Одной из важнейших задач современного источниковедения является проведение критики и установление познавательных возможностей новых исторических источников. Реформация в Швейцарии, ознаменовавшаяся, распространением в регионе кальвинистских идей и построения в Женеве общества теократического порядка, оставила нам ряд источников, которые дают возможность проследить различные аспекты этого сложного процесса.
В отечественной исторической науке проблемы Реформации в Женеве исследовались в работах Р. Ю. Виппера [3] и Б. Д. Порозовской [5]. Из современных отечественных исследователей следует назвать работы Булыгиной О. В. [2] и Ревуненковой Н. В. [6].Среди зарубежных исследований следует отметить работы Джефри Уотта [7] [8]. Необходимо отметить, что до сих пор в отечественной науке нет комплексного исследования социальной и повседневной жизни Женевы времён Кальвина, а исследования, в основном, касаются либо теологических положений учения Жана Кальвина, либо политического устройства его общины. Это связано, прежде всего, с малым количеством доступных источников по этому периоду.
Как указывает Люблинская А. Д., основными источниками по истории Швейцарии раннего Нового времени являются памятники теологической мысли, корреспонденция деятелей реформационного движения, а также протоколы протестантских консисторий [1:3; с.317]. Если богословские труды и личная переписка доступны для исследователей, то протоколы консистории ещё не были введены в научный дискурс и не рассматривались отечественными учёными. Одним из немногочисленных источников, дающих представление о феномене Женевы времён Кальвина, являются регистры, или протоколы, женевской консистории.
Целью нашей работы является исследование источниковедческих аспектов регистров консистории кантона Женевы, внешняя и внутренняя критика исторического источника, а также установление познавательных возможностей регистров консистории Женевы времён Кальвина.
Женевская консистория — орган административной, судебной, церковно-судебной и исполнительной власти в Женеве, учреждённый по предложению Жана Кальвина 20 ноября 1541 г. [2; с.18]. Согласно исследованиям, Женевская консистория была представлена как комитет муниципального управления выборного характера с функциями церковного суда, состав которого переизбирался ежегодно в феврале и имел чётко обозначенную иерархию: четверо синдиков (т. е. управляющих магистратов), двенадцать старейшин из мирян-докторов богословия и «досточтимой компании пасторов» [1:8; с.21].
Регистры женевской консистории изначально оформлены как рукописные фолианты, содержащие записи о её деяниях в период за один год, зафиксированные на писчей бумаге хорошего качества без чёткой разлиновки страниц быстрым каллиграфическим почерком, оформляемые, очевидно, несколькими секретарями консистории, о чём можно судить по различным особенностям почерка. На настоящий момент архивы консистории находятся на хранении в городской библиотеке Женевы. Поскольку издание предназначалось для внутреннего, архивного и отчётного пользования, вопрос подлинности источника представляется решённым в пользу полной достоверности: источник существует только в качестве нарративного документа, с которого не было сделано копий [2; с.4].
Что касается внутреннего содержания источника, то следует отметить характер записей Регистров. Можно отметить следующие группы зафиксированных событий: судебные дела с упоминанием конкретных персоналий (имя, род занятий, в некоторых случаях адрес), совершённого преступления и последующих уголовных или административных мер; церковно-судебные дела (характеризующиеся вероисповедальными мотивами с возможным отлучением от Церкви); выборы новых членов консистории; благотворительность (если она оказывалась непосредственно консисторией). Часто после описательных записей встречаются пометки с указанием совета для действия членов консисторией, или же предложение спросить такового у самого Кальвина. Исходя из этого логичным будет предположение об отсутствии пропущенной информации, содержащейся в источнике, равно как и о невозможности фальсификаций.
Регистры Женевской консистории в контексте социальной и повседневной жизни Женевы раннего Нового времени являются, как уже было замечено раннее, продуктом деятельности определённых структур местной власти, а именно консистории.
Заседания консистории проводились каждый четверг, о чём известно, прежде всего, по датировкам записей и указанию дня недели, однако случались и внеочередные заседания, что тоже подтверждает датировка записей. Рассмотрение дел и вынесение вердиктов предваряется перечислением участников заседания, состав которых меняется ежегодно в феврале (реже — в марте) и заносит дело о избрании на должность непосредственно в регистры. Выборность членов консистории предусматривает возможность переизбрания отдельных чиновников, что, например, фиксируется в записи от 20 февраля 1550 г. [1:5; с.3], 19 февраля 1551 г. [1:6; с.3], 2 марта 1554 г. [1:7; с.215], когда гражданин Женевы Николя Гайяр переизбирался в качестве члена консистории. Вместе с ним в те же годы переизбирались Абель Пупен, Пьер Бритильон, Франсуа Серван и несколько других персоналий, что говорит об отсутствии уникальности случая сохранения должности на протяжении нескольких лет.
Кроме того, выборной была должность пастора, что характерно для протестантизма: в частности, известен случай от 4 августа 1544 года, когда на соответствующие должности были выбраны Николя Гайяр и Пьер Нино, кандидатуры которых были предложены лично Кальвином, «находившего их очень способными». Им была предложена «обычная плата» — 240 флоринов в год [1:3; с.97]. По нашему мнению, эта запись регистра показательна, поскольку указывает на стандартный размер оплаты труда состоящих на должности пастора в церквях Женевы и говорит о выборности таковых. Как указывает Джефри Уотт, обычное количество членов консистории, участвующих в рассмотрении дел, достигало двенадцати человек [1:7; с.31].
Собственно, консистория кантона Женевы рассматривала весьма разнообразные по своей сущности дела, начиная от вопросов церковной дисциплины (каково, собственно, было предназначение такого органа власти) и заканчивая делами о конфликтах между личностями и внутри семей, действуя, соответственно, не только как судебно-карательный, но и как посреднический социальный институт, обладая юрисдикцией большей, нежели епископальные суды католических регионов [1:2; с.75].
