Вопросы финансового обеспечения сетевой формы реализации образовательных программ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.

Дата публикации: 07.06.2024

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Абу Хамда, А. М. Вопросы финансового обеспечения сетевой формы реализации образовательных программ / А. М. Абу Хамда. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 399-400. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115401/ (дата обращения: 24.11.2024).



В статье рассматриваются проблемы финансового обеспечения реализации образовательных программ в сетевой форме.

Ключевые слова: финансовое обеспечение, сетевая форма реализации образовательных программ, ресурсы.

Сетевая форма взаимодействия между образовательными организациями и организациями-партнерами при реализации образовательных программ играет важнейшую роль для экономики государства и развития регионов. Министр науки и высшего образования Российской Федерации В. Н. Фальков на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам указал на необходимость «максимально приблизить инженерное образование к реальному производству в регионах. Наиболее эффективным решением здесь наряду с укреплением собственного инженерного образования в региональных вузах видится максимальное расширение практики реализации сетевых образовательных программ» [1]. В качестве примера такого взаимодействия научно-образовательного сообщества и технологического партнера можно привести лабораторию передовой инженерной школы «Агробиотек», открытую в мае 2024 года в Томском государственном университете, в которой планируется реализация сетевых образовательных программ в сфере биоинформатики, пищевой инженерии и индустриального семеноводства ТГУ с ВГАУ, КНИТУ, ДВФУ [2].

Актуальной проблемой, с которой сталкиваются образовательные организации в процессе реализации сетевых программ, является вопрос их финансового обеспечения. В приказе Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России № 391 от 05.08.2020 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» установлено, что финансовое обеспечение реализации сетевой образовательной программы осуществляется путем возмещения затрат на реализацию части сетевой образовательной программы в соответствии с перечнем затрат организации-участника на реализацию части образовательной программы, приведенным в приложении № 1 к примерной форме договора о сетевой форме реализации образовательных программ, утвержденной настоящим приказом, или иными способами в соответствии с законодательством Российской Федерации [3]. Кроме того, Минобрнауки России разработаны Методические рекомендации по применению механизмов финансового обеспечения реализации образовательных программ в сетевой форме [4].

В данных рекомендациях указано, что финансовое обеспечение сетевой формы реализации образовательных программ, финансируемых за счет средств физических или юридических лиц, может осуществляться без взаимных финансовых обязательств (безвозмездно). Однако при реализации образовательных программ, финансируемых за счет бюджетных ассигнований бюджета бюджетной системы Российской Федерации, заключение договора о сетевой форме реализации образовательных программ в безвозмездной форме не предусмотрено. При этом на практике зачастую возникают ситуации, когда, к примеру, крупный промышленный партнер, готов предоставить свои ресурсы бесплатно, однако в силу отсутствия нормативного регулирования данного вопроса реализовать этого фактически не может. Для снятия существующих правовых барьеров и успешной кооперации образовательных организаций с предприятиями реального сектора экономики представляется необходимым дополнить методические рекомендации вариантом, когда взаимодействие между организацией-участником, обладающей ресурсами и базовой организаций, получающей бюджетное финансирование, осуществляется на безвозмездной основе.

В определенных случаях базовая организация и организация-участник реализуют образовательную программу в сетевой форме через финансовый механизм распределения государственного задания. В 2023–2024 учебном году реализация таких образовательных программ осуществлялась путем перераспределения на основании Методики формирования государственного задания на оказание образовательных услуг в сфере высшего и среднего профессионального образования на очередной финансовый год и плановый период, утвержденной приказом Минобрнауки России от 28.10.2021 № 989 [5]. Данной методикой было установлено, что для перераспределения государственного задания образовательная организация должна была направить учредителю утвержденную образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы, ежегодно не позднее 1 мая. С учетом складывающихся взаимоотношений между образовательными организациями, длительным согласованием учебных планов, заранее за год спрогнозировать и утвердить такие программы было невозможно, что приводило к тому, что данный механизм использовался на практике крайне редко.

