Семантическое поле «бред» в ранней лирике А. А. Ахматовой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 30.05.2024

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Чупрова, Д. А. Семантическое поле «бред» в ранней лирике А. А. Ахматовой / Д. А. Чупрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 544-547. — URL: https://moluch.ru/archive/521/114953/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассматриваются состав и структура семантического поля «Бред» в ранней лирике А. А. Ахматовой, определяются особенности функционирования его единиц, часть лексем классифицируется по темам.

Ключевые слова : семантическое поле, бред, ранняя лирика А. А. Ахматовой, микрополе, слово, лексема .

«Бред» — одна из главных категорий в языковой картине мира А. А. Ахматовой. Данная лексема пронизывает всё её творчество. Огромное количество её стихов подхватывает тему любовного бреда, больного кошмара и беспамятства, воспаленного страданием сновидения. Слово «бред» — её любимое слово [7].

Для изучения состава и структуры поэтического языка поэтессы мы воспользуемся полевым подходом, т. е. проведём анализ семантического поля (далее — СП). Несмотря на то, что активное исследование СП началось ещё на рубеже XIX-XX вв., чётко сформулированное определение с его строгими границами до сих пор отсутствует.

Понятие СП рассматривалось в работе М. М. Покровского «О методах семасиологии» [9], в статье Л. М. Васильева «Теория семантических полей [4], в пособии Т. И. Вендиной «Введение в языкознание» [5], в словаре Д. Э. Розенталя и М. А. Теленковой [10] и др. Мы остановимся на определении СП, представленном в словаре Т. В. Жеребило: «Самая крупная лексико-семантическая парадигма, объединяющая слова разных частей речи, соотносимые с одним фрагментом действительности и имеющие общий признак (общую сему) в лексическом значении» [6, с. 321].

Итак, цель работы заключается в выявлении состава и структуры СП «Бред» в ранней лирике А. А. Ахматовой, а также в определении особенностей функционирования его единиц. К раннему периоду можно отнести три сборника: «Вечер» (1912), «Чётки» (1914), «Белая стая» (1917).

Лексема бред является ядром СП. Это слово многозначно: «1. Бессознательное состояние больного, сопровождающееся бессвязной, бессмысленной речью; сама такая речь. | О таких речах, произносимых во сне, в состоянии опьянения и т. п. 2. Мед. Симптом психического заболевания — расстройство мыслительной деятельности. 3. собир. Разг. Бредовые мысли, речи и т. п». [3, с. 96]. Ахматова использует это слово в первом и третьем значении, но довольно поверхностно. В её поэтическом языке это понятие осмысляется очень своеобразно.

Так, часто слово бред переплетается у поэтессы с темой любви. К примеру, в стихотворении «Над водой» из-за разлуки с любимым пастушком мысли лирической героини путаются: «Видишь, я в бреду» [1, с. 63]. А в произведении «Нет, царевич, я не та...» лирическая героиня, наоборот, отрицает своё бессознательное состояние: «Не подумай, что в бреду» [1, с. 239]. В стихотворении «Целый год ты со мной неразлучен...» любимый человек лирической героини «с улыбкой блаженной выносит // Страшный бред... забытья» [1, с. 194]. А вот в произведении «Всё мне видится Павловск холмистый...», наоборот, голос возлюбленного героини характеризуется этим состоянием: «И, исполненный жгучего бреда, // Милый голос как песня звучит...» [1, с. 246]. В этих двух стихотворениях бред получает положительную окраску, когда сближается со словами «мечта», «творческая фантазия» [11, с. 109]. Поэтессой бред употребляется и в значении состояния больного. В произведении «Бесшумно ходили по дому...» больной, даже, скорее, умирающий герой, к которому привели лирическую героиню, говорит ей: «Так меня ты в бреду тревожишь» [1, с. 203]. В этом случае лексема обозначает ещё и грань между жизнью и смертью, то есть бред умирающего. В этом же значении бред употреблён в стихотворении «По аллее проводят лошадок...». Здесь душа лирической героини пребывает в таком состоянии: «душа тосковала, // Задыхалась в предсмертном бреду» [1, с. 55]. Стоит отметить, что у Ахматовой нередко переплетаются значения слов «безумие» и «бред» [11, с. 108].

