Оценка уровня сформированности у школьников базовых произносительных навыков в процессе обучения английскому языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 02.06.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Гаджимурадова, А. Г. Оценка уровня сформированности у школьников базовых произносительных навыков в процессе обучения английскому языку / А. Г. Гаджимурадова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 569-573. — URL: https://moluch.ru/archive/521/115075/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье автор оценивает уровень сформированности базовых произносительных навыков школьников в процессе обучения английскому языку, выделяет трудности, которые испытывают обучающиеся, предлагает пути решения выделенных проблем.

Ключевые слова: произносительный навык

Современная методика обучения иностранным языкам предполагает, что для полноценного иноязычного общения необходимо овладеть средствами общения. Одной из самых важных и трудный задач, по мнению лингвистов и преподавателей, остаётся формирование правильного английского произношения, поэтому обучение иностранному языку должно, как правило, начинаться с изучения фонетической системы языка. В. Д. Аракин считает [1], что овладеть произносительными нормами иностранного языка — значит научиться правильно произносить звуки данного языка как изолированно, так и в потоке речи, правильно интонационно оформлять высказывание. Произносительные (фонетические) навыки предполагают умение правильно артикулировать звуки и соединять их в словах, словосочетаниях и предложениях [3]. По мнению Гальсковой Н. Д., корректное произношение также предполагает владение интонацией, а также умение расставить ударение, соответствующее нормам иностранного языка. Именно наличие прочных произносительных навыков обеспечивает нормальное функционирование всех видов речевой деятельности: говорения, чтения и аудирования [2].

Цель настоящей работы — оценка сформированности базовых произносительных навыков обучающихся начальной школы, анализ полученных данных для дальнейшей корректировки содержания процесса формирования и развития произносительных навыков.

В качестве инструмента для оценки уровня сформированности базовых произносительных навыков обучающихся нами была разработана авторская анкета — тест. В опросе приняли участие 50 обучающихся 4 классов средней общеобразовательной школы. Учащимся было предложено ответить на 16 вопросов анкеты — теста в Google-форме. Вопросы были сформулированы таким образом, чтобы получить информацию а) о степени сформированности фонетических навыков обучающихся (правильное произношение, чтение, транскибирование слов); б) способности читать текст на английском языке фонетически точно; в) об уровне знаний правил чтения как отдельных букв, так и буквосочетаний и сформированности умений их применения.

В структуре разработанной анкеты преобладали закрытые вопросы, составляющие 80 % от общего их количества. В структуре теста имеют место и вопросы с множественным выбором. Использование в анкете преимущественно закрытых вопросов обосновано несколькими факторами: возраст обучающихся, специфика темы и ограниченность во времени. Дети 4 класса еще не обладают достаточным опытом и навыками для глубокого анализа и формулирования развернутых ответов на открытые вопросы.

Содержание анкеты представлено в таблице 1.

Таблица 1

Оценка сформированности базовых произносительных навыков

Просим вас принять участие в нашем исследовании, посвященном фонетическим навыкам*, ответив на несколько простых вопросов (* фонетические навыки это — особенности произношения, артикуляции англоязычных звуков и интонировании предложении на английском языке). Выберите один или несколько из предложенных вариантов ответа, пометив его (их) любым удобным способом (обвести, поставить «галочку», подчеркнуть)

1

Как вы оцениваете степень владения фонетическими навыками?

  1. Плохо, совсем не владею (делаю фонетические ошибки, неправильно произношу, не умею читать транскрипцию, транскрибировать слова)
  2. Неплохо произношу звуки, но не умею читать по транскрипции, транскрибировать слова
  3. Иногда допускаю фонетические ошибки, не препятствующие пониманию
  4. В целом владею, но иногда допускаю фонетические ошибки, не препятствующие пониманию
  5. Владею фонетическими навыками отлично

Если вам предложат прочитать небольшой текст, подобранный в соответствии с уровнем владения вами английским языком, вы сможете прочитать его фонетически точно самостоятельно (без помощи учителя, словарей и т.д) ?

1. Да, без проблем

2. Скорее да, но могу допустить некоторые фонетические ошибки, если не посмотрю транскрипцию в словаре

3. Скорее нет, учитель будет вносить много правок, исправлять мои фонетические ошибки

4. Не смогу, ошибок фонетических будет слишком много

3

Как вы считаете, хорошо ли вы знаете правила чтения и произношения звуков и умеете их применять?

1-плохо, совсем не знаю

2-плохо знаю, но интуитивно читаю фонетически точно

3-знаю, но не могу применять

4-знаю, стараюсь применять, но допускаю фонетические ошибки, не препятствующие пониманию

5-знаю, применяю

4

Умеете ли вы самостоятельно ( без словаря ) транскрибировать англоязычные слова?

