Комфортная городская среда в системе правового регулирования градостроительных отношений в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 01.06.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Никитина, В. В. Комфортная городская среда в системе правового регулирования градостроительных отношений в Российской Федерации / В. В. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 401-404. — URL: https://moluch.ru/archive/521/115106/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье рассматривается концепция комфортной городской среды в системе правового регулирования градостроительных отношений Российской Федерации. Анализируются правовые инструменты, направленные на создание комфортной городской среды, такие как документы территориального планирования, нормативы градостроительного проектирования, а также институт судебной неустойки (астрента). Выявляются проблемы защиты прав граждан на комфортную городскую среду и предлагаются пути совершенствования законодательства и правоприменительной практики. Особое внимание уделяется необходимости развития концепции «Права на город» как баланса между частными и публичными интересами в контексте градостроительства.

Ключевые слова: комфортная городская среда, концепция «право на город», территориальное планирование, нормативы градостроительного проектирования, судебная неустойка, астрент, судебная защита прав граждан.

Стремительная урбанизация и растущие потребности городского населения выдвигают на первый план вопросы создания комфортной городской среды. Понятие комфортной городской среды, хотя и не закреплено нормативно-правовыми актами, определяется через синтез ряда конституционных прав. Среди них — право на благоприятную окружающую среду, права, связанные с владением, пользованием и распоряжением землей и другими природными ресурсами [1]. В российской правовой доктрине все чаще упоминается так называемое «право на город», которое интегрирует баланс частных и публичных интересов в контексте урбанизации [2]. «Право на город» означает повышающийся спрос городских жителей на городское управление и принятие решений в рамках градостроительной деятельности. Постольку, поскольку комфортная городская среда является одной из основных потребностей городских жителей, реализация городскими жителями управленческих потребностей в рамках градостроительства напрямую связано с участием граждан, проживающих в городе, в формировании комфортной городской среды.

Реализация идеи комфортного города находит свое отражение в градостроительном законодательстве. В частности, Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) [3] предусматривает ряд инструментов, направленных на создание комфортной городской среды.

В целом, ГрК РФ больше регулирует вопросы безопасности, однако, некоторые нормы и правовые институты связаны с формированием комфортной городской средой. Например, в ст. 1 ГрК РФ в определение «устойчивого развития территорий» включается обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности. Ст. 2 ГрК РФ, закрепляющая принцип комплексного развития территорий, учета социальных факторов, участия граждан в градостроительной деятельности (т.н. «Право на город»). Ч. 1 ст. 9 ГрК РФ устанавливает, что территориальное планирование преследует «социальные, экономические и экологические факторы», которые связаны с интересами граждан. Ст. 30 ГрК РФ, которая устанавливает, что правила землепользования и застройки направлены на создание условий для устойчивого развития территорий, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия, обеспечение прав и законных интересов граждан. Одним из главных градостроительных правовых институтов, связанных с формированием комфортной городской среды, является комплексное развитие территорий, регулируемой главой 10 ГрК РФ. В качестве одной из целей комплексного развития территорий называется формирование комфортной городской среды (п. 4 ч. 1 ст. 64 ГрК РФ).

Важную роль в формировании комфортной среды играют «нормативы градостроительного проектирования» [4]. Они устанавливают показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами инфраструктуры, а также показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов. Документы территориального планирования отображают объекты, размещаемые в соответствии с нормативами, что обязывает органы публичной власти создавать соответствующие объекты.

В качестве примера можно привести позицию Верховного Суда РФ, изложенную в п. 51 Обзора судебной практики № 1 [5]. Согласно которой, отображение объектов публичной значимости (дорог, озелененных территорий и пр.) в документах территориального планирования носит императивный характер и обязывает органы власти к их созданию. Граждане, в свою очередь, вправе требовать от органов власти не только содержания объектов публичной собственности, но и их создания.

Несмотря на наличие правовых инструментов, направленных на создание комфортной городской среды, на практике возникают сложности в защите соответствующих прав граждан. Судебная практика показывает, что иски граждан об обязании органов власти создать объекты публичной собственности (парки, скверы, спортивные площадки, уличное освещение и т. д.) часто остаются без удовлетворения.

Для решения этой проблемы в арбитражном процессе введен институт неустойки за неудовлетворение судебного акта (астрент) [6]. Астрент был впервые упомянут в п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 № 22 «О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта» (утратил силу) [7]. В настоящее время астрент закреплен ст. 308.3 ГК РФ [8]. Данный правовой институт призван стимулировать органы власти к исполнению решений суда по делам, где суд обязал органы публичной власти построить те или иные объекты. Однако, применение гражданского права связано с гражданским и арбитражным процессами, но иски к публичным образованиям (государственным или муниципальным) в сфере формирования комфортной городской среды могут подаваться и по КАС РФ. А гражданское законодательство не применяется к отношениям, основанным на власти и подчинении. Между тем, по делам, где суды отказывают в строительстве тех или иных объектов, астрент не применим.