К ядру СП будут также принадлежать лексемы, однокоренные со словом бред : бредила (2 употребления), бредишь (1), бредни (1).

Для большего понимания этих слов стоит рассмотреть их лексическое значение. Бредить : «1. Говорить бессвязно, бессмысленно, находясь без сознания, во сне, состоянии опьянения и т. п. 2. Разг . кем-чем . Быть самозабвенно увлеченным, постоянно говорить, думать об одном и том же. 3. Разг. Говорить нелепости, вздор». [3, с. 96]. Перечислим все случаи употребления данного глагола:

«Она бредила, знаешь, больная, // Про иной, про небесный край...» («Похороны») [1, с. 75];

«С детства сестра... // Бредила даже во сне работой...» («У самого моря») [2, с. 13];

«Не живешь, а ликуешь и бредишь...» («Всё мне видится Павловск холмистый...») [1, с. 246].

Во всех отрывках лексема бредить использована во втором значении. Но всё же этот глагол в контексте произведений Ахматовой частично теряет свой первоначальный смысл и приобретает несвойственное ему позитивное значение, переплетаясь с такими понятиями как «воображение», «мечта».

Теперь рассмотрим значение слова бредни : «Бредовые мысли, речи; вздор, чушь». [3, с. 96]. В своём прямом смысле оно встречается в стихотворении «Когда в мрачнейшей из столиц...»: «Хранит меня от горьких бредней...» [1, с. 270]. Здесь лексема сохраняет значение неистинного представления или высказывания [11, с. 109].

Периферию поля будут составлять слова, значения которых наиболее удалены от гиперсемы. Эта часть СП отличается большим количеством разнообразных понятий. Но в каждом слове можно найти некий признак, вызывающий ассоциации с лексемой бред . Как мы уже выяснили, мотив бреда в творчестве А. Ахматовой многообразен в своём проявлении. Такой спектр концепций позволил внутри СП выделить 3 микрополя (далее — МП), которым можно дать наименования «Безумие», «Воображение», «Глупость». МП «Воображение» (самое многочисленное) состоит из ряда слов: воображение (1 употребление), сон (16), казаться (в разных формах) (4), чудиться (в разных формах) (3), мечтать (1), привиделся (1). В МП «Безумие» были включены следующие лексемы: безумный (в разных формах) (4), сошла с ума (1), больная (1). В МП «Глупость» (самое малочисленное) вошли такие слова, как глупые (1), глупец (1), нелепость (1).

Определим значения лексем МП «Глупость». Глупый : «1. С ограниченными умственными способностями, несообразительный, бестолковый. 2. Не обнаруживающий ума, лишенный разумной содержательности, целесообразности». [8]. В стихотворении слово употреблено во втором значении. Глупец : «Глупый человек» [Там же]. Нелепый ( нелепость образуется от этого прилагательного): «Не оправдываемый здравым смыслом, странный, несуразный». [Там же]. Так, нелепость — это нечто не соответствующее здравому смыслу, несуразность. Каждый компонент МП использован в контексте стихотворения в прямом смысле:

«За глупые письма твои...» («Высокие своды костёла...») [1, с. 139];

«Я дрожу... // Над каждым словом глупца». («Дал Ты мне молодость трудную...») [1, с. 108];

«Он говорил... о том, // Что быть поэтом женщине — нелепость». («В последний раз мы встретились тогда...») [1, с. 171].

