так как отражает сложность и многомерность данного психологического феномена. Саморазвитие может быть представлено в трех формах: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализация. Самоутверждение позволяет проявить себя как личность. Самосовершенствование отражает движение и приближение к идеалу. Самоактуализация свидетельствует о потребности найти в себе определенный потенциал и реализовать его. Все вышеуказанные формы тесно связаны. Для того чтобы совершенствовать себя и самоактуализироваться, необходимо сначала пройти через самоутверждение — утвердиться в своих глазах и глазах других людей. Однако для саморазвития большое значение имеет ответственность, как подчеркивает Л. М. Попов. Он пишет, что ответственность как составляющая этического слоя личности «является одним из необходимых элементов в структуре психологической организации человека как субъекта саморазвития».

Г. В. Ожиганова пришла к выводу, что субъектность является важнейшим фактором, способствующим саморазвитию. Именно благодаря возможности становиться субъектом своих действий и поступков, человек может осуществлять саморазвитие, особенно его высшие проявления, связанные с высшей способностью к саморазвитию. Исходя из результатов исследования, автор раскрыла отличие понятий. «Саморазвитие» и «способность к саморазвитию» во многом похожи и базируются на том, что может сделать человек для того, чтобы улучшить ту среду, в которой живёт. Здесь ставится на первое место позиция субъекта, однако в «высшей способности к саморазвитию» она выходит за рамки и принимает сторону духовного развития, то есть человек устремлён к высшим ценностям и идеалам [7].

Абубакаров М. В. и Базаева К. И. собрали в своем исследовании факторы различных ученых, способствующие саморазвитию. Рассмотрим их в историческом порядке. Рассмотрим мнение Сократа по этому вопросу. Он считал самостоятельное развитие человека как его счастье. Так происходит только в случае наличия когнитивных способностей к самоанализу, саморефлексии и дальнейшего самосовершенствования на основе полученных данных [1].

По мнению Сократа, существует особое качество личности — любознательность. Благодаря ему человек проявляет всё больший интерес к проблеме и познанию нового. Критерием успешного саморазвития является высокая мотивация [1].

Саморазвитие представляет собой особый смысл, раскрывающийся в гармоничности личности и общества. Проживая свой период, человек должен не просто жить, а проявлять познавательный интерес к окружающему миру. Если посмотреть на мнение Н. А. Бердяева, то можно увидеть значимость личного развития как необходимости этого мира [1]. Рассматривая философские исследования, заметим, что саморазвитие проходит через личностные ценности, в основе которых стоит признание в обществе. Так, из необходимости саморазвития вытекает становление личности в обществе.

Рассматривая саморазвитие с точки зрения философии, можно выделить исследования В. Е. Степановой. Она считает, что в человеке должно проснуться человеческое, его «Лучшее Я». Как итог, на саморазвитие личности влияет общество. Оно формирует предпосылки для дальнейшего познания. Поэтому саморазвитие возникает в социуме, ведь личности важно самоутвердиться. Рассматривая саморазвитие с точки зрения психологии, можно прийти к выводу, что это система внезапного преобразования личности.

В психологии саморазвитие часто определяется как категория личности в роли субъекта развития. Об этом говорили Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев. В постсоветский период и в настоящее время К. Я. Вазина, М. А. Щукина, В. Г. Маралов рассматривали саморазвитие как сложную систему по изменению, управлению и преобразованию самого себя. Если же выделять качественный аспект, то здесь А. Адлер, З. Фрейд понимали его как формирование «СверхЯ» [15]. Однако есть и другая версия. А. Маслоу и К. Роджерс видели в саморазвитии деятельность личности, в процессе которой происходит её актуализация, понимание и реализация. Ещё одну версию понятия «саморазвитие» представили Э. Берн и В. Франкл. Они говорили о спланированном процессе, о траектории в жизни, которая и будет её смыслом [15].

В психологических исследованиях саморазвитие часто связывают с личностным ростом. О нём Д. Б. Эльконин говорил как о процессе количественного изменения в том случае, если качественных обнаружить не получается. Под качественными преобразованиями в данном случае понимаются свойства личности [1].

М. А. Щукина считает саморазвитие востребованным или как технологию управления своим развитием, или как жизненную ценность. Как технология саморазвитие позволяет выстроить рекомендации, связанные с саморазвитием психических процессов, черт личности (настойчивости, общительности, толерантности) и выстраиванию конкурентоспособного (успешного) жизненного пути. Как ценность саморазвитие стало чем-то большим и символизирует возможности по сознательному наполнению личности. Это не цель существования, а способ. Если мы говорим о ценности, то саморазвитие рассматривается как конкуренция с самим собой (своим «Я») [15].

