О некоторых проблемах законодательной конструкции преступлений экстремистского характера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 31.05.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Марков, М. П. О некоторых проблемах законодательной конструкции преступлений экстремистского характера / М. П. Марков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 383-385. — URL: https://moluch.ru/archive/521/114969/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье автор рассматривает проблемы законодательного изложения уголовно-правовых норм, регламентирующих привлечение к ответственности за совершение преступлений экстремистского характера. Автор делает соответствующие выводы и предлагает изменения законодательства, направленные на его совершенствование.

Ключевые слова : экстремизм, преступления экстремистского характера, совершенствование законодательства, уголовный закон .

Актуальность исследования экстремизма определяется тем, что данное явление представляет собой объект изучения множества гуманитарных наук, так как само данное явление многоаспектно и научный интерес к нему вызван необходимостью разработки адекватных мер общей и специальной превенции, которая возможна лишь при системном изучении явления с позиции социологии, психологии, политологии, философии и иных наук. Однако именно многоаспектность экстремизма и его проявлений вызывают затруднения в дефинитивной категории, что в свою очередь влияет на эффективность борьбы с ним.

Фундаментальные социальные преобразования действительности, реформирование жизнедеятельности страны коренным образом сказались на функционировании всего социума, в том числе и на сфере правового регулирования деятельности и, в частности, на создании новой правовой базы противодействия преступности. Основополагающим инструментом уголовно-правового регулирования стал принятый в 1996 году Уголовный кодекс Российской Федерации [1], а в последующем — принятые на его основе Федеральные законы, регламентирующие вопросы предупреждения и пресечения отдельных видов правонарушений. Именно в Уголовном кодексе РФ получили свое закрепление деяния, ранее не известные российскому праву, в числе которых можно назвать и экстремистскую деятельность.

Особенностью развития мирового сообщества является его информатизация, которая стала массовой и обширной в первую очередь с развитием информационно-коммуникационных технологий и в частности — сети «Интернет». Одновременно с динамическими развитием информационного общества получила свое развитие и преступность в информационной среде, в том числе и киберпреступность. Совершение преступлений в сети «Интернет» коснулось и преступлений экстремистской направленности, что связано как с обширнейшим использованием данной сети пользователями, так и относительной незащищенностью указанной информационной сети. Впервые экстремизм в информационном пространстве был зарегистрирован в начале 2000 годов, а затем темпы его прироста стали нарастать и на настоящий момент ученые говорят о достаточно большом сегменте экстремистских проявлений в сети, что связано также и с тем, что абсолютное большинство организаций экстремистской направленности переориентировали свою деятельность с учетом возможностей сети «Интернет», стали использовать социальные площадки и сети для размещения соответствующей информации [2]. Экстремистская деятельность в сети ведется по двумя векторным направлениям: это функционирование собственных сайтов с размещением информации экстремистского характера, а также активизация деятельности в рамках форумов, групп, порталов. Высокий рейтинг посещаемости социальных сетей, возможность неадминистрируемого размещения в них материала и другие сопутствующие факторы повлияли на активизацию экстремистской деятельности в социальных сетях.

Преступлениями экстремистской направленности предлагается считать те преступления, где в качестве признака объективной стороны указана экстремистская деятельность, а также преступления, совершенные по мотивам ненависти или вражды, указанные в основном или квалифицированных составах либо совершенных по мотиву, указанному в п. «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ.

Преступления экстремистской направленности посягают на основы государственного строя, права и свободы человека и гражданина, а также безопасность и целостность государства, находя свое объективное выражение в публичном общественно опасном деянии лица, совершаемым исключительно умышленно, при обладании им общими признаками субъекта преступления (с исключениями, предусмотренными уголовно-правовой конструкцией ч. 1 и п. «б» ч. 2 ст. 282 УК РФ).

Анализ состояния и структуры преступности экстремистского характера в сети «Интернет» свидетельствует о тенденции ее устойчивого снижения, что однако связано не с фактическим уменьшением числа совершаемых экстремистских деяний в сети, а с декриминализацией первичного размещения экстремистских материалов в Интернете.

Для личности, совершившей преступление экстремистской направленности в сети Интернет, характерны такие признаки как эмоциональная неустойчивость, возбудимость, неуравновешенность, вспыльчивость, отрицание устоявшихся правил поведения в обществе, повышенная конфликтность, которые были положены в основу типологии преступников, согласно которой все указанные лица были разделены на: рекрутер, хулиган, альтруист, мизантроп.

Причинный комплекс преступности экстремистской направленности в сети «Интернет» обусловлен деформациями, носящими экономический, политический, психологический и социальный характер, что свидетельствует о необходимости комплексного подхода к профилактике данной преступности как на общем, так и на специальном уровнях. Индивидуальная превенция должна учитывать нравственно-психологические акцентуации исследуемой категории лиц, основываться на особенностях формирования их целевых установок.

В целях совершенствования предупредительной деятельности и нивелировки уголовного законодательства и практики его применения были разработаны предложения, связанные с механизмом уголовно-правового воздействия и заключающиеся в следующем:

— предлагаем изменить количественные показатели, указав их в единственном числе и соответствующим образом переформулировав части 2 статей 280 и 280.1 УК РФ;

— внести изменения в ч. 1 ст. 282 УК РФ, заменив слово «признакам» на словосочетание «признаку (признакам)», что будет способствовать более юридически точному изложению диспозиции указанной статьи;

— понятие «информационно-телекоммуникационная сеть» обладает свойством достаточности и использование неправового понятия «электронная сеть» на наш взгляд представляется излишним, в связи с чем предлагаем исключить указанное словосочетание из текста ч. 2 ст. 280.1 УК РФ.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  2. Редькина Е. А., Архипова М. В. Дефиниция и законодательное конструирование объективных признаков преступлений экстремистской направленности в сети «Интернет» // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». — 2022. — № 3–2. — С. 240–252.
Основные термины (генерируются автоматически): экстремистская направленность, УК РФ, сеть, экстремистская деятельность, экстремистский характер, преступление, совершение преступлений.


Похожие статьи

Задать вопрос