Влияние шахмат на мышление и мозг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 03.06.2024

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Мясоедов, В. В. Влияние шахмат на мышление и мозг / В. В. Мясоедов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/archive/521/115067/ (дата обращения: 30.06.2024).



Данная статья анализирует связь между игрой в шахматы и улучшением умственных способностей и здоровья мозга человека. Исследование показывает, что шахматы обладают значительным позитивным влиянием на интеллект даже при наличии нарушений мозга, вызванных патологическими заболеваниями.

Ключевые слова: шахматы, шахматисты, умственные способности, мозг, интеллект, развитие интеллекта.

This article analyzes the relationship between playing chess and improving mental abilities and brain health. The study shows that chess has a significant positive effect on intelligence even in the presence of brain disorders caused by pathological diseases.

Keywords: chess, chess players, mental abilities, brain, intelligence, intelligence development.

Точное происхождение шахмат неизвестно, но существует несколько теорий о том, как они были изобретены. Одна из самых популярных теорий гласит, что шахматы возникли в Индии в 5–6 веках нашей эры. Эта теория основана на сходстве между ранними индийскими играми, такими как чатуранга, и современными шахматами. Чатуранга игралась на доске 8x8 с четырьмя игроками, представляющими четыре рода индийской армии. Другая теория приписывает изобретение шахмат Сасанидской Персии в 6 веке нашей эры. Персидская игра под названием «чатранг» была очень похожа на чатурангу, а позже она была привезена арабами в Европу. Помимо индийской и персидской теорий, существуют также теории о том, что шахматы могли возникнуть в Китае, Египте или других культурах. Однако эти теории не имеют столь же веских доказательств, как теории индийского и персидского происхождения. Со временем игра эволюционировала и распространялась по всему миру. Арабы играли в свою версию игры, называемую «шатрандж», которая была привезена в Европу в 10 веке нашей эры. К 15 веку шахматы приобрели современную форму, включая введение ферзя и рокировки.

Шахматы — это игра двух игроков, где победа достигается с помощью продуманных и стратегических ходов. В отличие от других настольных игр, шахматы требуют исключительно умственных способностей, включая анализ ситуации, принятие решений и планирование. Игра в шахматы оказывает непосредственное влияние на мозг, вызывая изменения на клеточном уровне. Исследования показали, что шахматы увеличивают объем серого вещества в областях мозга, связанных с познанием, памятью и исполнительной функцией, повышают функциональную связность между различными частями мозга и укрепляют белые волокна, ответственные за передачу сигналов между нейронами. Регулярная игра в шахматы улучшает ряд когнитивных функций, в том числе память, внимание, решение проблем, планирование, визуализацию. Также шахматы развивают важные мыслительные навыки, такие как логическое рассуждение. аналитические способности, стратегическое мышление и последовательное мышление. Игра в шахматы несет пользу для разных возрастов. Молодым людям шахматы помогают развивать логику, аналитические способности и стратегическое мышление, а взрослым они поддерживают умственную остроту и позволяют совершенствовать ранее приобретенные навыки.

Шахматы повышают успеваемость в школ. Исследования показали, что изучение шахмат связано с более высокими результатами в стандартизированных школьных тестах среди младших школьников. Учащиеся, которые играют в шахматы в качестве хобби, демонстрируют умеренный рост успеваемости, например, на 5–10 % по математике. Однако учащиеся, которые достигают уровня, позволяющего им участвовать в турнирах, значительно улучшают свою успеваемость, особенно по математике, на 30–50 %. Нейробиологи также обнаружили, что шахматы активируют нейроны головного мозга, участвующие в математике и чтении. Это говорит о том, что шахматы могут быть особенно полезны для улучшения успеваемости в этих предметах. Исследования показали, что даже краткосрочное изучение шахмат может улучшить математические способности детей. Например, исследование, проведенное в итальянских школах, показало, что дети, которые занимались по программе «Изучение математики и шахмат», продемонстрировали значительный рост математических навыков. Аналогичные результаты были получены в датском исследовании, где замена одного урока математики в неделю на урок шахмат привела к улучшению успеваемости в третьем классе, эквивалентному дополнительной трети года обучения математике. Исследование также показало, что шахматы могут быть полезным альтернативным инструментом для детей, которые испытывают трудности или теряют интерес к традиционным урокам математики. Таким образом, изучение шахмат не только приносит удовольствие, но и может значительно улучшить успеваемость в школе, особенно по математике и чтению.

