Особенности проектирования и последовательность работы над различными видами коллекций одежды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 30.05.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Прокопова, Е. В. Особенности проектирования и последовательность работы над различными видами коллекций одежды / Е. В. Прокопова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/archive/521/114946/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье производится анализ особенностей проектирования и последовательность работы над различными видами коллекций.

Ключевые слова: коллекция, промышленная коллекция, проектирование.

Работа в области дизайна одежды предполагает уменение создавать

различные виды коллекций — это коллекции «от кутюр», «прет-а-порте», промышленные, предназначенные для массового тиражирования.

Цели, этапы работы, конструкторско-технологический подход, качество и количество используемых материалов и тканей, возможность тиражирования или выпуск единичных экземпляров моделей, сроки выпуска модельного ряда и стоимость для каждого вида коллекций принципиально различны.

Поэтому создавая коллекцию необходимо изначально определять ее вид и четко следовать этапам работы над ней. Для классификации коллекций по их содержанию и исполнению следует рассмотреть особенности проектирования и последовательность работы над различными видами коллекций.

Так для работы над коллекциями «от кутюр» творческая концепция автора ложиться в основу коллекции и приобретает черты индивидуального стиля в процессе работы над ней. Существуют различные методы работы над коллекциями высокой моды. Традиционным считалась такая последовательность, в которой выполнение определенных моделей начиналась с выявления пластических и эстетических свойств материалов (тканей) коллекции. Модели создавались муляжным методом, исходя из свойств ткани, т. е. ткань диктует и определяет форму моделей. Многие знаменитые модельеры в прошлом и современные мастера моды сами разрабатывают рисунки, принты тканей и виды отделки. Часто пластичность материала, изгибы складок являются источником вдохновения для создания образов будущих моделей, в которых гармонично соединяется работа материала с художественно-образным решением.

Начальным этапом работы над коллекциями в Домах высокой моды является создание серии эскизов, которые помогают в поиске новых решений, креативных идей в выполнении моделей «от кутюр». Последовательность работы над коллекцией «от кутюр», предложенную великим французским кутюрье Кристиан Диором стала традиционной, которую взяли на вооружение многие мастера моды современности.

Работа над коллекциями высокой моды, предложенные Диором, имеет три этапа.

Первый этап — «Студия». Он включает: анализ источников творчества, идей будущих моделей; создание эскизов-идей моделей, отражающих авторские идеи коллекции; отбор эскизов, наиболее выразительно отображающих идеи коллекции; создание первых макетов, с выбором отделок для моделей, выражающих основную идею коллекции. Так же в этом этапе предусмотрена проработка вариантов макетных форм и выбор лучшего из них с дальнейшим просмотром отобранных макетов будущей коллекции, окончательная подгонка и обработка.

Второй этап — «Мастерские», включающий разработку сценария коллекции, который дает четкое представление о назначении моделей и позволяет автору избежать случайного образования форм коллекционного ряда. В противном случае, выстроить модели коллекции воедино будет очень сложно или практически невозможно. Композиционное построение коллекции с выявлением композиционного центра, выстраивание тонального, цветового и ритмического ряда коллекции. В этот этап входит подбор материалов для выполнения коллекции, отбор манекенщиков-демонстрантов моделей. Также предусмотрено выполнение моделей в материале, при этом возможен пошив моделей-вариантов, проведение примерок моделей, подбор аксессуаров и дополнений. Затем проведение рабочей репетиции с просмотром моделей и окончательная доработка коллекции. Завершается данный этап проведением генеральной репетиции просмотра коллекции.

Третий этап под названием «Салон», включает разработку плана и режиссуры показа. Например, Диор в середине и конце показа демонстрировал зрителям самые эффектные и острые модели, часто самые непрактичные в коллекции и рассматривал их как «ударные силы», несущие новые идеи коллекции, символы новой авторской линии.

Популярность модных моделей одежды определяется их тиражностью и признанием основной массой потребителей. Именно технический прогресс с начала ХХ века способствовал переходу к более доступному и демократичному подходу в создании костюма, который перевел изготовление одежды в условия промышленного производства. Поэтому рядом с одеждой «от кутюр» появилась мода, ориентированная на промышленность — «прет-а-порте» , что переводится с французского как «готовое платье». Мода «от кутюр» является авторской, она ориентирована на состоятельный класс и отличается художественной и исполнительской уникальностью. Модели «прет-а-порте» тиражируются, с использованием недорогих материалов, с анонимностью авторов. Пьер Карден перенес в массовый тираж идеи моделей «от кутюр» и качество их исполнения. Для этого тщательно прорабатывалась технология изготовления модной вещи, апробировались варианты кроя, и в результате выбирался лучший, чтобы костюм из магазина мог хорошо сидеть на индивидуальной фигуре потребителя. Таким образом, Пьер Карден возвел «прет-а-порте» на уровень «от кутюр» [1 ] .