Интереса так же заслуживает судебная практика [9], согласно которой, неприведение в исполнение судебного акта о демонтаже самовольно построенной постройки не препятствует к рассмотрению заявления о выдаче разрешения на строительство данного объекта. Это может создавать опасности того, что недобросовестные застройщики, возводящие самовольные постройки, будут оттягивать исполнение решения суда о сносе самовольной постройки, аргументируя длящимся производством о выдаче разрешения на строительство данной постройки.

Возвращаясь к понятию комфортной городской среды, в контексте российского законодательства данный, термин можно трактовать в двух значениях: широком и узком. В широком смысле комфортную городскую среду можно рассматривать как проектирование города, реализуемое в градостроительном законодательстве, а также в экологическом, жилищном, строительном и законодательстве на федеральном, региональном и местном уровнях. В узком смысле содержание комфортной городской среды можно трактовать через легально-закрепленное в ГрК РФ понятие «благоустройство территории» (п. 36 ст. 1 ГрК РФ), которое означает «деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан …». ГОСТ Р 70386–2022 «Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий» для формирования комфортной городской среды предусматривает осуществление благоустройства территорий [10].

При формировании комфортной городской среды важно учитывать не только «инженерный» подход, но и идеи социального дизайна. Например, при оценке качества зеленых насаждений важно учитывать не только количество зеленых зон, но и их эстетический вид и функциональное значение для жителей города [11]. Учёт экологической обстановки в городе очень важен для формирования комфортной городской среды.

Важно учитывать предпочтения и мнения молодых горожан при формировании комфортной городской среды. Исследования показывают, что молодежь оценивает город не только по наличию рабочих мест и возможностям для обучения, но и по его интересности и необычности. Для молодых людей важно, чтобы город был комфортным, интересным и предоставлял возможности для самореализации и творчества [12].

Несмотря на рост запросов на комфортную городскую среду, концепция ее формирования недостаточно разработана как в теоретическом плане, так и в практической реализации. Это связано со сложной природой данного понятия, которое представляет собой «сплав» прав, каждое из которых может быть «источником» комфорта. Решая проблему доступа к одним благам и удовлетворяя одно право, мы можем нарушить другие права. Например, многие хотели бы жить в красивом озелененном уголке города, ближе к природе, однако реализация этого права может привести к экологическому стрессу и уничтожению очагов дикой природы в окружении городов.

Для эффективной защиты прав граждан на комфортную среду необходимо дальнейшее развитие правовых механизмов, усиление гарантий и совершенствование правоприменительной практики.

Для обеспечения формирования комфортной городской среды российскому законодательству необходимы системные правовые реформы, направленные на смену приоритетов с «инженерного» подхода к человекоцентричному проектированию. Прежде всего, необходима разработка и законодательное закрепление самого понятия «комфортная городская среда» с четкой формулировкой его составляющих и механизмов реализации. Данное понятие должно стать основополагающим в системе градостроительного права, определяя вектор развития городов.

Усиление участия граждан, проживающих в городе, в принятии решений в рамках градостроительной деятельности (т.н. «Право на город») позволит обеспечить баланс между частными и публичными интересами, гарантировать участие граждан в принятии решений о развитии городской среды. Следует расширить применение института общественных обсуждений и публичных слушаний, сделав их обязательными не только при утверждении генеральных планов, но и при реализации отдельных градостроительных проектов (например, проектов по комплексному развитию территории).

Кроме того, важно понимать, что комфорт — это не только наличие парков, скверов и благоустроенных улиц. Это еще и доступность качественной инфраструктуры (транспорта, образования, здравоохранения), а также создание безопасной и доступной среды для людей с ограниченными возможностями.

