Современное состояние инклюзивного волонтерства в России и на Западе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 27.05.2024

Статья просмотрена: 130 раз

Библиографическое описание:

Меркуленко, Е. И. Современное состояние инклюзивного волонтерства в России и на Западе / Е. И. Меркуленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 649-652. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114774/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье приведен сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта осуществления инклюзивного волонтерства. Затронуты аспекты развития и организации инклюзивного волонтерства, представлен обзор проблем, намечены перспективы.

Ключевые слова : инклюзивное волонтерство, волонтер, человек с ограниченными возможностями здоровья, опыт, проблемы, перспективы.

Под инклюзивным волонтерством традиционно могут подразумевать деятельность, в которой человек с ограниченными возможностями здоровья (далее — с ОВЗ) выступает в качестве субъекта поддержки и помощи волонтера без таковых ограничений [3, с. 76]. С начала 21 века концепция инклюзивного волонтерства активно распространяется по всему миру, становясь ключевым направлением в области инклюзивных практик.

Но стоит признать, что немалочисленный опыт в данной сфере принадлежит зарубежным странам, так как именно на Западе в рамках инклюзивного волонтерства реализуются уникальные программы по его внедрению во все сферы жизнедеятельности общества на протяжении уже более 10 лет [5, с. 40]. Инклюзивное волонтерство считается одним из важнейших направлений развития гражданского общества на Западе, поскольку позволяет преодолевать неравенство и дискриминацию, а развитие культуры и воспитание будущих граждан в духе добровольчества лишь закрепляет его позиции [6].

Разумеется, количество волонтеров за границей значительно больше числа добровольцев в России. Для примера, в США занимаются волонтерством 27 % населения, в то время как в России всего 8 % [6]. В России опыт применения инклюзивного волонтерства характеризуется своей многообразностью, но при этом стоит признать, что это направление начало активно развиваться лишь с сравнительно недавнего периода, также стоит признать, что на данном этапе его специфика еще формируется. В международном контексте признается растущая роль волонтеров в поддержании «здорового общества». Волонтеры с ОВЗ рассматриваются как ценные участники, способные вносить весомый вклад наравне с другими гражданами. Страны активно работают над созданием благоприятных условий для их участия в волонтерской деятельности. Россия также стремится достичь сопоставимых результатов, осознавая необходимость проведения инклюзивных мероприятий и развития инклюзивной культуры. В последние годы намечен значительный рост в количестве подобных мероприятий, что, в свою очередь, способствует популяризации инклюзивной культуры и привлечению внимания к проблемам людей с инвалидностью [3, с. 5].

Нормативно-правовой основой данной деятельности стала государственная программа Российской Федерации «Доступная среда», данная программа направление на «создание правовых, экономических, институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни» [1]. Реализация инклюзивного волонтерства в нашей стране осуществляется посредством разработки и внедрения инклюзивных волонтерских программ и проектов, которые реализуются на базах образовательных учреждений и волонтерских организаций. В последние годы наблюдается рост внедрения инклюзивного волонтерства в деятельность комплексных центров реабилитации. Самый масштабный проект инклюзивного волонтерства, начавший свою реализацию в Российской Федерации, — это деятельность Волонтерского центра инклюзивного добровольчества, опирающаяся на эффективный опыт системного внедрения программ инклюзивного волонтерства, реализуемых в рамках деятельности Волонтерского центра Российского государственного социального университета (далее — РГСУ) «Абилимпикс». В свою очередь, за рубежом выделяется ряд государств, которые реализуют системные и целенаправленные практики по вовлечению людей с инвалидностью в волонтерство, среди которых — Великобритания, Канада, США, Израиль, на фундаментальном уровне продвигающие инклюзивное добровольчество. Наиболее известные организации, ведущие волонтерские практики — «Volunteering Matters» (Великобритания) и добровольческая организация «Волонтеры Канады» [3, с. 35].