  1. Не умею совсем
  2. Плохо умею, не могу отличать транскрипционные знаки без помощи учителя
  3. Умею, но путаю транскрипционные значки, знаю не все правила транскрибирования
  4. Умею, но редко есть трудности
  5. Умею отлично

5

Возникают ли у вас сложности при выполнении задания (прочитать текст) вслух?

1. Да

2. Нет

6

Какого рода сложности возникают у вас при выполнении задания (прочитать текст / слово вслух)

1. Не имею представления о фонетической системе английского языка

2. Не знаю ни правил чтения, ни транскрипции, делаю много фонетических ошибок

3. Не знаю, как читаются лишь некоторое комбинации букв, есть сложности с ударением в многосложных словах

4. Не знаю, как ставить ударение в многосложных словах

5. Не бывает сложностей

7

Специальные знаки и символы, обозначающие произносимые звуки называют:

1. спецификой

2. пунктуацией

3. транскрипцией

8

Какие типы слогов при чтении гласных различают в английском языке?

1. Внешние и внутренние

2. Открытые и закрытые

3. Постоянные и непостоянные

4. Все вышеперечисленные

9

Каким транскрипционным знаком обозначается сочетание th в слове « mo th er »?

1. [ð]

2. [e]

3. [z]

4. [ʒ]

10

Как произносится гласная буква «а» в закрытом типе слога?

1. [e]

2. [ei]

3. [æ]

11

Как произносится гласная буква «а» в открытом типе слога?

1. [e]

2. [ei]

3. [æ]

12

В каком случае окончание множественного числа « s » читается как звук [ z ]?

1. Tables

2. Foxes

3. Lists

4.Tomatoes

13

Как произносится буквосочетание « kn » в слове «к nock »?

1. [n]

2. [kn]

3. [k]

14

Как произносится слово « knee »?

1. [niː]

2. [neɪ]

3. [ni]

4. [kni]

15

Произносится ли буква « r » в слове « bear », которое является существительным?

1. нет

2. да

3. иногда

16

В каком из двух представленных в ответах вариантов в слове « export » правильное ударение (ударный слог обозначен графически заглавными буквами), если оно является существительным ?

1. EXport

2. expOrt

Представим количественную характеристику полученных данных. Количественные данные при ответе на первый вопрос анкеты распределены следующим образом: отлично владеют фонетическими навыками 44 % респондентов (22 человека); в целом владеют, но иногда допускают ошибки 42 % участников (21 человек). Иногда допускают фонетические ошибки: 10 % (5 человек); неплохо произносят звуки, но не умеют читать 4 % от общего числа обучающихся, принявших участие в анкетировании (2 человека). Ни один из респондентов не выбрал вариант ответа «Владею фонетическими навыками отлично». Эти данные дали нам чёткое представления о том, что большинство участников имеют хороший уровень владения фонетическими навыками, хотя некоторые испытывают определенные затруднения.

Анализ полученных реакций на второй вопрос анкеты позволил констатировать следующее: большинство участников (42 %) справляются с чтением иноязычного текста без проблем; 8 % опрошенных иногда допускают ошибки, 10 % иногда допускают фонетические ошибки, а 40 % неплохо владеют произношением, но не умеют читать.

Отвечая на третий вопрос анкеты «Хорошо ли вы знаете правила чтения и произношения звуков и умеете их применять?», 54 % участников выбрали ответ «знаю, стараюсь применять, но допускаю фонетические ошибки, не препятствующие пониманию», в то время как 46 % выбирают ответ «плохо знаю, но интуитивно читаю фонетически точно». В случае обоих выборов, отмечаем недостаточный уровень сформированности знаний о правилах чтения, неспособность осознано применять их в процессе построения иноязычного высказывания. Этот вывод подтверждают и ответы обучающихся на следующий вопрос анкеты: 14 % от общего числа опрошенных не умеют транскрибировать слова совсем; 32 % плохо умеют и не могут отличать транскрипционные знаки; 48 % умеют, но иногда путаются; 12 % умеют с редкими трудностями; 6 % отлично владеют навыком транскрипции. При этом в сознании 90 % обучающихся есть четкие представления о понятии «транскрипция»; типах слогов (типология знакома 80 % обучающихся).

Ответы на вопросы, ориентированные на практическое владение базовыми теоретическими положениями фонетики, позволили выявить недостаточный уровень сформированности базовых произносительных навыков обучающихся. Школьники, произносят звуки точно, при этом не имеют представления об их графическом эквиваленте (почти половина опрошенных (46 %) графически буквенное сочетание «th» представляют как транскрипционный знак [ʒ]; 64 % от общего числа респондентов не знают как произносится гласная буква «а» в открытом типе слога, 82 % не знают вариантов произношения окончания множественного числа существительных в английском языке. Отметим, что базовыми правилами чтения, например в отношении буквосочетания «kn», обучающиеся в большинстве своем владеют (82 % делают правильный выбор).

