Данная работа направлена на изучение вопроса актуальных мер поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. В работе рассмотрен ряд поручений по реализации мер поддержки бизнеса, озвученных в Послании Федеральному собранию от 29 февраля 2024.
Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, проблемы развития малого бизнеса, перспективы развития малого бизнеса, государственная поддержка, государственные программы.
This work is aimed at studying the issue of current measures to support small and medium-sized businesses in the Russian Federation. The work examines a number of instructions for the implementation of business support measures voiced in the Address to the Federal Assembly of February 29, 2024.
Keywords: entrepreneurship, small business, problems of small business development, prospects for small business development, government support, government programs.
В условиях текущего санкционного давления на российскую экономику малое и среднее предпринимательство (МСП) оказывается в числе наиболее уязвимых секторов экономики. Санкции привели к снижению доступности внешних рынков, удорожанию импортных компонентов и технологий, что непосредственно отразилось на деятельности МСП. Эти предприятия являются важными элементами экономической системы, так как они обеспечивают создание рабочих мест и способствуют развитию секторов экономик. Однако, в условиях санкционного давления, предприниматели все чаще сталкиваются с многочисленными вызовами, например, снижением доходов и сложностями в доступе к финансовым ресурсам.
Данная работа направлена на изучение вопроса актуальных мер поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. В работе рассмотрен ряд поручений по реализации мер поддержки бизнеса, озвученных в Послании Федеральному собранию от 29 февраля 2024.
Актуальность темы исследования государственной поддержки МСП обусловлена необходимостью разработки и внедрения мер, которые направлены на устранение негативных последствий санкций.
Тема, рассмотренная в данной научной статье релевантная в современном обществе, поэтому многие научные деятели по всему миру посвятили свои исследования различным аспектам налоговой политики и мерам поддержки в сфере экономики. Из последних исследований, которые требуют внимания — анализ мер поддержки, составленный компанией АБТ, который отобразил вложения государства. И научная статья О. С. Медведевой и Т. В. Кисиогло, которая направлена на обозначение особенностей МСП и его роль в российской экономике. Государственная поддержка — это ключевой инструмент, который способен смягчить влияние внешнеэкономических факторов на малый и средний бизнес, обеспечивая его стабильное функционирование в сложных условиях.
Одним из таких мер является рассмотрение возможности поэтапного перехода от упрощенной системы налогообложения (УСН) к общей системе налогообложения (ОСНО). В апреле 2024 года президент России Владимир Путин рекомендовал до 31 июля 2024 года внести в Налоговый кодекс Российской Федерации поправки, определяющие основные параметры модернизации налоговой системы до 2030 года. Одним из ключевых предложений является поэтапный переход малых и средних предприятий с УСН на ОСНО. Эта мера направлена на постепенное адаптирование бизнеса к более сложным налоговым условиям.
Примеры постепенного перехода малых и средних предприятий от упрощенных налоговых режимов к более сложным системам налогообложения встречаются в практике зарубежных стран. Эти случаи можно использовать для примера при внедрении поэтапного перехода от УСН к ОСНО в Российской Федерации.
Так, например, в Бразилии действует упрощенная система налогообложения для малого бизнеса — «Simples Nacional». Правительство Бразилии установило пороговые значения доходов, превышение которых требует перехода на общую систему налогообложения.
Ставки налогов в рамках этой системы схожи со ставками, применяемыми в России на УСН (табл. 1).
Таблица 1
Ставки налогообложения при использовании Simples Nacional [3]
Годовой доход, бразильский реал |
Ставка, % |
до 60 000 |
3 |
от 60 000.01 до 90 000 |
4 |
от 90 000.01 до 120 000 |
5 |
В России УСН предусматривает две основные ставки: 6 % с доходов и 15 % с разницы между доходами и расходами. Также разнятся, хотя и во многом похожи, сферы предпринимательской деятельности, допустимые для применения льготного налогового режима (табл. 2).