В России деятельность активистов, занимающихся инклюзивным волонтерством, можно по праву считать разнообразной и разносторонней. Основные направления их деятельности проиллюстрированы на рис. 1.

Основные направления деятельности волонтеров, осуществляющих инклюзивное волонтерство

Рис. 1. Основные направления деятельности волонтеров, осуществляющих инклюзивное волонтерство

Зарубежный перечень более профессионально ориентирован. Основные виды деятельности британских волонтеров проиллюстрированы на рис. 2.

Основные виды деятельности волонтеров, занимающихся инклюзивным волонтерством в Великобритании

Рис. 2. Основные виды деятельности волонтеров, занимающихся инклюзивным волонтерством в Великобритании

Наибольшей популярностью у инклюзивных волонтеров Великобритании пользуется сбор средств на благотворительные нужды, работа в комиссиях и комитетах, преподавание и обучение. Кроме того, у добровольцев с ограничениями есть возможность работать в местных организациях и филиалах национальных организаций.

Поскольку спонтанное волонтерство может быть небезопасно как для добровольца, так и для окружающих, то подготовка, обучение — обязательный этап, необходимый для волонтерской практики. В основе процесса обучения российских инклюзивных волонтеров лежит принцип непрерывности. Определены два вида обучения: обучение на «рабочем месте» (т. е. в ходе непосредственной волонтерской работы) и обучение вне «рабочего места». Преимущество отдается последнему виду обучения. Учебная программа включает чтение лекций, проведение деловых игр, разбор конкретных производственных ситуаций, проведение конференций и семинаров, формирование групп по обмену опытом, создание кружков качества. Обучение за рубежом включает разносторонние задания, выполняемые на семинарах, и проводится до тех пор, пока не будет обеспечена абсолютная согласованность действий инклюзивных волонтеров [7, с. 14–15].

В практике осуществления инклюзивного волонтерства в России обязательным является наличие организатора-инструктора, который дает обучающимся актуальные рекомендации к предстоящей деятельности. В процессе обучения наставники-специалисты формируют у волонтеров необходимый набор компетенций в соответствии с компетентностной моделью, созданной командой специалистов РГСУ (морально-нравственная и мотивационная, психологическая, культурная, физическая компетентность) [3, с. 9–11]. Отличительной чертой зарубежного инклюзивного волонтерства является привлечение к работе организатора — универсала, т. е. человека, имеющего большой опыт в сфере волонтерства, при этом выступающего для начинающих преподавателем, координатором, психологом, юристом и т. д. Кроме него работает также группа специалистов, но акцент делается именно на организаторе — профессионале. Данный специалист реализует один из важных принципов организации инклюзивного волонтерства — поддержку и надзор. Организаторы обязательно проходят возможные курсы повышения квалификации, стажируются в различных волонтерских центрах, консультируются с другими специалистами при возникновении необходимости.

Основные проблемы инклюзивного волонтерства в России проиллюстрированы на рис. 3.

Проблемы инклюзивного волонтерства в России

Рис. 3. Проблемы инклюзивного волонтерства в России

Таким образом, на основе вышеупомянутого материала, зарубежный и отечественный опыт инклюзивного волонтерства весьма разрозненный, если на Западе оно считается полноценной и высоко оцениваемой деятельностью среди большинства граждан, то в России данное направление считается слаборазвитым, вследствие ранее обозначенных проблем. Зарубежная модель, как и раньше, так и сейчас является примером, на который другим странам следует ориентироваться, а именно из-за таких качеств как контроль, комплексность и слаженность, которые должны лежать в основе организации инклюзивного волонтерства каждого государства. В тоже время система отечественного инклюзивного волонтерства является далеко не идеальной, что отражается, например, в том, что опыт волонтерской деятельности перенимается от региона к региону, при этом отсутствует четко согласованная структура. Однако стоит признать, что на данный момент в России инклюзивное волонтерство стало широко освещаться в научной литературе и больше внимания уделяется ее теоретическим аспектам, что выражается в последовательном запуске пилотных проектов, направленных на развитие данной отрасли. Для достижения результатов в этой области необходимо совместные усилия государства и общества, что, в свою очередь, способствуют значительному развитию данной отрасли.