Как мы уже отметили, зачастую в поэтическом языке Ахматовой концепции слов «бред» и «безумие» отождествляются. Поэтому целесообразно выделить отдельное МП «Безумие». Безумный , вторая по частоте использования лексема на периферии СП, имеет следующий ряд значений: «1. Лишившийся рассудка; сумасшедший или близкий к безумию, обезумевший. || Выражающий безумие; такой, как у сумасшедшего. 2. Разг. Крайне безрассудный, неразумный. | О таком человеке. 3. Разг. Достигший крайней степени проявления; очень сильный, большой». [3, с. 68]. Во всех случаях данное прилагательное употреблено во втором значении. Сойти с ума : «1. Становиться сумасшедшим 2. Разг. Экспрес. Не отдавая отчета в своих действиях, совершать безрассудные поступки, говорить глупости и т. п. 3. Разг. Экспрес. Будучи влюблённым в кого-либо или увлечённым чем-либо, проявлять чрезмерный восторг, восхищение, неистовствовать». [13, с. 671]. В стихотворении выражение использовано во втором значении. Больной : «1. Страдающий, поражённый какой-л. болезнью; || Свойственный такому человеку. 2. Чрезмерный в своём проявлении; неестественный, ненормальный...» [3, с. 90]. Употреблено в первом значении. Однако стоит отметить, что само по себе слово больная не будет относиться к СП «Бред» — только в контексте стихотворения, в котором этому прилагательному сопутствует глагол бредила. Поэтому можно предположить, что здесь имеется в виду болезнь не физическая, а душевная. Приведём примеры использования лексем анализируемого МП:

  1. Безумный (в разных формах):

«Что ты делаешь, ты, безумный!» («Побег») [1, с. 185];

«И в этот час была мне отдана // Последняя из всех безумных песен». («В последний раз мы встретились тогда...») [1, с. 171];

«Стремящиеся к ней безумны...» («Есть в близости людей заветная черта...») [1, с. 229].

  1. Сошла с ума: «Я сошла с ума, о мальчик странный...» [1, с. 61].
  2. Больная: «Она бредила, знаешь, больная...» («Похороны») [1, с. 75].

Изучим лексическое значение слов МП «Воображение». Воображение : «Способность воображать, мысленное воспроизведение чего-н., фантазия». [12, с. 70]. В лирическом произведении употребляется в прямом смысле. Самая распространённая лексема СП — сон — имеет следующие определения: «1. Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при к-ром почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения. 2. То, что снится, грезится спящему, сновидение». [8]. У Ахматовой мы можем встретить как первое, так и второе значение слова. Казаться (также вторая по частоте употребления лексема на периферии СП): «1. Иметь какой-н. вид, производить впечатление кого-чего-н. 2. Представляться воображению, мысли, предполагаться. 3. взнач. вводн. слова кажется, казалось. Как будто, словно, по-видимому». [12, с. 209]. Во всех случаях используется во втором значении. Чудиться : 1. Представляться в мыслях, воображении; казаться, мерещиться. 2. Производить впечатление чего-л., казаться чем-л». [3, с. 1485]. В стихотворениях поэтессы эта лексема осмысляется по-разному. Мечтать : «1. Создавать мысленный образ чего-л., представление о чём-л. желаемом, приятном. 2. Сильно желать чего-л.; стремиться к чему-л. 3. Предполагать что-л., надеяться на что-л».. В произведении употребляется в первом значении. Привидеться : «Представиться, показаться во сне или в воображении». [3, с. 972]. В контексте стихотворения данный глагол сохраняет свой первоначальный смысл, но, потому как произведение меланхолично, на слово накладывается минорный оттенок. Приведём примеры использования перечисленных лексем:

  1. Воображение: «Покорно мне воображенье...» [1, с. 126].
  2. Сон:

«Мы прощались как во сне...» («Над водой») [1, с. 63];

«Так мёртвый говорит, убийцы сон тревожа...» («А! Это снова ты. Не отроком влюбленным...») [1, с. 268];

«Мне о ней бывают сны!» («Долго шёл через поля и сёла...») [1, с. 232].

  1. Казаться:

«Повсюду тебе казалось, // Что вольный ты и на воле». («Любовь покоряет обманно...» [1, с. 83];

—«Показалось, что много ступеней...» («Песня последней встречи») [1, с. 78];

—«...поцелуем показалась // Теплота небесного луча...» («Первый луч — благословенье Бога...») [1, с. 259].

  1. Чудиться:

«Мне чудился полуоткрытый рот...» («Эпические мотивы») [1, с. 147];

—«И все чудилось ей, что пламя // Близко...» (««Я пришла тебя сменить, сестра...») [1, с. 103];

«Почудится в дрёме левкоя...» («Любовь») [1, с. 80].