Что касается региональных аспектов формирования комфортной городской среды, О. В. Любова критикует реализацию приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в Республике Татарстан. Отмечается неясность понятийного аппарата, формальный характер гражданского участия и дисбаланс в распределении средств. В результате, финансирование концентрируется в столице, что не позволяет достичь целей проекта — улучшения качества жизни и предотвращения оттока населения из региона. Во-первых, неясно и нечетко определяется само понятие «комфортной городской среды». В официальных документах часто используются термины «современная городская среда» и «качественная городская среда», которые не всегда являются синонимами «комфортной». Отсутствие четкого понимания этих терминов приводит к размытости целей проекта и невозможности оценить его реальные результаты. Во-вторых, проводимые опросы населения о том, какие территории необходимо благоустроить, часто носят формальный характер. Решения о приоритетах принимаются администрацией, а граждане остаются пассивными «созерцателями». Такая ситуация порождает у населения недоверие к власти и негативно сказывается на готовности участвовать в городском развитии. В-третьих, финансирование проекта неравномерно распределяется между регионами. В Республике Татарстан основные средства концентрируются в столице, городе Казани, в то время как периферийные территории получают минимальные средства. Такое неравенство не позволяет реально улучшить качество жизни в небольших городах и сельских районах, что усугубляет проблему оттока населения из региона [13].

Формирование комфортной городской среды — актуальная задача, стоящая перед российским обществом. Несмотря на наличие ряда правовых инструментов, направленных на ее реализацию, в частности, предусмотренных ГрК РФ, на практике возникают сложности в защите соответствующих прав граждан. Судебная практика показывает, что иски граждан об обязании органов власти создавать или поддерживать объекты публичной собственности в надлежащем состоянии, направленные на повышение комфортности городской среды, часто остаются без удовлетворения, что, впоследствии, отменяется Верховным Судом [14].

Недостаточная разработанность концепции комфортной городской среды как в теоретическом, так и в практическом плане связана со сложной природой данного понятия, объединяющего целый комплекс прав граждан. Реализация одного права может входить в противоречие с другим, что усложняет процесс формирования сбалансированной и комфортной для всех жителей среды. Кроме того, анализ практики реализации проекта «Формирование комфортной городской среды» в регионах, в частности, в Республике Татарстан, выявляет недостатки в определении самого понятия «комфортной городской среды», формальный характер гражданского участия и неравномерное распределение финансирования, что негативно сказывается на достижении целей проекта.

Для обеспечения более эффективного формирования комфортной городской среды необходимо ввести в ГрК РФ легальное определение понятия «комфортная городская среда», включающее в себя не только элементы благоустройства, но и доступность качественной инфраструктуры (транспортной, социальной, инженерной), безопасность, доступность среды для людей с ограниченными возможностями, эстетические и рекреационные качества городского пространства.

Эти изменения позволят сформировать более четкую и эффективную систему правового регулирования в области формирования комфортной городской среды, усилить гарантии прав граждан на благоприятную и комфортную среду проживания, а также стимулировать органы публичной власти к созданию необходимой инфраструктуры.

Литература:

  1. Илюхин А. Г. Городское планирование и концепция комфортной городской среды // Международный научный журнал «Символ науки». 2022. № 1–2. С. 52–54.
  2. Медведев И. Р. Право на город // Закон. 2015. № 6. С. 181–195.
  3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 16.
  4. Харинов И. Н. Проблемы защиты права на комфортную городскую среду // Российское право: образование, практика, наука. 2021. № 6. С. 58–64.
  5. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021) // СПС КонсультантПлюс.
  6. Петрина О. А., Стадолин М. Е. Комфортная городская среда: тенденции и проблемы организации // Актуальные вопросы управления. 2018. № 6. С. 34–38.
  7. Постановление Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 22 (ред. от 23.06.2015) «О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта» // СПС Консультант.
  8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  9. Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.12.2023 N 88А-25716/2023.
  10. ГОСТ Р 70386–2022 «Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий» // Официальное издание. М.: ФГБУ «РСТ», 2022.
  11. Илюхин А. Г. Концепт комфортной городской среды в практике международного регулирования // Международный научный журнал «Символ науки» № 1–2 / 2022. С. 51–52.
  12. Прямикова Е. В., Вандышев М. Н., Веселкова Н. В. Создание комфортной городской среды: роль и предпочтения молодых горожан // XXII Уральские социологические чтения. Национальные проекты и социально-экономическое развитие Уральского региона. 2020. С. 435–439.
  13. Любова О. В. Формирование современной городской среды, имитация или реальность // Вестник Евразийской науки. 2019. № 2. Т. 11. С. 1–9.
  14. Определение Верховного Суда Российской Федерации № 11-КАД20–4-К6.
Основные термины (генерируются автоматически): комфортная городская среда, РФ, орган власти, территориальное планирование, город, судебная практика, Формирование, градостроительная деятельность, градостроительное проектирование, публичная власть.


Ключевые слова

территориальное планирование, астрент, судебная неустойка, комфортная городская среда, концепция «право на город», нормативы градостроительного проектирования, судебная защита прав граждан

Похожие статьи

Задать вопрос