Литература:

  1. Паспорт государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru
  2. Быстрова Л. И., Галиханова Л. В., Крутицкая Е. В. Методические рекомендации по развитию волонтерских центров инклюзивного добровольчества: метод. пособие. М.: РГСУ. — 2018. — с. 99.
  3. Горлова Н. И. Вовлечение в добровольческую (волонтерскую) деятельность людей с ограниченными возможностями здоровья, включая российский и зарубежный опыт: методические материалы. М.: Ассоциация волонтерских центров. — 2020. — с. 75.
  4. Примак Е. П. Год добровольца (волонтера) в России // BIBLIOPSKOV.RU. Псков, 2018. URL: https://bibliopskov.ru/zip/god2018volontera.pdf
  5. Решетников О. В. Участие населения в добровольческом движении: консолидация, ответственность, самоуправление: учеб. пособие. М.: Префектура Центр. Адм. Округа. — 2013. — с. 46
  6. Федосова Е. П. Почувствуйте разницу: волонтерство в развитых странах // Электронный журнал о благотворительности «Филантроп». М., 2010. URL:http://philanthropy.ru/analysis/2010/09/29/3422/
  7. Inclusive volunteering. Recommendations for Volunteer Coordinators on How to Develop a More Inclusive Volunteer Programme [Электронный ресурс] URL:https://www.volunteer.ie/wpcontent/uploads/2017/07/Web_Ready__Volunteeri ng_as_a_Tool_for_Inclusion_-_Toolkit.pdf
  8. Шарикова, Е. С. Теория и практика инклюзивного волонтерства в социальной работе / Е. С. Шарикова. — Текст : электронный // Электронная библиотека Пензенского государственного университета : [сайт]. — URL: https://elib.pnzgu.ru/files/eb/doc/sCg1DgISbJgD.pdf (дата обращения: 25.05.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Великобритания, Запад, волонтерская деятельность, Волонтерский центр, инклюзивная культура, инклюзивное добровольчество, ограниченная возможность здоровья, Российская Федерация, США.


Ключевые слова

опыт, перспективы, проблемы, волонтер, инклюзивное волонтерство, человек с ограниченными возможностями здоровья

Похожие статьи

Представления студентов Сургутского государственного педагогического университета об инклюзивном волонтерстве

В работе рассматриваются результаты социологического опроса студентов БУ «Сургутский государственный педагогический университет». Показана социальная значимость волонтерства, ее роль и значение, как для самого молодого человека, так и для людей, кото...

Роль дистанционных технологий в образовании

Цель работы заключается в определении роли дистанционных технологий в современном образовании. Для реализации цели работы даны определение современного образования, дистанционного обучения, приведена статистика объема рынка дистанционного образования...

О роли студенческого волонтерства в карьерном становлении молодежи

В статье авторы показывают значимость и предлагают создание студенческих волонтерских клубов, а также предоставляют примерную модель организации.

Концепция и механизмы системы наставничества молодых преподавателей IT-дисциплин

В статье авторы рассказывают о концепции наставничества, рассматривают разные уровни и формы. Описана разработанная система, механизмы и опыт наставничества автором молодых преподавателей IT дисциплин.

Компетенции и навыки волонтеров, формируемые в процессе участия в социально-культурных проектах

В статье рассмотрена тема формирования компетенций и навыков у волонтеров посредством их участия в социально-культурных проектах. Уточнены некоторые аспекты, способствующие формированию и развитию навыков, а также компетенций.

Молодежное предпринимательство — будущее развитой экономической инфраструктуры

В статье описана краткая информация современного положения малого и среднего бизнеса, осмотрены главные преграды, препятствующие становлению предпринимательского действия, предлагаются меры, нацеленные в помощь молодежного предпринимательства.