В психологии саморазвитие впервые стало самостоятельным предметом обсуждений и размышлений лишь на рубеже 1990–2000-х годов. На предшествующем этапе саморазвитие рассматривалось лишь как мотив к достижению цели личностью, однако никогда не рассматривался сам по себе как процесс. Основы психологии саморазвития личности были заложены в 1920–1960-х годах, когда закладывалось представление о личности (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев). Саморазвитие на тот момент было философской категорией, которая указывала активность личности в теории. В 1970–1980-е годы саморазвитие начинает выступать как проблема изучения самовоспитания (А. А. Бодалев, Ю. М. Орлов), самосознания (И. И. Чеснокова), самодетерминации (А. Г. Асеев), жизненных стратегий (К. А. Абульханова-Славская) [15].

В настоящее время исследователи рассматривают саморазвитие не только как причину, но и как явление в целом. Хотя сама по себе тема остаётся до сих пор малоизвестна и малоизучена. В результате это привело к новому направлению — психологии саморазвития [15] (Сапогова Е. Е., Маралов В. Г., Низовских Н. А., Щукина М. А.), которую описывает в своей работе Щукина М. А.

Цель психологии саморазвития выдвигается Щукиной М. А. и объясняется пониманием произвольного изменения личности [15]. Если в развитии мы интересуемся причиной происходящего, то в саморазвитии идет речь об управлении процессом. Поэтому психология саморазвития ориентируется на личность как фактор управления этим развитием. Щукина М. А. находит саморазвитие важным аспектом в жизни человека. Она поясняет: «Проблема саморазвития личности — проблема поиска современным человеком инструментов для овладения своим развитием и творения жизненного пути» [15].

С. Л. Рубинштейн в 1922 г. поднимал вопрос саморазвития как идеи, понимая под этим самодвижение. Естественно, оно должно выходить изнутри. Он считал, что развитие личности зависит от множества факторов, в том числе подчеркивал условия и обстоятельства жизни, а также как сама личность «читает» их. Активность, сознание и зрелось личности как к высшему личностному образованию С. Л. Рубинштейн относил сознание, активность и зрелость личности [15]. Они выполняли различные функции — от регуляции до целостности пути жизни.

Ученый считал, что «жизненный путь — это целостный и непрерывный процесс», поэтому человек становится личностью в процессе жизни. Если разделить возраст на этапы, то при переходе на ступеньку выше происходит развитие и самосовершенствование. Однако если разделить жизненный путь на ключевые моменты, которыми могут стать события, то от принятия человеком решения часто будет зависеть дальнейшая линия жизни.

Таким образом, С. Л. Рубинштейн подумывал о человеке, который способен изменить жизненный путь, поменять свои поступки и действия и увидеть совершенно новый результат своей деятельности. Когда человек определяет важные для себя ценности и реализует их, например, через выстраивание отношений со своим окружением, начинается самореализация и личность становится субъектом своей жизни. А. Г. Асеев развивал учение С. Л. Рубинштейна и пришел к тому, что саморазвитие — это процесс развития в себе какого-либо качества [15]. Конечно, основным условием этого процесса было изменение своего будущего. Так, появляется мотивация к изменениям, что актуализирует потенциал возможностей через совершение регулярных действий ради саморазвития.

В 1987 А. А. Бодалев серьезно приступил к изучению саморазвития. Он описал критерии и условия формирования саморазвития, характеризовал личность. Именно последняя несет ответственность за результаты своего жизненного пути. Вот на этот путь влияют качественные изменения в человеке, над которыми он сам поработал изнутри [14].

По нашему мнению, саморазвитие становится ценностью, когда оно направлено в положительное русло. Если же этот процесс происходит вынужденно или имеет обратный эффект, то и ценность такого саморазвития будет сомнительной. Например, если человек совершенствуется в мошеннической деятельности. Поэтому не все направления саморазвития обладают ценностью. О ценности саморазвития можно говорить только в том случае, если оно осуществляется свободно, имеет просоциальную направленность, инициатива в постановке целей и актуализации соответствующих мотивов исходит от самой личности [2].

Предположим, человек встал на путь саморазвития в просоциальном направлении, он сам ставит перед собой цели, его никто не принуждает, почему это мы должны считать ценным? Если обратиться к психолого-педагогической литературе, то чаще всего ценность саморазвития интерпретируется либо с позиций пользы, то есть вкладов, которые вносит человек в общественное развитие, либо с позиций теории потребностей. Эти потребности могут актуализироваться как в обществе, так и в самой личности.

