Понятие субъекта правотворчества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.

Дата публикации: 06.06.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Грачев, Д. Н. Понятие субъекта правотворчества / Д. Н. Грачев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 437-439. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115267/ (дата обращения: 30.06.2024).



Понятие субъектов правотворчества в контексте истории России претерпело существенные изменения. В различные периоды времени субъекты правотворчества в России включали как отдельные индивиды, так и определенные группы лиц или институты [1].

  1. До XVII века: В это время субъекты правотворчества в России преимущественно были представлены монархом (царем) и его окружением. Главной правовой монополией обладал монарх, который издавал указы, указания и другие правовые акты.
  2. XVII-XIX века: В этот период субъекты правотворчества начинают расширяться. Вместе с монархом возникают другие институты, играющие роль в правотворчестве. Например, в царской России значительное влияние на законодательство имела Государственная дума, состоявшая из представителей дворянства, городской знати и духовенства.
  3. XX век: В этот период идеологические изменения в России привели к тому, что субъектами правотворчества стали идеологические группы и партии, такие как большевики во главе с Лениным и Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС) во время советской эпохи. КПСС и ее руководство принимали важные решения и издавали законы на основе коммунистической идеологии.
  4. После 1991 года: Субъекты правотворчества в России стали разнообразнее и включают не только государственные структуры, но и общественные организации, партии, должностные лица и независимые юридические лица. В этот период Россия переживала процесс политических и правовых реформ, направленных на разделение властей и увеличение роли гражданского общества в правотворчестве.

Исходя из вышеизложенного, необходимо подчеркнуть о том, что понятие субъектов правотворчества в контексте истории России претерпевала определенные изменения, когда менялся политический, социальный и идеологический контекст.

На сегодняшний день определение субъекта правотворчества является одним из основных понятий в юридической науке. В общем смысле, субъект правотворчества — это лицо или орган, имеющий право создавать или изменять правовые нормы. Однако, в зависимости от вида правотворческой деятельности и правовой системы, подходы к определению субъекта правотворчества могут быть различными.

Одним из основных подходов к понятию субъекта правотворчества является государственно-правовой подход. Согласно данному подходу, субъектами правотворчества являются государственные органы и органы местного самоуправления, что означает главенств государства в праве создании или изменении правовых норм. Этот подход является классическим и преобладающим в большинстве правовых систем по определенным причинам.

Во-первых, государственные органы обладают высшей властью и компетенцией в создании и изменении правовых норм, что делает их основными субъектами правотворчества.

Во-вторых, государственные органы обладают легитимностью и представляют интересы общества в целом, что делает их наиболее подходящими для принятия правовых решений.

Вместе с тем, существует и другой подход к определению субъекта правотворчества, который называется демократическим. Согласно этому подходу, субъектами правотворчества могут быть все граждане общества. В демократической системе, право на создание и изменение правовых норм принадлежит народу, который осуществляет свою волю и желания через выборных представителей. Таким образом, каждый гражданин имеет право влиять на процесс правотворчества, через участие в выборах и общественное мнение [2].

Также стоит упомянуть и международное правотворчество, где субъектами могут быть государства, международные организации и международные договоры. В международной сфере, право на создание и изменение правовых норм возлагается на государства и международные органы, участники международного права.

Знание понятия субъектов правотворчества является необходимым для понимания и применения юридических норм и процедур, а также для активного участия в правовой жизни общества.

Нормативные акты регионов Российской Федерации, регулирующие правотворческую деятельность, широко используют понятие «субъект правотворчества».

Авторы утверждают, что правотворчество — это преобразование воли государства в законы и правовые нормы, которые являются обязательными для всех. То есть в первую очередь субъектом правотворчества является государство, которое на законодательном уровне имеет полномочия на осуществление правотворческой деятельности.

Напротив, теоретики государства и права обращают внимание на то, кем осуществляется власть в Российской Федерации, исходя из Конституции Российской Федерации. Согласно статье 3 основного закона государства высшим носителем власти является народ, который осуществляет данную власть непосредственно через государственные органы. Следовательно, субъектом правотворчества помимо государства является народ Российской Федерации.