Особенно примечательны дела консистории, разбирающие семейные конфликты на основании права вмешательства в частную жизнь людей. Например, это могут быть бытовые конфликты либо насилие (в частности, случай мельника Жана Милье, который избивал свою жену «в голову, в грудь и живот так, что оставались раны» [1:8; с.162–163], за что был арестован на девять суток), и конфликты родителей и уже взрослых детей (например, 10 августа 1542 г., когда консистория постановила детей госпожи Пернетт Дюпен содержать свою мать, не имеющей «хорошей одежды», которая не могла заставить детей её содержать мирным путём [1:2; с.105]). Таким образом в Женеве регулировались даже внутрисемейные конфликты, что немаловажно для понимания общей обстановки в кантоне в это время.
Порицались и религиозные практики, идущие врозь с кальвинистской доктриной веры. Об этом, в частности, свидетельствуют записи от 28 августа 1550 г., когда консистория рассматривала дело гражданина Франсуа Виллена и его супруги Антуаны, хранивших дома католический Часослов, соблюдающих посты и праздники, учивших детей молитве «Радуйся, Мария» и рассказывающих им, что выше Богородицы никого из людей нет. Консистория предписала сжечь Часослов и увещевать членов семьи [1:5; с.188].
Остракизму подвергались даже частные молитвы, содержащие «ересь» и «суеверие» с точки зрения кальвинизма, о чём красноречиво свидетельствует интересный случай 20 декабря 1554 г., когда консистория рассматривала дело Клоды Бессон, которая во время родов молилась Богородице и получила увещевания [1:6; с.297].
Интересны также случаи крещения детей по католическому обряду, хотя кальвинизм допускал совершение Таинства над младенцами. По нашему мнению, это вызвано недоверием части женевцев к новой протестантской обрядности. Одним из показательных случаев является дело крестьянина Николя Бо, который отправил своего старшего сына в католический храм во французском городе Сейселль, чтобы крестить младшего, трёхлетнего ребёнка, уже крещёного в женевской протестантской церкви. В качестве наказания и Николя Бо, и его старший сын были арестованы на неопределённый срок [1:1; с.36]. Эти факты свидетельствуют о сохранении остатков католических обрядов и неполном восприятии самой новой протестантской ментальности, что отражалось на религиозно-мировоззренческой модели поведения отдельных членов общины.
Кроме того, консистория блюла внешнее поведение членов общины и следила, чтоб оно находилось в рамках морали. Известны случаи прощения за «пьянство», при вступлении в члены гильдии, о чём говорит запись от 15 февраля 1560 г., когда новоизбранные члены консистории имели суждение об обычае застолья в гильдиях, «не без скандалов и прочего рассеяния», чему было предложено «положить конец» [1:9; с.19].
О надзоре в области морали и контроле за соблюдением кальвинистких установлений говорит запись от 6 октября 1547 г., когда в консисторию была вызвана жена женевского мясника Жана Фавра Генриетта. Указывалось, что она часто «напивается и богохульствует», «не ходит на проповеди», «знает Отче наш, но не знает Символ веры». Ей дали месяц на исправление [1:3; с.103]. Насколько видно из записи от 15 декабря 1547 г., она выучила Символ веры, однако её супруг жаловался на постоянные бытовые раздоры и что «это потому, что она всё время пьяна, и он больше не может это терпеть». Впрочем, увещевания были вынесены обоим супругам [1:3; с.147].
Рассматриваемые случаи позволяют выяснить познавательные возможности нашего источника. Регистры женевской консистории с точки зрения источниковедческой критики весьма важны для понимания контекста и развития политической, социальной и повседневной жизни в кантоне Женевы в середине XVI века, Прежде всего, это касается деятельности и организации городского самоуправления, дел религиозного благочестия (что в условиях кальвинистской теократии вполне может быть квалифицировано как основная цель наблюдений консистории), ликвидация «предрассудков» и «суеверий», контроль семейно-брачных отношений, сохранение правил морали и т. д. Благодаря этому источнику, перед исследователем открывается масштабный спектр сведений, касающихся общественной и частной жизни, во многом потому, что консистория обладала правом вмешательства в частную жизнь.
Регистры консистории охватывают широкий круг вопросов социальных и моральных порядков городской протестантской общины Женевы времени пребывания там Кальвина, например, выборов административно-политической власти кантона, семейно-брачных дел, проблем внутрицерковной регуляции, личного и общественного благочестия и т. д.
Литература:
- Registres du Consistoire de Genève au temps de Calvin / Tomes I-XVII // Librairie Droz // sous la direction scientifique de Robert M. KINGDON
- Булыгина О. В. Жан Кальвин: политическая теология // Наука, техника и образование. 2014. № 2 (2). С. 76–79
- Виппер Р. Ю. Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI века: Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма. М., 1894. с. 618
- Люблинская А. Д. Источниковедение истории средних веков. Учеб. пособие для гос. ун-тов. — Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1955. — 374 с
- Порозовская Б. Д. Иоганн Кальвин, его жизнь и реформаторская деятельность // Тип. Ю. Н. Эрлих, 1891. — 104 с.: ил.; 18 см
- Ревуненкова Н. В. Жан Кальвин: Теология и религиозно-общественная мысль XVI века — СПб.: ИПЦ СПбГУТД, 2012. — 264 с.
- Jeffrey R. Watte. The Consistory and Social Discipline in Calvin’s Geneva. Rochester University Press, 2020. p. 326
- Jeffrey R. Watte. Choosing Death: Suicide and Calvinism in Early Modern Geneva (Sixteenth Century Essays & Studies). Truman State University Press, 2001. p.364