Нейропсихология танцора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 02.06.2024

Статья просмотрена: 136 раз

Библиографическое описание:

Дунаева, К. Д. Нейропсихология танцора / К. Д. Дунаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 502-505. — URL: https://moluch.ru/archive/521/115163/ (дата обращения: 19.11.2024).



Ключевые слова: область мозга, спинной мозг, танец, движение, музыка, мышцы, ритм.

Мозг танцора — сложный мозг. Внутри словно живет множество маленьких человечков, которые отвечают за разные процессы. Иначе, как объяснить, что танцоры одновременно слышат музыку, чувствуют ритм, синхронизируются друг с другом и меняют положение тела с каждым битом, передвигаясь при этом по сцене.

Услышав музыку, человек неосознанно постукивает в такт ногой. Вы замечали что-то похожее у других классов животного царства? Нет, так как подобное явление характерно только для людей. В основе нашего подсознания заложен танец. Он синхронизируется с координацией. Однако, как танцоры выполняют сложные пируэты? Как видят, не смотря друг на друга? Как попадают в нужный такт? Как создают танцы?

В этом им помогает сложнейшая мозговая координация. Каждая область специализируется на своем: одна регулирует передвижения в пространстве, другая отвечает за синхронизацию, третья за инстинкт и т. п.

В такт

Мозг танцора работает удивительно. Для того чтобы человек смог хлопать в ладоши, при этом идти квадратом в сенсомоторной системе (группа структур нервной системы, которые отвечают за прием информации, за ее обработку и формирование ощущений), должны происходить все различные вычисления. Они помогают адаптироваться в пространстве, регулируют равновесие и отвечают за время.

Так, задняя теменная кора отвечает за двигательную систему с помощью передачи информации через визуализацию. Она отправляет сигналы в премоторную кору (часть моторной коры, находящаяся в задних частях верхней и средней лобной извилины и в передних частях прецентральной извилины) и делает ее ответственной за планирование движения.

Затем поставленные команды перенаправляются в первичную моторную (двигательная) кору (часть моторной коры, находящаяся в средне-задней части прецентральной извилины, примыкающей к центральной борозде), которая формирует дендриты (нервные импульсы), уходящие в спинной мозг и после этого к мышцам, заставляя их сокращаться.

Одновременно с теменной корой работают сенсорные органы (органы зрения, органы слуха, органы обоняния, органы осязания, органы вкуса, вестибулярный аппарат и др.). Они обеспечивают в мышцах обратную связь с мозгом, сообщая ему точное расположение частей тела в пространстве с помощью сигналов, которые проходят по нервным волокнам через спинной мозг к коре больших полушарий.

Подкорковые строения — это отделы головного мозга, расположенные между корой больших полушарий и продолговатым мозгом. В них находится мозжечок и базальные ганглии (скоплений серого вещества), которые помогают более точно настраивать двигательные команды на основе сенсорной обратной связи.

Основа работы мозга во время танца — это кинестетическое восприятие пространства (эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека), при котором танцор способен закрыв глаза, чувствовать положение туловища. Это происходит благодаря сенсорным образованиям в мышцах. Эти органы передают в мозг информацию о работе в каждом суставе, о натяжении каждой мышцы. Так, мозг способен создать отчетливое представление о положении всего тела.

Предклинье — это часть теменной доли на внутренней поверхности обоих полушарий большого мозга, располагающаяся рядом с мозолистым телом, где находится кинестетическое представительство ног. Оно помогает людям ощущать положение своего тела в пространстве при перемещении и позволяет построить путь, является своего рода координатором.

Данная часть мозжечка следит за информацией из различных областей мозга и помогает синхронизировать выполняемые действия. Мозжечок как нейронный метроном: получает множество сенсорных входов от слуховой, зрительной и соматосенсорной кортикальных, и содержит сенсомоторное отображение всего тела.

Управление танцем

Мы часто выполняем произвольные движения. Это происходит, благодаря, сигналам, которые мышцы отправляют в мозг (рисунок мозга справа). Чтобы держать равновесие и придавать движениям большую точность мозжечок использует обратную связь от мышц.

Моторное планирование (рисунок мозга слева) — это возможность понять и реализовать новое двигательное действие. Затем эти области связываются с первичной моторной корой, которая определяет последовательность напряжения мышц, и посылает соответствующие команды через спинной мозг вниз к мышцам.

Наше воображение

Изучая сложные движения, приходит в действие моторная система мозга и система двигательного планирования. Они управляют сокращением мышц и несут информацию о выполнении конкретного движения.

Возможность воспроизвести в голове последовательность движений является кинестетической, и основывается на зрении. Формирование в областях мозга, которые отвечают за планирование движений, называют двигательным образом. Он нужен для настоящего освоения движения, что позволяет лучше почувствовать свои мышцы.

Хореография в голове или создание танца

Существуют три области мозга, принимающие участие в создании танца: передняя часть червя, медиальное коленчатое тело и предклинье.

Рассмотрим более подробно.

Передняя часть червя

Эта область мозжечка, состоящая из пучков нервных волокон, работает как метроном, получая информацию от спинного мозга. Тем самым появляется синхронность танца и музыки.

Медиальное коленчатое тело

Эта область мозга, находящаяся позади подушки таламуса, служит для создания ритма. Именно эта часть отвечает за непроизвольное постукивание и покачивание. Почему мы не осознаем данные действия? Дело в том, что медиальное коленчатое тело передает информацию о ритме мозжечку, не сообщая более высоким слуховым областям коры.