Шахматы давно признаны ценным инструментом для борьбы с различными психическими заболеваниями. Шахматы улучшают когнитивные функции и это делает их отличным способом снизить риск развития деменции и болезни Альцгеймера. Исследования показали, что пожилые люди, которые регулярно играют в шахматы, демонстрируют более медленное когнитивное снижение и более низкий риск развития деменции. Шахматы также могут улучшить психическое здоровье. Игра может помочь снять стресс, улучшить настроение и повысить самооценку. Кроме того, шахматы предоставляют возможности для общения и социализации, что может быть полезно для людей, страдающих депрессией или социальной тревогой. Механизмы, с помощью которых шахматы оказывают положительное влияние на здоровье, до конца не изучены. Однако предполагается, что они включают увеличение нейропластичности: Шахматы стимулируют мозг адаптироваться и создавать новые нейронные связи. Выброс нейротрансмиттеров: Игра в шахматы может повышать уровень таких нейротрансмиттеров, как дофамин и серотонин, которые играют роль в познании, настроении и внимании. Укрепление нейронных сетей: Постоянная стимуляция, получаемая во время игры в шахматы, укрепляет нейронные сети в областях мозга, связанных с когнитивными функциями и психическим здоровьем. Когнитивный резерв: Игра в шахматы может способствовать когнитивному резерву, который позволяет мозгу компенсировать когнитивный ущерб, связанный со старением или болезнью. Шахматы не являются прямым лекарством от болезней, но они могут быть полезными в поддержке здоровья мозга, социальной активности и управлении эмоциональным благополучием.

Хотя шахматы обычно считаются полезной игрой для мозга, есть несколько потенциальных отрицательных последствий, которые следует учитывать. Хотя данная игра и может помочь улучшить управление стрессом у некоторых людей, у других они могут вызывать стресс и тревогу, особенно во время соревнований или в ситуациях с высокими ставками. Также некоторые исследования показали, что опытные шахматисты могут стать более ригидными в своем мышлении и менее открытыми для новых идей. Это может быть связано с тем, что шахматы требуют развития определенных моделей мышления и стратегий.

Подводя итог, можно сказать, что шахматы отличная творческая игра для структурирования мыслей, а не обучения чему-то новому, они не делают человека умнее, но структурируют образ мышления и вносят сопернический дух, тем самым обогащают жизнь людей всех возрастов.

Литература:

  1. Алтынцева, А. Г. Современные проблемы спортивной тренировки в академической гребле: теоретический анализ / А. Г. Алтынцева, И. К. Латыпов // Олимпийский спорт и спорт для всех: Материалы XXVI Международного научного Конгресса, Казань, 08–11 сентября 2021 года / Под общей редакцией Р. Т. Бурганова. — г. Казань: Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2021. — С. 4–6. — EDN JXIVFW.
  2. Скалозуб, А. Г. Теоретическое обоснование особенностей женского организма при силовой подготовке в циклических видах спорта / А. Г. Скалозуб, А. С. Давыдова // Актуальные проблемы и современные тенденции спортивной подготовки в циклических видах спорта в России и в мире: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти профессора Г. В. Цыганова, Казань, 28 мая 2021 года. — Казань: Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2021. — С. 362–365. — EDN JFMEXA.
  3. Щербакова, А. С. Оптимизация процесса физической подготовки учащихся младших классов на основе учета результатов выполнения норм ВФСК ГТО / А. С. Щербакова, Л. А. Дмитренко // Современная наука: проблемы, идеи, инновации: Материалы Международной научно-практической конференции, Чистополь, 21 декабря 2019 года / Под общей редакцией Е. А. Назарова. — Чистополь: ООО Полиграфическая компания «Астор и Я», 2019. — С. 300–307. — EDN PIGTBP.
  4. Дрючин, А. Б. Развитие информационных технологий в судействе спортивных студенческих соревнований / А. Б. Дрючин, А. Р. Сташ // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: Материалы Международной научно-практической конференции, Чебоксары-Ташкент, 25 января 2024 года. — Чебоксары: Чувашский государственный аграрный университет, 2024. — С. 714–717. — EDN NZFAFA
Основные термины (генерируются автоматически): шахматы, игра, Европа, изучение шахмат, когнитивный резерв, область мозга, психическое здоровье, риск развития деменции, стратегическое мышление, улучшение успеваемости.


Похожие статьи

Задать вопрос