  1. Мечтать: «Здесь напрасным кажется мечтать». («Здесь всё то же, то же, что и прежде...» ) [1, с. 96].
  2. Привидеться: «Я недаром печальной слыву // С той поры, как привиделся ты» . («Как ты можешь смотреть на Неву...») [1, с. 173].

Таким образом, СП «Бред» в лирике А. А. Ахматовой является важным элементом её языковой картины мира.

Ядро СП — это лексема бред . В ранних стихотворениях А. А. Ахматовой мотив бреда проявляет себя разнохарактерно: это может быть любовный бред, бред больного, бред как мечта. Данное понятие в контексте получает как позитивную, так и негативную эмоциональную окраску. К гиперсеме примыкают однокоренные с ней слова бредила , бредишь , бредни . В произведениях поэтессы они тоже приобретают дополнительный смысл. В периферию СП было включено более трёх десятков единиц. Все слова этой части в той или иной степени ассоциируются с ядерным словом. Такое изобилие слов позволило выделить 3 МП внутри СП: «Безумие», «Глупость» и «Воображение». Такие названия обусловлены тем, что в языке лирики Анны Ахматовой бред так или иначе перекликается с данными понятиями.

Литература:

  1. Анна Ахматова. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 1. Стихотворения. 1904–1941 / сост., подгот. текста, коммент. и статья Н. В. Королёвой — М.: Эллис Лак, 1998. — 968 с.
  2. Анна Ахматова. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 3. Поэмы. Pro domo mea. Театр / сост., подгот. текста, коммент. и статья С. А. Коваленко. — М.: Эллис Лак, 1998. — 768 с.
  3. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: «Норинт», 2000. — 1536 с.
  4. Васильев Л. М. Теория семантических полей // Вопросы языкознания. — 1971. — № 5. — С. 105–113.
  5. Вендина Т. И. Введение в языкознание: Учеб. пособие для педагогических вузов — М.: Высш. шк., 2001. — 288 с.
  6. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов. — 5-е изд., испр. и доп. — Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. — 486 с.
  7. Кушнер А. Анна Андреевна и Анна Аркадьевна // Новый Мир. — 2000. URL: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2000/2/anna-andreevna-i-anna-arkadevna.html (дата обращения: 14.05.24)
  8. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. — М.: Академии наук СССР, 1949. URL: https://roslib.rudn.ru/book/tolkovyj-slovar-russkogo-yazyka (дата обращения: 18.05.24)
  9. Покровский М. М. О методах семасиологии // Избранные работы по языкознанию. — М.: Изд-во АН СССР, 1959. — 360 с.
  10. Розенталь Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя / Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 399 с.
  11. Темненко Г. М. Романтические мотивы в ранней лирике Ахматовой // Вопросы русской литературы. — 2013. — № 25 (82) — С. 99–121.
  12. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. — М.: «Аделант», 2013. — 800 с.
  13. Фёдоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка: ок. 13 000 фразеологических единиц. — 3-е изд., испр. — М.: Астрель, АСТ, 2008. — 878, [2] с.
Основные термины (генерируются автоматически): слово, бред, лексема, лирическая героиня, контекст стихотворения, периферия СП, прямой смысл, ранняя лирика, сон, ядро СП.


Ключевые слова

лексема, семантическое поле, слово, бред, ранняя лирика А. А. Ахматовой, микрополе

Похожие статьи

Семантика и особенности функционирования вводных конструкций в лирике А. Блока

В статье рассматриваются семантика и особенности функционирования вводных конструкций в лирике А. Блока, анализируется частота их употребления в произведениях поэта.

Лексико-семантическое поле «Россия» в гражданской лирике Е. Евтушенко

В статье авторы исследуют лексико-семантическое поле «Россия» в творчестве Е. А. Евтушенко.

Семантические особенности образа женщины в поэзии Т. Корбьера

Данная статья посвящена изучению лексико-семантических особенностей создания образа женщины в контексте лирики французского поэта Тристана Корбьера с помощью лингвистического анализа, ориентированного на метод семантического поля.

Топос уральской поэзии

В работе рассматривается представление категорий пространства в стихотворениях поэтов Урала второй половины ХХ в. и начала XXI в. Систематизируются виды художественного пространства. Проводится анализ стихов с целью определить особенности видения про...