Организация деятельности волонтерского центра как инструмента управления психолого-педагогическим сопровождением обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена одной из актуальных задач высшего образования — организации деятельности волонтерских центров как инструмента управления психолого-педагогическим сопровождением обучающихся с ОВЗ. Раскрыты возможности и роль студенческого клуба как э...

Особенности появления и развития дистанционной стажировки как элемента управления талантами с использованием современных информационных технологий

В статье рассматривается эволюционное развитие понятия стажировка. Автором дана оценка современного положения дистанционной стажировки на глобальном уровне, а также приведены собственные идеи по её возможному развитию в Кыргызской Республике.

Роль благотворительности в создании условий для обучения слепых детей на примере Симбирской губернии XIX века

В работе рассмотрены отдельные вопросы формирования системы коррекционного образования в России, в частности, Симбирской губернии. Приведены примеры, определяющие ключевую роль в данном направлении, частных благотворителей, раскрыты некоторые вопросы...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с помощью тандем-метода

Данная статья посвящена описанию основных принципов тандем-метода, рассматриваются особенности его использования на разных этапах обучения. Анализируются преимущества виртуального общения по сравнению с «живым».

Похожие статьи

Представления студентов Сургутского государственного педагогического университета об инклюзивном волонтерстве

В работе рассматриваются результаты социологического опроса студентов БУ «Сургутский государственный педагогический университет». Показана социальная значимость волонтерства, ее роль и значение, как для самого молодого человека, так и для людей, кото...

Роль дистанционных технологий в образовании

Цель работы заключается в определении роли дистанционных технологий в современном образовании. Для реализации цели работы даны определение современного образования, дистанционного обучения, приведена статистика объема рынка дистанционного образования...

О роли студенческого волонтерства в карьерном становлении молодежи

В статье авторы показывают значимость и предлагают создание студенческих волонтерских клубов, а также предоставляют примерную модель организации.

Концепция и механизмы системы наставничества молодых преподавателей IT-дисциплин

В статье авторы рассказывают о концепции наставничества, рассматривают разные уровни и формы. Описана разработанная система, механизмы и опыт наставничества автором молодых преподавателей IT дисциплин.

Компетенции и навыки волонтеров, формируемые в процессе участия в социально-культурных проектах

В статье рассмотрена тема формирования компетенций и навыков у волонтеров посредством их участия в социально-культурных проектах. Уточнены некоторые аспекты, способствующие формированию и развитию навыков, а также компетенций.

Молодежное предпринимательство — будущее развитой экономической инфраструктуры

В статье описана краткая информация современного положения малого и среднего бизнеса, осмотрены главные преграды, препятствующие становлению предпринимательского действия, предлагаются меры, нацеленные в помощь молодежного предпринимательства.

Организация деятельности волонтерского центра как инструмента управления психолого-педагогическим сопровождением обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена одной из актуальных задач высшего образования — организации деятельности волонтерских центров как инструмента управления психолого-педагогическим сопровождением обучающихся с ОВЗ. Раскрыты возможности и роль студенческого клуба как э...

Особенности появления и развития дистанционной стажировки как элемента управления талантами с использованием современных информационных технологий

В статье рассматривается эволюционное развитие понятия стажировка. Автором дана оценка современного положения дистанционной стажировки на глобальном уровне, а также приведены собственные идеи по её возможному развитию в Кыргызской Республике.

Роль благотворительности в создании условий для обучения слепых детей на примере Симбирской губернии XIX века

В работе рассмотрены отдельные вопросы формирования системы коррекционного образования в России, в частности, Симбирской губернии. Приведены примеры, определяющие ключевую роль в данном направлении, частных благотворителей, раскрыты некоторые вопросы...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с помощью тандем-метода

Данная статья посвящена описанию основных принципов тандем-метода, рассматриваются особенности его использования на разных этапах обучения. Анализируются преимущества виртуального общения по сравнению с «живым».

Задать вопрос