Коллекции «прет-а-порте» одновременно являются промышленными коллекциями класса «люкс» и перспективными коллекциями, т. е. коллекциями-«прогнозами», для промышленных массовых коллекций. Это определяет специфику их создания.

Основной задачей создания коллекций «прет-а-порте» является разработка нового модного образа с учетом тенденций моды, которая включает разработку колористического, тонального и пластического рядов, ориентация на модные фактуры материалов и фурнитуру, разработка новых базовых форм, соответствующих тенденциям моды, а также разработка и использование прогрессивных методов технологической обработки моделей.

Следует определить этапы создания коллекции «прет-а-порте».

В ходе первого этапа (« Концепция») создания определяется общая концепция, направленность коллекции, выбирается ассортимент, сырье, назначение моделей. На втором этапе ( «Создание») выполняются эскизы будущей коллекции, выбираются ведущая цветовая гамма, силуэты и разрабатывается стилистика коллекции. В третьем этапе ( «Планирование») отбираются эскизы моделей коллекции, которые будут выполнены в материале и определяется оптимальное число моделей в коллекции. Четвертый этап — «Выполнение в материале», в котором по эскизам создаются макеты, для отрабатки конструкции моделей с применением современных методов конструктивного моделирования. В завершении этого этапа выполняются модели из основной ткани. Пятый этап « Отбор готовых моделей», в нем выбирают наиболее конкурентоспособные изделия, соответствующие требованиям марки создателя, и формируются блоки моделей для показа их на подиуме.

Шестой этап « Демонстрация коллекции», т. е. показ моделей коллекции, который является основной формой рекламы в конкурентной борьбе между дизайнерами за «звание» модного. По результатам таких показов байеры делают заказы для крупнейших торговых фирм и бутиков, работающих в индустрии моды и по количеству продаж, становится ясно, какой тираж выпуска моделей планируется к началу модного сезона. Седьмой этап — « Производство», где разрабатываются лекала для всех типовых размеров с помощью компьютерных программ и технологий. Изготавливаются серии моделей коллекции. Восьмой этап « Реклама и распределение коллекции». На этом этапе ищут деловых партнеров с расширением масштабов деятельности, модели коллекции закупаются торговыми организациями, коллекция рекламируется в средствах массовой информации и т. п. Именно после создания и демонстрации коллекции «прет-а-порте» разрабатываются промышленные массовые коллекции, которые развивают перспективные модные тенденции, в основном это происходит через полтора-два года после их появления в перспективных коллекциях.

Промышленная коллекция — это коллективный труд многих специалистов, что обусловлено промышленным производством изделий.

Требования к моделям промышленной коллекции одежды для массового производства отличаются от требований к одежде от кутюр, в которых основополагающим является не ординарность авторского мышления, эксклюзивность, много ручного труда и зачастую очень дорогие единичные экземпляры моделей. Т. е. одежда как произведение искусства. Создать качественную, экономичную и отвечающую современным тенденциям моды коллекцию для массового потребителя сложно, к ней предъявляются совершенно другие требования, которые необходимо учитывать при проектировании [2].

Модели промышленной коллекции должны быть удобные, красивые, современные и разнообразные по внешнему виду и желательно с использованием материалов с хорошими физико-механическими, гигиеническими, гипоаллергенными свойствами. Композиционно-конструктивное решение должно обеспечивать возможность расширения вариативности моделей за счет изменений цвета, рисунка, фактуры материала при неизменной конструкции. При этом, в мотивах композиции должны отсутствовать броскость, навязчивость, яркие акценты, соответствующие определенной индивидуальности, которые сужают круг потребителей, т. е. все то, что способствует запоминанию и быстрому распознаванию моделей среди других, так как эти свойства накладывают ограничение на тираж. Модели должны отличаться универсальностью в композиционном и конструкторско-технологическом решении, которое должно обеспечивать возможность изготовления модели в предельно широком размероростовочном диапазоне, для различных возрастных групп, также должны быть приемлемыми для различных типов фигур и цветотипа потребителей. Конструкция должна быть технологичной, т. е. которую можно изготовить просто и дешево при высоком качестве моделей и без ущерба эстетических свойств.

Этапы разработки промышленной коллекции отображено в рис. 1.

Рис. 1

Поэтому создавая коллекцию необходимо изначально определять ее вид и четко следовать этапам работы над ней. Систематизация видов коллекций, определение содержания и этапов работы над ними поможет в проектировании и получении качественных образцов моделей одежды.

Литература:

  1. Ермилова, В. В. Моделирование и художественное оформление одежды [Текст] / В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова. — М.: Академия, 2000. — 180 с.
  2. Шершнёва, Л. П. Проектирование и производство женского платья [Текст] / Л. П. Шершнёва, А. П. Рогова. — М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1983. — 224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): коллекция, этап, промышленная коллекция, этап работы, высокая мода, модель, последовательность работы, различный вид коллекций, будущая коллекция, единичный экземпляр моделей.


Ключевые слова

В статье производится анализ особенностей проектирования и последовательность работы над различными видами коллекций

Похожие статьи

Задать вопрос