В настоящее время приказом Минобрнауки России от 25.10.2023 № 1014 утверждена новая методика формирования государственного задания на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, в которой указано, что источниками информации для расчета значений показателей объема государственных услуг на очередной финансовый год являются данные о реализации образовательных программ с применением сетевой формы обучения в организациях, предоставляемые по запросу учредителя [6]. Таким образом, по новым правилам образовательные организации больше не привязаны к нормативному сроку предоставления сведений, что позволит более оперативно заключать договоры в сетевой форме с финансовым механизмом перераспределения государственного задания. Однако остается нерешенным вопрос, в какие сроки будет осуществляться такой запрос учредителя. В случае, если этот запрос будет осуществляться также ежегодно, этого также будет недостаточно для разрешения существующей проблемы. В связи с этим представляется необходимым внести изменения в действующее законодательство в части установления периода направления запроса учредителя в образовательную организацию о предоставлении данных о реализации образовательных программ с применением сетевой формы обучения, к примеру, не реже одного раз в квартал.

Следующая проблема в правовом регулировании финансового обеспечения сетевых программ касается объема ресурсов, предоставляемых каждой организацией. В частности, в случае, когда обе стороны участвуют в реализации образовательных программ, возмещение затрат осуществляется согласно количеству зачетных единиц, необходимых для освоения образовательной программы. Однако в ситуации, когда наряду с реализацией учебных дисциплин одновременно предоставляются ресурсы, например, образовательная платформа, на которой проходит процесс обучения стороной-партнером, администрирование процесса пользования такой платформы в учебных целях, возникает вопрос — какой принцип распределения затрат должен быть заложен между сторонами в этом случае? Если возмещать затраты как за реализацию образовательной части, так и за ресурсы, тогда возникает проблема в формировании и обосновании таких затрат. Поэтому в рассматриваемом случае требуется специальное регулирование в подзаконном акте Минобрнауки России с целью разрешения подобных ситуаций.

На основании вышеизложенного следует заключить, что требуется уделить особое внимание в действующем законодательстве вопросамфинансового обеспечения сетевой формы реализации образовательных программ, поскольку это напрямую связано с успешным развитием как системы образования в целом, так и развитием инновационной экономики в нашей стране.

Литература:

  1. Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам // 2022. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/69019 (дата обращения 05.06.2024).
  2. Глава Минобрнауки России Валерий Фальков и губернатор Томской области Владимир Мазур открыли лабораторию передовой инженерной школы «Агробиотек» Томского госуниверситета // Минобрнауки России. — [Б. м.], 2024. — URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/main/83717/ (дата обращения 05.06.2024).
  3. Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ: приказ Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России № 391 от 5 авг. 2020 г. // КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Версия Проф. — М., 2024. — Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
  4. Методические рекомендации по применению механизмов финансового обеспечения реализации образовательных программ в сетевой форме: одобрено Рабочей группой Минобрнауки России по разработке и реализации проекта по внедрению академической мобильности и апробации механизмов финансового обеспечения, Протокол № 18-пр/36 от 26 мая 2023 г. // КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Версия Проф. — М., 2024. — Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
  5. Об утверждении методики формирования государственного задания на оказание образовательных услуг в сфере высшего и среднего профессионального образования на очередной финансовый год и плановый период: приказ Минобрнауки России № 989 от 28 окт. 2021 г. // КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Версия Проф. — М., 2024. — Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
  6. Об утверждении методики формирования государственного задания при оказании услуг в рамках реализации образовательных программ среднего профессионального образования и высшего образования на очередной финансовый год и плановый период: приказ Минобрнауки России № 1014 от 25 окт. 2023 г. // КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Версия Проф. — М., 2024. — Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
Основные термины (генерируются автоматически): программа, государственное задание, сетевая форма, Россия, сетевая форма реализации, финансовое обеспечение, реализация, базовая организация, образовательная организация, Российская Федерация.


Похожие статьи

Проблемы правового регулирования сетевой формы реализации образовательных программ

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования вопросов реализации образовательных программ в сетевой форме.