Предклинье

Что такое предклинье, мы уже разбирали, а как оно действует на создание танца, нет. Оно содержит сенсорную карту тела и помогает наметить путь танцора в эгоцентрической системе координат.

Социальная роль танца

Почему вообще люди танцуют? Конечно, музыка и танец тесно связаны друг с другом, услышав музыкальный ритм мы начинаем двигаться, танец рождает звук. Каждый народ издревле использует ложки, четки или кастаньеты для создания дополнительных звуков. Также часто применяют хлопки и щелчки. Из этого можно сделать вывод, что процесс извлечения звуков является становлением танца.

Однако отличие музыки от танца имеет возможности для изображения, что указывает на его возможность играть роль ранней формы речи. По сути дела, танец является жестовым языком.

Исполнение сложных вариаций и повторение простых постукиваний требуют определенных функций. Мозг должен в правильном порядке расположить отдельные компоненты движения, поэтому элементарные движения могут соединяться в плавную последовательность.

Танец тесно связан с появлением и речи, и музыки. Он действует как союз для ритмичности музыки. Подобное взаимодействие позволяет людям передавать истории с помощью своего тела. Если синхронизировать свои движения с движениями других людей, это поспособствует социальному притяжению.

Скорее всего, танец и музыка развились совместно как способ рождения ритма. Однако в отличие от музыки, с помощью танца можно ясно выразить свои мысли.

Литература:

  1. Нейрофизиология танца / Браун Стивен, Парсонс Лоренс — в мире науки — октябрь 2008 — № 10 — С. 26–31.
  2. Как устроен мозг людей разных профессий. Мозг танцора и учителя, музыка и мозг, Татьяна Черниговская — youtube.com — ttps://www.youtube.com/watch?v=pu8we0cP5Ro.
  3. https://ru.ruwiki.ru/wiki/ %D0 %9F %D1 %80 %D0 %B5 %D0 %BC %D0 %BE %D1 %82 %D0 %BE %D1 %80 %D0 %BD %D0 %B0 %D1 %8F_ %D0 %BA %D0 %BE %D1 %80 %D0 %B0
  4. https://biomolecula.ru/articles/likbez-po-tsns
Основные термины (генерируются автоматически): спинной мозг, область мозга, движение, медиальное коленчатое тело, музыка, мышца, создание танца, танец, моторная кора, обратная связь.


Ключевые слова

музыка, танец, ритм, движение, мышцы, спинной мозг, область мозга

Похожие статьи

Нейробиологическое исследование активности головного мозга во время шахматной партии

Методика сохранения и развития гибкости тела

В статье рассматривается физическое качество человека-гибкость, его формы проявления. Представлены методы развития и сохранения гибкости тела.

Развитие общей моторики детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и комплекса упражнений «Моторчики»

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

В статье поднимается проблема развития совокупности скоординированных действий ребенка младшего дошкольного возраста, направленных на выполнение мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Автором разработана система развития мышечной, зрительной и...

Развитие интеллекта и речи детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством использования кинезиологии

Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья зачастую имеют проблемы в речевом и познавательном развитии. Для развития данных функций предлагалось несколько видов развивающих технологий. Однако наиболее эффективной оказалась кинезиология. Кине...

Влияние фитнес-аэробики на совершенствование координационных способностей студентов

В статье рассматривается проблема совершенствования координационных способностей человека в более зрелом возрасте. Проанализировано влияние фитнес-аэробики на развитие координации у студентов в процессе практических занятий по физической культуре.

Когнитивное развитие детей дошкольного возраста через использование пальчиковых игр

Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя

В статье представлена авторская форма работы с артикуляционной гимнастикой.

Психологическое состояние танцора перед соревнованиями

В данной статье рассматривается актуальная тема в психологии — состояние спортсмена перед соревнованиями, а именно состояние танцора. Разбираются несколько типов психологического состояния, и определяется, какой из них является выигрышным.

Влияние музыкальной терапии на изменение психического состояния детей подросткового возраста

Похожие статьи

Нейробиологическое исследование активности головного мозга во время шахматной партии

Методика сохранения и развития гибкости тела

В статье рассматривается физическое качество человека-гибкость, его формы проявления. Представлены методы развития и сохранения гибкости тела.

Развитие общей моторики детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и комплекса упражнений «Моторчики»

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

В статье поднимается проблема развития совокупности скоординированных действий ребенка младшего дошкольного возраста, направленных на выполнение мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Автором разработана система развития мышечной, зрительной и...

Развитие интеллекта и речи детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством использования кинезиологии

Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья зачастую имеют проблемы в речевом и познавательном развитии. Для развития данных функций предлагалось несколько видов развивающих технологий. Однако наиболее эффективной оказалась кинезиология. Кине...

Влияние фитнес-аэробики на совершенствование координационных способностей студентов

В статье рассматривается проблема совершенствования координационных способностей человека в более зрелом возрасте. Проанализировано влияние фитнес-аэробики на развитие координации у студентов в процессе практических занятий по физической культуре.

Когнитивное развитие детей дошкольного возраста через использование пальчиковых игр

Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя

В статье представлена авторская форма работы с артикуляционной гимнастикой.

Психологическое состояние танцора перед соревнованиями

В данной статье рассматривается актуальная тема в психологии — состояние спортсмена перед соревнованиями, а именно состояние танцора. Разбираются несколько типов психологического состояния, и определяется, какой из них является выигрышным.

Влияние музыкальной терапии на изменение психического состояния детей подросткового возраста

Задать вопрос