Педагогические условия формирования естественнонаучной грамотности при изучении курса безопасности жизнедеятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 26.05.2024

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Пономарёва, Р. В. Педагогические условия формирования естественнонаучной грамотности при изучении курса безопасности жизнедеятельности / Р. В. Пономарёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 231-232. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114781/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье анализируются педагогические условия формирования естественнонаучной грамотности и выявляются важные аспекты — рекомендации для организации уроков по курсу.

Ключевые слова: естественнонаучная грамотность, педагогические условия, формирование .

Естественнонаучная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Педагогические условия формирования естественнонаучной грамотности:

Интегративность, непрерывность и преемственность в формировании естественнонаучной грамотности на всех этапах общего образования.

Реализация четырёх взаимосвязанных направлений :

— интеграция учебных дисциплин естественнонаучной и социальной направленности с учётом современных достижений науки;

— включение в учебные планы спецкурсов и факультативов естественнонаучной направленности, расширение спектра внеурочной работы естественнонаучной направленности;

— межпредметная и метапредметная интеграция, интеграция урочной и внеурочной деятельности с целью углубления естественнонаучных знаний учащихся и формирования соответствующих убеждений, приобретения школьниками разностороннего опыта применения полученных знаний на практике в различных сферах жизнедеятельности;

— организация межпредметного взаимодействия путём создания межпредметных модулей, тесного взаимодействия учителей, активного применения межпредметных технологий, организации коллективного решения проблем, в том числе в процессе сетевого взаимодействия.

Просветительская работа с родителями с целью популяризации естественнонаучных знаний (лектории, дни открытых дверей, конференции и т. п.).

Обновление материально-технических условий формирования естественнонаучной грамотности учащихся.

Использование здоровье сберегающих образовательных технологий , которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребёнок мог усваивать культуру человечества без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.

Педагогические условия играют важную роль в формировании естественнонаучной грамотности у учащихся при изучении курса безопасность жизнедеятельности. Этот курс необходим для того, чтобы подготовить школьников к соблюдению правил безопасности в различных сферах жизни.

Прежде всего, необходимо создать комфортные и безопасные условия для обучения. Классы должны быть оснащены современным оборудованием и учебными пособиями, которые помогут учащимся лучше усваивать материал.

Важным аспектом является компетентность педагогов. Учителя, преподающие курс безопасность жизнедеятельности, должны быть хорошо подготовлены и иметь достаточные знания в области безопасности. Только так они смогут правильно и доступно объяснить учебный материал учащимся.

Также необходимо привлекать к изучению курса внешних специалистов: сотрудников служб безопасности, врачей, пожарных и т. д. Они смогут дополнить учебный процесс своими знаниями и опытом, что сделает обучение более практичным и интересным.

Не менее важным аспектом формирования естественнонаучной грамотности является практическая деятельность учащихся. Проведение различных практических занятий, тренировок и симуляций поможет им понять, как применять полученные знания на практике и в реальной жизни.

Таким образом, педагогические условия играют важную роль в формировании естественнонаучной грамотности у учащихся при изучении курса безопасность жизнедеятельности. Важно создать комфортные условия для обучения, обеспечить качественное преподавание и привлечение внешних специалистов, а также активно использовать практическую деятельность в учебном процессе. Только при соблюдении всех этих условий можно говорить о полноценном освоении материала и формировании грамотности учащихся.

Литература:

  1. Мишина О. С., Завальцева О. А., Иванов Р. Г. Методический инструментарий для формирования естественно-научной грамотности у школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71–3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskiy-instrumentariy-dlyaformirovaniya-estestvenno-nauchnoy-gramotnosti-u-shkolnikov (дата обращения: 31.08.2023).
  2. Основные результаты международного исследования PISA-2021 // Центр оценки качества образования ИСРО РАО, 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.centeroko.ru (дата обращения: 25.03.2023).
  3. Мамырханова А. М. Естественнонаучная грамотность обучающихся в средней школе по результатам международных исследований: состояние и пути повышения качества (на примере Казахстана) / А. М. Мамырханова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — 6. — с. 128–131.
  4. Куприянова, С. Г. Особенности формирования естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы / С. Г. Куприянова. –Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2 (33). — С. 33- 35. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6177/ (дата обращения: 31.08.2023).
  5. Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе [Текст] / А. М. Зуев // Основы безопасности жизни. — 2014. — № 1. — С. 36–41.
  6. Завальцева О. А., Мишина О. С. Естественнонаучная грамотность как аксиологический ориентир современного школьного биологического образования // Проблемы современного педагогического образования. –2020. –No 69–2. –С. 119–122.
Основные термины (генерируются автоматически): естественнонаучная грамотность, безопасность жизнедеятельности, изучение курса, естественнонаучная направленность, знание, педагогическое условие формирования, учебный процесс, формирование.


