Перспективные направления использования системы искусственного интеллекта в противодействии коррупции в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 28.05.2024

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Азимов, А. Р. Перспективные направления использования системы искусственного интеллекта в противодействии коррупции в России / А. Р. Азимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 431-434. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114856/ (дата обращения: 28.06.2024).



Статья посвящена анализу возможностей использования системы искусственного интеллекта органами внутренних дел в противодействии коррупции. Установлены задачи, которые решаются посредством использования искусственного интеллекта в области противодействия коррупции. Сделан вывод, что использование возможностей искусственного интеллекта для противодействия коррупции позволит создать более совершенный механизм быстрого выявления признаков коррупционных преступлений в деятельности государственных и муниципальных служащих.

Ключевые слова : коррупция, искусственный интеллект, противодействие коррупции, коррупционные преступления, предупреждение коррупции.

В настоящее время коррупция является одной из серьезных угроз для национальной безопасности страны и общественной стабильности общества, оказывая разрушительное воздействие на структуру государства и многие аспекты социальной жизни России. Это обусловлено тем, что коррупция подрывает основы российской государственности и доверие населения к способности властей защищать их права и интересы, а также создает условия для вербовки госслужащих представителями иностранных спецслужб и международных организаций, что в условиях противодействия Российской и Западной цивилизаций, которая протекает в острой форме, приобретает особую значимость.

Согласно официальной статистике МВД России, за 2023 год было выявлено 36 407 преступлений коррупционной направленности [1]. Прирост по сравнению с предшествующим годом составил 3 %, что представляет собой довольно значительный показатель. При этом важно учитывать и тот факт, что большая часть рассматриваемой категории преступлений находится вне учёта статистик, т. к. носит латентный характер.

Представленное определяет противодействие коррупции в качестве приоритетного направления деятельности государства в лице органов внутренних дел.

В то же время искусственный интеллект (далее — ИИ) становится все более актуальным и эффективным, что выражается в его повсеместной востребованности, что обусловливает возможность его применения и в органах внутренних дел для борьбы с коррупцией среди прочего.

Согласно положениям Национальной стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 года, которая была утверждена указом Президента 10 октября 2019 года, ИИ представляет собой «комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека» [2].

Рассматривая особенности ИИ, Е. С. Ларина и В. С. Овчинский определили его как вычислительную платформу для выполнения конкретных, заранее заданных функций и решения задач; устройство превращения любой информации в цифру, обработка этой цифры методами статистики и дискретной вычислительной математики и получение ответа в интуитивно понятном для человека виде [3, с. 4]. ИИ, в своей сущности, представляет собой основу сбора, хранения и обработки сведений.

В ближайшем будущем, система ИИ, несомненно, станет ключевым двигателем прогресса в таких областях как экономика, финансы, социальная сфера, государственное регулирование и обеспечение национальной безопасности. Конкурентные преимущества организаций, предприятий и различных учреждений, а также отдельных групп населения будут определяться на основе использования возможностей ИИ.

Вопрос применения ИИ в деятельности правоохранительных органов для противодействия коррупционной преступности заслуживает особого внимания. Система ИИ приобретает особое значение как эффективное средство борьбы с коррупционными проявлениями, которые имеют место среди чиновников различного уровня, включая и Министерство обороны. Перспектива использования ИИ имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Основная причина, по которой ИИ считается надёжным инструментом в борьбе с коррупцией, заключается в его «неспособности к сговору». Он не подвержен влиянию и не может быть убеждён скрыть какой-либо коррупционный акт. Решения, которые он принимает, базируются на строго заданных алгоритмах, изменение или модификация которых является сложной задачей.

Использование системы ИИ в борьбе с коррупцией позволяет, по мнению Н. А. Кузьмина, успешно решать следующие задачи:

  1. Предупреждение коррупционных преступлений. Использование искусственного интеллекта для выявления признаков коррупции позволяет не только обнаруживать коррупционеров и останавливать их активность, но также значительно влияет на решение чиновников прекратить свою незаконную деятельность и воздерживаться от коррупции в будущем.
  2. Увеличение уровня доверия общества к государству, его структурам и деятельности. Если граждане осознают, что власти используют передовые технологии, включая системы ИИ, для предотвращения коррупционных действий, это не только повысит их доверие к органам власти, но и укрепит уверенность в том, что государство может эффективно защищать их права и интересы от незаконных вмешательств.
  3. Внедрение автоматизированных технологий в систему антикоррупционной деятельности для быстрого сбора необходимых данных и их своевременного использования для борьбы с коррупцией.
  4. Разработка прозрачной системы, которая будет минимизировать человеческое влияние и обеспечивать эффективное противодействие коррупции.
  5. Интеграция имеющихся ресурсов государственных и негосударственных структур, предприятий и организаций в противодействии коррупции [4, с. 155].

С развитием технологий ИИ, возможности программ расширяются. Теперь они не только могут прогнозировать коррупцию задолго до ее появления, но и идентифицировать потенциальные взятки, включая риски подозрительной банковской активности и т. п.

ИИ может оказывает оказать значительную поддержку в обнаружении данных, указывающих на коррупционные действия или другие незаконные активности со стороны чиновников, в первую очередь в финансовой и бухгалтерской документации. Этот инструмент может содействовать выявлению участия конкретных лиц в коррупционных преступлениях или находить подтверждения таких фактов.