Уйманова Н. А. в своем исследовании рассматривала опыт Э. Ф. Зеер, К. Я. Вязиной, С. А. Пятаевой, В. И. Андреева. Э. Ф. Зеер представлял под понятием профессионального саморазвития «процессы преобразования личности в соответствии с профессиональными потребностями, включение в определенные виды деятельности с целью формирования личностно-значимых профессиональных качеств, форм поведения и способов выполнения профессиональных задач». Этот ученый уделил внимание процессу преобразования «личностных качеств под профессиональные задачи». Если учитывать темп НТП (научно-технического прогресса), то понимание профессионала будет стремиться ко «всесторонне развитой личности, готовой к непрерывному самосовершенствованию» [10]. Поэтому профессиональное саморазвитие можно обозначить как эффективный беспрерывный процесс, зависящий от индивидуальных личностных особенностей.

К. Я. Вазина, проведя исследование профессионального саморазвития, пришла к выводу, что оно проявляется очень индивидуализированно. Рассматривая мнение С. А. Пятаевой, мы видим, что она даёт несколько отличное определение профессионального саморазвития, которое обеспечивает расширение возможностей личности. Однако есть и общая черта — все исследователи сошлись во мнении, что процесс профессионального саморазвития является непрерывным. Его особенностью является личность со своими индивидуальными возможностями, потребностями, универсальными умениями и навыками. Поэтому все вышеперечисленные ученые считают, что под субъектом вполне логично понимать педагога.

В. И. Андреев в своих работах подчеркивает «творческий характер профессионального саморазвития преподавателя». Он пишет о трех составляющих процесса «творческого саморазвития преподавателя: философия, психология и педагогика». По словам И. В. Андреева, проявить педагогические профессиональные навыки можно благодаря психологической готовности к саморазвитию, т. е. саморазвитие будет невозможно считать эффективным, если изначально отрицать на психологическом уровне необходимость самосовершенствоваться. Перед педагогом стоит задача понять и принять использование умений и навыков, которые сделают его деятельность более эффективной.

Исследования В. И. Андреева выявили «законы саморазвития педагога». Далее рассмотрим их немного более подробно. Итак, первый закон. Здесь ученый упоминает систему взаимосвязи компонентов, где результатом выступает саморазвитие. Так как это система, то изменение одного из компонентов повлияет и на другие, поэтому они тоже изменятся. Самостоятельное воспитание в себе организационных навыков планирования профессиональной деятельности в будущем будет обеспечивать педагогу самообразование за счет выделенного свободного времени. Рефлексия в этот период времени поможет самостоятельно определиться в «дальнейшем направлении саморазвития».

Приступаем к рассмотрению второго закона. Он предполагает доступность и несложность постановки «целей и задач личностью». И последний закон — третий. Он заключается в плодотворном самопознании. Исследователь говорит здесь о всестороннем и глубоком анализе личности преподавателя самим собой. Подразумевается рефлексия собственного опыта в педагогике, слабые и сильные стороны. Всё это позволит учитывать при планировании возможные ошибки педагога как профессионала и поставить себе цель их устранения через саморазвитие. Определение и познание самого себя, своего пути в жизни позволяет сделать выбор в пользу своего личного направления саморазвития и его темпа.

Как итог, если педагог целенаправленно работает над своими слабыми сторонами профессиональной деятельности, то его саморазвитие происходит автоматически. Мы рассматривает саморазвитие с профессионального ракурса. Поэтому в нашем исследовании действует следующая формула: «Профессиональное саморазвитие = Педагогическое саморазвитие».

Работа педагога в современных исследованиях является опережающей в связи с постоянным саморазвитием. Это вынуждает опережать уже известные инновации. Если посмотреть на общую готовность педагогов к профессиональному саморазвитию, то можно выделить их необходимость в методологиях саморазвития.

Здесь важно подчеркнуть наличие способа не только проектировать деятельность участников, но и наличие самопроектирования. Только поэтому педагог должен подходить к такому этапу максимально осмысленно, так как это его собственный профессиональный рост. Основой роста могут выступить инновационные технологии и механизмы и анализ пройденного педагогического опыта и самореализации как творческой личности [10]. Если рассматривать особенности саморазвития в социальных сетях, то вероятнее всего мы можем выделить отсутствие гарантии в правдивости информации на 100 %, информационную перегрузку (и как следствие — невысокое качество саморазвития), путь саморазвития через самодисциплину и систематизацию полученной информации [2].