Таблица 2
Сравнение сфер деятельности применения льготных систем налогообложения [1, 4]
Вид деятельности |
Simples Nacional |
Упрощенная система налогообложения |
Банки |
Не применяется |
Не применяется |
Страховые компании |
Не применяется |
Не применяется |
Негосударственные пенсионные фонды |
Не применяется |
Не применяется |
Инвестиционные фонды |
Не применяется |
Не применяется |
Профессиональные участники рынка ценных бумаг |
Не применяется |
Не применяется |
Ломбарды |
Не применяется |
Не применяется |
Производство подакцизных товаров |
Применяется |
Не применяется |
Добыча и реализацией полезных ископаемых |
Применяется |
Не применяется |
Нотариусы, адвокаты |
Применяется |
Не применяется |
Транспортная сфера |
Не применяется |
Применяется |
Стоит отметить, что в Бразилии налоговая система «Simples Nacional» включает в себя не только налоговые обязательства, но и взнос работодателя в фонд социального страхования. В России, напротив, УСН не включает в себя социальные взносы работодателя. Компании, которые применяют УСН, обязаны дополнительно уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование. Это создает дополнительную административную нагрузку на предприятия.
Таким образом, опираясь на проведенный анализ, можно сделать вывод, что включение социальных взносов в единую налоговую систему в России значительно упростит налоговое администрирование. Опыт Бразилии показывает, что такой подход будет успешным при условии поэтапного внедрения. Но стоит обратить внимание на опыт внедрения в налоговые платежи страховых взносов.
Также, следующей мерой поддержки является налоговая амнистия для налогоплательщиков, которые использовали специальные налоговые режимы, дробя бизнес для сохранения права на применение этих режимов. Для них будет предусмотрено исключение доначисления налогов, начисление пеней и штрафов, привлечения к уголовной ответственности [3].
Это приведет к повышению уровня добровольного соблюдения налогового законодательства и создаст стимулы для легализации бизнеса. Также произойдёт уменьшение административных расходов: за счет снижения нагрузки на налоговые органы (уменьшится число проверок) и сокращения судебных разбирательств.
Налоговая амнистия создаст неправильные стимулы для налогоплательщиков, которые ожидают аналогичных амнистий в будущем. Некоторые налогоплательщики, которые строго соблюдали налоговое законодательство, почувствуют себя обманутыми, если тем, кто нарушил закон, будет предоставлено преимущество. Поэтому стоит обратить внимание на стимулирование добросовестных предпринимателей, поощряя прозрачное ведение бизнеса.
Также важно упомянуть о предложении Президента России Владимира Путина о введении нулевой ставки НДС в сфере железнодорожного транспорта и предоставлении льгот на режим налогообложения для обрабатывающих производств. Здесь важно отметить: уделять внимание требуется большему количеству сфер экономики, то есть обеспечить поддержку не только перспективным отраслям, но и помочь и всей экономической системе в целом, поскольку санкционное давление так или иначе коснулось всего российского бизнеса.
Таким образом, работе был проанализирован переход от упрощенной системы налогообложения к основной, с учетом опыта Бразилии. Также были изучены аспекты налоговой амнистии в контексте дробления бизнеса. Дополнительно, были рассмотрены исследованы положительные стороны установления нулевой ставки НДС и предоставления льгот в сфере железнодорожного транспорта и обрабатывающих производств.
Результаты этого исследования подчеркивают важность внимания к различным аспектам налоговой политики для стимулирования экономического роста и устойчивости. Переход к основной системе налогообложения требует внимательного планирования и поддержки со стороны государства, а амнистия станет инструментом для регуляризации налоговых отношений и повышения налоговой дисциплины. Установление нулевой ставки НДС и предоставление льгот способствуют повышению их конкурентоспособности на мировых рынках.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 04.06.2018) // Собрание законодательства РФ. — 07.08.2000. — № 32. — ст. 3340.
- Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/ (Дата обращения: 21.05.2024)
- Официальное интернет-представительство президента России. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/73759 (Дата обращения: 21.05.2024)
- Юридическая компания БЦА «Унтернеменсбератунг». Текст статьи «Режим упрощенного налогообложения в Бразилии», 2024. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://niemands.ru/ (Дата обращения: 21.05.2024)