Похожие статьи

Методы и средства развития естественнонаучной функциональной грамотности учащихся среднего звена

В статье рассматриваются компоненты естественнонаучной функциональной грамотности. Анализируются методы и средства обучения биологии, направленные на формирование естественнонаучной функциональной грамотности у учащихся среднего звена, обсуждается ра...

Теоретические основы дистанционного обучения взрослых иностранным языкам

В статье рассматриваются теоретические основы и вопросы понятийного аппарата дистанционного обучения взрослых иностранному языку, который является актуальной задачей современного образовательного процесса, приводятся статистические данные, свидетельс...

ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков

В статье проведен анализ нормативно-правовой базы, методической литературы в области основного общего образования с целью обоснования ведущей роли школы в профилактике информационной зависимости детей и подростков посредством изучения ими курса «Осно...

Особенности формирования естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы

В статье обоснована необходимость формирования функциональной грамотности обучающихся, описаны особенности формирования естественнонаучной грамотности, приведены примеры заданий

Формирование естественно-научной грамотности учащихся на уроках биологии

В статье описано значение естественно-научной грамотности в формировании различных компетенций у учащихся, а также представлен пример системы заданий для формирования функциональной грамотности на уроках биологии.

Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA

В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Исследование уровня сформированности математической грамотности младших школьников

В статье рассматривается теоретическая модель понятия «математическая грамотность», возрастные особенности развития и описание процесса формирования математической грамотности. Главной целью научной работы является описание процесса исследования уров...

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...

Понятийный анализ проблемы формирования проектировочных умений у обучающихся в процессе учебной деятельности

В статье рассматривается понятийный анализ проблемы формирования проектировочных умений студентов ССУЗов при преподавании специальных дисциплин; дается толкование понятий «умения», «проектировочные умения»; актуализируется значимость формирования про...

Актуальность правового образования учащихся 9-х классов в курсе ОБЖ

В статье поднимаются вопросы развития правовых знаний учащихся 9-х классов по обеспечению безопасности жизнедеятельности при изучении школьного курса ОБЖ.

Похожие статьи

Методы и средства развития естественнонаучной функциональной грамотности учащихся среднего звена

В статье рассматриваются компоненты естественнонаучной функциональной грамотности. Анализируются методы и средства обучения биологии, направленные на формирование естественнонаучной функциональной грамотности у учащихся среднего звена, обсуждается ра...

Теоретические основы дистанционного обучения взрослых иностранным языкам

В статье рассматриваются теоретические основы и вопросы понятийного аппарата дистанционного обучения взрослых иностранному языку, который является актуальной задачей современного образовательного процесса, приводятся статистические данные, свидетельс...

ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков

В статье проведен анализ нормативно-правовой базы, методической литературы в области основного общего образования с целью обоснования ведущей роли школы в профилактике информационной зависимости детей и подростков посредством изучения ими курса «Осно...

Особенности формирования естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы

В статье обоснована необходимость формирования функциональной грамотности обучающихся, описаны особенности формирования естественнонаучной грамотности, приведены примеры заданий

Формирование естественно-научной грамотности учащихся на уроках биологии

В статье описано значение естественно-научной грамотности в формировании различных компетенций у учащихся, а также представлен пример системы заданий для формирования функциональной грамотности на уроках биологии.

Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA

В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Исследование уровня сформированности математической грамотности младших школьников

В статье рассматривается теоретическая модель понятия «математическая грамотность», возрастные особенности развития и описание процесса формирования математической грамотности. Главной целью научной работы является описание процесса исследования уров...

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...

Понятийный анализ проблемы формирования проектировочных умений у обучающихся в процессе учебной деятельности

В статье рассматривается понятийный анализ проблемы формирования проектировочных умений студентов ССУЗов при преподавании специальных дисциплин; дается толкование понятий «умения», «проектировочные умения»; актуализируется значимость формирования про...

Актуальность правового образования учащихся 9-х классов в курсе ОБЖ

В статье поднимаются вопросы развития правовых знаний учащихся 9-х классов по обеспечению безопасности жизнедеятельности при изучении школьного курса ОБЖ.

Задать вопрос