В. И. Слободчиков поделился своим видением саморазвития. Он пишет, что это часть реальности самого субъекта как личности. Естественно, особенностью выступает индивидуализм человека. Основа этого понятия состояла из антропологической концепции. Таким образом, В. И. Слободчиков видит в саморазвитии человека — субъекта, способного быть автором своей жизни. Согласно этому пониманию, саморазвитие становится «сознательно изменяемым в стремлении сохранить неизменность самого себя и свою субъектность». Сам ученый определяет под саморазвитием принцип периодизации развития реальности субъекта, проходящий через базовые ценности культуры.

В. Я. Стоюнин, педагог своего времени, выбрал для саморазвития одно очень важное условие — свободу. Объяснял он это тем, что даже ребенку необходимо дать свободу для самостоятельности и размышлений. Тогда то он и поймет на что способен, «познает свои силы и средства». Н. И. Пирогов имел другое мнение. Он настаивал на том, чтобы дать человеку время и средства. И тогда он возьмет управление над собой наружным через себя внутреннего. Это подчинение является многогранным, а потому и сложным.

Засмолина Н. П. в своей работе о саморазвитии выделила как зарубежных исследователей, так и отечественных. Зарубежные исследования показали, что саморазвитие включает: самоактуализацию (А. Маслоу), самореализацию (К. Роджерс). Отечественные исследователи выявили, что саморазвитие включает: самосознание (Б. Г. Ананьев), самоизменение (В. Н. Сагатовский), самопознание (В. Г. Маралов), самоопределение (Л. И. Акатов), самоутверждение (Н. Е. Харламенкова), самоорганизацию (Е. А. Сергиенко), саморазвертывание (Л. С. Выготский) [4].

Исследователь Л. Н. Куликова увидела, что саморазвитие может проявляться как процесс интеграции качественного изменения индивидуальных особенностей через «творческое начало» для успешного выполнения жизненных целей и своего предназначения. В. Г. Белинский, русский мыслитель, подходил к вопросу саморазвития очень глубоко. По его мнению, у каждого человека есть назначение. Под этим назначением он видел духовное развитие как взращивание в себе зерна, как становление «вровень в самим собой». В конце концов, сущность саморазвития можно понимать как активную и свободную деятельность личности, в перспективе которой сознательное формирование различных видов «самости» через самоуправляющие механизмы личности (потребность, направленность, Я-концепция). [4].

Тригордий, автор своего личного блога, считает, что саморазвитие состоит из таких компонентов, как высокая разумность — интеллект и высокая чувственность — открытость, честность, альтруизм, душевная инициативность и ответственность. С этими качествами человека всегда и везде ждет успех. Почему всё так просто? Потому что наработать эти качества очень сложно. Человек, начинающий путь саморазвития, должен понимать, что в любой момент может столкнуться со «стрессами», «разочарованиями», «неудачами» и даже возможно «потерями». Благоразумному и позитивно мыслящему человеку сложно, ведь он должен сам себя мотивировать. Она нужна для того, чтобы успокоить и разубедить других людей, не разбирающихся в этой сфере или данном вопросе. Как должен думать позитивный человек? Очень просто: разочарование — способ к обретению вдохновения и стойкости в духе; неудачи — это возможности научиться позитивному мыслетворчеству, а целеустремлённость — путь к успеху; что потери — это обретение бесценного опыта, на основе которого вырабатывается позитивное отношение к жизни и желание больше отдавать всё самое лучшее, что есть в своей душе другим [9].

Такой человек превращает негативную точку зрения в позитивную за пару минут. Если кто-либо хочет стать таким человеком, то главное необходимое условие — желание мыслить именно таким образом. Ведь проблему кто-либо другой не решит. Ты сам берешь ответственность за неё, особенно если это происходит в твоей жизни. Способность позитивно мыслить нарабатывается при помощи задействования инфралимбической системы, которая работает в виде «стоп-крана» для непозитивных реакций, а активация определённых нейросетей латеральных областей мозга позволяет, за счёт знания о многомирии, начать при помощи силы воображения «прокручивать» те или иные сценарии для поиска оптимального [9].

Мы считаем, что саморазвитие тесно связано со свободой воли. Но есть люди, которые не имеют даже её. Их называют «безвольная оболочка» или люди, страдающие абулией. Чтобы стало понятнее, рассмотрим на примере. Есть люди, которые хотя бы изредка, но говорят «Не хочу ничего решать, хочу…». Однако те, кто страдает абулией, не просто не хотят, а не могут принимать никаких решений, даже очень простых. Таких и называют «безвольная оболочка».