На современном этапе развития, прежде всего, законодательство является процессом принятия правовых актов населением страны через референдум и через издание актов, содержащих правовые нормы, государственными и иными органами, уполномоченными на это [3].

Субъект правотворчества — это лицо или организация, которые имеют право создавать и изменять правовые нормы. С точки зрения юридической науки, субъекты правотворчества включают следующие категории:

  1. Законодатели — органы государственной власти или органы местного самоуправления, которые принимают законы и иные нормативные акты. В Российской Федерации законодательным органом является Федеральное Собрание, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации.
  2. Суды — судебные органы, которые применяют законы и разрешают споры, основываясь на юридических нормах. Судебная система обеспечивает соблюдение законности и защиту прав и свобод граждан. Кроме того, суды также обладают компетенцией издания правовых актов, обобщения судебной практики.
  3. Администрация — исполнительные органы государственной власти, которые принимают решения и выполняют законодательство. Административные органы обеспечивают исполнение законов и контроль за выполнением норм правового регулирования.

С экономической точки зрения субъекты правотворчества включают:

  1. Предприниматели — физические и юридические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в рамках законодательства. Предприниматели регулируют экономические отношения и создают условия для развития бизнеса.
  2. Регулирующие органы — государственные органы, которые разрабатывают и утверждают экономическое законодательство, а также контролируют его соблюдение. Регулирующие органы регулируют и стимулируют развитие рыночной экономики.

Социальная точка зрения определяет субъектами правотворчества:

  1. Общество — граждане, объединенные в общественные организации и движения, которые имеют возможность вносить предложения в правительство и парламент в целях внесения изменений или создания новых правовых норм. Общество влияет на формирование и развитие законодательства [4].
  2. Негосударственные организации — некоммерческие организации, такие как общественные объединения и фонды, которые занимаются защитой прав и интересов граждан. Негосударственные организации могут проводить лоббирование на уровне законодательства.

Согласно статье 7 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», общественные объединения могут создаваться в форме:

Общественной организации, целью которых является реализация общих интересов их создателей.

Общественного движения — характерно для общественных объединений, в которых участники хотят выразить свою гражданскую позицию, а также свое мнение по общественно-значимым вопросам.

Общественного фонда — объединение, в котором нет определенных участников, а источником формирования имущества являются добровольные взносы и иные не запрещённые законом поступления.

Общественного учреждения, которое также не имеет членства, создаётся для реализации определённого вида услуг.

Политической партии — общественного объединения, которое преследует политические цели и создаётся для участия граждан в политической жизни в России.

Общественной самодеятельности — общественное объединение, которое не имеет членства, а создаётся для совместного разрешения различного рода социальных проблем.

Общественные объединения можно классифицировать по численности членов и степени организованности следующим образом:

  1. Крупные международные организации. Имеют множество членов и оперируют в разных странах. Примеры: ООН, Всемирный банк, Международный красный крест.
  2. Национальные организации. Работают только в рамках одной страны и имеют большое количество членов внутри этой страны. Примеры: национальные общественные организации, профсоюзы, политические партии.
  3. Региональные организации. Действуют только в определённом регионе, например, в Европе или Азии, и имеют членов только из этого региона. Примеры: Евросоюз, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество.
  4. Небольшие группы. Имеют относительно небольшое количество членов, часто меньше 100. Обычно они довольно организованы и взаимосвязаны. Примеры: группы, ориентированные на общие интересы, хобби, спорт.
  5. Индивидуальные организации. Состоят из одного индивидуального члена. Примеры: профессиональные ассоциации, общества друзей.

Таким образом, понятие субъектов правотворчества и их деятельность можно рассматривать с точки зрения разных наук и интересов, их роли и функции различны, но все они оказывают влияние на разработку и изменение правовых норм. Именно поэтому ученые-теоретики отмечают, что субъекты нормотворчества — это общность людей, которые занимаются составлением и установлением различного рода общих правил, регулирующие поведение общества в таких сферах, как социальные, технико-социальные и технические.

