Активное развитие технологий, информационных систем и технологий в современном обществе приводит к неизбежным изменениям во всех сферах деятельности, в том числе и в правовом регулировании. Естественно, что потребности современного человека и гражданина оказали влияние на многие отрасли права, а также и на наследственное. В условиях достаточно высоких темпов развития технологий актуальным становится вопрос о переводе наследственных отношений в электронный формат, что также касается и процесса составления завещания. При этом, можно заметить, что электронная форма завещания могла бы применяться достаточно активно лицами, проживающими в отдаленных местностях, или людьми с ограниченными возможностями [3, с. 106].
Вопрос о признании оформления завещания в виде электронного документа в РФ является достаточно интересным и обсуждаемым, особенно в последние годы. Достаточно часто исследователи приводят в его пользу аргументы, по которым данная возможность даст право составлять закрытое завещание или завещание в чрезвычайных обстоятельствах при определенных условиях. Нельзя отрицать, что волеизъявление относительно имущества на случай смерти, зафиксированное на аудио- или видеоносители, не будет иметь никакой юридической силы, так как данная форма выражения последней воли не предусмотрена в законодательстве. Отчасти, изложение распоряжений на случай смерти перед записывающим устройством, по своей сути, будет считаться устной формой сделки, тогда как аудио- и видеофиксация будет служить доказательством ее изложения.
Вместе с этим, практика видеозаписи завещаний уже на сегодняшний день имеет место быть. Например, нотариус в процессе удостоверения совместных завещаний супругов и наследственных договоров обязан использовать видеозаписывающую технику, что подтверждается законодательными требованиями [2, с.78].
В научной литературе достаточно часто можно встретить аргументы «за» изменение Гражданского кодекса РФ в части допущения возможности выражать свою последнюю волю без посторонней помощи, посредством видеозаписи.
Например, Е. Путилина указывает на то, что «закрытое завещание, которое совершается посредством видеозаписи, позволило бы в большей степени определить, в каком именно состоянии находился завещатель в момент его совершения, и избежать ущемления прав отдельных граждан на совершение закрытого завещания» [8, с.45].
С данным мнением нельзя не согласиться, и подтверждением ему выступает также позиция С. А. «Слободяна» о том, что «видеозавещание даст возможность устранить ограниченность свободы составления закрытого завещания, так как наследодатель, который не в состоянии подписать собственноручно завещание, может составлять его в закрытой форме» [9, с.20].
Конечно же, допущение возможности составления электронного завещания или же фиксация его при помощи цифровых технологий вызовет множество вопросов в части внедрения его в законодательство о наследовании. В данном случае крайне важно выходить за рамки принятых законов, допуская возможность распоряжения имуществом при помощи цифровых технологий и различной техники в будущем.
Но ни для кого не секрет, что российское законодательство в данной области является достаточно консервативным, и его совершенствование требует особых усилий. Так, формальные требования в отношении завещания, особенно в рамках обязательного соблюдения письменной формы, способствует предотвращению нелегитимного использования цифровых устройств и технологий, в соответствии с чем, для правоприменителя крайне важно обозначить в полной мере все законодательные требования и принципы новых технологий.
К тому же, как известно, письменная форма завещания ставит своей целью обеспечить защиту прав наследодателя и наследников, и здесь необходимо решить вопрос, связанный с установлением подлинности электронного документа и лица, подписавшего его [6, с.163].
Законодательство РФ в данном направлении уже сегодня предполагает достаточно широкие возможности в области ведения электронного документооборота. В качестве ключевого индикатора подлинности здесь будет выступать электронная подпись. Так, в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63, «электронный документы, подписанный простой или усиленной неквалифицированной электронной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью» [1].
При этом в качестве цифровой площадки, на которой могло бы осуществляться оформление электронного завещания, могла бы выступить Федеральная нотариальная палата, вход в личный кабинет которой может производиться при подтверждении паспортных данных или идентификации на сайте Госуслуги.
Но, вместе с этим, нельзя отрицать, что внедрение возможности подписания электронной формы завещания или его совершение при помощи цифровых технологий должно происходить после проведения комплексного и полноценного исследования, проектирования и обсуждения по приемлемым формам и возможностям использования информационных систем.
Подобные проекты также должны учитывать все возможные риски и различные негативные правовые последствия. Параллельно с этим, следует определить, какие именно цифровые технологии могут быть законными инструментами для применения завещателем. Результатом всего этого будет внесение в законодательные требований изменений о возможности использования, например, видеофиксации, в качестве инструмента завещания.
Такие исследования послужат значительному расширению и совершенствованию всего наследственного права и наследования по завещанию, в частности, объясняя также ту связь, которая имеется между законными инструментами, используемыми завещателем при оформлении своих распоряжений, и развитием технологий. Примечательно, что до сих пор подобные исследования в российской практике полномерно не проводились [10, с.8].
Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение электронных и цифровых технологий в развитие института наследования по завещанию на современном этапе развития стоит на повестке дня, и несмотря на достаточно скептическое отношение правоприменителя к электронной форме завещания, она все же имеет место быть. Конечно же, внедрение в дальнейшем возможности использования различных цифровых инструментов при составлении и подписании завещания требует проведения детальной проработки всех вопросов наследования на законодательном уровне, а также важно обеспечить придание такому виду завещания юридической силы.
Литература:
- Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 N 63-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112701/
- Андропова Т. В. Возможность применения современных цифровых устройств при составлении завещания // Пермский юридический альманах. 2019. № 2.
- Васильянова П. Наследование по завещанию в России: история становления и развития правового института. // Скиф. — 2021. — № 8 (60). — С. 104–109
- Волос А. А., Волос Е. П., Папылев Д. А. Форма завещания в условиях современных вызовов цифровизации общества // Eвразийская адвокатура. 2022. № 3 (58). С. 94.
- Голикова С. В. Генезис и становление института наследования по завещанию в российском гражданском праве // Право и государство: теория и практика. 2023. № 12(228). С. 348–350.
- Горюткина П. В. Завещание как сделка и основание наследования // Человек. Социум. Общество. 2022. № 15. С. 159–162.
- Мадыгина О. А., Мамин А. С., Лихачева С. Н. Перспектива использования современных цифровых технологий при составлении завещания // Наследственное право. 2023. № 2. С. 6–8.
- Паничкин В. Б. Различие завещания в российском и англо-американском праве и их правовая природа // Нотариус. 2017. № 2. С. 45.
- Слободян С. А. Правовой режим закрытых завещаний // Нотариус. 2009. № 6. С. 20.
- Яценко Т. С. Наследственное право в цифровую эпоху: вызовы и тенденции развития // Наследственное право. 2023. № 2. С. 7–10.