Анализ полученных реакций позволяет констатировать, что 70 % обучающихся не имеют представления о роли произносительных навыков, об их смыслоразличительных значениях (неправильно произнесённый звук может полностью изменить значение слова и несёт за собой несколько трудностей при говорении и понимании речи на слух в процессе коммуникации, например: man [mæn] — мужчина и men [men] — мужчины, vest [vest] — жилет и west [west] — запад и т. д.)

Описанные количественные показатели позволили сформулировать следующие выводы:

— порядка 50 % обучающихся обладают базовыми произносительными навыками, но при этом вторая половина (50 %) — существенная доля респондентов испытывают трудности даже при узнавании транскрипционных знаков;

— обучающие знают теоретические положения, но не умеют применять их на практике — в процессе реализации речевых видов деятельности — чтения, говорения.

Безусловно, обозначенные проблемы требуют от учителя английского языка поиска таких инструментов, которые не только бы способствовали достижению высоких результатов в процессе формирования базовых произносительных навыков обучающихся, осознанному применению основных правил чтения, функционирования фонетических закономерностей, но и соответствовали психолого-педагогическим особенностям обучающихся начального этапа средней школы.

На наш взгляд, таким инструментом может стать игра, именно она активизирует мыслительную деятельность, позволяет сконцентрировать внимание обучающихся. Чем привлекательнее и интереснее подача учебного материала, тем лучше преодолеваются трудности, возникающие при обучении. Соловова, рассматривая фонетическую игру как

Существует множественное количество определений данному словосочетанию. Одни учёные называю это разновидностью учебного задания, другие инструментом учебного процесса, направленное на достижение определённых целей в методике обучения иностранному языку. Давайте рассмотрим данное понятие с разных сторон и выйдем к общему: что такое фонетическая игра и на что она нацелена.

Соловова Е. Н., рассматривая фонетическую игру как эффективный инструмент формирования базовых произносительных навыков, определяет ее методический потенциал по части постановки и корректировки произношения как изолированных звуков, так и звуков в контексте слова, фразы, предложения, отработки базовых интонационных моделей, четкой артикуляции [4]. Автор убеждена, что фонетические игры позволяют формировать и развивать слуховое внимание и память, умение слышать и дифференцировать звуки по долготе и краткости, слышать межзубные звуки. Достичь высоких результатов в процессе формирования базовых произносительных навыков позволят игры на развитие фонематического слуха; игры на развитие навыков звукопроизношения; игровые приемы в обучении транскрипции и интонации.

Формирование и совершенствование фонетических навыков у учащихся общеобразовательной школы на начальном этапе обучения иностранному языку в игровой форме, несомненно, способствует прочному и эффективному освоению фонетической системы языка. Более этого, игра повышает интерес ребенка к изучению иностранного языка, делает процесс обучения увлекательным и непринужденным, ведь несмотря на то, что ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение, сохраняется и потребность в игре, желании подвигаться, получить положительные эмоции.

Литература:

1. Аракин, В. Д. Типология языков и проблема методического прогнозирования Текст учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. 1203 «Иностр. Языки» В. Д. Аракин. — М.: Высшая школа, 2005. — 158 с.

2. Гальскова Н. Д., Никитенко 3. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. — М.: Айрис- пресс, 2004. — 240 с.

3. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения иностранному языку: Гл.VII. Формирование произносительных навыков. — М.: Просвещение, 1990].

4. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Продвинутый курс лекций / Е. Н. Соловова. — М.: АСТ, 2010. — 272 c.

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, иностранный язык, навык, слово, звук, ошибка, правило чтения, произносительный навык обучающихся, гласная буква, фонетическая игра.


Ключевые слова

произносительный навык

Похожие статьи

Теоретические основы реализации метода проектов при обучении монологическому высказыванию на уроках иностранного языка

В данной статье рассматривается понятие говорения на уроках английского языка и его виды, а также взаимосвязь монологической и диалогической речи. В процессе обучения иностранным языкам учащиеся должны развивать сразу несколько навыков: чтение, ауди...

Познавательные стратегии в обучении лексике иностранного языка учащихся средней школы

В статье анализируется роль познавательных стратегий в процессе изучения лексики иностранного языка учащимися средней школы. Сделан вывод о том, что изучение данных стратегий позволяет выбрать педагогу наиболее эффективную методику обучения иностранн...

О проблеме формирования коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов при обучении говорению

В статье обсуждаются проблемы, связанные с развитием коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов, особенно в отношении навыков говорения. Выделяется такие основные проблемы как: недостаточная практика общения на языке, недостаток внимания ...