Необходимо понимать, что в таком случае важным критерием является в первую очередь направленность на установление, изменение и отмену норм и других правил, а не их вид. В связи с этим, субъекты нормотворчества функционируют не только в сфере права, но и в других сферах жизнедеятельности: моральной, политической, эстетической, технической и так далее.

В своей научной работе Иванов Р. Л. утверждает, что субъект правотворчества является одним из связующих разновидностей субъекта нормотворчества. Однако субъектов правотворчества отличает наличие правотворческой компетенции, регламентированной законодателем. Так, в отличие от иных субъектов нормотворческой деятельности, присущие им полномочия позволяют устанавливать, изменять или отменять правовые нормы, в определенных случаях, предусмотренных законодательством, совершать другие обязательные действия в отношении них.

В научной работе Иванов Р. Л. взял за основу мысль о том, что «субъекты правотворчества — это субъекты права, обладающие правотворческой компетенцией» [5]. Данный подход к пониманию субъектов правотворчества предполагает включение субъекта в правотворческую деятельность при условии наличия хотя бы одного правотворческого полномочия, это будет являться свидетельством о принадлежности его к числу субъектов правотворчества.

Другие авторы выделяют подход к пониманию понятия субъекта правотворчества через разновидность субъектов, имеющих полномочия заниматься правотворческой деятельностью [6]. Так, субъект правотворчества — это:

  1. Государство — основной субъект правотворчества, обладающий высшей властью в стране и правом создавать и изменять законы.
  2. Парламент — законодательный орган государства, который принимает новые законы и вносит изменения в существующую правовую систему.
  3. Президент — глава государства, который часто имеет право вето на принятие законодательных актов и государственную власть.
  4. Конституционный суд — высший орган судебной власти, занимающийся оценкой конституционности законов и правительственных актов.
  5. Судебная система — суды и судьи, которые принимают решения в правовых спорах, основываясь на законах и правилах [7].
  6. Международные организации — юридические субъекты, как например ООН или Европейский союз, которые создают международные договоры и нормы.
  7. Местные органы власти — в муниципалитетах и регионах, которые принимают законы и правила на местном уровне.
  8. Частные организации — некоммерческие и коммерческие организации, которые также могут создавать свои внутренние правила и положения.
  9. Частные лица — граждане и юридические лица, которые имеют определенные права и обязанности согласно законодательству.

Исходя из вышеизложенного, следует подчеркнуть о том, что подходы к пониманию определения субъекта правотворчества могут быть разнообразными и зависеть от контекста и юридической системы. Важно подчеркнуть, что субъекты правотворчества — это государственные органы,, некоммерческие организации и общество в целом, которые имеют полномочия в сфере создания, изменения, составления и отмены правовых норм в соответствии с установленными правилами и процедурами.

Литература:

  1. Бабаев В. К. Теория государства и права: учебник для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2023. С. 125–323.
  2. Белов Б. А., Абросимова Е. А. Правоведение: учебник для вузов. Издательство Юрайт, Москва. 2023. С. 126.
  3. Селютина Е. Н., Холодов В. А. Проблемы теории государства и права: учебное пособие для вузов. Издательство Юрайт, 2023. С. 130.
  4. Комаров С. Основы государства и права: учебное пособие для вузов. Издательство Юрайт, 2023. С. 123.
  5. Иванов Р. Л. Субъекты правотворчества: понятие и виды. // Вестник Омского университета. № 2. 2022. С.9.
  6. Протасов В. Н. Актуальные проблемы теории права: учебное пособие для вузов. Издательство Юрайт, Москва. 2023. С. 97.
  7. Томин, В. А. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: учебное пособие / В. А. Томин. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2017. 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): субъект правотворчества, орган, норма, правотворческая деятельность, Российская Федерация, Россия, изменение, государственная власть, подход, Государственная Дума.


Похожие статьи

Задать вопрос