В отдельных странах это уже реализуется на практике. Так, ИИ, применяемый в Китае под названием «ZeroTrust», успешно идентифицировал множество коррупционных действий, предоставив неопровержимые доказательства против виновных [5, с. 38].

Работа данной системы построена на основе сопоставления множества баз данных федерального и регионального уровней с доходами и расходами государственных служащих. Использование ИИ позволяет оператору выделять значимые детали, которые могут указывать на наличие или отсутствие признаков коррупционных действий, благодаря анализу обширных массивов данных. Представляется, что китайский опыт, как и опыт других стран по использованию ИИ, требует внимательного анализа для возможного использования в России.

В то же время, применении системы ИИ также вызывает и значительное количество вопросов с точки зрения правового регулирования такого его использования. К примеру, в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» [6], гарантируется тайна об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов банков и кредитных организаций. Возникает вопрос о том, насколько свободно системы ИИ могут получать доступ к информации организаций без ограничений. Учитывая, что в настоящее время наблюдается тенденция по снижения использования наличных в коррупционных схемах и активному использованию криптовалюты и других квазиденег, что делает этот вопрос особенно актуальным. Системы отслеживания транзакций интересующих фигурантов, ввода и вывода денежных средств при помощи ИИ могут охватить практически все траты конкретного лица. И если раньше такие мероприятия требовали использования значительных ресурсов для проверки сведений о доходах и расходах чиновников, путем направления запросов в различные ведомства, то теперь ИИ может существенно ускорить время проведения таких проверок. В итоге аналитик получит точные данные, указывающие на значительные финансовые операции, такие как траты или переводы больших сумм денег, а также поступления необоснованных средств на счет чиновника.

Представляется, что в России, на основе анализа зарубежных аналогов и собственных разработок, в перспективе должна быть создана собственная система ИИ, которая предоставит правоохранительным органам новые возможности для борьбы с коррупцией. Это даст им шанс оперативно анализировать большие объемы данных и принимать соответствующие необходимые своевременные действия для выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследовании коррупционных преступлений.

В настоящее время определенная работа проводится в рамках финансовых учреждений России. Например, порядка 70 финансовых учреждений, в том числе ведущие банки страны, на данный момент составляют часть платформы, созданной для обмена информацией о киберугрозах под руководством Ассоциации банков России.

Разработка системы ИИ на основе этих платформ для борьбы с коррупцией позволит оперативно синтезировать ресурсы, доступные у государственных и муниципальных структур. Это приведет к созданию инновационной системы, включающей в себя обширный массив данных, необходимых для эффективной борьбы с коррупционными действиями.

Представляется, что в качестве перспективных направлений использования системы ИИ в противодействии коррупции в России можно обозначить следующие:

1) анализ данных: система ИИ может быть использована для анализа больших объёмов данных, связанных с коррупционными схемами. Это позволит выявить подозрительные транзакции, определить закономерности и тенденции, а также выявить возможные коррупционные связи;

2) автоматизация процессов: ИИ может автоматизировать процессы, связанные с проверкой деклараций о доходах и расходах государственных служащих, что снизит вероятность ошибок и повысит объективность работы соответствующих подразделений;

3) прогнозирование рисков: система ИИ может прогнозировать риски коррупции в различных сферах деятельности, позволяя своевременно принимать меры по выявлению и своевременному раскрытию коррупционных схем;

4) обучение и повышение квалификации: система ИИ может использоваться для обучения и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов, занимающихся борьбой с коррупцией;

5) анализ законодательства: ИИ может анализировать законодательство и выявлять пробелы и противоречия, которые могут способствовать коррупции, что позволит законодателям своевременно разрабатывать необходимые изменения в законодательство;

6) создание системы мониторинга: ИИ может создать систему мониторинга, которая будет отслеживать изменения в поведении государственных служащих и выявлять возможные коррупционные схемы;

7) интеграция с другими системами: система ИИ может быть интегрирована с другими системами, такими, например, как системы электронного правительства, повышая эффективность борьбы с коррупцией.

Представляется, что, учитывая современную ситуацию, когда имеет место острая фаза конкуренции двух цивилизаций важно уже в настоящее время начинать готовить сотрудников спецслужб и правоохранительных органов для работы в новых условиях, используя возможности ИИ в борьбе с коррупцией как реальной угрозой национальной безопасности России.

Литература:

  1. Состояние преступности в Российской Федерации за январь — декабрь 2023 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. URL: https:// мвд.рф/reports/item/47055751/
  2. Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 (ред. от 15.02.2024) «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 41. Ст. 5700.
  3. Овчинский В. С., Ларина Е. С. Искусственный интеллект. Большие данные. Преступность. («Коллекция Изборского клуба»). М.: Книжный мир, 2018. 416 с.
  4. Кузьмин Н. А. Перспективы использования искусственного интеллекта в противодействии коррупции // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 3. С. 154–156.
  5. Ерёмина Т. Ю., Алешин Е. А. О перспективах использования искусственного интеллекта в противодействии коррупции на муниципальной службе // Мировая наука. 2024. № 1 (82). С. 35–39.
  6. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395–1 (ред. от 12.12.2023) «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 6. Ст. 492.
Основные термины (генерируются автоматически): искусственный интеллект, противодействие коррупции, коррупция, система, борьба, Россия, время, действие, обширный массив данных, объем данных.


Похожие статьи

Задать вопрос