Разработка системы информационно-документационного обеспечения управления организацией. Качественные преимущества и эффективность её применения

В статье рассматриваются особенности системы информационно-документационного управления организацией. Приводятся качественные преимущества и эффективность её применения.

Управление финансовыми ресурсами предприятия

В статье автором приводится понятие финансовых ресурсов предприятия. Рассматриваются цели и основные задачи в области управления финансовыми ресурсами.

Проблемы управления материальными ресурсами строительной организации

В этой статье описаны проблемы управления материальными ресурсами с которыми сталкиваются строительные организации во время реализации строительных проектов.

Система управления портфелем финансовых активов в организации

В данной статье рассмотрена категория финансовых активов организации, исследован портфельный подход к управлению финансовыми активами в организации. Систематизированы этапы управления портфелем финансовых активов организации.

Требования к функциональности информационной системы профессионального самоопределения

В статье описывается информационная система профессионального самоопределения, сформулированы требования к функциональности системы, обеспечивающие повышение эффективности процесса выбора профессии за счет автоматизации профориентационных процедур и ...

Цифровой мир финансовой грамотности

В статье рассмотрены возможности использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. Рассмотрены варианты и специфика применения современных цифровых образовательных ресурсов при формировании финансовой грамотности обучающихся системы...

Особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей

В статье рассмотрены особенности организации финансов индивидуальных предпринимателей, их проблемы и меры государственной поддержки на современном этапе развития. Проанализирована статистика кредитования малого бизнеса и причин отказа от банковских у...

Некоторые аспекты формирования единой информационно-образовательной среды для оптимизации управления учебно-воспитательным процессом

В статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день проблемы поиска решений эффективности информатизации системы образования и её компонентов как на социальном, так и на научно-практическом уровнях. Создание в образовательном учреждении информаци...

К вопросу о роли информационной функции в реализации права человека на социальное обеспечение

В статье ставится задача рассмотреть роль информационной функции в реализации права человека на социальное обеспечение.

Похожие статьи

Проблемы правового регулирования сетевой формы реализации образовательных программ

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования вопросов реализации образовательных программ в сетевой форме.

Разработка системы информационно-документационного обеспечения управления организацией. Качественные преимущества и эффективность её применения

В статье рассматриваются особенности системы информационно-документационного управления организацией. Приводятся качественные преимущества и эффективность её применения.

Управление финансовыми ресурсами предприятия

В статье автором приводится понятие финансовых ресурсов предприятия. Рассматриваются цели и основные задачи в области управления финансовыми ресурсами.

Проблемы управления материальными ресурсами строительной организации

В этой статье описаны проблемы управления материальными ресурсами с которыми сталкиваются строительные организации во время реализации строительных проектов.

Система управления портфелем финансовых активов в организации

В данной статье рассмотрена категория финансовых активов организации, исследован портфельный подход к управлению финансовыми активами в организации. Систематизированы этапы управления портфелем финансовых активов организации.

Требования к функциональности информационной системы профессионального самоопределения

В статье описывается информационная система профессионального самоопределения, сформулированы требования к функциональности системы, обеспечивающие повышение эффективности процесса выбора профессии за счет автоматизации профориентационных процедур и ...

Цифровой мир финансовой грамотности

В статье рассмотрены возможности использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. Рассмотрены варианты и специфика применения современных цифровых образовательных ресурсов при формировании финансовой грамотности обучающихся системы...

Особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей

В статье рассмотрены особенности организации финансов индивидуальных предпринимателей, их проблемы и меры государственной поддержки на современном этапе развития. Проанализирована статистика кредитования малого бизнеса и причин отказа от банковских у...

Некоторые аспекты формирования единой информационно-образовательной среды для оптимизации управления учебно-воспитательным процессом

В статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день проблемы поиска решений эффективности информатизации системы образования и её компонентов как на социальном, так и на научно-практическом уровнях. Создание в образовательном учреждении информаци...

К вопросу о роли информационной функции в реализации права человека на социальное обеспечение

В статье ставится задача рассмотреть роль информационной функции в реализации права человека на социальное обеспечение.

Задать вопрос