Синдром абулии происходит вследствие отсутствия воли человека. Это приводит к неспособности принимать решения и выполнять действия, даже необходимые.Другими симптомами абулии можно считать, когда есть трудности в начинаниях или доведении до конца, отсутствии спонтанности в движениях и речи, низкая эмоциональная реакция и инициативность, замедленная речь, человек подолгу думает над ответом, проявляется пассивность, ни с кем не общается, не интересны развлечения, ведь проще смотреть в стену [5].

Саморазвитие личности подразумевает собой готовность и способность к данному процессу. Он возможен не только в рамках системы саморазвития, но и в теории воспитания. Парадигма саморазвития подразумевает процессы, которыми возможно управлять. Под процессами имеются ввиду саморазвитие и самосовершенствование личности. Засмолина Н. П. приводит мнение А. А. Ухтомского, Г. К. Селевко, которые определили несколько видов саморазвития: управляемое (самоизменение, самосовершенствование, самовоспитание, самостроительство, самоуправление) и неуправляемое (совершается вне воли человека, само по себе). Также интересное понятие «саморазвитие» и «самосовершенствование» ввел Г. К. Селевко, объединив их в единое целое. Он убежден, что это процессы развития личности через её управление ими, которое формирует качества и способности, складывающиеся из интересов, целей и нужд субъекта [4].

Литература:

  1. Абубакаров М. В., Базаева К. И. Педагогическое саморазвитие преподавателя как проблема профессионального образования //Школа молодых новаторов. — 2022. — С. 259–263
  2. Будзиевская А. Саморазвитие в социальных сетях / Будзиевская А. [Электронный ресурс] // Медиапортал. Факультет журналистики ЧЕЛСУ: [сайт]. — URL: https://jourcsu.ru/expert/samorazvitie-v-socialnykh-setyakh/
  3. Глущенко О. А. Культурный ландшафт Пограничья: прошлое, настоящее, будущее. / Сб. материалов II Международной научной конференции 2016 г. в Пскове, посвященной проблемам пограничья. — Псков: Издательство ПсковГУ, 2016, 462с., стр. 278–285
  4. Засмолина Н. П. Педагогический смысл понятия «саморазвитие» //Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. ИЯ Яковлева. — 2021. — №. 4 (113). — С. 153–157;
  5. Иваницкая А. Безвольная оболочка, или Что такое абулия? / Иваницкая А. [Электронный ресурс] // Яндекс.Дзен: [сайт]. — URL: https://dzen.ru/a/ZE57X-F3SGJhaZCp
  6. Куликовская И. Э. Организация поликультурной предметно-пространственной среды дошкольной организации // Современное образование. 2016. № 3. С. 30–38. DOI: 10.7256/2409–8736.2016.3.19412 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=19412
  7. Ожиганова Г. В. Саморазвитие, способность к саморазвитию и высшая способность к саморазвитию //Научно-педагогическое обозрение. PedagogicalReview. — 2021. — №. 6 (40). — С. 190–198
  8. Петрова Е. Е. Культурный ландшафт Пограничья: прошлое, настоящее, будущее. / Сб. материалов II Международной научной конференции 2016 г. в Пскове, посвященной проблемам пограничья. — Псков: Издательство ПсковГУ, 2016, 462с., стр. 361–368
  9. Тригордий. Саморазвитие и сила позитивного мышления/ Тригордий [Электронный ресурс] // Айфаар: [сайт]. — URL: https://ayfaar.ru/team/trigordiy/blog/samorazvitie_i_sila_pozitivnogo_myshleniya
  10. Уйманова Н. А. Педагогическое саморазвитие — саморазвитие педагога: анализ аналогий в терминологии //Вестник Оренбургского государственного университета. — 2022. — №. 2 (234). — С. 85–89
  11. Федосеева Л. А. Концепция педагогического воспитания Е. В. Бондаревской // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/08/90119
  12. Федотова Н. Л. Культурный ландшафт Пограничья: прошлое, настоящее, будущее. / Сб. материалов II Международной научной конференции 2016 г. в Пскове, посвященной проблемам пограничья. — Псков: Издательство ПсковГУ, 2016, 462с., стр. 353–361
  13. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи: Кн. для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1992.- 126 с., 16 л. ил.- ISBN 5–09–003275–0, стр. 4–6
  14. Шмойлова Н. А., Каширский Д. В. — Ценностное отношение к здоровью и саморазвитие личности // Психология и Психотехника. — 2020. — № 1. — С. 68–77
  15. Щукина М. Психология саморазвития личности. — Litres, 2022
Основные термины (генерируются автоматически): саморазвитие, профессиональное саморазвитие, жизненный путь, высшая способность, способность, личность, процесс, щукино, мнение, психология саморазвития.


Похожие статьи

Задать вопрос