Способы мотивации при обучении иностранным языкам

В статье рассматривается проблема мотивации обучающихся к изучению иностранных языков, описываются эффективные приемы, использующиеся преподавателями. Проанализированы разнообразные формы работы на уроке, способствующие улучшению уровня владения язык...

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку

В статье анализируются возможности формирования индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку, эффективность и продуктивность этой методики, а также её преимущества, заключающееся в гибкости и учете индивидуальных способност...

Способы обучения устной речи на начальном этапе изучения русского языка как иностранного

В статье описаны основные методические приёмы, которые нацелены на обучение иностранцев устной речи на занятиях по русскому языку как иностранному. Отмечается важность введения в структуру занятия диалогизма, а также опоры на учебные тексты, в том чи...

Теоретические основы дистанционного обучения взрослых иностранным языкам

В статье рассматриваются теоретические основы и вопросы понятийного аппарата дистанционного обучения взрослых иностранному языку, который является актуальной задачей современного образовательного процесса, приводятся статистические данные, свидетельс...

Проблемы при изучении английского языка

Задачи исследований. Исследовать основные сложности, котрые возникают у учащихся при изучении английского языка. Результаты. Определены основные сложности, которые влияют на результаты при изучении английского языка. Выводы. Успешность изучения анг...

К вопросу об адекватности упражнений развиваемым умениям изучающего чтения на иностранном языке

В статье рассматривается вопрос об упражнениях, которые создают оптимальные условия для эффективного развития умений изучающего чтения на иностранном языке у учащихся старшей школы.

Психолого-педагогические основы формирования универсальных учебных познавательных действий у младших школьников на уроках русского языка

Повышение качества обучения школьников является одной из самых жизненных проблем педагогики и методики сегодня. Образование на современном этапе требует новых подходов, заложенных в государственных стандартах второго поколения. Современная система об...

Похожие статьи

Теоретические основы реализации метода проектов при обучении монологическому высказыванию на уроках иностранного языка

В данной статье рассматривается понятие говорения на уроках английского языка и его виды, а также взаимосвязь монологической и диалогической речи. В процессе обучения иностранным языкам учащиеся должны развивать сразу несколько навыков: чтение, ауди...

Познавательные стратегии в обучении лексике иностранного языка учащихся средней школы

В статье анализируется роль познавательных стратегий в процессе изучения лексики иностранного языка учащимися средней школы. Сделан вывод о том, что изучение данных стратегий позволяет выбрать педагогу наиболее эффективную методику обучения иностранн...

О проблеме формирования коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов при обучении говорению

В статье обсуждаются проблемы, связанные с развитием коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов, особенно в отношении навыков говорения. Выделяется такие основные проблемы как: недостаточная практика общения на языке, недостаток внимания ...

Способы мотивации при обучении иностранным языкам

В статье рассматривается проблема мотивации обучающихся к изучению иностранных языков, описываются эффективные приемы, использующиеся преподавателями. Проанализированы разнообразные формы работы на уроке, способствующие улучшению уровня владения язык...

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку

В статье анализируются возможности формирования индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку, эффективность и продуктивность этой методики, а также её преимущества, заключающееся в гибкости и учете индивидуальных способност...

Способы обучения устной речи на начальном этапе изучения русского языка как иностранного

В статье описаны основные методические приёмы, которые нацелены на обучение иностранцев устной речи на занятиях по русскому языку как иностранному. Отмечается важность введения в структуру занятия диалогизма, а также опоры на учебные тексты, в том чи...

Теоретические основы дистанционного обучения взрослых иностранным языкам

В статье рассматриваются теоретические основы и вопросы понятийного аппарата дистанционного обучения взрослых иностранному языку, который является актуальной задачей современного образовательного процесса, приводятся статистические данные, свидетельс...

Проблемы при изучении английского языка

Задачи исследований. Исследовать основные сложности, котрые возникают у учащихся при изучении английского языка. Результаты. Определены основные сложности, которые влияют на результаты при изучении английского языка. Выводы. Успешность изучения анг...

К вопросу об адекватности упражнений развиваемым умениям изучающего чтения на иностранном языке

В статье рассматривается вопрос об упражнениях, которые создают оптимальные условия для эффективного развития умений изучающего чтения на иностранном языке у учащихся старшей школы.

Психолого-педагогические основы формирования универсальных учебных познавательных действий у младших школьников на уроках русского языка

Повышение качества обучения школьников является одной из самых жизненных проблем педагогики и методики сегодня. Образование на современном этапе требует новых подходов, заложенных в государственных стандартах второго поколения. Современная система об...

Задать вопрос