Благоустройство как объект административно-правовой охраны в инструкции околоточным надзирателям 1867 года | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.

Дата публикации: 05.06.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Помелов, К. П. Благоустройство как объект административно-правовой охраны в инструкции околоточным надзирателям 1867 года / К. П. Помелов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 531-532. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115227/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье автор исследует специфику осуществления контроля за соблюдением требований правил благоустройства на территории российских городов в контексте изданияинструкции околоточным надзирателям. Освещаются полномочия полиции в сфере благоустройства.

Ключевые слова: благоустройство, полиция, административная ответственность, контрольные функции, околоточный надзиратель.

По мере роста и развития российских городов вопросы по их благоустройству становился всё более актуальными и острыми. Первые административная ответственность за нарушение требований правил благоустройства была введена в период правления Петра I [1]. Также им было определено, что вопросами благоустройства городской территории должна заниматься полиция. Указом от 25 мая 1718 г. «Пункты, данные С. Петербургскому Генерал-полицмейстеру. — О смотрении, чтобы строение домов производилось по указу; о содержании улиц в чистоте; о допущении торговых шалашей в указанных местах; о съестных припасах; о подозрительных домах, о гулящих людях, о приезжих и отъезжающих; об определении с дворов караульщиков, в каждой слободе или улице старост и при каждых десяти дворах десятского и о распространении повинности постоя на людей всякого чина и звания» вводилась должность Генерала-полицмейстера и вменялся в его полномочия контроль за соблюдением благоустройства, а также непосредственная реализация благоустроительных работ на территории российских городов [2, c. 569].

По мере проведения реформирования правовой системы Российской империи часть полномочий в сфере благоустройства была передана в органы городской власти. По большей мере речь идёт о полномочиях по проведению благоустроительных работ на территории общественного пространства в городах. Функционал контроля и надзора по-прежнему оставался закреплен за полицией.

Вторая половина XIX века выделилась большим количеством реформ государственного и социального устройства страны. Для сохранения правопорядка в переходный период необходимо было менять действующий на тот момент подход к организации деятельности полиции. В том числе это обуславливаюсь с проведением крестьянской реформы и отменой крепостного права в 1861 году. Освобождение крестьян от административно-полицейской и судебной власти помещиков требовало проведения в жизнь целого комплекса мероприятий, направленных на организацию их быта в масштабах всей центральной части империи [3]. Необходимо было заменить контроль за крестьянским населением со стороны помещиков на полицейский контроль. Кроме всего прочего такой контроль требовался и в сфере благоустройства городского пространства.

Результатом этого стала полицейская реформа, начавшаяся с принятия Временных правил об устройстве полиции в городах и уездах губерний, по общему учреждению управляемых [4, с. 588]. Целями реформы было объединение всей существующей полиции в единую систему, а также сокращении полномочий хозяйственной, судебной и следственной направленности с перемещением вектора полицейской деятельности на охрану общественного правопорядка [5]. На территории страны повсеместно создавались полицейские околотки, предтеча современным полицейским участкам.

Согласно инструкция околоточным надзирателям 1867 года для ближайшего полицейского наблюдения и исполнения полицейских требований в каждом околотке назначались особые надзиратели — околоточные надзиратели [6, с. 117]. Инструкцией околоточным надзирателям регламентировались полномочий, система иерархии, права и обязанности околоточных надзирателей.

Параграфом № 12 инструкции околоточным надзирателям устанавливалось наличие двух околоточных надзирателей. Один следил за соблюдением общественной безопасности и пресечением преступлений, а второй заведовал вопросами благоустройства и благочиния.

Параграфом № 6 инструкции околоточным надзирателям предписывалось, что на территории околотка надзиратели должны были осуществлять надзор за соблюдением требований правил благоустройства и благочиния. В случае выявления признаков возможного совершения нарушений принимать меры по их предупреждению, а в случае неисполнения законных требований составлять административные протоколы в отношении правонарушителей.

Параграф № 10 наделял околоточных надзирателей полномочием по задержанию при составлении протокола о нарушении правил благоустройства и благочиния в случае, если лицо отказывалось представиться и предоставить удостоверение личности.

Околоточные надзиратели, согласно параграфу № 16, должны были осуществлять контроль за работой дворников, соблюдаются ли требования о чистоте на территории улиц, соблюдались приказы о вывозе нечистот.

Таким образом, полицейская реформа, направленная на уменьшение количества полномочий в хозяйственной сфере, отразилась и на её полномочиях по благоустройству. В отличие от предыдущих периодов, когда за полиций закреплялось проведение непосредственно благоустроительных работ, таких как мощение улиц, инструкция околоточным надзирателям 1867 года оставляла за полицией только надзорные функции в данной сфере, что позволяла более эффективно подходить к решению поставленных задач.

Литература:

  1. Помелов К. П. Благоустройство муниципального образования как объект административно-правовой охраны в период от становления российской государственности до реформ Петра I // NB: Административное право и практика администрирования. 2024. № 1. С. 54–61. DOI: 10.7256/2306–9945.2024.1.70196 EDN: UUJCWJ URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=70196.
  2. Полное Собрание Законов Российской Империи: Собрание первое. СПб., 1830. Т. V (1713–1719 гг.).
  3. Михеева С. Н., Скипский Г. А. Институт околоточных надзирателей в структуре полицейской системы городов российской империи во второй половине XIX века // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2022. № 3 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-okolotochnyh-nadzirateley-v-strukture-politseyskoy-sistemy-gorodov-rossiyskoy-imperii-vo-vtoroy-polovine-xix-veka.
  4. Полное Собрание Законов Российской Империи: Собрание второе. СПб., 1830. Т. XXXVII (1862 г.) Часть 2.
  5. Мочалова А. А. Полицейская реформа 1862 года: проекты и способы реализации // Новый ракурс. 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politseyskaya-reforma-1862-goda-proekty-i-sposoby-realizatsii.
  6. Батрова Т. А., Стругова Е. В., Тимохов В. П., Некрасов М. А. История полиции России в XVIII — XIX веке (Сборник документов и материалов по дисциплине «История органов внутренних дел») — Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, 2015. — 141 с.
Основные термины (генерируются автоматически): инструкция околоточным, надзиратель, сфера благоустройства, административная ответственность, благоустройство, околоточный, полицейская реформа, полиция, соблюдение требований правил благоустройства.


Ключевые слова

благоустройство, полиция, административная ответственность, контрольные функции, околоточный надзиратель

Похожие статьи

Задать вопрос