Оппозиция «белый — черный» в поэтическом идиолекте М. Цветаевой (на материале стихотворения «Белизна — угроза Черноте» (1918 г.)

Семантическое поле «цвет», реализующееся в оппозиции белого и черного цветов, является одним из основных семантически наполненных концептов в творчестве Марины Цветаевой. В данной статье это поле рассматривается на материале стихотворения «Белизна — ...

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Идиостилевые особенности художественных текстов М. А. Шолохова

Данная статья посвящена художественному миру М. А. Шолохова, который представляется глубоко выразительным психологизмом, пропитывающим всю художественную систему, моделированию идиостиля автора на основании анализа лексики, часто встречающейся в его ...

Репрезентация концепта «время» в художественной картине мира А. Марининой

В статье рассматриваются репрезентативные контексты, которые способствуют моделированию поля концепта «время» как в его общеязыковой, так и в индивидуально-авторской сфере.

Языковая репрезентация концепта «война» в экзистенциальном романе Ж. П. Сартра «Отсрочка»

В данной статье исследуется концепт «Война» в романе Ж. П. Сартра «Отсрочка». Автор обращается к понятию концепта и рассматривает его в контексте концепций других учёных. Особое внимание в данной работе уделяется образу войны в рассматриваемом произв...

Восклицательные предложения в детском дискурсе прозы А.П. Гайдара

Статья посвящена проблеме синтаксических средств выражения авторской модальности в художественном тексте. Рассматриваются восклицательные предложения, функционирующие в детской речи прозы А.П. Гайдара.

Похожие статьи

Семантика и особенности функционирования вводных конструкций в лирике А. Блока

В статье рассматриваются семантика и особенности функционирования вводных конструкций в лирике А. Блока, анализируется частота их употребления в произведениях поэта.

Лексико-семантическое поле «Россия» в гражданской лирике Е. Евтушенко

В статье авторы исследуют лексико-семантическое поле «Россия» в творчестве Е. А. Евтушенко.

Семантические особенности образа женщины в поэзии Т. Корбьера

Данная статья посвящена изучению лексико-семантических особенностей создания образа женщины в контексте лирики французского поэта Тристана Корбьера с помощью лингвистического анализа, ориентированного на метод семантического поля.

Топос уральской поэзии

В работе рассматривается представление категорий пространства в стихотворениях поэтов Урала второй половины ХХ в. и начала XXI в. Систематизируются виды художественного пространства. Проводится анализ стихов с целью определить особенности видения про...

Оппозиция «белый — черный» в поэтическом идиолекте М. Цветаевой (на материале стихотворения «Белизна — угроза Черноте» (1918 г.)

Семантическое поле «цвет», реализующееся в оппозиции белого и черного цветов, является одним из основных семантически наполненных концептов в творчестве Марины Цветаевой. В данной статье это поле рассматривается на материале стихотворения «Белизна — ...

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Идиостилевые особенности художественных текстов М. А. Шолохова

Данная статья посвящена художественному миру М. А. Шолохова, который представляется глубоко выразительным психологизмом, пропитывающим всю художественную систему, моделированию идиостиля автора на основании анализа лексики, часто встречающейся в его ...

Репрезентация концепта «время» в художественной картине мира А. Марининой

В статье рассматриваются репрезентативные контексты, которые способствуют моделированию поля концепта «время» как в его общеязыковой, так и в индивидуально-авторской сфере.

Языковая репрезентация концепта «война» в экзистенциальном романе Ж. П. Сартра «Отсрочка»

В данной статье исследуется концепт «Война» в романе Ж. П. Сартра «Отсрочка». Автор обращается к понятию концепта и рассматривает его в контексте концепций других учёных. Особое внимание в данной работе уделяется образу войны в рассматриваемом произв...

Восклицательные предложения в детском дискурсе прозы А.П. Гайдара

Статья посвящена проблеме синтаксических средств выражения авторской модальности в художественном тексте. Рассматриваются восклицательные предложения, функционирующие в детской речи прозы А.П. Гайдара.

Задать вопрос